Физические упражнения и игры в быту скифов, сарматов, восточных словян.





Физическая культура у древних народов, проживающих на территории нашей страны до появления первых политических образований.

 

История древних русов, как свидетельствуют исторические факты, начинается с середины I тыс. до н.э. В это время, главенствующую роль среди населения юга и юго-востока страны играли скифы. По мнению А.П. Смирнова (1966) скифы находились на стадии военной демократии, которая сочеталась с элементами раннеклассового образования. Исторические данные свидетельствуют о высоком мастерстве скифов, их ловкость в бою, физической выносливости, закаленности и дисциплинированности. Византийский писатель Маврикий так описывает действия скифов в засаде: «Когда уже началась схватка, то находящиеся в первой линии нарочно обращаются в бегство, и неприятель бросается преследовать их в беспорядке; когда он минует то место, где расположены засады, то они выскакивают и бросаются обыкновенно ему в тыл, а отступавшие до этого поворачивают назад и, таким образом, неприятель оказывается окруженным со всех сторон». Древнегреческий историк Геродот изображает скифов народом храбрым и воинственным, у которого особенно ценились мужество на войне, ненависть к врагам.

Ученые полагают, что в начале нашей эры славяне занимали громадную территорию: от Балкан до современной Белоруссии и от Днепра до Центральной Европы. В те далекие времена в пределах современных границ России славянских племен еще не было. Византийские историки VI века называли славян антами и склавинами. Анты отличались воинственностью. Изначально они не были славянским народом, но, долгое время, живя бок о бок со славянами, славянизировались и в представлении писавших о них соседей стали самыми могущественными из славянских племен. Неистовство в бою и способность переносить самые суровые условия походов делали славян серьезными противниками. Почувствовав, что оборона границ империи слаба, славяне широким потоком полились на ее земли, занимая области от Дуная до Крита и от побережья Адриатического моря до алой Азии. Одновременно потоки славянских переселенцев устремились во всех направлениях, в том числе и на Русскую равнину.

Примерно с VI века из общеславянского единства начинается выделение трех ветвей: южных, западных и восточных славян. Южнославянские народы (сербы, черногорцы и т.д.) поселились в пределах Византийской империи, постепенно слившись с ее населением.

Западными славянами стали те, кто занял земли современной Польши, Чехии, Словакии, и частично Германии.

Что же касается восточных славян, то им досталась громадная территория между тремя морями: Черным, Белым и Балтийским. Их потомки стали современными белорусами, украинцами и русскими.

В византийских и сирийских источниках VI века восточнославянские племена называют «рос», «русы», «росы».

Первоначальные сведения о расселении восточнославянских племен получены из «Повести временных лет», а так же подтверждаются находками археологов.

Полянами назывались славяне, которые поселились в среднем течении Днепра вокруг Киева. К северу от полян по рекам Десна и Сула жили северяне, а к северо-западу от Киева расселились древляне, названные так потому, что обитали в дремучих лесах. Их центром был город Искоростень.

Племена, которые поселились между Припятью и Двиной, назывались дреговичами; другие «сели» по Двине в том месте, где в нее впадала речка Полота, и получили название полочан. В верховьях Волги, Днепра и Западной Двины поселились кривичи, их главным городом был Смоленск. Радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода «ляхов» (поляков). Славяне, расселившиеся вокруг озера Ильмень, назывались словенами новгородскими, или ильменскими; их главным городом был Новгород (рис. 1).

Полян, древлян, вятичей правильно было бы называть не племенами, а политическими или военными союзами, которые включали в себя до ста и более мелких племен и называвшихся по имени одного из них, самого многочисленного. Каждый такой союз имел собственных князей – вождей из племенной знати.

 

 

Физические упражнения и игры в быту скифов, сарматов, восточных словян.

 

Возникнув в условиях первобытной общины, многие физические упражнения и игры в усовершенствованном виде применялись в быту племенных союзов скифов, сарматов, восточных славян и древних рабовладельческих государствах Закавказья, Северного Причерноморья. Здесь они использовались уже в целях не только трудовой, но и военной подготовки. Скифы и сарматы, кочевавшие по прикаспийским и приазовским степям, были прекрасными наездниками, отлично владели разными видами наступательного и оборонительного оружия, что достигалось специально организованным военно- физическим воспитанием юношества.

 

Сарматская система воспитания походила на скифскую. Сарматы также были отличными наездниками, в совершенстве владели мечом и щитом, умело вели рукопашный бой. Сарматские женщины не уступали мужчинам в искусстве верховой езды, в стрельбе из лука, метании дротика.

 

У всех племен во время праздников были состязания всадников, стрельба из лука, конные игры и единоборства. В некоторых захоронениях были найдены каменные, костяные и глиняные фигурки, предназначенные для игр.

 

Своеобразием отличалась физическая культура у древних славян. К V-VI векам они образовали политический союз племен с целью отражения набегов кочевых племен. Наряду с трудовой, большое внимание уделялось военно-физической подготовке. Воспитание детей осуществлялось всей родовой общиной. По свидетельству многих авторов славяне отличались высоким ростом, силой и закалкой, также отмечали их выносливость в ходьбе и беге, плавании, гребле. Известно, что в ответ на набеги варягов они совершали походы на парусниках и ладьях по рекам и морям, доходя до берегов Дании и юга Норвегии, пускались в плавание по Днепру в Черное море и доходили до Крита.

 

Основной формой занятий физическими упражнениями были игрища, которые устраивались в честь языческих богов Сварога, Ярилы, Перуна, Даждь-бога и других. В игрища обычно включались игры с элементами бега и прыжков, борьбы, стрельбы из лука, кулачные бои, игры с животными, культовые игры - горелки, прыжки через костер, «чур» и др. Различные боевые упражнения, военные танцы и хороводы обязательно исполнялись на тризнах - обрядах погребения павших воинов.

 

По мере разложения родовых отношений и появления имущественного неравенства, физическое воспитание стало приобретать классовый характер. Почти у всех народов, совершавших переход к классовому обществу, существовало в той или иной форме рабство. Но наиболее развитые рабовладельческие отношения сложились в Закавказье и Северном Причерноморье.

 





Читайте также:
Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о...
Тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера: Выявление уровня сформированности внутренней...
Что такое филология и зачем ею занимаются?: Слово «филология» состоит из двух греческих корней...
Методы лингвистического анализа: Как всякая наука, лингвистика имеет свои методы...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.012 с.