ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Цели: Формирование у студентов знаний, умений и навыков в области
оформления интерьеров общеобразовательных учреждений
Задачи дисциплины:
1. Формирование художественной культуры, целостного восприятия, композиционно-образного мышления, понимания целостности художественного образа средствами декоративного изображения.
2. Формирование системы знаний в области художественного оформления образовательных учреждений
3. Приобретение профессиональных навыков по декоративно-оформительскому искусству.
СОДЕРЖАНИЕ
История возникновения и развития шрифта. Шрифты различных исторических эпох: историографический обзор знаковой системы.
2. Роль, место и значение шрифта и шрифтовой композиции в художественно-оформительском искусстве и организации школьной визуальной среды:
- Значение художественного оформления в эстетическом, нравственном, трудовом, социально-активном воспитании учащихся
- Создание информационно-коммуникативной системы средствами художественного оформления;
- Создание комфортных условий для проведения учебного процесса.
3. Виды художественно-оформительских работ в образовательном учреждении и их специфика:
- Организация и оформление школьных интерьеров и экстерьеров в соответствии с тематикой и современными требованиями, предъявляемыми к
созданию художественно-эстетической среды.
- Организация деятельности школьных кружков и объединений по декоративно-прикладному и художественно-оформительскому искусству,
направленных на решение задач формирования среды.
- Комплексная организация художественно-оформительских работ с соблюдением связи архитектуры, монументального и декоративного искусства в художественном оформлении.
- Зонирование помещений с учетом специфики многофункционального использования школьных помещений средствами декоративно-прикладного оформительского искусства.
- Виды художественного оформления (монументальное, наглядно-агитационное, праздничное, текущее).
- Понятие сценария, художественно-концептуального решения, тематического и экспозиционного планов.
- Последовательность эскизной разработки художественно-оформительских работ. Основные требования к работам данного вида.
Основы теории шрифтовой композиции различного функционального назначения.
Применение шрифтовых композиций:
- оформление учебной информации;
- оформление школьных мероприятий;
- оформление школьного интерьера к торжественным событиям;
- оформление образовательных помещений к праздникам и т.д.
5. Требования к шрифтовым композициям:
- образность шрифта,
- стилевое единство шрифта и его элементов.
- ансамблевая связь содержания текста и гарнитуры шрифта.
- выбор характера шрифта и его размеров в зависимости от расстояния до текста и его назначения.
- читабельность шрифтовой композиции.
- материалы и инструменты для выполнения шрифтовых работ.
Типы шрифтовых композиций используемых в школьной практике
- Особенности написания букв и цифр (гарнитура).
- Понятия «модуль» и «модульная сетка».
- Оптическая и геометрическая середина букв.
- Межбуквенные пространства и оптические иллюзии в округлых буквах.
- Пропорций шрифта и изображения в объявлениях, плакатах, лозунгах, диаграммах, таблицах, и т.п.
7. Основы колористики и цвет в художественно-оформительском искусстве:
- Цвет и цветовые сочетания в оформлении интерьера с учетом особенностей освещения и назначения образовательного помещения (цветообразование).
- Цветовое воплощение принципов композиций различного функционального назначения шрифтовых композиций.
- Социально-политическое и образно-психологическое толкование цветовых сочетаний шрифтов.
Формы художественного оформления образовательного пространства
- Глубинно-пространственная композиция.
- Фронтальная (плоскостная) композиция в художественно-оформительском искусстве.
- Объемная композиция художественно-оформительского искусства.
- Формы оформительского искусства: учебные плакаты, информационный стенд, поздравительные плакаты, указатели …
- Макет
- Основные принципы и закономерности построения композиций различных форм
Современная визуальная культура
- Современные системы знаковой визуальной коммуникации
- Изобразительная информация и промышленная графика.
- Пиктографические системы информации.
- Символика и семантика различных визуальных систем.
- Визуальные коммуникации в школе
- Фирменный стиль в школе.
- Комплексная (ансамблевая) организация школьных интерьеров и территории школы.
- Функциональное назначение и художественный образ среды.
- Зонирование различных помещений и территорий.
- Специфика использования изобразительных средств.
- Синтез искусств: архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства при создании глубинно-пространственных композиций, направленных на художественно-эстетическую организацию среды.
- Этапы и особенности и разработки знака визуальной
коммуникации. Технологические особенности выполнения знаков.
ЗАДАНИЕ
Разработать эскиз знака визуальной коммуникации для образовательного учреждения.
Этапы проектирования:
- сбор необходимой информации,
- разработка художественно-концептуального решения,
- создание эскиза,
- выполнение чертежей,
- выполнение проектной документации,
- выполнение проекта (модели) или макета.
Вопросы для изучения
| № п/п | Вопросы |
| Что понимается под комплексным подходом при выполнении работ по художественному оформлению школы. | |
| Принципы художественного оформления образовательного учреждения | |
| Как учитываются возрастные особенности при художественном оформлении кабинетов. | |
| Перечислите основные направления и объекты художественно-оформительских работ в школе. | |
| В чем состоят особенности использования шрифта в оформительских работах в школе | |
| Назовите основные принципы построения глубинно-пространственной композиции. | |
| Определите роль декоративных элементов в оформлении | |
| Раскройте эргономические требования к художественному оформлению школьных объектов. | |
| Раскройте значение цвета в оформлении школы | |
| Цветовая палитра школьных интерьеров | |
| Основные цвета и цветовой круг. | |
| Понятие цветовой среды | |
| Воздействие цвета на человека с различных позиций | |
| Особенности психологии зрительного восприятия школьника. | |
| Как учитываются возрастные особенности детей в художественном оформлении учебных кабинетов | |
| Раскройте значение эргономических требований к художественному оформлению школьных объектов | |
| Какова роль декоративных элементов в оформлении учебных кабинетов, рекреаций и залов. | |
| В чем состоят особенности использования шрифта в оформительских работах в школе | |
| Виды шрифтов в оформлении интерьера учебного заведения | |
| Основные закономерности пространственной композиции | |
| Шрифтовые композиции в оформлении учебных стендов | |
| Как можно использовать знания, полученные по другим дисциплинам декоративного искусства в художественном оформлении школы. | |
| Расскажите об основных принципах построения глубинно-пространственной композиции | |
| Раскройте понятие «синтез искусств» применительно к художественному оформлению в школе | |
| Шрифты: виды и их значение | |
| Выбор гарнитуры шрифта.. | |
| Композиция слов, строки, листа | |
| Типы шрифтовых композиций в школьной практике: объявления, плакаты, лозунги, диаграммы, таблицы | |
| Плакат: виды, значение, история развития | |
| Понятие «модуль» и «модульная сетка». | |
| Применение художественных материалов в оформительском искусстве (кожа, дерево, керамика). | |
| Назовите основные правила шрифтовой композиции | |
| Виды оформительского искусства | |
| Дизайн среды учебного учреждения. | |
| Принцип зонирования и учета специфики многофункционального использования школьных помещений. | |
| Проектный дизайн. Этапы проектирования оформления помещения. | |
| Витраж, имитация витража в школьных учреждениях. | |
| Стиль «Граффити» в оформлении экстерьера школы | |
| Стиль «Модерн» - его признаки и тенденции форм | |
| Стиль «Готика», особенности интерьерной пластики. | |
| Стиль барокко – и его назначение в интерьере | |
| Классический стиль в интерьере. | |
| История возникновения шрифта, виды шрифтов. | |
| Гарнитура написания шрифтов разных видов. | |
| Каллиграфическое искусство на уроках в школе. | |
| Что такое логотип, товарных знак, бренд. | |
| Мозаика. Виды мозаики и применение | |
| Как используется цвет в интерьере общественных учреждений? | |
| Создание проекта детской выставки. Цели и задачи. | |
| Основные законы и принципы создание макета детской книги. | |
| Раскройте понятие «синтез искусств» применительно к художественному оформлению в школе |








