СРЕДНИЕ ВЕКА и ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ: предыстория, формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений




В Средние века (V-XV вв.) все стороны жизни человека определяла церковь, человек рассматривался как творенье божье, поэтому проблемы воспитания разрабатывались богословскими философами, среди которых - ФОМА АКВИНСКИЙ (1225-1274) и др. Идеал воспитания Средневековья - созерцание, смирение.

В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) значительный вклад в развитие педагогической мысли внесли философы и мыслители, гуманисты по духу: ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (1469-1536), ФРАНСУА РАБЛЕ (1494-1553), МИШЕЛЬ МОНТЕНЬ (1533-1592) и др. Они критиковали суровую средневековую палочную дисциплину, механическую зубрежку, выступали за гуманное отношение к детям: ``В школе должен царить дух доброжелательного отношения к детям'' (Монтень). Считали главной задачей стимулирование живого интереса учащихся к знаниям и создание такой атмосферы, которая превратила бы учение в радостный и интересный для школьников процесс. Гуманисты ТОМАС МОР (1478-1535) и ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА (1568-1639) выступали за общественный характер воспитания, которое должно быть одинаково для всех граждан государства.

Педагоги эпохи Возрождения внесли значительный вклад в историю развития педагогической мысли идеями о значении в образовании подлинных знаний о мире, об активных способах обучения, гуманистических основаниях организации процесса учения. Гуманизм проповедовал гармоническое развитие свободной личности, способной преобразовать общество и мир в целом. Рассмотренный период в историческом пути педагогики условно можно назвать ее предысторией.

ДЖОН ЛОКК говорил, что в сознании человека нет врожденных идей и представлений, душа ребенка подобна чистой доске, на которой можно писать все, что угодно.

ЖАН ЖАК РУССО считал, что первое из естественных прав человека – свобода. Он требовал уважать личность ребенка, хорошо знать его возрастные особенности и глубоко изучать индивидуальные склонности и способности, считаться с его интересами и запросами.

4) ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ начинается в середине XVII

Во-первых, развитие капиталистических производственных отношений требовало массовой подготовки специалистов для промышленного производства, в связи с этим возникла проблема разработки новых педагогических систем обучения и воспитания. Во-вторых, в педагогической мысли прошлых эпох был накоплен богатый теоретический и практический опыт, требовавший анализа и обобщения для дальнейшего практического применения в интересах прогресса общества.

Решение задач в области педагогики в указанный период было связано с именами английского философа и естествоиспытателя Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) и чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670).

ФРЭНСИС БЭКОН в 1623 г. опубликовал трактат ``О достоинстве и увеличении наук'', где в качестве отдельной отрасли научного знания он выделил педагогику. Понимание педагогики сводилось им к ``руководству чтением'', что слишком сужало ее. Но сам факт выделения педагогики в классификации наук являлся значимым.

Многие ученые по праву связывают рождение педагогики как самостоятельной науки с именем ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО и его ``Великой дидактикой'' (1632 г.). Он считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека. Принцип природосообразности предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий. Считал человека ``совершеннейшим, прекрасным созданием'', а школу - ``мастерской гуманности''.

Цель воспитания - подготовка человека к вечной жизни; выделял: умственное воспитание (познание себя и окружающего мира); нравственное воспитание (управление собой, развитие моральных качеств - справедливости, мужества, умеренности, мудрости); религиозное воспитание (стремление к богу).

Я. А. Коменский создал единую систему образования, выдвинул идею всеобщего начального обучения, призывал ``учить всех - всему'' (идея всеобщего обучения), начинать обучение на родном языке. Сформулировал ``золотое правило'' дидактики (принцип наглядности): ``Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия - зрением, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами''.

Считал, что разум человека способен охватить все при последовательном и постепенном продвижении вперед, следуя от близкого к далекому, от известного к неизвестного, от целого к частному. Учебник Я. А. Коменского ``Мир чувственных вещей в картинках'' (1658) получил распространение в различных странах, в том числе в России, и являлся лучшей книгой для первоначального обучения в течение более 150 лет. Профессию учителя Я. А. Коменский считал ``настолько превосходной, как никакая другая под солнцем ''. Важнейшие качества учителя: любовь к своему делу, трудолюбие, любовь к ученикам, вера в ученика, стремление прийти к нему на помощь. Для потомков Я. А. Коменский оставил классно-урочную систему, которой мы пользуемся до настоящего времени: учебный год, каникулы, четверти, учет знаний, работа учителя со всем классом.

Таким образом, основные контуры предмета педагогики как науки сложились в первой половине XVII в.

В дальнейшем внесли вклад в развитие педагогики Иоганн Гербарт, Песталоцци, Константин Дмитриевич Ушинский, Петр Каптерев, Адольф Дистервег, Антон Семенович Макаренко, Надежда Константиновна Крупская, Павел Блондский, Василий Александрович Сухомлинский.

Отцом русской педагогики, учителем русских учителей, просветителем является КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ УШИНСКИЙ (1824-1870). Целью воспитания он считал подготовку детей к труду, к жизни, к выполнению гражданских обязанностей.

Основная идея его труда в 3-х томах ``Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии'' заключается в следующем: ``Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях''. Он определил, что основа теории педагогики - законы анатомии, физиологии, психологии, философии, истории и др. наук; требовал единства теории и практики.

В основе педагогической системы К. Д. Ушинского лежит идея народности воспитания (создание широкой сети народных школ, обучение на родном языке, трудовое воспитание, формирование патриота, обучение детей обоего пола, недопустимость слепого заимствования и внедрения в практику иноземных систем). Среди различных сторон воспитания К. Д. Ушинский на первое место ставил воспитание нравственных чувств. Рассматривал семью как воспитательный институт, который не могут заменить никакие общественные воспитательные учреждения.

Указывал на необходимость учета возрастных психологических особенностей детей в процессе обучения. Учитывая, что `` дитя мыслит форами, красками, звуками, ощущениями вообще... '', считал наглядность одним из важнейших принципов обучения, обосновал принцип систематичности обучения, сознательности и прочности усвоения детьми учебного материала. Особо К. Д. Ушинский подчеркивал роль воспитывающего обучения: ``Мы требуем, чтобы учитель русского языка, учитель истории и т.д. не только вбивали своим ученикам факты своих наук, но развивали их умственно и нравственно''.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: