ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА




 

Структура реферата:

Основными структурными элементами рефератов являются:

· Титульный лист

· Оглавление (с указанием страниц)

· Введение

· Главы основной части

· Заключение

· Список использованных источников и литературы (Интернет-ресурсы выделяются отдельно)

 

 

Неотъемлемым компонентом любой исследовательской работы является научно-справочный аппарат, который включает в себя, помимо списка источников и литературы, обязательные во введении и основной части ссылки на используемые автором материалы.

В случае необходимости реферат может включать в себя одно или несколько Приложений, содержащих иллюстрации, карты, схемы, статистические таблицы, каталоги и иные материалы, которые призваны дополнить освещение автором той или иной исследовательской темы. На Приложения в основной части текста должны быть ссылки. Приложения также включаются в Оглавление.

 

Требования к содержанию введения, основной части и заключения рефератов:

 

1. Введение должно содержать:

- четкую формулировку и обоснование темы исследования,

- последовательное раскрытие его научной, общественно-политической и практической актуальности,

- раскрытие хронологических (а в некоторых случаях и географических) рамок,

- аналитический обзор (характеристику) источников и литературы.
- кроме того, в этой части работы может быть специально оговорена и обоснована выбранная структура исследования[1].

 

Обоснование выбора темы заключается в том, чтобы показать, почему работа написана именно на эту тему, почему в качестве ее предмета выбран данный круг вопросов.

Говоря о научной актуальности, нельзя отмечать только свой интерес к ней.

Необходимо показать, в чём значение выбранной темы как с точки зрения изучения тех или иных процессов, событий, институтов прошлого, так и с точки зрения современного состояния науки, т.е. степени разработанности связанных с темой проблем, наличия среди исследователей различных подходов и взглядов, дискуссий по отдельным её аспектам.

При обосновании практической и общественно-политической актуальности темы обычно исходят из наличия в обществе интереса к историческим корням того или иного современного явления и стремления к его пониманию в более широком, исторически реконструируемом контексте. Говоря об актуальности темы, нельзя отмечать лишь свой интерес к ней.

 

Обоснование целей и задач в реферате

Как правило, в работе определяется одна основная исследовательская цель, имеющая отражение в названии темы [2].

Формулировка исследовательских задач (обычно 4–5) связана с определением конкретных шагов, которые необходимо сделать, чтобы достичь поставленную цель. Задачи реализуются в главах и параграфах, на которые разбивается исследовательская часть работы. Во Введении они могут быть заданы в форме перечисления: проанализировать, изучить, доказать, описать, установить, выявить, обобщить, упорядочить, исследовать, вывести, рассмотреть в каком-то аспекте и т. п. Описание решения сформулированных во Введении задач исследования и должно составить содержание глав основной части работы.

 

Определение хронологических рамок работы предполагает аргументированное обоснование как нижней, так и верхней границы исследования. По общему правилу, нижняя временная граница исследования должна совпадать с появлением изучаемого исторического явления или началом рассматриваемого исторического процесса. Верхняя хронологическая рамка исследования, как правило, связывается: а) с завершением процесса, события и т. д.; б) с выделением определенного этапа в его развитии; в) с выяснением последствий, к которым данное явление привело. При необходимости осуществляется внутренняя периодизация.

В некоторых случаях определяются также и географические рамки исследования; при этом также следует аргументировать критерии, которые легли в основу выбора того или иного территориального охвата исследуемого объекта.

 

Аналитический обзор источников (характеристика источников) является важнейшей составной частью Введения.Цель обзора источников заключается как в доказательстве наличия у студенческого научного исследования необходимой источниковой базы.

Источник (исторический источник) - весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе.

Характеризуя источники следует:

1) Отметить, что они собой представляют (произведение древнего автора, частный документ, юридический документ, памятник археологии, произведение древнего искусства и пр.), когда и кем, для чего были написаны. Нужно определить ценность источника, указать, какие именно вопросы он отражает (экономику, политическую историю, военный конфликт и т. п.). Важно также обратить внимание на мировоззрение и политические позиции автора, показав, как они влияют на изложение важнейших сведений по данной проблеме.

2) Установить, какие источники можно считать главными, какие второстепенными;

3) Охарактеризовать степень достоверности и полноту сообщаемых автором сведений, отметив, какие именно сведения по теме реферата можно почерпнуть в работе того или иного автора.

 

Анализ источников даётся по чёткой схеме:

- в хронологическом порядке;

- либо по степени значимости.

 

Характеристика литературы дается либо в хронологической последовательности, от более старых работ к новейшим исследования, либо по проблемно-хронологическому принципу — в этом случае рассматриваемая литература группируется по ключевым аспектам и проблемам, составляющим предмет исследования, но при этом также сначала рассматриваются более ранние работы, а затем более поздние. В любом случае следует исходить из критерия ценности той или иной работы для раскрытия выбранной темы, решения поставленной проблемы (задач).

При этом, как и в случае с источниками, характеристика должна быть конкретной применительно в выбранной теме. Необходимо указать не только общие сведения (кто автор данной книги или статьи, когда она написана, каким проблемам посвящено исследование), но отметить и проанализировать в первую очередь выводы исследователя, его позиции по тем или иным проблемам, указав, насколько аргументировано он отстаивает свою точку зрения, какие вопросы выбранной студентом темы помогает раскрыть данная книга или статья.

В качестве общих выводов по данному разделу Введения следует отметить степень изученности данной проблематики, подчеркнув, какие ее аспекты являются дискуссионными, какие изучены более основательно и подробно, а какие еще не получили специального освещения. Подмена аналитического обзора исследовательской литературы простым перечислением использованных книг не допускается[3].

Не рекомендуется использовать УЧЕБНИКИ и ЭНЦИКЛОПЕДИИ ОБЩЕГО ТИПА (особенно для детей). Проблемы и подходы к их исследованию можно выделить лишь в научных трудах.

Отдельно следует говорить об Интернет-ресурсах. Использовать можно лишь НАУЧНЫЕ САЙТЫ. Они содержат статьи или книги учёных, а не общие пересказы учебников и справочников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: