Анализ результатов исследования. Результаты исследования демонстрируют, что между собой положительно взаимосвязаны




 

Результаты исследования демонстрируют, что между собой положительно взаимосвязаны Мать, Анима, Дева представляющие женский аспект (r = 0,31-0,59 при р ≤ 0,05; рис. 2).

 

Общими вербальными ассоциациями между архетипом Матери и Анимы являются - красивая, любящая, добрая. С точки зрения К.Г. Юнга [8] Анима — это коллективный образ женщины, существующий в мужском сознании, посредством которого он постигает женскую природу, осознаваемая через реальных женщин, и, прежде всего через собственную мать. Дж. Кэмпбелл [3] также говорит о «светлой» Аниме, которая является воплощением совершенства, красоты, «лелеющей «доброй» матери, молодой и красивой, которую мы некогда познали и, можно сказать, вкусили в далеком прошлом» [3. С.114]. Часть характеристик представлена в ассоциациях испытуемых, что доказывает универсальность данного архетипа. Кроме того, можно утверждать, что здесь представлен положительный аспект архетипа Матери, тогда как другой аспект «злой» Матери – «темной» Анимы: запрещающей, наказывающей, недоступной, против которой направлены агрессивные фантазии и со стороны которой боятся ответной агрессивности в большей степени отражены в архетипе Старухи (отрицательно связана с Матерью р ≤ 0,05) и Колдуньи (положительно связана с архетипом Старухи р ≤ 0,01; см. рис. 2) между которыми общими характеристиками выступают: злая, мудрая, старая (рис. 2).

Рисунок 2 – Корреляционные плеяды архетипов (по вербальным характеристикам)

 

Архетип Старик, по всей видимости, также относится к теневому аспекту, т.к. положительно связан с архетипом Старухи (r = 0,4 при р ≤ 0,05) – общими характеристиками, которых являются мудрый и старый (рис. 2). Причем в данном исследовании получен очень интересный факт: старуха несет в основном негативные характеристики, тогда как старик только положительные, за исключением старый (рис. 2).

 

Таблица 2

Вербальные характеристики архетипов (частотный анализ)

 

Архетипы Характеристика
Анима Красивая, женственная, добрая, любящая, умная, сильная.
Анимус Сильный, умный, красивый, мужественный, заботливый, любящий.
Отец Добрый, мужественный, заботливый, любящий, хороший.
Мать Заботливая, добрая, любящая, нежная, красивая, ласковая.
Старик Мудрый, умный, добрый, старый, справедливый, опытный, ответственный.
Старуха Мудрая, старая, вредная, злая, заботливая, добрая.
Дева Чистая, сильная, красивая, смелая, властная, женственная, светлая.
Герой Сильный, справедливый, смелый, храбрый, красивый, честный, добрый, ловкий.
Ведьма Злая, хитрая, мудрая, страшная, сильная, старая.
Враг Злой, хитрый, подлый, опасный, глупый, сильный, коварный.
Ребенок Маленький, веселый, милый, нежный, беззащитный, наивный, хороший, беззаботный, красивый, смешной.
Трикстер Хитрый, веселый, смешной, ловкий, подлый, лживый, двуличный.

 

В этой связи, можно предполагать, что архетип старухи будет являться теневым образом архетипа Матери. Так, в частности, С. Биркхойзер-Оэри [2] указывает на временной аспект архетипа «Великой матери»: прошлое — в образе старухи, настоящее — в образе женщины средних лет, и будущее — в образе маленькой девочки или юной девушки. Последний образ скорее всего представлен в виде Целомудренной Девы (положительно связана с Анимой р ≤ 0,05) имеющие такие общие характеристики как красивая, сильная, женственная. Таким, образом, архетип Анимы имеет представленность как в архетипе Матери, так и в архетипе Девы. Полученные данные подтверждают неопределенность архетипа Анимы, которую достаточно сложно конкретизировать, в отличие от двух других архетипов.

 

Аналогично Аниме, Анимус положительно взаимосвязан и с архетипом Отца (r = 0,8 при р ≤ 0,001) и с архетипом Героя (r = 0,5 при р ≤ 0,01), также Отец имеет взаимосвязь с Героем (r = 0,5 при р ≤ 0,01), при этом все три представляют мужской аспект (рис. 2). Как мать является первым носителем образа Анимы, утверждает К.Г. Юнг [9], так отец становится воплощением Анимуса, который затем проецируется на множество других мужских фигур. Общими характеристиками между тремя архетипами выступают – мужественный, заботливый, любящий, сильный, красивый, добрый.

 

Кроме того, обнаруженные взаимосвязи демонстрируют, что выше перечисленные архетипы мужского и женского начал образуют между пару (рис. 2). Так Анима положительно связана с Анимусом (r = 0,8 при р ≤ 0,001) – общие характеристики сильный, умный, красивый, архетип Отца с Матерью (r = 0,3 при р ≤ 0,05) – добрый, заботливый, любящий, архетип Героя с Девой (r = 0,4 при р ≤ 0,05) – сильный, красивый, смелый.

 

В отдельную плеяду выделились архетипы Врага и Трикстера (r = 0,6 при р ≤ 0,01) – общими характеристиками которых являются – хитрый, подлый и коварный (двуличный), что отражает теневые аспекты. Так в частности Ц.П. Короленко и Н. В. Дмитриева [4] отмечают, что, активизация архетип Врага заставляет спроецировать на человека с иными взглядами иррациональные негативные характеристики, несущими в себе оттенки зла. Кроме того, К.Г. Юнгом [9] выделяется архетип «Трикстер» (плут, обманщик), который с одной стороны, тесно связан с Тенью, с другой - с Ребенком. Полученные данные в нашем исследовании подтверждают юнгианскую точку зрения - архетип Трикстера отрицательно взаимосвязан с архетипом Ребенка (r = -0,3 при р ≤ 0,05), имеющими две схожих характеристики – веселый и смешной.

 

Анализ взаимосвязей между архетипами по образным характеристикам демонстрирует аналогичные результаты, за исключением пожалуй очень четкой гендерной дифференциации (рис 3).

 

Так архетипы Матери, Девы и Анимы образуют отдельную плеяду, в которой все три положительно взаимосвязаны между собой, при этом довольно тесную статистически значимую связь имеют Дева и Анима (r = 0,8 при р ≤ 0,001), что демонстрирует высокую образную схожесть данных архетипов (рис. 3).

Рисунок 3 – Корреляционные плеяды архетипов (по образным характеристикам)

* рядом с цифрой, означает, что р ≤ 0,01, цифра без звездочки означает значимую корреляцию при р ≤ 0,05

 

Рисунок 4 – Образы архетипов женского начала (позитивный аспект)

 

Таким образом, общим для этой плеяды выступает позитивное женское начало, имеющее два аспекта: материнское начало (настоящее) обладает такими качествами как: оберегающая, принимающая, дарящая любовь, связано с состоянием «райской первоначальной беззаботности» [7] и предвечная дева (будущее) – чистота, наивность, эмоциональность, красоту, страсть [2].

 

У данной женского позитивного начала проявлен и отрицательный полюс - архетип Анимы отрицательно связан с архетипом Ведьмы (r = -0,3 при р ≤ 0,05), последний в свою очередь положительно связан с архетипом Старухи (r = 0,3 при р ≤ 0,05). Отрицательный образ женского начала представляет «пожирающую и заглатывающую мать». Данное довольно явно представлено в наиболее часто выбираемых образах старухи и ведьмы (рис. 5)

Рисунок 5 – Образы архетипов женского начала (теневой аспект)

 

Плеяду отражающую мужское начало составляют архетипы Анимус положительно связан с архетипом Герой (r = 0,6 при р ≤ 0,001) и архетипом Отец (r = 0,4 при р ≤ 0,01). С точки зрения Э. Нойманна [7] архетип Героя отражает проблему борьбы эго-сознания с прародителями (бессознательным) за свою независимость. Выйдя из состояния мистической сопричастности с Великой матерью, он несет в мир мудрость и культуру (рис. 6) – характеристики архетипа Отца, образ которого также связан с архетипом Старика (r = 0,4 при р ≤ 0,01).

Рисунок 6 – Образы архетипов мужского начала (позитивный и теневой аспекты)

 

Архетип Мудрого старца, с точки зрения Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриевой [4] отражает всезнание, всепонимание и всемогущество, тот, кем овладел этот архетип, обладает большой силой убеждения. Анализ данной корреляционной плеяды показал, что теневыми аспектами архетипа Героя/Анимуса выступает архетип Врага (r = -0,4 при р ≤ 0,01), также имеющий положительную связь (как и при исследовании вербальных характеристик) с архетипом Трикстера (r = 0,3 при р ≤ 0,05), который в свою очередь отрицательно связан с архетипом Ребенка (r = -0,4 при р ≤ 0,01). Взаимосвязь Трикстера и Врага, отражает их явно представленный негативный аспект (ср. вербальные характеристики и рис. 6 и 7).

Рисунок 7 – Образы самости (позитивный и теневой аспекты)

 

С точки зрения К.Г. Юнга [8] «Божественный ребенок» символизирует самость, пробуждение индивидуального сознания из стихии коллективно-бессознательного. Младенец являет собой и начало и конец – идея всеобъемлющей психической целостности, поэтому появление образа младенца свидетельствует об определенном синтезе личности.

 

Таким образом, полученные статистически значимые взаимосвязи между архетипами как по вербальным, так и по образным характеристикам позволяют определить некоторые взаимоотношения архетипов, которые отражены на рис. 8.

Рисунок 8 – Соотношение архетипов и их теневых аспектов

 

Архетипы Анимы и Анимуса были исключены из анализа, как архетипы более общего уровня не обладающие конкретной представленностью и воплощающиеся в других архетипах.

 

Выводы
1.Исследование вербальных и образных характеристик архетипов позволило выделить два основных полюса. Первый включает в себя архетипы Мать/Отец, Герой/Дева и Ребенок, положительное начало личности. Второй полюс включат их теневые аспекты Старик/Старуха, Враг/Ведьма и Трикстер, которые отражают более иррациональные, негативные характеристики, несущие в себе оттенки зла.
2.Для каждого архетипа были выделены вербальные и образные характеристикам. Архетипы женского позитивного начала обладают такими характеристиками как красота, забота, нежность, доброта. Негативный аспект отличает злость, мудрость, старость. Архетипы мужского позитивного начала включают силу, ум, справедливость, красоту, храбрость; негативное начало – мудрость, силу, злость, хитрость, коварность. Архетип самости: позитивный аспект – веселый, милый, беззаботный; негативный аспект - хитрый, веселый, смешной, ловкий, подлый, лживый, двуличный

Библиографический список
1.Аверинцев С.С. Аналитическая психология К. Юнга и закономерности творческой фантазии / С.С. Аверинцев // Вопросы литературы. – М. – 1970. – № 3. – С. 117.
2.Биркхойзер-Оэри С. Мать: Архетипический образ в волшебных сказках / С. Биркхойзер-Оэри; пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2006. – 255 с.
3.Кэмпбелл Д. Тысячеликий герой / Д. Кэмпбелл; пер. с англ. Рефл-бук: АСТ; К.: Ваклер, 1997. – 384 с.
4.Короленко Ц.П. Психоанализ и психиатрия: Монография / Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. — Новосибирск: НГПУ, 2003. – 667 с.
5.Марк М. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов / М. Марк, К. Пирсон; пер. В. Домнина, А. Сухенко. – СПб.: Питер, 2005. – 336 с.
6.Мелетинский Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. – М.: Восточная литература, 2006. – 406 с.
7.Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания / Э. Нойманн; пер. с англ. А.П. Хомик. – М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1998. – 464 с.
8.Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов /К.Г. Юнг; пер. А.А. Спектор. – Мн.: Харвест, 2004. – 400 с.
9.Beebe J. Evolving the Eight-Function Model / [The text] / J. Beebe. - TypeFace, 16 / 2, 2005. - Р. 8 – 11.

 

[О1]

[О1]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь