Символизм в религиозных учениях




В Евангелиях Иисус Христос провозглашает, что Он говорит притчами, то есть образами, сравнениями, чтобы его речь воспринималась больше сердцем, чем разумом. Этот метод выражения широко распространен на Востоке. В частности, часто прибегает к нему буддизм. То, что выигрывается в легкости понимания людь­ми различных слоев, может быть потеряно из-за неточности посла­ния. Символический язык поэтому лучше приспособлен к религиям, которые оставляют определенное место для индивидуальной свободы толкования.

Естественно, для символов, как мы увидим далее, используют наиболее знакомые понятия, чтобы легче вызывать образы: вода и свет, глаз и рука, и т.п.

Однако использование символов иногда становится своего рода интеллектуальной игрой. Вместо того чтобы символы позволяли представить непознаваемое (что и является их основной функцией), некоторые придают им скрытый смысл до такой степени, что можно толковать символически почти все.

В наши дни эта тяга к символическому чтению, по-видимому, вышла из моды, но она, несмотря ни на что, коренится в самой глубине нашей души и выражается в других формах. Для многих из нас слова сами по себе имеют силу, и мы часто придаем им больше важности, чем той реальности, которую они охватывают. Слова, таким образом, становятся разновидностью магического заклинания, которое стремится повлиять на реальность.

И в плане религии тоже не удается избежать подобного круговорота слов. Несмотря на усилия богословов сделать уточнения, насколько позволял их словарь, верующие терзали друг друга в течении веков из-за абстрактных понятий, от понимания которых они были очень далеки. Можно ли быть уверенным, что древние распри между католиками и протестантами о понятиях «благодать» и «свободная воля» не носят такой же характер?

Несколько приведенных ниже примеров позволят оценить место символов в выражении религиозных тайн.

Огонь и свет

«Огонь» – по-арабски «нар» (от того же корня, что и «нур» – «свет»). Этот же корень находим и в слове «манар» – «место, куда кладут огонь», «маяк», отсюда – «минарет». В древнееврейском таким же образом образовалось слово «менора» («семисвечник»).

Свет и огонь тесно связаны с тем, что символизирует, возможно наилучшим образом, ислам и иудаизм, – минаретом и семисвечником. Восковая свеча представляющая собой одновременно и огонь и свет, занимает важное место и в христианских церемониях, в частности при обряде крещения и во время Пасхи. Свечи устанавливаются верующими у икон и подножия статуй святых в знак особого их почитания.

У зороастрийцев основной культ связан с огнем, в высшей степени священным, и для них немыслимо осквернять его сжиганием трупов.

Культ, воздаваемый огню, восходит, несомненно, к первым векам человечества. Страх, который он вселял своей разрушительной силой, делал его богом, хорошее отношение которого необходимо заслужить. Народное христианское воображение еще до сих пор представляет себе ад как вечный огонь. Ведийская религия, одна из наиболее древних, известных нам, поклонялась Агни – богу огня. У греков верховный бог Юпитер был властителем грома и молнии, самого разрушительного огня. Сочетание огня и света – сияние звезд и, в частности, солнца, откуда к нам идет свет и тепло. Поклонение богу-солнцу у египтян и ацтеков, было центральным культом. Полагают, что существует сходство по происхождению между словом бог и различными словами из индоевропейских языков, несущих смысл «день»: «сиез» (лат.), «ёшгпе» «даш» (хинди) и т.д.

Однако огонь не только разрушитель, он также очищает, готовит пищу. Очищение огнем абсолютно, оно ничего не оставляет от тленной природы. Индусы торжественно сжигают тела умерших на костре, вдовы некогда присоединялись к своему покойному мужу. Так душа окончательно отделяется от своей земной оболочки, исчезнувшей навсегда, и может перевоплощаться.

Вода

Нет жизни на Земле без воды – она вездесуща: ее пьют, ею моются, по ней ходят корабли, в ней можно утонуть. Грозная или благодатная – человек привязан к ней, словно помнит об отдаленном происхождении животных из водной стихии и своей жизни плода, плававшего в амниональной жидкости.

Вода появляется во всех мифах и религиях. Например, Великий Потоп, бывший, несомненно, реальностью, – символ испытания, через которое проходят те, кого Бог хочет спасти. Бог раздвинул воды Красного моря, чтобы евреи вышли из Египта, и эти же воды поглотили солдат фараона, посланных вдогонку.

Чаще всего вода – символ очищения, мытье – образ духовной чистоты, которую желают приобрести. Водой часто смывают провинность, смывают всякое подозрение. Именно отсюда происходит ритуал крещения, который в некоторых церквях совершается путем полного погружения: изменение жизни, чтобы стать христианином, требует пройти через очищающую воду. Использование в католичестве воды из кропильницы, чтобы перекреститься у входа в церковь берет начало из того же символизма, что и кропление святой водой верующих во время многих христианских церемоний. Праздник Нового года в Бирме (тингян), благодаря обильному кроплению всех присутствующих снимает все, что прошедший год мог принести плохого.

Ислам прибегает к ритуалам очищения водой перед молитвой: омовение требуется, если с момента предшествующей молитвы человек подвергался воздействию нечистоты. Напомним, что в случае отсутствия воды мусульманину разрешается использовать песок.

Индуисты также прибегают к омовению, прежде чем войти в храм. Ганг и некоторые другие реки – священны. В них погружаются, чтобы очиститься, и распыляют над ними прах мертвых.

Подобные ритуалы наблюдаются и в японском буддизме: во время праздника обон в картонные коробки ставят маленькие свечи, олицетворяющие души предков, и пускают их по течению.

Другой символ воды – символ необъятности моря: этот символ встречается в названии «далай-лама», то есть «лама-океан», «океан мудрости».

Растения

Религии часто прибегают к символам растений, деревьев или цветов. В сущности, эти символы олицетворяют жизнь, расцвет, красоту.

Роза, сопровождающая появление Святой Девы (розарий), была принята как символ приверженцами Розы и Креста и социалистической партией: красота розы неотделима от ее шипов, которые напоминают о том, что никакой успех не достигается без страдания.

Лотос постоянно присутствует в буддизме: этот болотный цветок символизирует красоту, выходящую из грязи.

Лилия – цветок королей Франции, который изображен также на флаге Квебека, упоминается в Евангелии за его белизну и символизирует чистоту и совершенство Божьего Творения.

Кедр – символ могущества и укоренения в землю. Это символ христиан Ливана, хотя там осталось мало деревьев от прежних больших кедровых лесов.

Горчичное зерно упоминается в Евангелии как образ маленького зернышка, из которого вырастает тем не менее большое растение. Это символ важных последствий незначительного деяния.

Ель, которая остается зеленой круглый год, – символ продолжения жизни и символ Рождества Христова.

Виноградная лоза также часто упоминается в Евангелии. Она дает обилие плодов, если ее хорошо подрезать. Это символ жертв, которые мы должны принести, чтобы преуспеть.

Растительность неотделима от образа рая, – эдемского сада. Съедением запретного плода с древа познания добра и зла символически начинается, согласно Библии, история страждущего человечества.

Резюмируя, отметим, что непознаваемое духовного характера можно описать лишь словами, вышедшими из рамок их собственного смысла, – символами, которые не способны точно передать недоступную реальность. Но человек не может отказаться выражать, как он может, то, что он чувствует или ищет, то, что является смыслом жизни на Земле, его причастностью к тайне Творения и его связью с Создателем. Его упорство часто ведет к пустому разглагольствованию. Однако сближение между конкретностью природы и непознаваемостью духовного мира также становится источником поэзии и воодушевления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: