1. К какому роду Л.Н. Толстой принадлежал по материнской линии?
2. В чём значение дневников Л.Н. Толстого, которые он вёл с юности?
3. В чём необычность воспоминаний о детстве в трилогии Л.Н. Толстого?
4. Какова, по мнению Л.Н. Толстому, роль детства в жизни человека?
5. Какое открытие сделал Л.Н. Толстой в осаждённом Севастополе, в боевой обстановке?
6. Что в «Севастопольских рассказах Л.Н. Толстой называет причиной героизма солдат?
7. Установите соответствие между произведениями Л.Н. Толстого и их героями.
Произведение | Герой |
а) трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» б) «Севастопольские рассказы» в) «Казаки» | 1) Карл Иванович 2) Калугин 3) Лукашка 4) Ростов |
8. Из какого первоначального замысла Л.Н. Толстого вырос роман «Война и мир»?
9. В чём своеобразие жанра и конфликта в романе «Война и мир»?
10. В чём основная идея, пафос романа «Война и мир»?
11. Какой приём доминирует в изображении Л.Н. Толстым Кутузова и Наполеона?
12. О ком говорится в приведённых строках?
…умела понять всё то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в матери, и во всяком русском человеке.
13. Выберите три утверждения, которые соответствуют содержанию романа «Война и мир».
1) В начале романа Андрей Болконский мечтает о славе, Наполеон – его кумир.
2) На поле Аустерлица в душе Андрея совершается переворот.
3) Пьер был ранен на дуэли с Долоховым.
4) Пьер участвует в разработке проекта отмены крепостного права.
5) Со времени смертельного ранения князя Андрея Наташа сблизилась с княжной Марьей.
14. Установите соответствие между героинями «Войны и мира» и их портретами.
Портрет | Герой |
а) «…массивный толстый молодой человек, со стриженою головой, в очках…» б) «Невысокая фигурка…с маленькими сухими ручками и серыми висячими бровями, иногда…застилавшими блеск умных и молодых …глаз» в) «…маленький человечек с красным лицом, блестящими чёрными глазами, чёрными взлохмаченными усами и волосами» | 1) Василий Денисов 2) Николай Андреевич Болконский 3) Николай Ростов 4) Пьер Безухов |
15. Какую главную мысль, по словам Л.Н. Толстого, он любил в романе «Анна Каренина»?
16. Какие две основные линии параллельно развиваются в романе «Анна Каренина»?
17. Установите соответствие между героями романа «Анна Каренина» и их характеристиками.
Характеристика | Героиня |
а) «…поражало…выражение её глаз, кротких, спокойных и правдивых…» б) «…любовался… и красотой её, и умом, образованностью, и вместе простотой и задушевностью» в) «…она позволяла себя обманыватьЮ презирая его и больше всего себя за эту слабость» | 1) Кити Щербацкая 2) Долли Облонская 3) Анна Каренина 4) Бетси Тверская |
18. Чем Нехлюдов, герой романа «Воскресение», безуспешно пытался искупить свою вину перед Катюшей Масловой в романе «Воскресение»?
19. Какую мечту утверждает Л.Н. Толстой в финале романа «Воскресение»?
20. Выберите три утверждения, которые соответствуют содержанию романа «Воскресение».
1) Сын Катюши Масловой и Нехлюдова воспитывался в приюте.
2) Дмитрий Нехлюдов был присяжным заседателем в суде.
3) Нехлюдов бесплатно раздал крестьянам землю.
4) Нехлюдов последовал за Катюшей Масловой на каторгу, в Сибирь.
5) В конце романа Нехлюдов находит разрешение противоречий в Евангелии.
2 вариант.
1. В 1847 году юный Лев Толстой, не закончив университетский курс, уезжает: | |
А) в Ясную Поляну; Б) на Кавказ; | В) в Севастополь; Г) за границу. |
2. Первое напечатанное произведение Л. Н. Толстого называется… | |
А) «Утро помещика»; Б) «Детство»; В) «Казаки»; Г) «Севастопольские рассказы». | |
3. С каким журналом Л. Н. Толстой сотрудничал в 50-е годы XIX века? | |
4. В Ясной Поляне Толстой открыл школу для крестьянских детей. Найдите неверное утверждение: | |
А) Вторично отправляется за границу с целью изучения новых педагогических систем; Б) Это была единственная школа для крестьянских детей в России; В) Перу Толстого принадлежат 11 статей о школе и педагогике; Г) Создал «Азбуку» для детей. | |
5. Соедините названия произведений и их жанр: | |
«Севастополь в мае» «Отрочество» «Война и мир» «Анна Каренина» «Живой труп» «В чём моя вера?» | Повесть Роман Религиозный трактат Драма Роман-эпопея Рассказ |
6. Прочитайте фрагмент произведения «Война и мир»: «Малаша робко и радостно смотрела с печи на лица, мундиры и кресты генералов, одного за другим входивших в избу и рассаживавшихся в красном углу, на широких лавках под образами». Назовите историческое событие, свидетельницей которого стала Малаша. С какой целью Толстой показывает его глазами крестьянской девочки? | |
7. Соедините имя героя и его внешнее описание: | |
1) «Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и всё вместе, а особенно в соединении с твёрдым, наглым и умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица». 2) «… был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами лица». 3) «Массивный толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке». | А. Николай Ростов; Б. Пьер Безухов; В. Фёдор Долохов; Г. Андрей Болконский. |
8. Кого Лев Николаевич Толстой считал главным героем «Войны и мира»? | |
9. Какое изобразительно-выразительное средство является основным в произведении «Война и мир»? Приведите примеры использования данного тропа в названии, композиции, системе образов и т. п. | |
10. Согласны ли вы с утверждением литературного критика Н. Г. Чернышевского: «Глубокое знание тайных движений человеческой жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта»? Для доказательства своей точки зрения обратитесь к одному из произведений писателя. | |