Какой подход к периодизации истории экономических учений преимущественно используется при её изучении в российских вузах?




РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО

ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

 

 

Для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика»

 

 

Тюмень


 

РАЗДЕЛ I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РАННИХ ДОИНДУСТРИАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВ: ОТ ЗАРОЖДЕНИЯ ДО ПЕРВЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

 

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА

 

1. Дайте определения понятиям

 

1. Предмет истории экономических учений

 

2. Метод научной абстракции

 

3. Диалектический метод исследования

 

4. Метод индукции

 

 

5. Метод дедукции

 

 

6. Натуральное хозяйство

 

 

7. Товарное хозяйство

 

8. Потребительная стоимость

 

 

9. Меновая стоимость

 

 

10. Рента

 

 

11. Простое воспроизводство общественного продукта

 

 

 

2. Узловые вопросы темы

 

1. Определение предмета экономической науки античными философами

 

2. Взгляд античных философов на общественное богатство

 

3. Взгляд античных философов на разделение труда

 

4. Трактовка категории «товар» и его основных свойств

 

5. Взгляд античных философов на деньги и их свойства

 

6. Взгляд античных философов на обмен

 

 

7. Отношение к торговле

 

 

 

3. Тесты

 

Таблица для ответов

Номер теста          
Вариант ответа          

 

 

1. Выразители экономической мысли дорыночной эпохи идеализировали:

1) рыночные экономические отношения;

2) натурально-хозяйственные отношения;

3) крупную торговлю и ростовщические операции.

2. Аристотель относит к сфере хрематистики:

1) земледелие и ремесло;

2) ростовщичество и торгово-посреднические операции;

3) мелкую торговлю.

3. В соответствии с экономическими воззрениями Аристотеля и Ф. Аквинского деньгиэто:

1) совершенно бесполезный товар;

2) результат соглашения между людьми;

3) стихийно возникший товар.

 

4. Задачи истории экономических учений состоят в:

1) рассмотрении эволюции всех экономических взглядов, теорий, идей с точки зрения их значения дляинтересов общественного прогресса;

2) изучении экономического развития стран и регионов в разные эпохи;

3) анализе альтернативности (многовариантности) развития экономики.

5. Что изучает история экономических учений, или, что составляет предмет истории экономических учений:

1) экономику предпринимательства и принципы организации хозяйственных систем;

2) историческое развитие конкретных форм общественного производства на примере отдельных стран в различные эпохи;

3) набор правил, позволяющих осуществить правильный выбор рационального экономического поведения хозяйствующего субъекта;

4) возникновение и сущность экономических взглядов, теорий, идей на разных стадиях развития человеческого общества.

Задача

 

Задача 1

Упорядочите существующие формы стоимости, располагая в их последовательном историческом развитии:

1. Т 2. Т 3. Т = Т

Т = Т Т = Т Т Т

 

4. Т

Т = Д

Т

 

ТЕМА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ГЕНЕЗИСА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

1. Дайте определение понятиям

 

1. Феодализм

 

 

2. Барщина

 

 

3. Оброк

 

 

4. Денежная рента

 

 

5. Мануфактура

 

 

6. Меркантилизм

 

 

7. Денежный капитал

 

 

8. Торговый капитал

 

 

9. Протекционизм

 

 

10. Эквивалентный обмен

 

 

11. Сфера обращения

 

 

12. Прибыль

 

 

13. Производительный труд

 

 

14. Металлистическая теория денег

 

 

15. Номиналистическая теория денег

 

2. Узловые вопросы темы

 

1. Особенности экономики и этапы становления феодального строя

 

 

2. Экономические воззрения канонистов:

 

А) Отношение к труду, трактовка разделения труда

 

Б) Взгляд на общественное богатство

 

В) Учение о справедливой цене

 

 

Г) Отношение к торговле и прибыли

 

 

Д) Отношение к ростовщичеству

 

 

 

3. Тесты

 

Таблица для ответов

Номер теста          
Вариант ответа          

 

1. Согласно ранним канонистам «справедливая цена» должна устанавливаться:

1) соответственно трудовым затратам;

2) соответственно трудовым и материальным затратам;

3) исходя из принципа, что затратный принцип не может быть точным, т. к. может не доставить продавцу соответствующего его положению в обществе количества материальных благ и тем самым нанести ему ущерб.

Какой подход к периодизации истории экономических учений преимущественно используется при её изучении в российских вузах?

1) основанный на изучении развития экономических взглядов, теорий, идей сообразно эволюции отношений обмена деятельностью и ее результатами;

2) основанный на технологическом подходе к возможностям удовлетворения потребностей;

3) основанный на анализе смены формаций.

 

3. К числу основных характеристик феодальной экономики относятся:

1) внеэкономическое принуждение к труду;

2) крестовые походы;

3) холопство.

4. Значение средневековья для развития западноевропейской экономики состояло в том, что:

1) была подготовлена почва для промышленного переворота и перехода к индустриальному обществу;

2) возникло новое направление в христианстве — протестантское — самое оптимальное для развития буржуазных отношений;

3) были заложены основы для развития науки и образования.

5. Разложение феодализма было неизбежным, потому что:

1) наступила эпоха первоначального накопления капитала;

2) феодализм исчерпал свои возможности в повышении производительности труда;

3) произошли великие географические открытия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: