Результаты исследования демонстрируют, что между собой положительно взаимосвязаны Мать, Анима, Дева представляющие женский аспект (r = 0,31-0,59 при р ≤ 0,05; рис. 2).
Общими вербальными ассоциациями между архетипом Матери и Анимы являются - красивая, любящая, добрая. С точки зрения К.Г. Юнга [8] Анима — это коллективный образ женщины, существующий в мужском сознании, посредством которого он постигает женскую природу, осознаваемая через реальных женщин, и, прежде всего через собственную мать. Дж. Кэмпбелл [3] также говорит о «светлой» Аниме, которая является воплощением совершенства, красоты, «лелеющей «доброй» матери, молодой и красивой, которую мы некогда познали и, можно сказать, вкусили в далеком прошлом» [3. С.114]. Часть характеристик представлена в ассоциациях испытуемых, что доказывает универсальность данного архетипа. Кроме того, можно утверждать, что здесь представлен положительный аспект архетипа Матери, тогда как другой аспект «злой» Матери – «темной» Анимы: запрещающей, наказывающей, недоступной, против которой направлены агрессивные фантазии и со стороны которой боятся ответной агрессивности в большей степени отражены в архетипе Старухи (отрицательно связана с Матерью р ≤ 0,05) и Колдуньи (положительно связана с архетипом Старухи р ≤ 0,01; см. рис. 2) между которыми общими характеристиками выступают: злая, мудрая, старая (рис. 2).
Рисунок 2 – Корреляционные плеяды архетипов (по вербальным характеристикам)
Архетип Старик, по всей видимости, также относится к теневому аспекту, т.к. положительно связан с архетипом Старухи (r = 0,4 при р ≤ 0,05) – общими характеристиками, которых являются мудрый и старый (рис. 2). Причем в данном исследовании получен очень интересный факт: старуха несет в основном негативные характеристики, тогда как старик только положительные, за исключением старый (рис. 2).
|
Таблица 2
Вербальные характеристики архетипов (частотный анализ)
Архетипы | Характеристика |
Анима | Красивая, женственная, добрая, любящая, умная, сильная. |
Анимус | Сильный, умный, красивый, мужественный, заботливый, любящий. |
Отец | Добрый, мужественный, заботливый, любящий, хороший. |
Мать | Заботливая, добрая, любящая, нежная, красивая, ласковая. |
Старик | Мудрый, умный, добрый, старый, справедливый, опытный, ответственный. |
Старуха | Мудрая, старая, вредная, злая, заботливая, добрая. |
Дева | Чистая, сильная, красивая, смелая, властная, женственная, светлая. |
Герой | Сильный, справедливый, смелый, храбрый, красивый, честный, добрый, ловкий. |
Ведьма | Злая, хитрая, мудрая, страшная, сильная, старая. |
Враг | Злой, хитрый, подлый, опасный, глупый, сильный, коварный. |
Ребенок | Маленький, веселый, милый, нежный, беззащитный, наивный, хороший, беззаботный, красивый, смешной. |
Трикстер | Хитрый, веселый, смешной, ловкий, подлый, лживый, двуличный. |
В этой связи, можно предполагать, что архетип старухи будет являться теневым образом архетипа Матери. Так, в частности, С. Биркхойзер-Оэри [2] указывает на временной аспект архетипа «Великой матери»: прошлое — в образе старухи, настоящее — в образе женщины средних лет, и будущее — в образе маленькой девочки или юной девушки. Последний образ скорее всего представлен в виде Целомудренной Девы (положительно связана с Анимой р ≤ 0,05) имеющие такие общие характеристики как красивая, сильная, женственная. Таким, образом, архетип Анимы имеет представленность как в архетипе Матери, так и в архетипе Девы. Полученные данные подтверждают неопределенность архетипа Анимы, которую достаточно сложно конкретизировать, в отличие от двух других архетипов.
|
Аналогично Аниме, Анимус положительно взаимосвязан и с архетипом Отца (r = 0,8 при р ≤ 0,001) и с архетипом Героя (r = 0,5 при р ≤ 0,01), также Отец имеет взаимосвязь с Героем (r = 0,5 при р ≤ 0,01), при этом все три представляют мужской аспект (рис. 2). Как мать является первым носителем образа Анимы, утверждает К.Г. Юнг [9], так отец становится воплощением Анимуса, который затем проецируется на множество других мужских фигур. Общими характеристиками между тремя архетипами выступают – мужественный, заботливый, любящий, сильный, красивый, добрый.
Кроме того, обнаруженные взаимосвязи демонстрируют, что выше перечисленные архетипы мужского и женского начал образуют между пару (рис. 2). Так Анима положительно связана с Анимусом (r = 0,8 при р ≤ 0,001) – общие характеристики сильный, умный, красивый, архетип Отца с Матерью (r = 0,3 при р ≤ 0,05) – добрый, заботливый, любящий, архетип Героя с Девой (r = 0,4 при р ≤ 0,05) – сильный, красивый, смелый.
В отдельную плеяду выделились архетипы Врага и Трикстера (r = 0,6 при р ≤ 0,01) – общими характеристиками которых являются – хитрый, подлый и коварный (двуличный), что отражает теневые аспекты. Так в частности Ц.П. Короленко и Н. В. Дмитриева [4] отмечают, что, активизация архетип Врага заставляет спроецировать на человека с иными взглядами иррациональные негативные характеристики, несущими в себе оттенки зла. Кроме того, К.Г. Юнгом [9] выделяется архетип «Трикстер» (плут, обманщик), который с одной стороны, тесно связан с Тенью, с другой - с Ребенком. Полученные данные в нашем исследовании подтверждают юнгианскую точку зрения - архетип Трикстера отрицательно взаимосвязан с архетипом Ребенка (r = -0,3 при р ≤ 0,05), имеющими две схожих характеристики – веселый и смешной.
|
Анализ взаимосвязей между архетипами по образным характеристикам демонстрирует аналогичные результаты, за исключением пожалуй очень четкой гендерной дифференциации (рис 3).
Так архетипы Матери, Девы и Анимы образуют отдельную плеяду, в которой все три положительно взаимосвязаны между собой, при этом довольно тесную статистически значимую связь имеют Дева и Анима (r = 0,8 при р ≤ 0,001), что демонстрирует высокую образную схожесть данных архетипов (рис. 3).
Рисунок 3 – Корреляционные плеяды архетипов (по образным характеристикам)
* рядом с цифрой, означает, что р ≤ 0,01, цифра без звездочки означает значимую корреляцию при р ≤ 0,05
Рисунок 4 – Образы архетипов женского начала (позитивный аспект)
Таким образом, общим для этой плеяды выступает позитивное женское начало, имеющее два аспекта: материнское начало (настоящее) обладает такими качествами как: оберегающая, принимающая, дарящая любовь, связано с состоянием «райской первоначальной беззаботности» [7] и предвечная дева (будущее) – чистота, наивность, эмоциональность, красоту, страсть [2].
У данной женского позитивного начала проявлен и отрицательный полюс - архетип Анимы отрицательно связан с архетипом Ведьмы (r = -0,3 при р ≤ 0,05), последний в свою очередь положительно связан с архетипом Старухи (r = 0,3 при р ≤ 0,05). Отрицательный образ женского начала представляет «пожирающую и заглатывающую мать». Данное довольно явно представлено в наиболее часто выбираемых образах старухи и ведьмы (рис. 5)
Рисунок 5 – Образы архетипов женского начала (теневой аспект)
Плеяду отражающую мужское начало составляют архетипы Анимус положительно связан с архетипом Герой (r = 0,6 при р ≤ 0,001) и архетипом Отец (r = 0,4 при р ≤ 0,01). С точки зрения Э. Нойманна [7] архетип Героя отражает проблему борьбы эго-сознания с прародителями (бессознательным) за свою независимость. Выйдя из состояния мистической сопричастности с Великой матерью, он несет в мир мудрость и культуру (рис. 6) – характеристики архетипа Отца, образ которого также связан с архетипом Старика (r = 0,4 при р ≤ 0,01).
Рисунок 6 – Образы архетипов мужского начала (позитивный и теневой аспекты)
Архетип Мудрого старца, с точки зрения Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриевой [4] отражает всезнание, всепонимание и всемогущество, тот, кем овладел этот архетип, обладает большой силой убеждения. Анализ данной корреляционной плеяды показал, что теневыми аспектами архетипа Героя/Анимуса выступает архетип Врага (r = -0,4 при р ≤ 0,01), также имеющий положительную связь (как и при исследовании вербальных характеристик) с архетипом Трикстера (r = 0,3 при р ≤ 0,05), который в свою очередь отрицательно связан с архетипом Ребенка (r = -0,4 при р ≤ 0,01). Взаимосвязь Трикстера и Врага, отражает их явно представленный негативный аспект (ср. вербальные характеристики и рис. 6 и 7).
Рисунок 7 – Образы самости (позитивный и теневой аспекты)
С точки зрения К.Г. Юнга [8] «Божественный ребенок» символизирует самость, пробуждение индивидуального сознания из стихии коллективно-бессознательного. Младенец являет собой и начало и конец – идея всеобъемлющей психической целостности, поэтому появление образа младенца свидетельствует об определенном синтезе личности.
Таким образом, полученные статистически значимые взаимосвязи между архетипами как по вербальным, так и по образным характеристикам позволяют определить некоторые взаимоотношения архетипов, которые отражены на рис. 8.
Рисунок 8 – Соотношение архетипов и их теневых аспектов
Архетипы Анимы и Анимуса были исключены из анализа, как архетипы более общего уровня не обладающие конкретной представленностью и воплощающиеся в других архетипах.
Выводы
1.Исследование вербальных и образных характеристик архетипов позволило выделить два основных полюса. Первый включает в себя архетипы Мать/Отец, Герой/Дева и Ребенок, положительное начало личности. Второй полюс включат их теневые аспекты Старик/Старуха, Враг/Ведьма и Трикстер, которые отражают более иррациональные, негативные характеристики, несущие в себе оттенки зла.
2.Для каждого архетипа были выделены вербальные и образные характеристикам. Архетипы женского позитивного начала обладают такими характеристиками как красота, забота, нежность, доброта. Негативный аспект отличает злость, мудрость, старость. Архетипы мужского позитивного начала включают силу, ум, справедливость, красоту, храбрость; негативное начало – мудрость, силу, злость, хитрость, коварность. Архетип самости: позитивный аспект – веселый, милый, беззаботный; негативный аспект - хитрый, веселый, смешной, ловкий, подлый, лживый, двуличный
Библиографический список
1.Аверинцев С.С. Аналитическая психология К. Юнга и закономерности творческой фантазии / С.С. Аверинцев // Вопросы литературы. – М. – 1970. – № 3. – С. 117.
2.Биркхойзер-Оэри С. Мать: Архетипический образ в волшебных сказках / С. Биркхойзер-Оэри; пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2006. – 255 с.
3.Кэмпбелл Д. Тысячеликий герой / Д. Кэмпбелл; пер. с англ. Рефл-бук: АСТ; К.: Ваклер, 1997. – 384 с.
4.Короленко Ц.П. Психоанализ и психиатрия: Монография / Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. — Новосибирск: НГПУ, 2003. – 667 с.
5.Марк М. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов / М. Марк, К. Пирсон; пер. В. Домнина, А. Сухенко. – СПб.: Питер, 2005. – 336 с.
6.Мелетинский Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. – М.: Восточная литература, 2006. – 406 с.
7.Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания / Э. Нойманн; пер. с англ. А.П. Хомик. – М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1998. – 464 с.
8.Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов /К.Г. Юнг; пер. А.А. Спектор. – Мн.: Харвест, 2004. – 400 с.
9.Beebe J. Evolving the Eight-Function Model / [The text] / J. Beebe. - TypeFace, 16 / 2, 2005. - Р. 8 – 11.