Вводное слово преподавателя.




Особенности проведения первой встречи с клиентом в процессе психологического консультирования

 

 

12. Учебно-методическое обеспечение практического занятия:

Основная литература:

1. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия: учебное пособие для вузов / Р. Кочюнас- 3-е изд. – М.: Академический Проект; Фонд мир, 2010. – 463 с.

2. Линде, Н.Д. Психологическое консультирование: Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов / Н. Д. Линде. − М.: Аспект Пресс, 2010. − 255 с.

 

Дополнительная учебная литература:

3. Айсина Р.М. Индивидуальное психологическое консультирова-ние: основы теории и практики: Учебное пособие/Р.М.Айсина - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 148 с. (Электронный ресурс http:www.znanium.com)

4. Андронникова О. О. Основы психологического консультирова-ния: Учебное пособие / О.О. Андронникова. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 415 с. (Электронный ресурс http:www.znanium.com)

5. Гуревич, П. С. Психология: учебник / П. С. Гуревич. − М.:Юрайт, 2013. − 608 с.

6. Ефимова, Н.С. Основы общей психологии: Учебник / Н.С. Ефимова. − М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. − 288 с. (Электронный ресурс http:www.znanium.com)

7. Князева Т.Н. Возрастная психология [Электронный ресурс]: учеб. пос. / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. - М.: Логос, 2014. - 306 с. (Электронный ресурс http:www.znanium.com)

8. Мандель Б. Р. Психология зависимостей (аддиктология): Учебное пособие/Мандель Б. Р. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. (Электронный ресурс http:www.znanium.com)

9. Меновщиков, В. Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями [Текст]: учеб.-метод. пособие / В. Ю. Меновщиков. - 3-е изд., испр.. -М.: Смысл, 2011. - 191 с. (Электронный ресурс http:www.znanium.com)

10. Ткаченко, Е. С. Психология: учеб.-метод. пособие / Е. С. Ткаченко, Г. Е. Шибаева; Каф. пенитенциар. педагогики, психологии и соц. работы. - Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2014. - 172 с.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к методическим материалам для проведения практического занятия по теме № 3

Вводное слово преподавателя.

Наше понимание сути консультирования определяет основные задачи консультанта: стараться наиболее глубоко понять другого человека, создать безопасное пространство, в котором клиент мог бы выразить себя наиболее полно, понять себя, осознать, в чем он нуждается, что мешает ему жить в согласии с самим собой, и определить, как, находясь в своей актуальной жизненной ситуации, он может позаботиться о себе.

Основной инструмент для реализации этих задач - слушание. Казалось бы, это задача очень простая, все мы делаем это постоянно в обычной жизни, и непонятно, чему здесь учиться. На самом деле, в обычной беседе мы в лучшем случае делим коммуникативное пространство пополам, а чаще всего — стремимся отвоевать большую часть для себя. «Наши советы, реакции, поощрения, разуверения и прочие комментарии, продиктованные самыми добрыми намерениями, на самом деле не дают партнеру возможность почувствовать себя по-настоящему понятым. Людям очень трудно потесниться самим в коммуникативном пространстве настолько, чтобы действительно слышать другого человека». Терапевтическое слушание — это обеспеченное всей полнотой внимания консультанта вслушивание, это слышание одновременно целого спектра сообщений:

- относительно содержания ситуации клиента, выраженного с помощью слов и невербальных проявлений (интонаций, поз, жестов, мимики). При этом вербальные и невербальные сообщения могут противоречить друг другу. Например, человек говорит «Да» и отрицательно качает головой;

- по поводу отношения человека к тому, о чем он говорит. Например, клиент говорит вяло, глядя в пол: «Я смелый», то есть, либо не верит в это, либо ему не нравится это качество в себе;

- относительно чувств клиента в ситуации «здесь и сейчас», во взаимодействии с терапевтом. Например, слова клиента: «У вас холодно», — могут быть сообщением о том, что он пока не чувствует •себя комфортно в кабинете. Портфель или сумка, которую клиент в течение всей сессии держит на коленях, могут быть способом сообщить консультанту о том, что он не чувствует себя безопасно.

Кроме слов и невербальных проявлений клиента, у консультанта есть ещё один источник знания о клиенте — это его, консультанта, собственные переживания.

Такое слушание нужно осваивать специально. Базовые навыки консультирования — это навыки активного слушания. Это — алфавит или, если кому-то более близки музыкальные ассоциации, семь нот консультирования. Двигаясь по пути освоения профессии, мы с помощью этих букв или нот создаем самые разные творения — стихи, романы, басни, сонаты и симфонические концерты. Но сначала нужно освоить азы.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

к методическим материалам для проведения практического занятия по теме № 3

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: