Работа с суждением историка.




Тренинг по темам

«РОССИЯ в период правления Николая I»

«Хозяйство россии первой половины XIX века»

«культура россии первой половины XIX века»

Работа с хронологией.

Заполните таблицу.

№ п/п Событие Дата
1. Восстание декабристов в Санкт-Петербурге (точная дата)  
2. Начало промышленного переворота в России (десятилетие)  
3. Открытие первой железной дороги в России (год)  
4. Осуждение петрашевцев (год)  
5. Кавказская война (годы; выходят за рамки периода)  
6. Крымская война (годы)  
7. Пленение Шамиля (год; выходит за рамки периода)  
8. Подавление русской армией восстания в Венгрии (год)  
9. Польское восстание (годы)  
10. Публикация первого «Философического письма» П.Я. Чаадаева (год)  
11. Русско-персидская война (годы)  
12. Русско-турецкая война (годы)  

 

Работа с персоналиями.

А. Заполните таблицу.

Исторический деятель Кто такой(ие)? Что сделал? Что с ним произошло?
А.С. Меншиков (Кто?) ________________________, способствовал началу (какой войны?) ______________, в ходе которой (что делал?) ______________________________
А.Х. Бенкендорф Глава (чего?) _______________________
Аксаковы, Киреевские, Хомяков Представители (какого направления?) _________________
Беллинсгаузен и Лазарев (Кто?) ________________________, открыли (что?) ________________________
Булгарин, Греч, Кукольник (Кто?) ________________________, представители (какой идеологии?) _____________________________________
В.Г. Белинский (Кто?) ________________________________
Герцен и Огарев (Кто?) ________________________, разработали (какую теорию?) __________________________________________, основали в эмиграции (что?) _________________________
Грановский, Боткин, Кавелин, Соловьев Представители (какого направления?) _________________
Е.Ф. Канкрин (Кто?) ________________________, провел (что?) _____________________________
Карамзин, Соловьев (Кто?) ________________________
Корнилов и Истомин (Кто?) ________________________, обороняли (что?) ______________________________
Крузенштерн и Лисянский (Кто?) ________________________, первыми под русским флагом совершили (что?) _________________________
М.А. Милорадович (Кто?) ________________________, (что и когда с ним произошло?) ______________________________________
М.В. Буташевич-Петрашевский (Кто?) ________________________, организатор и лидер (чего?) ____________________________
М.М. Сперанский Осуществил (что?) _____________________________
Н.И. Лобачевский (Кто?) ________________________, открыл (что?) ______________________________
П.Д. Киселев (Кто?) ________________________, руководил проведением (чего?) _____________________________
П.С. Нахимов (Кто?) ________________________, одержал (какую победу, над кем, когда?) ________________________, руководил (чем? что с ним произошло?)
Н.И. Пирогов (Кто?) ________________________
П.Я. Чаадаев Автор (чего?) _____________________________, в котором (как отозвался о прошлом, настоящем и будущем России?) ____________________________
Пестель, Рылеев, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховский (Кто?) ________________________, (что и когда с ними произошло?) ______________________________
С.П. Трубецкой (Кто?) ________________________, был избран (кем? как поступил?) _______________________________________
С.С. Уваров (Кто?) ________________________, разработал (что?) ___________________________, известную (как?) ________________________________________
Шамиль (Кто?) ________________________, (что и когда с ним произошло?) _________________________________

Б. Распределите перечисленных деятелей культуры первой половины XIX в. по сферам их деятельности. По деятелям, выделенным жирным шрифтом, укажите их главное произведение.

Алябьев, Брюллов, Бове, Венецианов, Воронихин, Глинка, Гоголь, Грибоедов, Жуковский, Захаров, Иванов, Кипренский, Клодт, Крылов, Лермонтов, Мартос, Монферран, Мочалов, Островский, Пушкин, Росси, Тон, Тропинин, Федотов, Щепкин.

 

Литераторы Художники и скульпторы Архитекторы Композиторы Актеры
           

 

Работа с таблицей.

Заполните таблицу «Основные течения общественной мысли при Николае I». Укажите с помощью условных знаков отношение к перечисленным явлениям (+ - положительное отношение; — - отрицательное, критическое отношение; ± - двойственное отношение). Отдельно заполните нижнюю горизонталь.

Отношение к… Общественные теории
«Теория официальной народности» Славянофилы Западники Крестьянские социалисты
идее «особого пути» России        
странам Западной Европы        
Николаевской России        
предоставлению народу прав и свобод, отмене крепостного права        
реформам Петра I        
идее самодержавия        
православной вере        
крестьянской общине        
революционному переустройству общества        
Какой должна быть Россия? (общественный идеал)          

 

Работа с картой.

Найдите на карте:

1) территориальные приобретения России при Николае I (Армения, устье Дуная, побережье от Анапы до Сочи);

2) Чечню, Дагестан, Черкесию;

3) Дунайские княжества;

4) Севастополь, Карс, Петропавловск-Камчатский.

 

Работа с понятиями.

Дайте определение понятий.

1. Промышленный переворот –

 

2. Буржуазия –

 

3. Пролетариат –

 

4. Газават –

 

5. Мюридизм –

 

6. Имамат –

 

7. Восточный вопрос –

 

8. Ампир –

 

9. Романтизм –

 

10. Реализм –

 

Работа с источниками.

Каких общественно-политических взглядов придерживались авторы документов, из которых приведены отрывки?

1. «Посреди быстрого падения религиозных и гражданских учреждений в Европе, при повсеместном распространении разрушительных понятий, в виду печальных явлений, окружавших нас со всех сторон, надлежало укрепить отечество на твердых основаниях, на коих зиждется благоденствие, сила и жизнь народная; найти начала, составляющие отличительный характер России и ей исключительно принадлежащие; собрать в одно целое священные останки ее народности и на них укрепить якорь нашего спасения». ______________________

2. «С водворением представительного порядка в России Европа лучше узнала бы Россию... Введение представительного правления, к какому почва так несомненно и так достаточно приготовлена, обещая России новое счастье, новую жизнь, новую бодрость, новую силу для столь же необходимого как и благотворного преуспеяния, — обещает для образованного мира и новое обаяние [России], несравненно лучшее старого». ______________________

3. «Самодержавие составляет главное условие политического существования России. Русский колосс упирается на нем, как на краеугольном камне своего величия. Эту истину чувствует неисчислимое большинство подданных Вашего Величества: они чувствуют ее в полной мере. хотя и поставлены на разных степенях гражданской жизни и различествуют в просвещении и в отношениях к правительству. Спасательное убеждение, что Россия живет и охраняется духом самодержавия, сильного, человеколюбивого, просвещенного, должно проникать народное воспитание и с ним развиваться». ___________________

4. «Все зло происходит главнейшим образом от угнетательной системы нашего правительства, угнетательной относительно свободы мнения, свободы нравственной, ибо на свободу политическую и притязаний в России нет… Да восстановится древний союз правительства с народом, государства с землею, на прочном основании истинных коренных русских начал. Правительству – неограниченная свобода правления, исключительно ему принадлежащая, народу – полная свобода жизни и внешней, и внутренней, которую охраняет правительство. Правительству – право действия и, следовательно, закона; народу – право мнения и, следовательно, слова. Вот русское гражданское устройство! Вот единое истинное гражданское устройство!» ______________________

5. «Дух общинного строя уже давно проник во все области народной жизни России. Каждый город, на свой лад, представлял собой общину; в нем собирались общие сходы, решавшие большинством голосов очередные вопросы… Перед лицом Европы, силы которой за долгую жизнь истощились в борьбе, выступает народ, едва только начинающий жить. Он сохранил лишь одну крепость, оставшуюся неприступной в веках, – свою земельную общину, и в силу этого находится ближе к социальной революции…».

______________________

 

Работа с суждением историка.

Прочитайте отрывок из работы историка М. Полиевктова и попытайтесь объяснить, почему автор пришел к такому выводу.

«Как для Николая I консервативная программа приняла династический характер, так и общество приучилось отождествлять данный порядок с идеей государственности вообще и воспитало в себе сугубо отрицательное отношение к государственному началу. Отстраненное от практической деятельности, общество теряло в своих программах реальную почву, но также теряло реальную почву и правительство, замыкаясь в бюрократическом бумаготворчестве. И правительство, и общество в николаевское царствование утрачивало чувство жизни».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: