МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ
ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №15
ТЕМА 3.3.1.: «Определение массовой доли йода в растворейода».
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
1.Закрепить теоретические знания по методу иодометрии;
2.Научиться определять и рассчитывать массовую долю йода в растворе йодапо результатам титрования.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: лаборатория химии.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: 180 минут
ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: Таблица «Периодическая таблица химических
элементов Д.И.Менделеева»
Экспериментальные задачи: растворы йода различной концентрации;
Реактивы: рабочий раствор тиосульфата натрия с концентрацией
Сэ(Na2S2O3) = 0,02 моль/л; раствор крахмала.
Оборудование: мерные пипетки на 1,2, 5 и 10 мл, колбы для титрования,
мерные пробирки,пробирки.
ПЗ №15 ФГОС 2009 года – 2 –
К занятию студенты должны ЗНАТЬ:
1. Основные сведения о титриметрическом анализе.
2.Точка эквивалентности и способы ее фиксации. Индикаторы.
3.Требования к реакциям в титриметрическом анализе.
4.Классификация методов и способы титрования.
5. Способы выражения концентрации рабочего раствора.
Растворы с молярной концентрацией эквивалента, молярные
растворы. Титр.
6. Титрованные растворы. Растворы с титром приготовленным и
титром установленным.
7. Исходные вещества. Требования к исходным веществам.
8. Вычисления в титриметрическом анализе.
9.Понятие о поправочном коэффициенте. Способы его нахождения.
10.Теоретические основы методов окислительно-восстановительного титрования.
11. Классификация методов окислительно – восстановительного титрования.
12.Метод иодометрии:
− Химические реакции, лежащие в основе йодометрического метода.
|
− Приготовление рабочих растворов йода и тиосульфата натрия, дихромата калия.
Условия хранения рабочих растворов в методе иодометрии.
− Крахмал – как индикатор в методе иодометрии, его приготовление.
− Использование метода иодометрии в анализе лекарственных веществ.
ПЗ №15 ФГОС 2009 года – 3 –
ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Какой анализ называют титриметрическим?
2. Что показывает молярная концентрация эквивалента?
3. Что показывает титр раствора?
4. Что показывает титр по определяемому веществу?
5. Что такое точка эквивалентности?
6. Как фиксируют точку эквивалентности?
7. Какие требования предъявляют к реакциям в титриметрическом анализе?
8. Какие существуют методы титриметрического анализа?
9. Какие методы называются методами оксидиметрии или окислительно - восстановительного титрования(ОВТ)?
10. Как классифицируются методы ОВТ?
11. Какой метод носит название метода йодометрии?
12. Какие вещества количественно определяют методом йодометрии?
13. Какие способы титрования применяются при количественном определении восстановителей?
14. Как фиксируется точка эквивалентности при определении восстановителей способом прямого титрования?
15. Какие способы титрования применяются при количественном определении окислителей?
16. Какой из окислителей количественно определяют способом прямого титрования?
17. Как фиксируется точка эквивалентности при количественном определении окислителей?
18. Какие рабочие растворы используются в методе йодометрии?
19. Какое установочное вещество применяют для стандартизации рабочего
|
Раствора Na2S2O3?
ПЗ №15 ФГОС 2009 года – 4 –
Задания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов:
В тетрадях по самоподготовке:
а) Напишите уравнения реакций, которые лежат в основе определения точной концентрации тиосульфата натрия, решите их, назовите процессы, укажите окислитель и восстановитель.
б) Решите задачи:
Задача № 1. Определите массовую долю йода в растворе, если было приготовлено разведение 2 – 50 и на титрование 5 мл
приготовленного разведения было израсходовано 3,65мл раствора иода с молярной концентрацией эквивалента 0,02 моль/л и поправочным коэффициентом 0,99.
Задача №2. Определите массовую долю тиосульфата натрия Na2S2O3 * 5H2O в растворе, если было приготовлено разведение 10 –100 и на титрование 5мл
приготовленного разведения было израсходовано 4,65мл раствора иода с молярной концентрацией эквивалента 0,02 моль/ли поправочным коэффициентом 1,0.
На занятии студенты должны:
I. Ответить на вопросы входного контроля.
II. Выполнить практическую работу
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
«Определение массовой доли йода в растворе».
Цель: Научиться определять массовую долю йода в растворе.
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:
1. В колбу для титрования пометить … мл исследуемого раствора йода.
2. Пипетку для титрования на … мл заполнить (предварительно промыв) рабочим раствором тиосульфата натрия с молярной концентрацией эквивалента 0,02 моль/л и поправочным коэффициентом 0,98.
3. Титровать до соломенно-желтой окраски раствора, добавить 1 мл раствора крахмала, дотитровать до обесцвечивания раствора (или без индикатора).
|
4. Написать уравнение реакции количественного определения, решить его,
указать процессы, окислитель и восстановитель.
5. Составить условие задачи, решить ее, сделать вывод.
ПЗ №15 ФГОС 2009 года – 5 –
Условие задачи:
I2 Na2S2O3 * 5H2O
V = … мл Vср. = мл
С экв. = 0,02 моль/ л
К = 0,98
w % =?
I2 + 2Na2S2O3 = 2 NaI + Na2S4O6
I20 + 2ē® 2I- 2 1 пр. восстановления окислитель
2S2O32- - 2ē ®S4O62- 2 1 пр. окисления восстановитель
Мэ (I2) = М/2 = 254/2 = 127 г/моль
ТNa2S2O3/I2 = Сэкв.(Na2S2O3) * Мэ(I2) = 0,02 * 127 =
1000 1000
ТNa2S2O3/I2* V Na2S2O3 * К * 100
w (%) = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾ = … %
V(I2)
Вывод: Массовая доля йода в растворе … %.
III.Ответьте на вопросы выходного контроля.
ПЗ №15 ФГОС 2009 года – 6 –
ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ СТУДЕНТЫДОЛЖНЫ:
ЗНАТЬ:
- теоретические основы аналитической химии;
- методы количественного анализа;
- требования к реакциям, исходным веществам, титрованным растворам;
- вычисления в титриметрическом анализе.
УМЕТЬ:
- владеть техникой обычных аналитических операций;
- уметь по химическим свойствам веществ, в том числе лекарственных, подбирать методы качественного и количественного анализа;
- грамотно оформлять и обрабатывать полученные результаты;
- титровать пипеткой;
- точно фиксировать точку конца титрования (точку эквивалентности);
- выбирать необходимые методы анализа;
- применять методы количественного анализа при контроле различных исследуемых веществ;
- наблюдать, обобщать, сравнивать, математически обрабатывать экспериментальные данные.
ПЗ №15 ФГОС 2009 года – 7 –
Приобретаемые компетенции:
1.Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартныхситуациях и нести за них ответственность.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение своей квалификации.
Профессиональные компетенции (ПК):
ПК 1.1. Организовывать прием, хранение лекарственных средств, лекарственного растительного сырья и товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями нормативно – правовой базы.
ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно – гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
ПК 2.1. Изготовлять лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждения здравоохранения.
ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации.
ПК 2.3.Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств.
ЛИТЕРАТУРА:
Основная:
А.А.Ищенко «Аналитическая химия» М. «Академия» 2012 г. стр.187 – 189.
Дополнительная
1. Барсукова З.С. «Аналитическая химия». М.: Высшая школа, 2008.
2. Харитонов Ю.Я., «Аналитическая химия». Москва «Высшая школа», 2007.
3. Логинов Н.Я., Воскресенский А.Г., Солодкин И.С. «Аналитическая химия», М., Химия, 2007.
4. Пилипенко А.Т., Пятницкий И.В. "Аналитическая химия" в 2-х книгах.
М., Химия, 2008.