угол — уголки
уголь — угольки
Какая разница в произношении звука л в словах
уголки—угольки? Что показывает ь в слове угольки?
Как произносится звук н в словах день — деньки?
Как произносится звук л в словах куль — кульки?
Как произносится звук р в словах зверь — зверьки?
Мягкий знак в середине слова показывает мяг- кое произношение согласного, после которого он стоит: огоньки, деньки. |
Упражнение 148. Измените слова по образцу и
запишите их в тетрадь.
Огонь — огоньки. Стебель. Пень. Уголь.
Пузырь. Конь. Ларь. День. Зверь. Хорь.
Упражнение 149. Спишите и подчеркните слова
с ь между согласными.
Больному всё горько. Зацвели васильки.
Над лесом поднялась большая белая птица.
Медведь —сильный зверь. На коньках ка-
тались мы на скользком льду.
Упражнение 150. Такое же задание, как в упражнении 149.
Скоро весна.
Скоро весна. Солнце греет сильнее. Снег
осел. Сугробы стали меньше. Лёд стал
тоньше. Мальчики убрали коньки. Они
ждут прихода весны.
Упражнение 151. Расскажите по картинке:
Что устроили ребята? Где они устроили мельницу?
Как они её строили?
Упражнение 152. Ответьте на данные вопросы;
ответы запишите в тетрадь. Слова для ответа даны в
столбике направо.
У чего нет конца? Чем синят бельё? Кому всё горько? Что на руках? Какая редька на вкус? | больному у кольца синькой горькая пальцы |
Образец: У кольца нет конца.
Упражнение 153. Выпишите сначала слова с ь на
конце, а потом — с ь в середине слов.
Дождь, ельник, сирень, коньки, больница,
сельсовет, мальчик, письмо, пальто, пыль,
апельсин, карась, мельник, колокольчик,
осень, просьба.
Упражнение 154. Придумайте рассказ „Рыбная
ловля" с данными словами:
мальчики, гурьбой, мельница, речка,
окуньки, ерши.
|
Упражнение 155. Отгадайте загадку: Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл. |
33. Твёрдое и мягкое произношение
согласных.
Я беру пилу. Я дрова пилю.
Иди в сад и сядь на скамейку.
Какая разница в произношении звука л в словах
пилу и пилю?
Одинаково ли произносится звук с в словах сад
и сядь?
Согласные звуки б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х могут произноситься и твёрдо, и мягко. |
Упражнение 156. Ответьте, как произносятся
согласные в данных словах: твёрдо или мягко. Слова за-
пишите.
Лапа, кусок, холод, дорога, мыло, мама,
ухо, осы, зубы, сады, волк, овца, фартук.
Упражнение 157. Такое же задание, как в упражнении 156.
Реки, пить, пилить, пять, деньги, люди,
гири, Федя, любить.
Упражнение 158. Читайте данные попарно слова
из левого и правого столбиков.
был—бил воз —вёз дым— Дима | лук—люк нос — нёс рад — ряд |
Какой первый согласный в слове был?
Какой первый согласный в слове бил?
Как произносится звук б в слове был — твёрдо или
мягко? А в слове бил?
Упражнение 159. Прочитайте данные слова и ука-
жите, какие согласные звуки в них произносятся мягко.
Лето, маляр, мясо, синица, ваза, телега,
сестра, ребята, берег, заряд, дятел, берёза,
баня.
Упражнение 160. В каждой паре слов назовите
согласный звук, который произносится то твёрдо, то
мягко.
вол — вёл ест — есть быль — был | шесть — шест мел — мель конь — кон |
Упражнение 161. Выпишите выделенные слова па-
рами по данному образцу.
1. У Степана две косы. Коси, Степан!
2. Лиса сыта. Мама купила сито.
3. Летают осы. Сменили у телеги оси.
4. Выли волки. Возьми вилы.
5. Миша рад, он посадил кустики в ряд.
|
Образец:
34. Написание жи, ши.
Летом мы жи ли в лагере. Было жарко.
Рядом была ши рокая река. Мы там купа-
лись, ловили ершей.
Согласные ж и ш всегда произносятся твердo ежи ерши чижи ландыши |
жи, ши пиши через и |
Упражнение 162. Спишите и подчеркните те слова,
в которых есть слоги жи, ши.
У Миши новые лыжи. На улице лужи.
В деревне тишина. Над водой летают
cтрижи. Цветут ландыши. Ужи греются на
солнышке. Дыши свежим воздухом.
Упражнение 163. Данные слова перепишите со
словом эти.
Эти камыши. Мышь. Стриж. Нож. Ёрш.
Уж. Груша. Шалаш. Ёж. Ковш. Лужа.
Чиж. Ландыш.
Упражнение 164. Напишите полные ответы на
данные вопросы; жи, ши подчеркните.
Где живут мыши? Где растут рыжики?
Где летают стрижи? Где живут ерши?
Слова для справок: в лесу, в норке, над водой, в воде.
Упражнение 165. Спишите и подчеркните в сло-
вах слоги жи, ши.
Бежит ручей. Я живу в городе. В саду
зреют груши. Пиши, но не спеши. Исправь
свои ошибки. Конь бежит, земля дрожит.
Змея шипит. Жук жужжит.
Упражнение 166. Спишите стихотворение и под-
черкните слова со слогами жи, ши.
Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится. |
Упражнение 167. Перепишите загадки. После каж-
дой загадки напишите в скобках отгадку.
1. У туши уши, а головы нет.
2. Живёт без тела, говорит без дела;
никто не видит, а всякий слышит.
3. Белее снега, чернее сажи, живёт в
лесу, садится на крыши.
Отгадки: сорока, эхо, ушат.
Упражнение 168. Спишите; слоги жи, ши подчеркните.
Пришла зима. Летит пушистый снег.
Крыши побелели. Лужи покрылись льдом.
Рощи опустели. Давно улетели чижи, зяб-
лики и стрижи. Ребята готовят лыжи.
Они рады зиме.
|
35. Написание ча, ща, чу, щу.
Согласные ч и щ всегда произносятся мягко. туча чашка роща пища |
ча, ща пиши через а |
Упражнение 169. Спишите; изменяйте слова по образцу;
слоги ча, ща подчеркните.
Свечи — свеча. Дачи —.... Встречи —....
Рощи—роща. Чащи —....
Упражнение 170. К каждому слову левого стол-
бика подберите подходящее по смыслу слово из пра-
вого столбика.
Тенистая.... Скрипучая.... Чёрная.... Вкусная.... Чайная.... Колючая.... Трудная.... | туча посуда роща дверь пища задача проволока |
Образец: Тенистая роща.
Упражнение 171. Спишите; подчеркните слоги ча, ща.
Два товарища поймали щуку да леща.
Товарищу оказывай помощь. Над лесом
показалась туча. Зашумела роща.
Упражнение 172. Спишите и подчеркните в сло-
вах слоги ча, ща.
Стучат в калитку. Овчарка заворчала.
Декабрь — начало зимы. Таня пила чай
из чашки. Делу время, потехе час. В траве
трещат кузнечики.
Упражнение 173. Спишите и подчеркните в сло-
вах слоги ча, ща.
Я жду товарища. Дети бегут и кричат.
Роща опустела. Вчера я видел первого
грача. Туча промчалась.
чужой тащу
чулан щуку
чу, щу пиши через у |
Упражнение 174. Спишите и подчеркните в сло-
вах слоги чу, щу.
Я учусь отлично. Реши эту задачу. Лиса
почуяла добычу. Я чищу леща. Рыбак пой-
мал большую щуку.
Упражнение 175. Напишите, как нужно сказать про себя.
Скакать— я скачу. Плакать—.... Молчать—.... Кричать—.... Точить—.... | Искать —я ищу. Свистеть—.... Грустить—.... Полоскать—.... Тащить—.... |
Упражнение 176. Спишите статью и подчеркните в сло-
вах слоги чу, щу.
Жила в пруде хищная щука. Там же
жили лещи, караси и ерши. Прячутся рыбы
от щуки. Но щука хитра: ляжет на дно,
в траву, и караулит добычу.
Упражнение 177. Спишите статью „Зимой"; слоги
ча, ща, чу, щу подчеркните.
Зимой.
Мороз крепчал. Лесную чащу освещала
луна. Сторож Степан возвращался домой.
На поляну выбежала лиса. Она почуяла
человека и скрылась в чащу.
Упражнение 178. Спишите; подчеркните гласные
после ш, ч, щ.
Поезд свищет и шипит и колёсами стучит: — Я стучу, стучу, стучу, сто вагонов я тащу. |
36. Повторительные упражнения
на всё пройденное.
Упражнение 179. Поставьте вопросы к названиям
предметов и выпишите только те из них, которые от-
вечают на вопрос кто это?
Туман, ветер, Каштанка, жаворонок,
верба, снежинка, капля, Даша, волк, туча,
солнышко, трактор, часы, волна, ёж, песок,
медведь, журавли, корова, змея.
Упражнение 180. Выпишите названия тех пред-
метов, которые встречаются парами.
Рукавички, ручьи, берега, грибы, когти,
крылья, сапоги, рукава, коньки, пальцы,
глаза, лыжи, уши, руки, ноги, рога, ягоды,
колени, ноздри.
Не дразни гусей!
Упражнение 181. Рассмотрите картинку и рас-
скажите, что тут случилось.
Упражнение 182. Напишите: кто живёт в поле?
что растёт в поле?
Рожь, жаворонок, грач, овёс, гречиха,
клевер, землеройка, картофель, полевая
мышка, ячмень, пшеница, горох, лён.
Образец
Упражнение 183. Перепишите, отделяя предложения точкой.
У Миши была собака он назвал её Дру-
жок жил Дружок в конуре днём Дружок
сидел на цепи ночью он бегал по двору
Дружок был хорошим сторожем
Упражнение 184. К каж- дой картинке подберите из стихотворения подходя- щие предложения. Вот моя деревня, вот мой дом родной. Вот качусь я в санках по горе крутой. Вот свернулись санки, и я набок — хлоп! Кубарем качуся под гору в сугроб. Всё лицо и руки залепил мне снег. Мне в сугробе — горе, а ребятам — смех. |
Упражнение185. Выпишите из статьи предложе-
ния в три слова.
В лесу.
Хорошо летом в лесу. Шумят высокие
сосны. Красуется кудрявая берёзка. Дуб
раскинул шатром свои ветки. Алеет зем-
ляника. Звонко кричит иволга.
Упражнение 186. Перепишите стихотворение, раз-
деляя слова чёрточками на слоги.
Кругом поля раздольные,
широкие поля,
лесок да речка вольная —
вот родина моя!
Упражнение 187. Прочитайте стихотворение. Вто-
рую часть его перепишите в тетрадь, разделяя слова
на слоги.
Как хорошо у нас в стране!
Она прекрасней всех на свете.
Как ясно звёзды в вышине
тебе с кремлёвских башен светят!
Тебя в стране любимой ждут
походы, игры и науки,
и каждый шаг твой берегут
её заботливые руки.
Упражнение 188. Внимательно рассмотрите картинку.
Перечислите и запишите все предметы, какие на ней
нарисованы.
Упражнение 189. Спишите стихотворение и под-
черкните в нём гласные буквы.
Кремлёвские звёзды над нами горят,
повсюду доходит их свет!
Хорошая родина есть у ребят,
и лучше той родины нет!
Упражнение 190. Спишите и подчеркните в сло-
вах согласные буквы.
Утро.
Ярко рдеет восток. Тихо шепчет ли-
сток. Громко крикнул петух. Звучно щёлк-
нул пастух.
Упражнение 191. Прочитайте стихотворение сна-
чала про себя, а потом все вместе, хором. Запишите
его в свои тетради.
Разносятся песни всё шире,
и слава гремит в вышине
о нашей единственной в мире
великой Советской стране.
Упражнение 192. Спишите и подчеркните слова,
обозначающие имена и фамилии людей.
Меня зовут Ваня, а брата моего —
Костя.
Серёжины товарищи: Федя Цветков,
Вася Громов и Стёпа Муравьёв.
Упражнение 193. Составьте рассказ по картинке.
Пословица.
У лисоньки-плутовки сорок две уловки
Упражнение 194. Придумайте предложения со сле-
дующими словами:
козёл, орёл, лёд, клён, ёлочка, котёнок,
зёрнышко, хорёк, пенёк, лён.
Образец: Котёнок катает шарик.
Упражнение 195. Придумайте предложения со
следующими словами:
муравей, воробей, лейка, чайник, ска-
мейка, фуфайка.
Образец: Воробей сидит на крыше.
Упражнение 196. Прочитайте стихотворения и
озаглавьте их.
Пусты поля. Мокнет земля. Дождь поливает. Грач улетает. | Снег на полях. Лёд на реках. Вьюга гуляет. Иней сверкает. |
Упражнение 197. Прочитайте рассказ.
Что я видел в лесу.
В жаркие дни любил я забираться в лес.
Как там было хорошо, прохладно, весело!
Вот муравей тащит соломинку. Никак
не может он перебраться с ней через ко-
решок. Вот он побегал, посуетился и по-
шёл звать на помощь товарища. Вдвоём
они легко перенесли соломинку.
На траву упала с дерева шишка.
Я поднял голову и увидал на ветке сосны
пушистый хвостик и остренькую мордочку
белки.
Вдруг на меня выскочил с разбегу заяц.
Он остановился в испуге, сел на задние
лапы, подёргал быстро ушами и кинулся
в сторону.
Сколько картинок можно нарисовать к данному рас-
сказу?
Какие это будут картинки?
Упражнение 198. Спишите стихотворение и под-
черкните слова с ь на конце.
Ярко солнышко играет.
Ярко зелень отливает.
В роще запах, свет и тень,
Свеж и тёпел вешний день.
Упражнение 199. Составьте и запишите по од-
ному предложению на данные слова.
шесть — шест мел — мель
зелень — зелен
Образец: Летает много ос.— У телеги слома-
лась ось.
Упражнение 200. Спишите и подчеркните слова
с ь в середине.
Меньше говори, да больше слушай.
Огоньки в деревне светятся. Догорела в
небе зорька. Мальчик поймал окунька.
Упражнение 201. Внимательно рассмотрите каж-
дую картинку.
Под какой картинкой можно подписать название
"Заботливая мать"?
Какую картинку назовете вы „ Первый вылет
из гнезда"
На какой картинке нарисовано: „ Птичка гнездышко
для деток вьёт"?
Какую ещё картинку можно нарисовать про птичку?
Упражнение 202. Выпишите слова со слогами
жи, ши, ча, ща, чу, щу,
Грачи заняли берёзовую рощу. На дворе
мороз трещал. Звонко поют чижи. На
улице - лужи. В мороз береги уши. Чужая
сторона—мачеха. Чищу сапоги. Век живи,
век учись. Товарища в беде выручай.
Упражнение 203. Измените слова по образцам и
запишите их.
Нож — ножи. Груша — груша.
Чиж—.... Крыша—....
Стриж—.... Шалаш—....
Этаж —.... Ландыш —....
Упражнение 204. Выпишите слова с буквой ё.
Бежит светлый ручеёк. На лугах пока-
залась зелёная травка. В лесу цветёт
голубая фиалка. Развесила серёжки куд-
рявая берёзка. Зацвела черёмуха.
Упражнение 205. Выпишите из стихотворении
слова с буквой ё.
Птичка над моим окошком
гнёздышко для деток вьёт:
то соломку тащит в ножках,
то пушок в носу несёт.
Птичка домик сделать хочет.
Солнышко взойдёт, зайдёт.
Целый день она хлопочет,
но и целый день поёт.
Упражнение 206. Спишите и подчеркните слова
с буквой ю.
Люба поёт песню. Дима слушает песню.
Я люблю петь песни. Я и сам пою.
Упражнение 207. Спишите; подчеркните слова
с буквами е и э.
Эхо.
В это лето мы много гуляли. Были
часто в лесу. Пели там песни, а эхо по-
вторяло. Мы пели, и эхо пело.
Упражнение 208. Прочтите стихотворение хором.
Запишите его.
Москва красою славитса.
Из года в год растёт.
Москву зовёт красавицей
великий наш народ.
Упражнение 209. Спишите и подчеркните в словах
букву е.
В стране советской всех ребят
Октябрь сдружил навеки.
Он у костра собрал отряд,
он много лет тому назад
зажёг костёр в Артеке.
Упражнение 210. Спишите и подчеркните в словах
гласные буквы я, ю, и, ё.
В лагере.
Хорошо у пионеров в лагере. Ребята
играют, купаются в реке, загорают. Ярко
горит вечерами костёр. Помогают пионеры
и ближнему колхозу. Они сгребают сено,
собирают колосья.
Упражнение 211. Спишите и подчеркните слова
с буквами ж, ч, щ.
Весной.
Наступила весна. Прилетели скворцы.
Они хлопочут около гнёзд. Проснулись
от спячки ежи. В рощах кричат грачи.
Хорошо весною!
Упражнение 212. Спишите стихотворение и вы-
учите его наизусть.
Славься, наша родина,
Советская земля!
Здесь все пути народные
собрались у Кремля.