Число родившихся в Санкт-Петербурге в 1988-1997 гг.




ББК 32.973

ПРАКТИЧЕСКИЕ заданиЯ по мЕДИЦИНСКОЙ информатикЕ. (Задания для самостоятельной работы и формы протоколов практических занятий. СПб: СПбГМА им. И.И.Мечникова, 2000

 

Данное пособие разработано на кафедре медицинской информатики и предназначено для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям и оформления протоколов-отчетов по их выполнению.

 
 

Часть I. Основы информатики и статистической обработки медико-биологических данных.

 


Студент _______________________ Факультет ___________

Преподаватель _______________________ Группа № _______

Тематический план лекций

Номер лекции Тема лекции
  Информатика и вычислительная техника в работе врача. Основные понятия информатики. Устройство и характеристики ПК. Применение ПК в медицинской аппаратуре.
  Состав программного обеспечения ПК. Принципы построения операционной системы Windows XP. Организация файловой системы. Выполнение файловых операций.
  Основы работы с типовым программным обеспечением в операционной среде Windows: текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных.
  Введение в статистический анализ медико-биологических данных: цели, задачи, методы, практическое значение. Абсолютные и относительные показатели, виды показателей, их достоверность.
  Вариационные ряды. Плотности распределения вариационных рядов и их числовые характеристики. Нормальное распределение.
  Выборочный метод исследования. Доверительные интервалы. Статистическая проверка гипотез – параметрические и непараметрические критерии.

Тематический план практических занятий

Номер занятия Тема занятия
  Организация графического интерфейса пользователя (GUI) в операционной среде Windows XP.
  Работа с текстовыми и графическими документами – программы WordPad и Paint, обмен данными между документами через Буфер обмена.
  Создание, копирование и удаление папок и документов – использование программы Проводник и Рабочего стола в Windows XP. Контрольная работа 1: выполнение заданной последовательности файловых операций.
  Основы работы в редакторе Word, выполнение таблиц, вставка рисунков.
  Контрольная работа 2: выполнение фрагмента документа с заданным форматированием, таблицей и рисунком в редакторе Microsoft Word.
  Основы анализа медико-биологических данных в табличном процессоре Microsoft Excel.
  Расчет таблиц и графическое отображение относительных показателей в табличном процессоре Micorsoft Excel.
  Расчет числовых характеристик и проверка гипотезы о нормальности распределения вариационного ряда в табличном процессоре Microsoft Excel.
  Проверка статистических гипотез о параметрах выборочных распределений в табличном процессоре Microsoft Excel. Контрольная работа 3: сравнение средних значений двух выборок.
  Зачетное занятие

 

Примечания:

Знаком “С” обозначены задания, выполняемые в ходе самоподго­товки во внеаудиторное время; знаком “А” - самостоятельная работа, выполняемая в аудитории, должны быть заполнены все пустые прямо­угольные и круглые рамки.

К очередным занятиям и контрольным работам допускаются все студенты, вне зависимости от количества пропущенных занятий и неудов­летворительных оценок, при наличии выполненных заданий для самопод­готовки к занятию.

Отработки пропущенных практических занятий проводятся три раза в семестр по плану кафедры. Для посещения отработки студент ОБЯЗАН получить письменное разрешение декана на отработку и не позднее, чем за 3 дня до отработки, записаться в лаборантской в журнал проведения отработок.


Практическое занятие № 1. Дата _____________________

Тема: Организация графического интерфейса пользователя (GUIGraphic User Interface) в операционной среде Windows XP.

Цель: Знакомство с основными элементами Рабочего стола в Windows XP, освоение работы с основными элементами управления посредством клавиатуры и манипулятора «мышь», выполнение операций управления окнами, запуск программ, работа со справочной системой, выход из Windows.

 

«А» Основные элементы рабочего стола в WINDOWS.

Проставьте в кружках номера соответствующих элементов:

1 - активное окно задачи, 2 - пассивное окно задачи, 3 - значок на рабочем столе, 4 - панель задач, 5 - кнопка открытия главного меню Windows, 6 - область уведомления.

                   
   
 
     
 
 
 
   
     
 

 

 


 


Количество задач на рабочем столе равно __3__

 

 

«А» Основные элементы окна программы в WINDOWS.

1) заголовок окна программы (окна документа) 2) заголовок окна запроса 3) строка меню программы 4) панель инструментов программы 5) строка статуса 6) кнопка «Свернуть окно» 7) кнопка «Развернуть окно» 8) кнопка «Закрыть окно» 9) значок системного меню окна программы 10) кнопка подтверждения установленных параметров запроса 11) линейка прокрутки

                           
     
       
 
 
 
 
   
     
     

 


 

 


«А» Использование манипулятора «Мышь» в WINDOWS.

Соедините стрелками соответствующие операции и манипуляции:
Операции  
Изменение размеров окна Манипуляции “мышью”
Активизация меню Один щелчок левой клавишей
Вызов контекстного меню Двойной щелчок левой клавишей
Активизация кнопки Протяжка с нажатой клавишей
Раскрытие значка в окно Один щелчок правой клавишей
Выделение группы значков  

«А» Использование «горячих» клавиш в WINDOWS.

 

Операции управления окнами «Горячие» клавиши
Включить системное меню окна программы ___ Alt ____ + __Spsl______
Включить системное меню вторичного окна ___ Alt ____ + _TA_______
Переключать окна программ   ___ Alt +__ __Tab____
Закрыть окно программы   ____Alt ___ + ___ F4_____
Включить главное меню Windows   ___ Alt ____ + _____Esc___
Включить строку меню прогрвммы __ Alt _____ + ____буквы____
Вывести контекстное меню для выделенного элемента ___ Alt ____ + ___F10_____
Переключать поля ввода, кнопки в окне запроса ____Tab____
Активизировать кнопку-переключатель в окне запроса ____Caps lock____
Отменить меню, окно запроса ____Esc____

 

Практическое занятие № 2. Дата _____________________

Тема: Работа с текстовыми и графическими документами – программы WordPad и Paint, обмен данными между документами через Буфер обмена.

Цель: Освоение приемов создания, редактирования и сохранения текстовых и графических документов с помощью стандартных программ операционной системы Windows.

 

«С» Задания для самоподготовки:

1. Пакет программ, обеспечивающих для пользователя удобное взаимо­действие с персональным компьютером, называется

_______операционной системой_______________________________

 

2. Установите соответствия а)2,4,6___б)1,3,5____

а) аппаратные средства ПК (hardware)   б) программные средства ПК (software) 1) трансляторы языков программирования 2) накопители на магнитных дисках 3) табличные процессоры 4) процессоры 5) операционные системы 6) модемы

 

3. Установите соответствия а) 2____б)3, ____в)1_____

а) персональный компьютер б) операционная система в) операционная оболочка 1) NORTON COMMANDER 2) IBM PC 3) MS DOS 4) Apple MacOS X 5) MS WINDOWS XP

 

4. В минимальный комплект персонального компьютера входят следую­щие блоки из ниже перечисленных: __1,4,7,9______

1. Монитор. 2. Дисковод гибких магнитных дисков. 3. «Винчестер».

4. Клавиатура. 5. Принтер. 6. Модем. 7. Системный блок. 8. Сканер.

9. Манипулятор "Мышь".

 

5. Устройство, выполняющее в компьютере все операции по обработке информации, называется ________процессор_____________________

6. Устройство для хранения исполняемого фрагмента программы и про­межуточных результатов обработки, а также ядра операционной системы, называется ________оперативная память__________________________

7. Устройства для записи, считывания, долговременного хранения про­грамм и данных называются ____________накопитель информации_________________

8. Устройства, через которые осуществляется взаимосвязь между систем­ным блоком и внешними устройствами, называются ___устройства ввода______

 

9. Установите соответствия а_5,6____б_3,8,9____в_2,1,7_____

а) системные программы     б) прикладные программы     в) программы – оболочки для создания прикладных систем   1) трансляторы языков программирования 2) экспертные системы 3) текстовые редакторы 4) табличные процессоры 5) драйверы устройств 6) операционные системы и оболочки 7) системы управления базами данных 8) пакеты статистической обработки 9) графические системы

 

10. Программы, постоянно находящиеся в оперативной памяти (например, драйверы устройств), на­зываются _________резедентными___________

 

 

«А» Основные операции по форматированию текста.

 

  1) выровненный
а) форматирование символов 2) вид шрифта
  3) колонтитулы
б) форматирование абзацев 4) левый отступ
  5) индекс
в) форматирование документов 6) один интервал
  7) подчеркнутый
  8) степень
Соответствия: 9) центрированный
  10) размер шрифта
а 2,5, 7, 8, 10,15 11) нумерация страниц
  12) два интервала
б 1,4,6,9,12,14 13) поля
  14) первая строка
в 3,11,13 15) шрифт (гарнитура)

 

Проставьте в кружках номера соответствующих параметров форматирования:

1) Курсив 2) Полужирный подчеркнутый 3) Центрированный 4) Левый отступ 5) Правый отступ 6) Первая строка 7) Выделенный текст

 

       
   
 

 


«А» Сохранение текста.

Впишите данные, необходимые для правильного сохранения текстового документа:

 

 

«А» Основные приемы работы с графическим редактором Paint.

Пример последовательности действий при выполнении рисунка и передачи его в текстовый редактор WordPad. (Впишите в кружки номера соответствующих операций 1 – 7)

1) Выбрать в панели инструментов кнопку «Кисть». 2) Выбрать в панели палитры цвет линии. 3) В рабочей панели выполнить рисунок. 4) Выбрать в панели инструментов кнопку «Надпись». 5) В нужном месте рисунка выполнить рамку и вписать в нее текст надписи. 6) Выбрать в панели инструментов кнопку «Фрагмент рисунка». 7) Выделить фрагмент рисунка. 8) Выполнить команду ____вырезать __________ из меню ____правка_____. 9) Переключиться в программу WordPad, установить курсор на требуемое место в тексте и выполнить команду ______вставить____ из меню _____правка_____.

               
 
   
 
   
 
   
 


Практическое занятие № 3. Дата _____________________

Тема: Создание, копирование и удаление папок и документов – использование программы Проводник и Рабочего стола в Windows XP.

Контрольная работа №1: выполнение заданной последовательности файловых операций.

Цель: Освоение операций по управлению файловой системой с использованием Проводника или контекстных меню: создание новых папок и файлов, копирование, чтение и удаление папок и файлов.

 

«С» Задания для самоподготовки:

11. Хранящийся в памяти ПК фрагмент информации произвольного размера и типа, рассматриваемый как единое целое и имеющий собственное имя, называется _файл_________

12. Специальная, имеющая собственное имя область магнитного диска, в которой хранится список имен и характеристики некоторой группы файлов, называется _____папка________

13. Установите соответствия а_1,2____б3,4_____

Устройство а) накопитель на гибком магнитном диске б) накопитель на жестком магнитном диске или компакт-диске Обозначение 1) A: 2) B: 3) C: 4) D:

 

14. Главная папка магнитного диска, содержащая все остальные папки и файлы, называется _________корневой___________

15. Корневая папка магнитного диска обозначается символом ____

16. Папка, непосредственно в которой находится текущая папка, называется __________текущий каталог________________ и обозначается ____

17. Графическое изображение иерархической структуры папок называется _____дерево_______

18. Дополнительная часть имени файла, записываемая после точки и состоящая не более, чем из 3-х знаков, называется ________расширение______

19. Исполняемыми файлами (программами) являются следующие из ниже перечисленных: _____2,5__

1. primer.txt 2. univga.com 3. baza.dbf

4. book.prn 5. unerase.exe 6. bajes.cal

 

20. Установите соответствия а_1____б_4____в__2____г___3___

Группы файлов а) все файлы б) все программные файлы в) все файлы с именами не более, чем из 3 знаков г) все файлы с именами без расширений Шаблоны имен 1) *.* 2)???.* 3) * 4) *.exe

 

21. Полное имя файла f6:

_______а:\к1\к4\к6\f6___________

 

22. Путь доступа к папке k5:

____a:\к1\к5______________

 

23. Информационная емкость устройств памяти ПК и размеры файлов оцениваются следующими единицами: _б,Мб,Кб______________________

 

24. Количество информации, которое соответствует сообщению о выборе одной из 2 равновероятных альтернатив, называется __бит___

 

25. Количество информации, которое соответствует сообщению о выборе одной из 256 равновероятных альтернатив, называется __1 байт____

 

26. В 1 байте содержится _8_____ битов.

 

27. Быстродействие ПК измеряется следующими из ниже перечисленных единиц: __4,3_____

 

1. Килобайтами. 2. Мегабайтами. 3. Тактовой частотой. 4. Количеством операций в секунду. 5. Количеством коротких операций в секунду. 6. Количеством умножений в секунду.

 

 

«А» Основные элементы программы Проводник.

 

  Файл kurs находится в папке _work______, родительская папка которой называется мои документы_____________ и находится в корневой папке на диске ___С:__. Текстовый файл kurs имеет размер ___152 байта__­______, вместе с ним в папке имеется еще __3__ файла, в том числе программный файл с именем ____Rk1___  

 

«А» Результаты выполнения контрольной работы №1.

(показать содержимое панелей программы Проводник после выполнения пункта 10 индивидуального задания - вариант _____)

 

Практическое занятие № 4. Дата _____________________

Тема: Основы работы в редакторе Word выполнение таблиц, вставка рисунков.

Цель: Освоение основных возможностей редактора Word по созданию сложных документов, содержащих таблицы и рисунки.

 

«С» Задания для самоподготовки:

28. Клавиша для стирания символа справа от курсора: ______Delete______

29. Клавиша для стирания символа слева от курсора: ____Backspace__________

30. Клавиша для переключения режимов Вставка/Замещение: ___insert____

31. Клавиша для перевода клавиатуры в верхний регистр: ___shift____

32. Клавиша для переключения клавиатуры со строчных букв на прописные и обратно: _____caps lock___________

33. Текстовым файлам, создаваемым программой «Блокнот», присваивается расширение __.txt____

34. Графическим файлам, создаваемым редактором Paint, присваивается расширение __.bmp_____

35. Документам, создаваемым редактором Word, присваивается расширение __.doc____

36. Электронным таблицам, создаваемым программой Excel, присваивается расширение __exBc_____

37. Программа для просмотра временно сохраняемого в памяти фрагмента текста или рисунка называется ____буфером обмена___________________

38. Для первичной или повторной записи документа на магнитный диск необходимо выбрать команду ________сохранить__________ из меню _файл_______

39. Для вызова существующего документа на редактирование необходимо выбрать команду ____открыть ___________ из меню ____файл_____

40. Для повторной записи файла на другой диск, в другую папку или с другим именем необходимо выбрать команду _____сохранить____________ из меню __файл______

41. Для удаления фрагмента текста или рисунка из документа и перемещения его в буфер обмена необходимо выбрать команду __вырезать_______________ из меню __правка________

42. Для помещения копии фрагмента текста или рисунка из документа в буфер обмена необходимо выбрать команду ____копировать_____________ из меню ___правка_______

43. Для помещения фрагмента текста или рисунка из буфера обмена в документ необходимо выбрать команду ___вставить______________ из меню ___правка_______

«А» Основные инструменты панелей управления в WORD.

Проставьте в кружках номера соответствующих инструментов управления:

1) Создать новый документ 2) Открыть документ 3) Сохранить документ 4) Добавить таблицу 5) Вставить рисунок 6) Изменить масштаб изображения 7) Вырезать выделенный объект 8) Копировать выделенный объект 9) Вставить выделенный объект 10) Изменить размер шрифта 11) Центрировать абзац 12) Выровнять абзац по ширине 13) Предварительный просмотр документа 14) Вставить нумерованный список 15) Отменить

 

 


Практическое занятие № 5. Дата _____________________

Тема: Контрольная работа 2: выполнение фрагмента документа с заданным форматированием, таблицей и рисунком в редакторе Word.

 

«А» Параметры форматирования документа в WORD.

(вписать параметры форматирования документа по индивидуальному заданию - вариант _____)

 

 

 

 

Практическое занятие № 6. Дата _____________________

Тема: Основы анализа медико-биологических данных в табличном процессоре Excel.

Цель: Освоение основных возможностей программы Excel по формированию таблиц, выполнению расчетов и построению графических диаграмм медико-биологических показателей.

 

 

«А» Основные элементы окна и инструменты панелей управления в EXCEL.

 

Проставьте в кружках номера соответствующих элементов и инструментов:

1) Активная ячейка 2) Координаты активной ячейки 3) Ярлыки листов рабочей книги 4) Строка формул 5) Центрировать заголовки по ширине таблицы 6) Выполнить автосуммирование 7) Вставить функцию 8) Сортировать по возрастанию 9) Вставить диаграмму 10) Увеличить разрядность 11) Применить денежный формат 12) Добавить границы (рамки) 13) Включить панель инструментов рисования

 

 

 


«А» Результаты формирования и расчета таблицы показателей динамики роста числа врачей.

 

Формулы:

 

«А» Диаграмма для показателей динамики:

 

 
               
               
               
               
               
               
 

Практическое занятие № 7. Дата _____________________

Тема: Расчет таблиц и графическое отображение относительных показателей в табличном процессоре Excel.

Цель: Освоение методики расчета и графического отображения экстенсивных и интенсивных относительных показателей, оценки достоверности их различия с использованием программной среды для работы с электронными таблицами.

«С» Задания для самоподготовки:

44. При анализе медико-биологических данных свойства наблюдаемых признаков и связей между ними имеют преимущественно _относительный__________________ характер, что требует применения соответствующих математических методов.

45. Основной особенностью статистического анализа в области медицины и биологии является сильное влияние на делаемые выводы в первую очередь следующего из ниже перечисленных факторов: _в_

а) большое количество наблюдаемых признаков; б) малое количество наблюдений; в) отличие формы распределений от нормальной.

46. Установите соответствия а_3____б__4___в__1____г_2_____

Характеристика признака (случайной величины) а) может быть выражен числом б) имеет качественное выражение в) отображает результат конкретного опыта г) характеризует условие проведения опытов Вид признака 1) результативный 2) факториальный 3) количественный 4) атрибутивный

 

47. Статистические величины, характеризующие частоту явления в определенной среде, называются _____интенсвными___________________ показателями.

48. Статистические величины, характеризующие часть, долю от целого называются _экстенсивными_________________ показателями.

49. Статистические величины, показывающие, сколько единиц одной совокупности приходится на определенное количество единиц другой самостоятельной совокупности, называются показателями __соотношения_________________

50. Статистические величины, показывающие, на сколько процентов или во сколько раз изменяются сравниваемые уровни определенного явления, называются показателями ___наглядности____________________

 

51. Установите соответствия а_4____б__2___в__1____г__3____

Статистический показатель а) число больничных коек на 10000 населения б) удельный вес заболеваний гриппом среди всех инфекционных заболеваний в) число больничных коек в 2000 г. в процентах к числу больничных коек в 1995 г. г) число заболеваний гриппом на 1000 населения Вид показателя 1) наглядности 2) интенсивный 3) экстенсивный 4) соотношения

 

52. Можно ли суммировать интенсивные статистические показатели путем их простого сложения? __нет____

53. Можно ли суммировать экстенсивные статистические показатели путем их простого сложения? __да____

54. Средние ошибки относительных показателей вычисляются для оценки ___достоверности_____________________ различия показателей.

«А» Результат формирования и расчета таблицы экстенсивных

показателей.

 

 

 

Формулы:

 

 

«А» Круговая диаграмма для экстенсивных показателей:

 
 


Формула для средней ошибки относительного показателя:

где m - средняя ошибка (в %); f - частота (величина относительного показателя, в %); n - общее количество наблюдений.

«А» Результат формирования и расчета таблицы интенсивных

показателей.

 

 

 


Формулы:

«А» Достоверность различия двух относительных показателей:

Заболеваемость в цеху 2 составляет _21,54______ %

Заболеваемость в цеху 3 составляет ____9,62___ %

Коэффициент Стьюдента равен: ___2,17_____

Формула:

 

Вывод: различие двух уровней заболеваемости _______достоверно_______________ с доверительной вероятностью 95%

«А» Диаграмма для интенсивных показателей:

 
           
           
           
           
 

Практическое занятие № 8. Дата _____________________

Тема: Расчет числовых характеристик и проверка гипотезы о нормальности распределения вариационного ряда в табличном процессоре Excel.

Цель: Освоение методики расчета числовых характеристик вариационного ряда, построения его гистограммы и сравнения ее с нормальным распределением путем вычисления и применения критерия хи-квадрат.

 

 

«С» Задания для самоподготовки:

55. Ранжированный однородный ряд числовых значений наблюдаемого признака называется простым _____вариационным _______________ рядом.

56. Отдельное значение признака в простом вариационном ряду называется ___варианта____________

57. Объединение соседних значений простого вариационного ряда в группы, соответствующие определенным разрядам (интервалам значений), с подсчетом числа вариант в каждом разряде называется

______группировка________________

58. Графическое представление результатов группировки, отображающее форму функции плотности распределения исследуемой случайной величины, называется ____гистограмма_________________

 

59. Установите соответствия а__1___б_2____

Причина а) слишком малое число разрядов при построении гистограммы б) слишком большое число разрядов при построении гистограммы Следствие 1) гистограмма становится невыразительной 2) гистограмма чувствительна к случайностям опытов

 

 

60. В нижеприведенной гистограмме выбрано __7___ разрядов.

61. Степень скошенности функции плотности распределения характеризуется величиной коэффициента __ассиметрия______________

62. Степень островершинности функции плотности распределения характеризуется величиной коэффициента __эксцесса__________

63. Центр группирования случайной величины характеризуют следующие из ниже перечисленных параметров: _2, 3,5 _______

1.Амплитуда; 2. Мода; 3. Медиана; 4. Лимит; 5. Среднее арифметическое значение; 6. Среднеквадратическое отклонение. 7. Дисперсия.

64. Наиболее часто встречающаяся варианта в ряду называется __мода____

65. Варианта, занимающая в ряду серединное положение, называется __медиана_________

66. Степень рассеивания случайной величины характеризуют следующие из ниже перечисленных параметров: _3,5,7,8_______

1. Число наблюдений; 2. Сумма частот; 3. Амплитуда; 4. Коэффициент корреляции; 5. Среднеквадратическое отклонение; 6. Среднее арифметическое; 7. Коэффициент вариации; 8. Дисперсия.

67. Разность между максимальным и минимальным значениями вариант называется _амплитуда_____________

68. Параметр Формула

  a) Среднее арифметическое значение;   b) дисперсия. 1)
Соответствия:   _ а__1_____ __б__2_____ 2)

69. Среднеквадратическое (стандартное) отклонение и дисперсия случайной величины связаны соотношением ______

«А» Результаты расчета параметров вариационного ряда:

Количество наблюдений     =частота ($A$1/$F$7;C23)
Среднее арифметическое   16,6 =ср знач(A1/F7)
Мода     =мода(А1/F7)
Медиана     =медиана(А1/F7)
Амплитуда     =макс(А1/F7)-мин(А1/F7)
Среднеквадратическое (стандартное) отклонение 3,861712 =станд откл(А1/F7)
Дисперсия   14,91282 =DIZ^2
Коэффициент вариации   23,26333 =DIZ/D8*100%
Разнообразие признака сильное Формулы


«А» Результаты расчета и график гистограммы и соответствующего нормального распределения:

 

   
                 
                 
                 
                 
                 
                 
   
Критерий хи-квадрат:    
Число степеней свободы:    
Значимость критерия хи-квадрат:    
Отличие выборочного распределения от нормального ________________ (на уровне значимости 0,05)  
Стандартная ошибка среднего:    
Коэффициент Стьюдента (при доверительной вероятности 0,95):    
Нижняя граница доверительного интервала для среднего:    
Верхняя граница доверительного интервала для среднего:    
                     

Практическое занятие № 9. Дата _____________________

Тема: Проверка статистических гипотез о параметрах выборочных распределений в табличном процессоре Excel.

Контрольная работа 3: сравнение средних значений двух выборок.

Цель: Освоение методов вычисления и применения параметрических статистических критериев для сравнения параметров двух выборочных совокупностей.

 

 

«С» Задания для самоподготовки:

70. Статистическая совокупность, которая включает в себя все изучаемые единицы, называется _генеральной_________________ совокупностью.

 

71. Часть генеральной совокупности, в которую тем или иным способом отобраны отдельные статистические единицы, называется _выборка___________

72. Метод статистического анализа, при котором изучаются не все единицы генеральной совокупности, а лишь ее часть называется __выборочным _____________ методом.

73. Свойство выборки правильно отображать, представлять состав генеральной совокупности называется _репрезентативность_________________________ выборки.

74. Интервал возможных значений исследуемого параметра, в котором могут находиться с заданной вероятностью его значения, называется _доверительным_____________________ интервалом.

75. С увеличением доверительной вероятности величина доверительного интервала __возрастает__________________

76. При расчете доверительного интервала для среднего значения выборки используются следующие величины:

а) нижняя граница интервала б) верхняя граница интервала в) среднее значение г) стандартная ошибка среднего д) коэффициент Стьюдента 1) t 2) M - t*m 3) m 4) M 5) M + t*m

Установите соответствия а__2___б__5___в_4___г__3___д_1_____

77. Стандартная ошибка среднего, среднеквадратическое (стандартное) отклонение и объем выборки связаны следующим соотношением: ____________________________

78. Величина коэффициента Стьюдента зависит от следующих из ниже перечисленных факторов: _2,4_______

1. Среднего значения выборки; 2. Доверительной вероятности; 3. Среднеквадратического отклонения; 4. Объема выборки.

79. Предположение об отсутствии существенных различий между сравниваемыми выборками называется _нулевой____________ гипотезой.

80. Статистическая значимость различия двух выборок оценивается __вероятностью__________________ ошибочного отклонения __нулевой________ гипотезы.

81. В большинстве медико-биологических исследований для вывода о статистической значимости различия двух выборок задается граница вероятности ошибочного отклонения нулевой гипотезы p< __0,05__

82. Статистический критерий для принятия гипотезы об отсутствии различий средних значений двух выборок, подчиняющихся нормальному закону, называется критерием ___Стьюдетнта_____________

83. Степень отличия формы распределения случайной величины в целом от формы нормального или любого другого распределения оценивается по значению критерия ___Хи -квадрата____________

84. Если значимость расчетного критерия меньше, чем 0.05, то принимается _альтерантивная__________________ гипотеза.

85. Если значимость расчетного критерия больше, чем 0.05, то принимается ___нулевая_________________ гипотеза.

86. Статистические критерии, основанные на предположении о нормальности распределения исследуемых выборок, называются ___параметрические_______________________

87. Основное преимущество непараметрических критериев по сравнению с параметрическими состоит в следующем: _2___

1) Требуют меньшего количества наблюдений; 2) Могут быть использованы при распределениях, отличающихся от нормального закон



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: