История развития теории размагничивания кораблей.
24 июня 1941 года в 2 часа 41 минуту в устье Финского залива подорвался на мине эсминец «Гневный».
В 4 часа 21 минуту в этом районе подорвался на мине крейсер «Максим Горький», но своим ходом пришел в Таллин. Предполагалось, что мины были бесконтактные (магнитными). Противник уже в первые годы войны создал серьёзную минную угрозу у выхода из советских военно-морских баз и на основных морских путях сообщения, использовав в общей сложности 1060 якорных ударных мин и до 160 донных неконтактных мин.
Для взрыва магнитной мины не требовалось непосредственного соприкосновения её с корпусом корабля. Идея изготовления такого взрывателя очень проста.
Магнитный взрыватель мины срабатывает под влиянием магнитного поля корабля, проходящего над ней или на некотором от неё расстоянии. С приближением корабля к такой мине магнитное поле искажается, установленная во взрывателе магнитная стрелка в связи с этим отклоняется на некоторый угол и тем самым замыкает контакты в боевой цепи мины, вызывая её взрыв.
Кроме того, магнитные мины, лежащие на дне, не поддавались обычным методам траления, рассчитанным на подсекание и подрыв якорных мин.
Эти преимущества магнитных мин перед обычными якорными минами дали основание военно-морским специалистам заранее предугадать их применение в предстоящей войне, тем более, что нашим военным морякам пришлось впервые с магнитными минами английских интервентов ещё в сентябре 1919 года на Северной Двине.
Естественно было ожидать, что в новой войне будут использоваться усовершенствованные магнитные мины: более чувствительные, с приспособлениями, затрудняющими их траление и уничтожении. Всё это заставило командование Военно-Морского Флота СССР поставить перед специалистами задачу - разработать метод защиты кораблей от неконтактного магнитного минного и торпедного оружия.
|
Эта важная задача была поручена Ленинградскому физико-техническому институту Академии наук СССР ещё в 1936 году. За её выполнение взялись Анатолий Петрович Александров и Борис Александрович Гаев. А.П.Александров организовал в своей лаборатории специальную группу, возглавляемую Б.А.Гаевым, которая занималась проблемой размагничивания кораблей.
Принцип размагничивания кораблей.
Идея, положенная в основу работ по защите кораблей от неконтактных мин, состояла в размагничивании кораблей. Предполагалось, что это можно сделать путём компенсации магнитного поля корабля с помощью закреплённых на нём специальных обмоток, через которые пропускался постоянный ток. При этом магнитное поле корабля может быть скомпенсировано магнитным полем тока в такой степени, что прохождение корабля над миной не будет вызывать срабатывания взрывателя, имеющего ограниченную чувствительность.
Принцип обмоточного размагничивания кораблей:
1-кабель размагничивающего устройства;
2-магнитное поле корабля;
3-магнитное поле обмотки с током;
4-результирующее магнитное поле корабля;
5-допустимый предел результирующего магнитного поля, не оказывающий влияния на магнитный взрыватель мины.
Простая идея, предложенная А.П.Александровым, Б.А.Гаевым и инженером Балтийского завода А.А.Кортиковским, не сразу получила поддержку со стороны специалистов. Некоторые специалисты считали даже, что корабль нужно не размагничивать, а намагничивать ещё сильнее, с тем, чтобы увеличенное магнитное поле вызывало взрыв магнитной мины на большом расстоянии от корабля.
|
Группе А.П.Александрова надо было, прежде всего, самой убедиться в осуществимости идеи размагничивания. Сначала исследования проводились на лабораторной модели корабля, сделанной из дерева и обитой листовым железом. В результате этих опытов были найдены наиболее оптимальные виды размагничивающих обмоток. Решено было переходить на плавучие корабли.