Правовой режим имущества субъектов хозяйственных отношений




ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13

 

Имущество – один из объектов гражданских прав наряду с работами и услугами, охраняемой информацией, интеллектуальной собственностью и нематериальными благами (ст. 128 ГК РБ). Под имуществом законодатель понимает вещи, включая деньги и ценные бумаги. В состав имущества кроме вещей могут быть включены и имущественные права, к которым относятся:

· право требования кредитора к должнику, вытекающего из обязательства;

· право пользования имуществом, основанное на договоре аренды;

· обязательственные права требования участников к коммерческой организации (хозяйственному обществу или товариществу, производственному кооперативу);

· имущественные права, удостоверенные ценной бумагой, например, облигацией (п. 1 ст. 143 ГК РБ).

Следует также отметить, что исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), названные в норме ст. 128 ГК РБ в качестве самостоятельного объекта гражданских прав, также можно рассматривать как разновидность имущественных прав.

Объем и содержание прав субъектов хозяйствования в отношении принадлежащего им имущества в наибольшей степени зависит от юридического титула. Таким титулом является право собственности, право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

Содержание права собственности определяется нормой ст. 210 ГК РБ. Собственнику принадлежат правомочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом.

Правомочие владения – это юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над вещью, т.е. он может в любое время непосредственно на нее воздействовать.

Правомочие пользования – это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее личного или производительного потребления.

Правомочие распоряжения – это юридически обеспеченная возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических актов в отношении этой вещи.

Имущественная основа предпринимательской деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя формируется за счет приобретения имущества в собственность или во временное владение и пользование или за счет закрепления имущества за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Юридические основания возникновения и прекращения права собственности субъектов гражданских и хозяйственных правоотношений подробно раскрыты в параграфе 3.6 первой части данного пособия. Здесь же охарактеризуем право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

Право хозяйственного ведения представляет собой производное от права собственности ограниченное вещное право, состоящее в возможности владения, пользования и распоряжения имуществом, совершении в отношении его действий, не противоречащих закону.

Унитарное предприятие или государственное объединение, а в случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь, иное юридическое лицо, которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с законодательством. Собственник имущества в соответствии с законодательством имеет следующие полномочия: принимает решение о создании унитарного предприятия, определяет предмет и цель его деятельности, а также порядок его реорганизации и ликвидации, назначает руководителя унитарного предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества. Он также имеет право на получение части прибыли от использования такого имущества (ч. 1 п. 2. ст. 276 ГК РБ).

Субъектами права хозяйственного ведения являются коммерческие организации, а именно государственные либо частные унитарные предприятия (ст. 113 ГК РБ), созданные ими дочерние предприятия (ст. 114 ГК РБ), а также государственные концерны. Собственниками имущества, находящегося в хозяйственном ведении,могут быть Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь, юридические и физические лица (ст. 113 ГК РБ). Имущество может принадлежать также супругам на праве совместной собственности или членам крестьянского (фермерского) хозяйства.

Юридические лица не вправе продавать принадлежащее им на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, в залог, вносить в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим юридическим лицам на праве хозяйственного ведения, они распоряжаются самостоятельно, за исключением случаев, установленных законодательством и собственником имущества (п. 3. ст. 276 ГК РБ).

Право оперативного управления представляет собой производное от права собственности ограниченное вещное право, закрепленное за государственным или иным учреждением, финансируемым за счет средств собственника, в соответствии с законом, целями деятельности и заданием собственника.

Субъектами права оперативного управления являются как коммерческие, так и некоммерческие организации, а именно казенные предприятия, учреждения и государственные объединения (п. 1. ст. 277 ГК РБ). Собственниками имущества, находящегося в оперативном управлении, могут быть Республика Беларусь, административно-территориальные единицы, юридические и физические лица.

Собственник закрепленного за казенным предприятием или учреждением имущества имеет право: устанавливать предприятию задания по владению, пользованию и распоряжению имуществом; изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению; самостоятельно определить порядок распределения доходов казенного предприятия.

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то полученные от такой деятельности доходы и приобретенное за счет их имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе (отдельно в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения), если иное не предусмотрено законодательством (п. 2 ст. 279 ГК РБ).

Таким образом, право хозяйственного ведения и оперативного управления относится к числу прав, осуществляемых лицами, не являющимися собственниками принадлежащего им имущества (ст. 217 ГК РБ). Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, учреждением или государственным объединением, возникает у перечисленных субъектов хозяйственных правоотношений с момента фактической передачи имущества, если иное не установлено законодательством (п. 1 ст. 280 ГК РБ). Таким моментом можно считать дату утверждения баланса предприятия или поступления имущества по смете. Важность этого момента связана с тем, что начиная с него к предприятию или учреждению переходят обязанности по сохранности соответствующего имущества, закрепленного за ними собственником. Они вправе и обязаны рассчитываться этим имуществом по обязательствам перед своими кредиторами, тогда как учредитель-собственник по общему правилу уже не отвечает этим имуществом перед кредиторами.

Формирование предприятий любой организационно-правовой формы предпринимательской деятельности начинается с формирования уставного фонда, который представляет собой совокупность вкладов (в денежном выражении) участников (собственников) в имущество при создании предприятия для обеспечения его деятельности и гарантий прав кредиторов, в размерах определенных учредительными документами. Вкладом в уставный фонд коммерческой организации могут быть вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права.

Согласно Положению о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь № 1 от 16 января 2009 г., коммерческие организации самостоятельно определяют размеры уставных фондов. Исключение из этого правила составляют акционерные общества, а также коммерческие организации, для которых с учетом пункта 2 указанного Положения соответствующим законодательством устанавливаются минимальные размеры уставных фондов (банки, небанковские кредитно-финансовые организации, страховые организации и др.).

Минимальный размер уставного фонда устанавливается в сумме, эквивалентной:

100 базовым величинам,– для закрытых акционерных обществ;

400 базовым величинам,– для открытых акционерных обществ.

Минимальные размеры уставных фондов определяются в белорусских рублях исходя из размера базовой величины, установленного на день, в который устав (изменения и (или) дополнения, связанные с изменением размера уставного фонда) представляется в регистрирующий орган.

Требования к определению размераи срокам формированияуставного фонда коммерческих организаций с иностранными инвестициями устанавливаются Инвестиционным кодексом Республики Беларусь.

На момент осуществления государственной регистрации уставные фонды акционерных обществ, иных коммерческих организаций, для которых соответствующим законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов (пункт 2 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования), должны быть сформированы в размере не ниже минимального размера, предусмотренного законодательством. Минимальные размеры остальных коммерческих организаций – в размерах, предусмотренных их уставами (учредительными договорами – для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: