СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Метод (methodos (греч.) – путь, способ продвижения к истине) обучения – это упорядоченная деятельность преподавателя и обучающихся, направленная на достижение заданной цели обучения.
Метод обучения (дидактический метод) – совокупность путей, способов организации познавательной деятельности студентов, достижения педагогических целей, решения задач образования.
В структуре методов обучения выделяются приемы.
Прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.
Именно наличие в методе постоянной, общей для всех объективной части позволяет дидактам разрабатывать теорию методов, рекомендовать практике пути, являющиеся наилучшими в большинстве случаев, а также успешно решать проблемы логического выбора, оптимизации методов.
В области методов больше всего проявляется собственное творчество, индивидуальное мастерство педагога, а поэтому методы обучения всегда были и всегда останутся сферой высокого педагогического искусства.
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПО РАЗНЫМ ОСНОВАНИЯМ
Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному основанию (признаку) их система.
Методы обучения классифицируют с целью рационализации и повышения качества учебно-воспитательного процесса.
В современной дидактике известны многие классификации методов, но существует понимание того, что не следует стремиться установить единую и неизменную систему. Обучение является чрезвычайно подвижным и многофакторным процессом, поэтому система методов должна быть динамической, чтобы отражать эту подвижность.
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ХАРАКТЕРУ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные) методы. Преподаватель сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Познавательная деятельность сводится к запоминанию (как осознанному, так и неосознанному) готовых знаний. Имеет место низкий уровень мыслительной активности.
Посредством:
– устного слова (лекция, объяснение, диспут);
– печатного слова (учебник, дополнительные пособия);
– наглядных средств (таблицы, схемы, картины, видеоматериалы);
– практического показа способов деятельности (показ опыта, работы с техникой, способа решения задачи).
2. Репродуктивные методы. Преподаватель сообщает, объясняет знания в готовом виде, а обучающиеся усваивают их и могут воспроизвести, повторить способ деятельности по заданию преподавателя. Критерием усвоения является правильное воспроизведение знаний.
Достоинства и недостатки объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов: «+» – экономичность (обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий; прочность знаний благодаря возможности их многократного повторения может быть значительной). «–» – не гарантируют развития творческих способностей студентов. |
3. Метод проблемного изложения – переходный от исполнительской к творческой деятельности.
Суть метода: преподаватель ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Студенты при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем. В то же время они не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы но и следят за логикой доказательств, за движением мысли преподавателя. И хотя обучающиеся являются здесь всего лишь наблюдателями хода размышлений, они учатся разрешению познавательных затруднений, проблемных ситуаций.
4. Частично-поисковый (эвристический) метод. Студенты самостоятельно решают сложную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. Преподаватель привлекает их к выполнению отдельных шагов поиска. Часть знаний сообщает преподаватель, часть студенты добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Учебная деятельность развивается по схеме: преподаватель → учащиеся → преподаватель → учащиеся и т. д.
Сущность: не все знания предлагаются студентам в готовом виде, их частично нужно добывать самостоятельно; деятельность преподавателя заключается в оперативном управлении процессом решения проблемных задач.
Одной из модификаций данного метода является эвристическая беседа.
5. Исследовательский метод – предусматривает творческое усвоение обучающимися знаний.
Сущность: преподаватель вместе с обучающимися формулирует проблему; студенты самостоятельно ее разрешают; преподаватель оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы.
Исследовательский метод используется не только для обобщения знаний, но главным образом для того, чтобы обучающийся научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять усвоенные знания и навыки в жизни. Его сущность сводится к организации поисковой, творческой деятельности студентов по решению новых для них проблем. Методы учебной работы трансформируются в методы научной деятельности.
«–» этого метода – он требует значительных временных затрат и высокого уровня педагогической квалификации педагога. |