Возрастные особенности младших школьников




«Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивное игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются»– так характеризуют этот возраст Н.С. Лейтес. [11, с. 54]

К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь уже прошли достаточно долгий путь развития. И поэтому ребёнок 6-7 лет уже многое может: он хорошо ориентируется в окружающем мире и уже немало знает о нём, легко запоминает информацию разнообразного содержания, многочисленные стихи и сказки, умеет отгадывать загадки, решать задачи, условия которых даны в наглядном плане, может придумывать небольшие истории, достаточно связно высказывать своё мнение о различных событиях, умеет и любит рисовать, лепить, конструировать, порой совсем неплохо обращается с компьютером. [17, с. 65]

Психические исследования показывают, что в этот период главное значение приобретает дальнейшее развитие мышления. Именно оно благодаря включению ребёнка в учебную деятельность, направленную на овладение системой научных понятий, поднимается на более высокую ступень и тем самым влечёт за собой хорошую перестройку всех остальных психических процессов, в первую очередь восприятия и памяти.

С началом систематического обучения, мышления, вырабатывается в центр психического развития ребёнка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются, приобретают осознанный и произвольный характер.

 

Мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно – образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно – логическому, понятийному мышлению. [5, с. 386]

Дальнейший путь развития мышления заключается в переходе к словесно – логическому мышлению, основу которого составляет оперирование понятиями. Переход к этой новой форме мышления связан с изменением содержания мышления; теперь это уже не конкретные представления, имеющие наглядную основу и отражающие внешние признаки предметов и явления и соотношения между ними. Это новое содержание мышления в младшем школьном возрасте задается содержанием ведущей деятельности учебной.

Словесно – логическое, понятийное мышление формируется постепенно на протяжении младшего школьного возраста. В начале данного возрастного периода доминирующим является наглядно – образное мышление.

В этом отношении наиболее показательно мышление первоклассника. Она действительно преимущественно конкретно опирается на наглядные образы и представления. Как правило, ребёнок начинает понимать общие положения лишь тогда, когда они конкретизируются с помощью частных примеров. Содержание понятий и обобщений определяются в основном наглядно воспринимаемыми признаками предметов. Мышление первоклассников тесно связаны с его личным опытом и потому в предметах и явлениях он чаще всего выделяет те стороны, которые говорят об их применении, действии с ними.

Сказанное не означает, что ребёнок 6-7 лет не может мыслить логически: он способен сопоставлять отдельные факты, делать простейшие выводы и прочее. Однако основной формой мышления детей этого возраста является мышление, опирающиеся на наглядность. [20, с. 338-339]

Мышление ребёнка в начале младшего школьного возраста имеет своеобразный характер. В силу отсутствия систематических знаний, недостаточного развития понятий оно оказывается в плену у восприятия, ребёнок попадает в зависимость от того, что видит.

Развитие мышления во многом зависит от уровня развития мыслительных процессов. Так, например, развитие анализа идет от практически действенного к чувственному и в дальнейшем умственному.

Кроме того, анализ начинается как частичный и постепенно становится комплексным и системным. Синтез развивается от простого, суммирующего к более широкому и сложному. Анализ для младших школьников является более легким процессом и развивается быстрее, чем синтез, хотя оба процесса тесно связаны. Сравнения в младшем школьном возрасте идёт от не систематического, ориентируемого на внешние признаки, к плановому, системному. При сравнении знаком предметов дети легче замечают сходство, а при сравнении новых – различия.

Младшие школьники начинают осознавать собственные мыслительные процессы и пытаются управлять ими, хотя не всегда успешно. [23, с. 98]

В последние годы всё больше говорят о формировании в младшем школьном возрасте теоретического мышления на базе эмпирического. Теоретическое мышление определяется через набор его свойств (анализ содержания задачи с выделением общего способа его решения, которое «с места» переносится на класс задач; внутренний план действий, обеспечивающий планирование и выполнение их в уме), эмпирическое мышление осуществляется посредством сравнения внешне сходных, общих признаков предметов и явлений окружающего мира, путём «проб и ошибок».

Исследования в экспериментальных классах под руководством В.В. Давыдова показали, что в младших классах могут быть сформированы элементы теоретического мышления. [26, с. 338]

С помощью игровых методов (интеллектуальных задач) ребёнок познаёт некоторую ситуацию путём логического мышления.

В младшем школьном возрасте познавательные процессы личности имеют определенные особенности:

1) Преобладающим видом внимания младшего школьника является непроизвольное. Реакция на все новое, яркое, необычное очень сильна в этом возрасте. Наглядно-образный характер мыслительной деятельности приводит к тому, что учащиеся все свое внимание направляют на отдельные, бросающиеся в глаза предметов или их признаки. Внимание тесно связано с мыслительной деятельностью учащихся, поэтому они не могут сосредоточить его на не ясном, непонятном. С развитием и совершенствованием мышления младшие школьники все в большей степени становятся способными сосредоточить свое внимание на главном и основном. На протяжении младшего школьного возраста непроизвольное внимание развивается. Ребенок быстро реагирует на то, что его интересует. Если ребенок увлекается чтением книги, то непроизвольное внимание его будет устойчивы. Развитие же произвольного внимания у детей идет в направлении от выполнения целей, которые ставят взрослые, учитель, сам ученик. Оно тесно связано с развитием ответственности. Учащиеся с ответственным отношением к учению умеют заставить внимательно выполнять любое задание. Произвольность внимания развивается вместе с развитием его свойств. Объем внимания младших школьников меньше, чем у взрослого. Распределение внимания – слабее. Внимание отличается большой неустойчивостью, легкой отвлекаемостью, она объясняется тем, что преобладает возбуждение над торможением. Одной из особенностей внимания является то, что младшие школьники не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой. Кроме того, отключение внимания спасает детей от переутомления. Эта особенность внимания является одной их основателей для включения в занятия элементов игры, частотой менее форм деятельности. Внимание теснейшим образом связано с эмоциями и чувствами. Все то, что вызывает у них сильное переживание, приковывает их внимание. Особенно внимательными учащиеся бывают в процессе творческой деятельности, так как здесь сливаются воедино мышление, чувства и воля.

2) Восприятие младших школьников определяется, прежде всего, особенностями самого предмета. Поэтому дети замечают в предметах не главное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов. Процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета. Восприятие отличается слабой дифференцированностью. Довольно часто первоклассники путают предметы, сходные в том или ином отношении (цифры 6 и 9 и т.д.). Для того чтобы ученики не допускали подобных ошибок, необходимо сравнивать сходные объекты, находить различия между ними. [1, с. 12]

Таким образом, основные новообразования младшего школьного возраста в том, что ребенок начинает мыслить связно и обоснованно.


Содержание деятельности кружка «Информатика»

Отечественное школьное образование не всегда полноценно ориентированно на развитие логического мышления учащихся. Преобладает работа по заданным эталонам, по готовым правилам и схемам. В школе нет программ, специально направленных на развитие логического мышления детей, на развитие самостоятельности выбора и построения поведения. Это происходит в силу того, что педагог школы зажат тисками базисного плана и все более жестких министерских требований всеобщей стандартизации обучения, имеет мало возможностей для собственного творчества.

Кружок - наиболее распространенная форма добровольного детского досугового объединения в системе детского дополнительного образования. Кружок – самодеятельное объединение по интересам, выполняет функции приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности: расширение коммуникативного опыта. [10, с. 34]

Кружок, как добровольное, самодеятельное объединение детей занимает начальную (первичную) ступень закрепления индивидуальной потребности ребенка, его желания, интереса к какому-либо конкретному виду деятельности. Это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проявить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в своих реалиях заинтересовавшей сферы занятости. Приняв решение, продолжать или отказаться от конкретной деятельности, что позволяет удовлетворить самые разнообразные потребности детей, развить их и соединить со способностью к дальнейшему самосовершенствованию в образовательных группах, коллективах, или перевести стихийное желание в осознанное увлечение (хобби). Успех и точность в решении этих задач зависит от степени активного участия в работе кружка детей, но в большей степени от личных качеств и профессиональной квалификации педагога – руководителя.

Кружки в школе организуются по самым разнообразным направлениям. Так, одним из направлений кружковой деятельности является кружок «Информатика».

Знания и умения, полученные на занятиях, дети могут применять в общеобразовательных предметах. На занятиях дети учатся анализировать, сравнивать и обобщать информацию. У ребенка вырабатываются терпение, усидчивость, самостоятельность. Ребёнок учиться видеть и понимать причинные и закономерные связи вещей и явлений.

Деятельность (ее объем, ритм, длительность) в кружке организуется на принципах добровольности, самоуправления, неформальности общения. Занятия в кружках осуществляются в разных занимательных, игровых видах, состязаниях. Дети рано начинают воспринимать окружающий их мир, но чтобы они смогли по-настоящему оценить увиденное, необходимо учить их этому, начиная с дошкольного возраста.

Начинать обучение детей основам решения логических задач необходимо с самого раннего возраста, ещё в начальной школе.

Общеизвестен тот факт, что ребенок, обладающий развитым логическим мышлением, хорошей памятью, устойчивым вниманием, будет легко усваивать школьную программу - вот та посылка, которая была взята в основу кружка «Информатика». Ученые-психологи отмечают, что для человека в жизни порой важен не столько набор знаний, которыми он обладает, сколько развитое мышление. Причем некоторые структуры мышления (например, логическое мышление) оптимально формировать в возрасте 5-12 лет.

Преподавание построено в соответствии с принципами науки валеологии “не навреди”. На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка, за компьютером дети работают 8 - 10 минут (1-й класс), 10 - 15 минут (2 - 4 классы) и сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации - дети выполняют различные гимнастические упражнения для глаз и кистей рук.

Задача любого учителя – привить ученикам привычку к упорному самостоятельному, творческому труду. Главное для педагога – не столько дать учащимся прочные знания, сколько научить их учиться самостоятельно. Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребёнку успех в учебной деятельности, на пути от незнания к знанию, от неумения к умению. К таким умениям, несомненно, можно отнести процесс решения логических задач. Ничто не развивает ребёнка, как обдумывание идеи решения задачи и его попытки рассуждать.

Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребёнку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным, и осуществить это помогут занятия в кружке «Информатика».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После изучения теоретических аспектов проблемы развития логического мышления младших школьников мы приходим к выводу, что формирование логического мышления – это важная составная часть педагогического процесса. Помочь в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся логического мышления.

В ходе исследовании мы решили следующие задачи:

1) определили сущность мышления, заключающийся в том, что это обобщение и опосредованное отражение существенных закономерностей и свойств реальности, процесс постановки и решения проблем.

2) выявили сущность логического мышления как один из видов познания, который во взаимосвязи с другими его видами и на основе практики дает человеку возможность прогрессирующего отражения объективного мира;

2) определили особенности развития в младшем школьном возрасте, выяснив, что это, период впитывания, накопления знаний, это самый благоприятный период для развития логического мышления;

3) раскрыли содержание деятельности на кружке «Информатика», которое состоит из решения увлекательных, интересных, занимательных задач, развивающих логическое мышление школьников.

Занятия в кружке «Информатика» дают предпосылки для развития логического мышления. Задача учителя - полнее использовать разнообразные логические задачи при обучении детей информатике. Так как решение разного рода нестандартных задач в младшем школьном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логика мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Особо важным следует считать развитие у детей умение догадываться о решении на определённом этапе анализа логической задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия. Занимательные интересные задачи являются хорошим средством воспитания у детей в младшем школьном возрасте интереса к информатике, к логике и доказательности рассуждений, желание проявить умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.

Это наводит на мысль, что в настоящее время просто необходимо использовать занимательные задачи, задачи на смекалку в младшем школьном возрасте, т.к. игровой метод в этом возрасте более интересен детям, занимателен, и с помощью этих игр у детей эффективнее развивается логическое мышление.

Таким образом, изучение предмета исследования (развитие логического мышления младших школьников на занятиях в кружке «Информатика») как части объекта исследования (процесса развития младших школьников) достигло цели исследования: выявилось влияния кружка «Информатика» на развитие логического мышления младших школьников.

Вышеизложенная тема исследования: «Развитие логического мышления младших школьников на занятиях кружка «Информатика» помогает частичному устранению противоречия между потребностью общества в развитии логического мышления учащихся и существующими традиционными подходами к обучению в начальной школе, между потребностью практического воплощения процесса развития логического мышления младших школьников в учебной деятельности и отсутствием его технологического обеспечения. Данный факт актуален в силу требования современных условий, когда в социуме требуется хорошо ориентирующаяся в современном мире, его информационном многообразии личность.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алферов А.Д. Психология развития школьников. – Ростов-на-Дону, 2000.

2. Богомолова О.Б. Логические задачи по информатике. – Серия «Информатика в школе». – М.: Информатика и образование, 2001

3. Брунер Д.С.: Психология познания – М., 1977 – с. 304-319

4. Выготский Л.С.: Хрестоматия по вниманию – М., - с.198

5. Дубровин И.В.: Психология – М,, 21-003 – с.386

6. Дункер К.: “Психология мышления – М.1981 –с. 37

7. Живкин Н.И.: Речь как проводник информации – М., 1982 – с. 20-28.

8. Зак А. Путешествие в сообразилию или как помочь ребёнку стать смышленым. Москва

9. Коршунова Л.С.: Воображение и его роль в познании – М., 1979-с.3-7.

10. Калугина Е.В. Педагогика дополнительного образования.- Оренбург,2000.

11. Лейтес Н.С. Способности и одаренность – М., 1984.

12. Логика. Мн., Изд-во БГУ, 1974. – с. 6-9; 31-32.

13. Мелхорн Г.: Гениями не рождаются – М., 1989 – с. 5-12

14. Немов Р.С.: Психология, кн. – 1 – М., 2002 – с. 275

15. Никифоров А. Л. Книга о логике. – М.: Гнозис, 1996. – с 10-19

16. Обухова Л.Ф.: Концепция Ж.Пиаже: За и против – М., - 1981,- с.109-134

17. Петруненко В.П.: Младший школьник – М., 1981 – с.65

18. Петухов В.В.: Психология мышления – М., 1987 –с. 11-20

19. Рубинштейн Л.С.: Основы общей психологии – М., 1989- с. 442

20. Сапогов Е.Е.: Психология развития человека – М., 2000 – с. 338-339.

21. Спиркин А. Мышление и язык. М., 1956

22. Теплов Б.М.: “Практическое мышление” – М. 1981 – с.147

23. Тихомиров О.К.: Психология мышления – М., 1984 –с. 98

24. Тонких А.П., Т.П. Кравцова, Лысенко Е А. Логические игры и задачи на уроках математики. – Ярославль, 1997

25. Узнадзе Д.Н.: Хрестоматия по вниманию – М., 1976- с. 266

26. Эльконин: Детская психология – М., 2004- с.338

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: