Тема 6. Правовые основы денежного обращения и расчетов




 

Понятие денежной системы, ее основные элементы. Социально-экономическое значение денег и денежной системы. Правовые основы денежной системы РФ. Денежная система как объект правового регулирования. Конституционные основы организации и функционирования денежной системы, финансово-правовые нормы, действующие в этой области. Органы, обеспечивающие реализацию денежно-кредитной политики государства. Понятие денежного обращения, его виды. Правовые основы обращения наличных денег. Эмиссия как начальный этап обращения наличных денег. Эмиссионные функции Центрального банка РФ, их содержание, порядок осуществления. Правила обмена денежных знаков на денежные знаки нового образца. Правила осуществления организациями наличных денежных расчетов. Правовые основы безналичного денежного обращения. Понятие и виды безналичных денежных расчетов. Роль кредитных организаций в осуществлении безналичных расчетов. Понятие кассовых операций. Значение государственного регулирования кассовых операций. Правила ведения кассовых операций, установленные правовыми нормами. Роль Центрального банка РФ в регулировании кассовых операций. Основные денежные документы при осуществлении кассовых операций. Порядок ведения кассовых операций для субъектов, получающих денежные знаки от населения, значение применения контрольно-кассовых машин.

 

Одним из объективных факторов, обу­словливающих необходимость проведе­ния государством финансовой деятель­ности, является перераспределение национального дохода в денежной форме и связанная с этим его включенность в денежное обращение. Эффективное развитие экономики стра­ны во многом определяется состоянием денежного обращения, стабильным функционированием денежной системы. Денежное обращение пронизывает всю финансовую систему. Особую роль деньги играют в рыночной экономике, являясь важнейшим ее атрибутом.

Деньги — многогранное и многоаспектное явление, изучаемое на стыке экономической и правовой науки.

Экономическое содержание денег традиционно раскрывается через выполняемые ими в ходе товарного оборота функции. К ним, в частности, от­носятся:

— функция меры стоимости, т.е. деньги являются универ­сальным измерителем стоимости товаров;

— функция средства обращения, выполняя которую деньги становятся средством обмена одного товара на другой по схеме «товар—деньги—товар»;

— функция средства накопления. Поскольку деньги облада­ют абсолютной ликвидностью, т.е. могут быть в любой момент обменены на товары, с течением времени они сохраняют свою стоимость, а следовательно, они могут быть скоплены для даль­нейшего расширения производства;

— функция средства платежа. Деньги могут использоваться не только для приобретения товаров, но и для осуществления платежей не предполагающих получение встречного предостав­ления, например для уплаты налогов;

— функция мировых денег, которую деньги выполняют при расчетах с иностранными контрагентами;

— информационная функция — ее стали выделять не так давно. Выполняя данную функцию, деньги становятся носителем информации о стоимости.

Таким образом, под деньгами в экономическом смысле при­нято понимать определенный товар, являющийся универсальным измерителем стоимости других товаров, выполняющий функции средства обращения, накопления и платежа.

Деньги могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, в зависимо­сти от формы их существования в реальном мире выделяют:

1) наличные деньги — это денежные знаки, существующие в реальном мире, выраженные в материальной форме банкнот или монет;

2) безналичные деньги, которые представляют собой записи на банковском счете, а следовательно, не находящие своего материального выражения. В то же время, выполняя функции средства обращения и средства платежа, деньги могут переходить из наличной формы в безналичную и наоборот. Безналичные деньги не существуют в реальном мире и представляют собой юридическую фикцию.

По национальной принадлежности деньги делятся на:

1) национальную валюту, т.е. деньги данного государства, вы­пускаемые им и признаваемые законным платежным средством на всей его территории;

2) иностранную валюту — денежные знаки, эмитируемые ино­странным государством.

Здесь необходимо отметить, что в нашей экономической и фи­нансовой науке длительное время существовала недооценка роли денег в функционировании хозяйственного механизма.

Долгое время финансово-правовая наука руководствовалась исключительно экономическим подходом в понимании денег. Между тем деньги могут быть охарактеризованы не только с эко­номической, но и с правовой точки зрения.

Начиная с момента выпуска и заканчивая моментом изъятия из обращения деньги являются объектом правового регулирования со стороны государства. Оно закрепляет наименование нацио­нальной валюты, виды денежных знаков, находящихся в обороте, правила их обращения и иные существенные элементы денежной системы в общеобязательных нормативных актах, соблюдение которых гарантируется силой государственного принуждения. Современные денежные знаки, не имея, по сути, никакой вну­тренней стоимости (в отличие от товарных денег), признаются законным платежным средством исключительно волей государ­ства. Оно не только ручается за их платежеспособность, но и обо­значает с помощью финансово-правовых норм эту платежную силу на денежных знаках. Таким образом, необходимо признать, что современные деньги являются продуктом права и вне его они существовать не могут. Следовательно, деньги с юридической точки зрения могут быть определены как установленные законом и изготовленные в соответствующей форме знаки, на которых обозначена в денежных единицах платежная сила и которыми могут быть произведены все расчеты внутри страны.

Особенностью денег является то, что они находятся в постоянном движении. Про­цесс непрерывного движения денег в на­личной и безналичной формах называется денежным обращением. Денежное обраще­ние отражает направленные потоки денег между: 1) Центральным банком и иными кредитными организациями; 2) самими кредит­ными организациями; 3) кредитными организациями и пред­приятиями, организациями, учреждениями различных органи­зационно-правовых форм; 4) банками и физическими лицами; предприятиями и физическими лицами; 6) банками и иными институтами финансовой системы; 7) финансовыми института­ми и физическими лицами.

Стремясь наилучшим образом наладить денежное обраще­ние, государство закрепляет основные правила ее организации в нормативно-правовых актах. Таким образом, в результате право­вого регулирования денежного обращения, возникает денежная система, под которой понимается совокупность исторически сло­жившихся форм денежного обращения, закрепленных государством в общеобязательных нормативных актах.

Основы денежной системы страны были заложены Конституцией РФ. В ней закре­пляются основные принципы организа­ции денежного оборота, а также компе­тенция государственных органов в этой сфере. Так, п. 1 ст. 75 Конституции устанавливает, что денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Рос­сийской Федерации не допускаются. В п. 2 ст. 75 Конституции определено, что защита и обеспечение устойчивости рубля — ос­новная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государ­ственной власти.

Кроме того, в п. «ж» ст. 71 Конституции определяется, что финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия и основы ценовой политики находятся в ис­ключительном ведении Российской Федерации.

Свое дальнейшее развитие нормы Конституции находят в положениях федеральных законов. Основным нормативным актом данной группы источников является Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», который определяет полномочия Центрального банка Российской Федерации по эмиссии наличных денег, организации наличного денежного обращения, установлению правил проведения рас­четов, а также полномочия по проведению кредитно-денежной политики. Кроме того, основы организации денежной системы определяются также Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулиро­вании и валютном контроле», Федеральным законом от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» и иными законами.

Важное значение в регулировании денежной системы имеют нормативные акты Президента РФ. Так, например, Указом Пре­зидента РФ от 14 июня 1992 г. № 622 «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения» были закреплены общие принципы организации оборота наличных денежных средств в Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 114 Конституции РФ на Правитель­ство Российской Федерации возлагается обязанность по обеспе­чению проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. В этих целях Правительство имеет право издавать нормативные правовые акты, направленные на проведение такой политики.

Еще одним важным источником правового регулирования денежной системы выступают акты финансово-кредитных орга­нов. К данной группе актов относятся акты ЦБ РФ, например: Положение о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ, Положение о правилах органи­зации наличного денежного обращения на территории РФ и др.

Кроме того, отдельные вопросы, связанные с денежной систе­мой, определяются актами иных органов исполнительной власти.

Например, Министерство здравоохранения и социального раз­вития утверждает порядок выдачи заработной платы и иных со­циальных платежей, Минобразования определяет порядок оплаты образовательных услуг, предоставляемых на платной основе и т.д.

Денежная система, как и любая другая система, состоит из совокупности элементов, находящихся в функциональной взаи­мосвязи между собой. К элементам денежной системы относится следующее.

1. Официальная денежная единица. Согласно ст. 75 Конститу­ции РФ денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек (ст. 27 Закона о Банке России). Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денеж­ных суррогатов запрещаются. В настоящее время в Российской Федерации в обращении находятся два вида денежных знаков: банкноты и металлическая монета. Номиналы и образцы де­нежных знаков утверждаются советом директоров Центрального банка.

В Российской Федерации официальное соотношение между рублем и золотом не устанавливается. Согласно ст. 30 Закона о Банке России банкноты и монета Банка России являются без­условными обязательствами ЦБ РФ и обеспечиваются всеми его активами.

Законодательством предусматривается особый порядок уста­новления валютного курса, который содержится в Положении Центрального банка РФ от 18 апреля 2006 г. № 286-П «Об уста­новлении и опубликовании Центральным банком Российской Федерации официальных курсов иностранных валют по отно­шению к рублю». Согласно данному положению Банк России устанавливает официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю ежедневно (по рабочим дням) или ежеме­сячно. Официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю устанавливаются приказом Банка России. Официаль­ный курс доллара США по отношению к рублю рассчитывается и устанавливается Банком России на основе котировок межбан­ковского внутреннего валютного рынка по операциям «доллар США—рубль». Официальные курсы других иностранных валют по отношению к рублю рассчитываются и устанавливаются Банком России на основе официального курса доллара США по отношению к рублю и котировок данных валют к доллару США на международных валютных рынках, на межбанковском вну­треннем валютном рынке, а также официальных курсов доллара США к указанным валютам, устанавливаемых центральными (национальными) банками соответствующих государств.

2. Порядок эмиссии денежных знаков. В соответствии со ст. 29 За­кона о Банке России эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на террито­рии Российской Федерации осуществляются исключительно Бан­ком России. Эмиссия безналичных денег происходит в результате кредитных операций, осуществляемых банками. Осуществление эмиссии ведет к увеличению денежной массы. В этом смысле она отличается от простого обмена ветхих и поврежденных денежных знаков, при котором денежная масса остается на том же уровне.

3. Кроме названных элементов, в структуру денежной системы входит порядок организации и регулирования наличного и безна­личного денежного обращения.

Главная задача финансово-правового регулирования денеж­ного обращения заключается в поддержании правильного соот­ношения между доходами населения и организаций в денежной форме и стоимостью товаров и платных услуг, предлагаемых на внутреннем рынке, поскольку именно в этом случае в обращении находится достаточное, необходимое количество денег, в чем и за­интересовано государство. Сумма платежных средств в экономике страны, совокупный объем наличных денег и безналичного обо­рота образуют денежную массу, которая характеризует покупательные, платежные и накопительные средства, необходимые для развития экономики страны в целом, а также для удовлетворения потребностей физических и юридических лиц.

Регулированию денежного обращения предшествует выработ­ка соответствующей денежно-кредитной политики государства на определенном этапе развития общества.

Важное значение в выработке основных направлений право­вого регулирования денежного обращения играет денежно-кре­дитная политика. В соответствии с п. 1 ст. 4 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации(Банке России)» выработка и про­ведение единой государственной денежно-кредитной политики возлагается на Центральный Банк РФ. Данную функцию Банк России осуществляет во взаимодействии с Правительством РФ.

Денежно-кредитная политика представля­ет собой совокупность основных инстру­ментов и методов, с помощью которых происходит регулирование денежного организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций.

Под операциями на открытом рынке понимаются купля-про­дажа казначейских векселей, государственных облигаций, иных государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также купля-продажа иных ценных бумаг, определенных решением совета директоров Банка России, при условии их допуска к об­ращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций.

Валютные интервенции Банка России — это купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основ­ных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимаются установление лимитов на рефинансирование кре­дитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касаю­щиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Россий­ской Федерации.

Банк России в целях реализации денежно-кредитной поли­тики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия советом директоров решения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России, устанав­ливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обяза­тельных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.

Как отмечалось ранее, целью выработки и реализации денеж­но-кредитной политики, осуществления регулирования денежного обращения являются защита и обеспечение устойчивости рубля, всей денежной системы.

Денежное обращение подразделяется на два вида: наличное и безналичное. В процентном соотношении налично-денежный оборот меньше, чем безналичный, и обслуживает в основном получение и расходование денежных доходов населения, а также часть платежей предприятий и орга­низаций.

Налично-денежное обращение, или налично-денежный оборот, представляет собой процесс непрерывного движения денежных средств в наличной форме, т. е. в виде банкнот и разменной монеты. В настоящее время наличные денежные средства ис­пользуются в основном для расчетов среди населения. Сюда, в частности, относятся расчеты населения с торговыми пред­приятиями, выплата заработной платы, пенсий, пособий и иных социальных платежей, расчеты населения за предоставленные им коммунальные услуги и т. д. В экономически развитых странах доля наличных денег в общем объеме денежной массы не превы­шает 10—15%.

Как уже было указано выше, эмиссия наличных денег, орга­низация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России. Эмиссионная деятельность — главный признак и основ­ная функция Центрального банка. Банк России является един­ственным эмиссионным органом в нашей стране.

По распоряжению Банка России в его хранилищах создаются резервные фонды денежных билетов и металлической монеты. Они представляют собой запасы не выпущенных в обращение денежных средств и служат для удовлетворения потребностей рынка в наличных деньгах. Такие потребности могут возникнуть в случае естественного выхода денежных знаков из обращения (их стирания, уничтожения), необходимости поддержания по- купюрного состава денежной массы страны (т.е. для поддержания определенного процента тех или иных купюр в общей денежной массе) и т.д. Таким образом, при эмиссии наличные деньги по­ступают из резервных фондов в оборотную кассу Центрального банка, из которых выдаются предприятиям и кредитным орга­низациям.

Совет директоров принимает решения о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты старого образца, утверждает номиналы и об­разцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.

Кроме того, Банк России в целях организации на террито­рии Российской Федерации наличного денежного обращения осуществляет:

— прогнозирование и организацию производства, перевозку и хранение банкнот и монеты Банка России, создание их резерв­ных фондов;

— установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

— установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России;

— определение порядка ведения кассовых операций.

В соответствии со ст. 31 Закона о Банке России банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействитель­ными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения в отношении сумм или субъектов обмена.

При обмене банкнот и монеты Банка России старого образца на новые образцы срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не должен превышать пять лет.

Правила определения платежеспособности и порядок обме­на наличных денег определяются нормативными актами Банка России.

В целях снижения процентной доли наличных денежных средств в денежной массе государство стимулирует безналичные расчеты и ограничивает расчеты, осуществляемые с использова­нием наличных денежных средств.

Так, в соответствии со ст. 861 ГК расчеты с участием граж­дан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке. В то же время расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участи­ем граждан, связанные с осуществлением ими предприниматель­ской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.

Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения», опреде­лившим основные принципы организации наличного оборота в Российской Федерации, установлено, что все предприятия, организации и учреждения (включая организации торговли) не­зависимо от их организационно-правовой формы:

— обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков;

— должны производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреж­дения банков;

— могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий;

— обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с учреждением банка;

— имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты посо­бий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка.

Нормы Указа были отражены и развиты в Положении ЦБ РФ о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации.

Так, в соответствии с данным Положением, организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-право­вой формы (далее — предприятия) хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Хранение наличных денежных средств в кассах предприятий допускается только в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.

Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается уч­реждениями банков ежегодно всем предприятиям. В случаях, когда это необходимо, лимиты остатков касс могут быть пере­смотрены.

Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов на­лично-денежного оборота предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных де­нежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.

Все поступающие денежные средства должны быть докумен­тально оформлены. Для этого ведется кассовая книга. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана. Записи в кас­совой книге ведутся в двух экземплярах. Первые экземпляры остаются в кассовой книге, а вторые служат отчетом кассира. Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера предприятия.

Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя предприятия. При приеме денег лицу, сдающему денежные средства, должна быть выдана квитанция, заверенная печатью (штампом) предприятия и подписанная главным бух­галтером и кассиром.

Выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным дру­гим документам (платежным ведомостям (расчетно-платежным), заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег также подписываются руководителем и главным бухгалтером.

Говоря о деньгах, необходимо отметить, что ими являются не только наличные банкноты и монеты — такое представление превалирует в обыденном сознании граждан — деньги могут существовать также и в безналичной форме.

Денежное обращение предполагает постоянное движение денежных средств, их переход из наличной в безналичную форму и обратно. В настоящее время подавляющая масса денег находится в безналичной форме, что обусловлено вполне объективными причинами. Во-первых, наличные деньги «слишком дорогие» — их производство, хранение и даже уничтожение требуют немалых затрат. Безналичные деньги в этом смысле ничего не стоят госу­дарству. Во-вторых, безналичные расчеты гораздо удобнее, так как не требуют физического перемещения денег. В-третьих, потоки безналичных денег легче контролировать, поскольку их обраще­ние возможно исключительно с помощью технических средств.

Итак, безналичные деньги — это денежные средства, суще­ствующие в виде записей на счетах кредитных организаций. Их эмиссия происходит в результате проведения кредитных опера­ций, они не находят своего материального выражения в реальном мире и представляют собой юридическую фикцию. Обращение безналичных денег становится возможным посредством осущест­вления расчетов.

Правовую основу безналичных расчетов в Российской Фе­дерации составляют Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (гл. XII «Организация безналичных расчетов»), Гражданский кодекс Российской Феде- рации (гл. 46 «Расчеты»), а также иные нормативные акты.

В соответствии с п. 1 ст. 862 ГК РФ, при осуществлении безналичных расчетов до - пускаются расчеты платежными поручени­ями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Формы безналичных расчетов из­бираются клиентами банков самостоятельно и предусматривают­ся в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами.

Современный безналичный оборот в Российской Федерации организован в соответствии со следующими принципами:

1) предприятия всех форм собственности обязаны хранить свои средства на счетах в банках;

2) основная часть безналичных расчетов должна осущест­вляться через банк;

3) требование платежа должно выставляться или перед от­грузкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг), или после этого;

4) оплата клиентом банка полученных товаров и услуг осу­ществляется банком только с согласия обслуживаемого юриди­ческого или физического лица;

5) формы безналичных расчетов платежей выбираются орга­низацией по своему усмотрению в соответствии с требованиями законодательства.

Регулирование денежного обращения в стра­не осуществляется с помощью таких ме­тодов, как денежная реформа, деномина­ция и эмиссия, о чем подробнее говорилось в предыдущих параграфах данной главы. Денежная реформа — полное или частичное преобразование денежной системы с целью стабили­зации и укрепления денежного обращения. Мировая практика свидетельствует, что проведение денежной реформы достигает названных целей только в том случае, если она проводится в ус­ловиях стабилизации экономической и политической ситуации в стране.

Деноминация, в отличие от денежной реформы, является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках. В процессе осуществления деноминации не затрагиваются экономические основы государства, а происходит сокращение денежной массы, находящейся в обращении, а также лишь изменяется масштаб цен. Деноминация может проводиться как отдельно, так и одно­временно с денежной реформой.

В соответствии с Законом о Банке России в целях организации наличного денежного обращения на территории страны на Банк России возлагаются следующие функции:

— прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;

— установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

— установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

— определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

В сфере денежного обращения возникают различные обще­ственные отношения, регулируемые нормами нескольких от­раслей права.

В соответствии с Конституцией РФ к ведению Российской Федерации относится финансовое и валютное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки (п. «ж» ст. 71 Консти­туции РФ), и в этом аспекте названные отношения являются предметом правового регулирования конституционного права.

Нормы финансового права регулируют отношения, склады­вающиеся в процессе организации наличного и безналичного денежного обращения, в том числе при проведении денежных реформ, деноминаций, эмиссий, при организации расчетов, в частности установления обязательного порядка хранения средств юридических лиц на счетах в банках, ограничения наличных форм расчетов между организациями, определения порядка ведения кассовых операций. Названные отношения могут складываться между Центральным банком и кредит­ными организациями; между кредитными организациями; между кредитными организациями и их клиентами; между юридическими и физическими лицами; между кредитными организациями и иными институтами финансовой системы; между институтами финансовой системы и организациями и физическими лицами.

Как известно, нормы гражданского права регулируют иму­щественные и неимущественные отношения, связанные с иму­щественными, в которых деньги являются одним из объектов гражданских правоотношений. Наряду с этим нормы граждан­ского права регулируют расчетные отношения между субъектами по гражданско-правовым сделкам, возникающие при этом права и обязанности сторон, а также кредитных организаций, участву­ющих в данных отношениях. К ним относятся отношения по уста­новлению форм безналичных расчетов, таких как чек, вексель, платежное поручение и др., порядок открытия и закрытия счетов в кредитных организациях, их виды, определяющие различные правовые режимы данных счетов, а также права и обязанности сторон при заключении договора банковского счета.

Административное право регулирует отношения, связанные с привлечением к ответственности за совершение административ­ных правонарушений в сфере денежного обращения, денежной системы.

Нормы уголовного права предусматривают меры уголовной ответственности за совершение таких преступлений, как изго­товление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186 УК РФ) и изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187 УК РФ).

Следовательно, регулирование денежного обращения в стране осуществляется нормами различных отраслей права, которые на­ходят свое выражение, как отмечалось ранее, в Конституции РФ, в Федеральных законах «О Центральном банке Российской Феде­рации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», в Гражданском кодексе РФ и в иных нормативно-правовых актах. Особую роль в регулировании денежного обращения в стране играют инструкции Банка России по всему комплексу названных вопросов в сфере денежного обращения.

На протяжении многих столетий драгоценные металлы вы­ступали основой денежной системы. Первые деньги, имевшие товарную природу, изготавливались из драгметаллов и их вну­тренняя стоимость определялась стоимостью валютного металла. Позже, при системе «золотого стандарта», денежные знаки под­лежали размену на золото. В настоящее время золото также играет важную роль в денежном обращении. Сосредоточиваясь в госу­дарственных резервах, золото образует фонд, величина которого свидетельствует о богатстве данного государства и обеспечивает доверие к национальной валюте. Операции с золотовалютными резервами являются одним из основных инструментов проведе­ния кредитно-денежной политики государства.

Регулирование порядка обращения золота и других драго­ценных металлов в настоящее время осуществляется на основе Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», Налогового кодекса РФ, Указа Президента РФ от 21 июня 2001 г. № 742 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней», а также иных нормативных правовых актов.

На основании п. 2 ст. 10 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» государственное регулирование указанных отношений по добыче, производству, использованию и обращению драгоценных металлов осуществляется посред­ством:

— лицензирования пользования участками недр, содержа­щими драгоценные металлы и драгоценные камни;

— преимущественного права приобретения добываемых дра­гоценных металлов и драгоценных камней для Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, формирования золотого запаса Российской Федера­ции и государственных фондов драгоценных металлов и драго­ценных камней субъектов Российской Федерации;

— установления требований к учету, хранению, транспорти­ровке драгоценных металлов и драгоценных камней и отчетности о них, а также к порядку осуществления операций с драгоценны­ми металлами и драгоценными камнями;

— нормативно-правовой регламентации действий органи­заций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями на внутреннем и внешнем рынках; специального учета указанных организаций и индивидуальных предпринимателей;

— контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области геологического изучения и разведки ме­сторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения;

— а также осуществления иных действий, направленных на регламентацию указанных отношений.

Понятие драгоценных металлов определяется Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» путем их простого перечисления. Так, под драгоценными металлами понимаются золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгме­таллы могут находиться в любом состоянии и виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соеди­нениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.

Под добычей драгоценных металлов понимается извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и тех­ногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы. Добыча драг­металлов осуществляется исключительно организациями, полу­чившими лицензию на осуществление такого рода деятельности.

Добытые из недр драгоценные металлы, а также иная продук­ция и доходы, правомерно полученные при добыче драгоценных металлов, являются собственностью субъектов добычи драго­ценных металлов, если иное не установлено лицензиями на их добычу, договорами поставок, в том числе



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: