Тема 6. Интонационные конструкции (ИК).




Программа занятий с молодыми воспитателями по развитию фонетической культуры речи

Тема 1. Родной язык как объект усвоения.

Уровень владения фонетическими особенностями родного языка. Способы определения уровня владения фонетическими единицами русского языка: до трёх лет, до четырёх лет, до пяти лет и до шести лет. К 4-м годам дети уже должны усвоить произношение всех звуков родного языка в отдельных словах и в потоке речи. После четырёх лет все нарушения в произношении относятся к запущенности развития звуковой системы. Задача воспитателя выявить уровень владения звуковой системы и распределить по возрастным особенностям нарушения в произношении. Поэтому надо знать эталон уровня усвоения фонетических единиц русского языка.

Язык – развивающаяся система дискретных (=членораздельных) звуковых знаков, которая служит для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представления человека о мире.

Этапы сложения фонетической системы русского языка: ностраязык, общеиндоевропейский, праславянский, древнерусский (=восточнославянский), старорусский и современный русский язык.

Тема 2. Артикуляция.

Артикуляцией (от лат. Articulatio – произношу членораздельно) называется работа органов речи, направленная на производство звуков. Артикуляция – это работа речевого аппарата для правильного создания звука.

Артикуляция звука и ее фазы: выход (=экскурсия), выдержка и отход (=рекурсия).

Органы артикуляции можно условно разделить на подвижные и неподвижные. К первым относятся увула, губы и язык, а ко вторым – зубы, а также твердое и мягкое небо. Наиболее активным из перечисленных органов считается язык – он может занимать во рту различные положения, сближаясь с органами, которые менее подвижны. В итоге образуются определенные звуки речи.

 

Тема 3. Дикция.

Ди́кция (лат. dictio – произношение) – ясное, отчётливое произношение; четкое произнесение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка. Выработка дикции связана с развитием речевого аппарата. Для этого надо использовать целый комплекс специальных упражнений, который можно назвать артикуляционной гимнастикой: упражнения для губ, упражнения для языка, упражнения для нижней челюсти.

Отчётливое и ясное произношение каждого отдельного звука.

Отчётливое и ясное произношение сочетания согласных звуков.

Отчётливое и ясное произношение начала слова и конца слова.

 

Тема 4. Речевой аппарат.

Речевой аппарат представляет собой совокупность взаимодействующих между собой органов, которые активно участвуют в возникновении звуков и речевого дыхания, образуя тем самым речь. Два отдела органов речи: центральный и периферический. Центральный отдел – это головной мозг с его корой, подкорковыми узлами, проводящими путями и ядрами соответствующих нервов. Периферический отдел – это вся совокупность исполнительных органов речи, включающая в себя кости, хрящи, мышцы и связки, а также периферические чувственные и двигательные нервы, при помощи которых осуществляется управление работой указанных органов. Отделы периферического речевого аппарата:

1-й отдел – дыхательные органы, поскольку все звуки речи образуются только при выдохе. Это легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы. Легкие опираются на диафрагму – эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межреберные мышцы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается и происходит вдох, когда расслабляются – выдох;

2-й отдел – органы речи пассивные – это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. Это зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань. Они оказывают наибольшее влияние на технику речи;

3-й отдел – органы речи активные – это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука. К ним относятся язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки. Голосовые связки – это два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хрящам гортани и расположенные поперек нее почти горизонтально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряженными, могут раздвигаться на разную ширину раствора.

 

Тема 5. Интонация.

Интонация – это изменение основного тона при произнесении той или иной единицы языка – звука, слога, слова, фразы, предложения. Основные виды интонации: повествовательная (падающая, понижающаяся, циркумфлексная), восклицательная – восходящая (акутовая, повышающаяся), и вопросительная (восходяще-нисходящая, нисходящая)_. Особенности повествовательной интонации: ровное и спокойное произношение, но последний слог проговаривается чуть ниже остальных. Особенности восклицательной или побудительной интонации – повышение тона к концу предложения. Вопросительная интонация передаёт вопрос.

Фонетическое членение речи: линейные единицы – текст, фраза, синтагма (=речевой такт), фонетическое слово; суперсегментных средств языка – 1) мелодика, т.е. движение тона по фразе, 2) различные типы ударения, 3) паузы, т.е. перерывы различной длительности в звучании, 4) тембр голоса, играющий важную роль, особенно в эмоциональной окраске речи.

 

Тема 6. Интонационные конструкции (ИК).

Типы интонационных конструкций: ИК – 1, ИК – 2, ИК – 3, ИК – 4,

ИК – 5, ИК – 6, ИК – 7. Строение ИК – компоненты интонационной конструкции: предцентр, центр, постцентр

Интонационная конструкция (=ИК) как минимальная единица интонационного членения. Она равна речевому такту.

Произносительные эталоны для каждого типа ИК



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: