Тренинг по темам
«РОССИЯ в период правления Николая I»
«Хозяйство россии первой половины XIX века»
«культура россии первой половины XIX века»
Работа с хронологией.
Заполните таблицу.
№ п/п | Событие | Дата |
1. | Восстание декабристов в Санкт-Петербурге (точная дата) | |
2. | Начало промышленного переворота в России (десятилетие) | |
3. | Открытие первой железной дороги в России (год) | |
4. | Осуждение петрашевцев (год) | |
5. | Кавказская война (годы; выходят за рамки периода) | |
6. | Крымская война (годы) | |
7. | Пленение Шамиля (год; выходит за рамки периода) | |
8. | Подавление русской армией восстания в Венгрии (год) | |
9. | Польское восстание (годы) | |
10. | Публикация первого «Философического письма» П.Я. Чаадаева (год) | |
11. | Русско-персидская война (годы) | |
12. | Русско-турецкая война (годы) |
Работа с персоналиями.
А. Заполните таблицу.
Исторический деятель | Кто такой(ие)? Что сделал? Что с ним произошло? |
А.С. Меншиков | (Кто?) ________________________, способствовал началу (какой войны?) ______________, в ходе которой (что делал?) ______________________________ |
А.Х. Бенкендорф | Глава (чего?) _______________________ |
Аксаковы, Киреевские, Хомяков | Представители (какого направления?) _________________ |
Беллинсгаузен и Лазарев | (Кто?) ________________________, открыли (что?) ________________________ |
Булгарин, Греч, Кукольник | (Кто?) ________________________, представители (какой идеологии?) _____________________________________ |
В.Г. Белинский | (Кто?) ________________________________ |
Герцен и Огарев | (Кто?) ________________________, разработали (какую теорию?) __________________________________________, основали в эмиграции (что?) _________________________ |
Грановский, Боткин, Кавелин, Соловьев | Представители (какого направления?) _________________ |
Е.Ф. Канкрин | (Кто?) ________________________, провел (что?) _____________________________ |
Карамзин, Соловьев | (Кто?) ________________________ |
Корнилов и Истомин | (Кто?) ________________________, обороняли (что?) ______________________________ |
Крузенштерн и Лисянский | (Кто?) ________________________, первыми под русским флагом совершили (что?) _________________________ |
М.А. Милорадович | (Кто?) ________________________, (что и когда с ним произошло?) ______________________________________ |
М.В. Буташевич-Петрашевский | (Кто?) ________________________, организатор и лидер (чего?) ____________________________ |
М.М. Сперанский | Осуществил (что?) _____________________________ |
Н.И. Лобачевский | (Кто?) ________________________, открыл (что?) ______________________________ |
П.Д. Киселев | (Кто?) ________________________, руководил проведением (чего?) _____________________________ |
П.С. Нахимов | (Кто?) ________________________, одержал (какую победу, над кем, когда?) ________________________, руководил (чем? что с ним произошло?) |
Н.И. Пирогов | (Кто?) ________________________ |
П.Я. Чаадаев | Автор (чего?) _____________________________, в котором (как отозвался о прошлом, настоящем и будущем России?) ____________________________ |
Пестель, Рылеев, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховский | (Кто?) ________________________, (что и когда с ними произошло?) ______________________________ |
С.П. Трубецкой | (Кто?) ________________________, был избран (кем? как поступил?) _______________________________________ |
С.С. Уваров | (Кто?) ________________________, разработал (что?) ___________________________, известную (как?) ________________________________________ |
Шамиль | (Кто?) ________________________, (что и когда с ним произошло?) _________________________________ |
Б. Распределите перечисленных деятелей культуры первой половины XIX в. по сферам их деятельности. По деятелям, выделенным жирным шрифтом, укажите их главное произведение.
|
Алябьев, Брюллов, Бове, Венецианов, Воронихин, Глинка, Гоголь, Грибоедов, Жуковский, Захаров, Иванов, Кипренский, Клодт, Крылов, Лермонтов, Мартос, Монферран, Мочалов, Островский, Пушкин, Росси, Тон, Тропинин, Федотов, Щепкин.
|
Литераторы | Художники и скульпторы | Архитекторы | Композиторы | Актеры |
Работа с таблицей.
Заполните таблицу «Основные течения общественной мысли при Николае I». Укажите с помощью условных знаков отношение к перечисленным явлениям (+ - положительное отношение; — - отрицательное, критическое отношение; ± - двойственное отношение). Отдельно заполните нижнюю горизонталь.
Отношение к… | Общественные теории | |||
«Теория официальной народности» | Славянофилы | Западники | Крестьянские социалисты | |
идее «особого пути» России | ||||
странам Западной Европы | ||||
Николаевской России | ||||
предоставлению народу прав и свобод, отмене крепостного права | ||||
реформам Петра I | ||||
идее самодержавия | ||||
православной вере | ||||
крестьянской общине | ||||
революционному переустройству общества | ||||
Какой должна быть Россия? (общественный идеал) |
Работа с картой.
Найдите на карте:
1) территориальные приобретения России при Николае I (Армения, устье Дуная, побережье от Анапы до Сочи);
2) Чечню, Дагестан, Черкесию;
3) Дунайские княжества;
4) Севастополь, Карс, Петропавловск-Камчатский.
Работа с понятиями.
|
Дайте определение понятий.
1. Промышленный переворот –
2. Буржуазия –
3. Пролетариат –
4. Газават –
5. Мюридизм –
6. Имамат –
7. Восточный вопрос –
8. Ампир –
9. Романтизм –
10. Реализм –
Работа с источниками.
Каких общественно-политических взглядов придерживались авторы документов, из которых приведены отрывки?
1. «Посреди быстрого падения религиозных и гражданских учреждений в Европе, при повсеместном распространении разрушительных понятий, в виду печальных явлений, окружавших нас со всех сторон, надлежало укрепить отечество на твердых основаниях, на коих зиждется благоденствие, сила и жизнь народная; найти начала, составляющие отличительный характер России и ей исключительно принадлежащие; собрать в одно целое священные останки ее народности и на них укрепить якорь нашего спасения». ______________________
2. «С водворением представительного порядка в России Европа лучше узнала бы Россию... Введение представительного правления, к какому почва так несомненно и так достаточно приготовлена, обещая России новое счастье, новую жизнь, новую бодрость, новую силу для столь же необходимого как и благотворного преуспеяния, — обещает для образованного мира и новое обаяние [России], несравненно лучшее старого». ______________________
3. «Самодержавие составляет главное условие политического существования России. Русский колосс упирается на нем, как на краеугольном камне своего величия. Эту истину чувствует неисчислимое большинство подданных Вашего Величества: они чувствуют ее в полной мере. хотя и поставлены на разных степенях гражданской жизни и различествуют в просвещении и в отношениях к правительству. Спасательное убеждение, что Россия живет и охраняется духом самодержавия, сильного, человеколюбивого, просвещенного, должно проникать народное воспитание и с ним развиваться». ___________________
4. «Все зло происходит главнейшим образом от угнетательной системы нашего правительства, угнетательной относительно свободы мнения, свободы нравственной, ибо на свободу политическую и притязаний в России нет… Да восстановится древний союз правительства с народом, государства с землею, на прочном основании истинных коренных русских начал. Правительству – неограниченная свобода правления, исключительно ему принадлежащая, народу – полная свобода жизни и внешней, и внутренней, которую охраняет правительство. Правительству – право действия и, следовательно, закона; народу – право мнения и, следовательно, слова. Вот русское гражданское устройство! Вот единое истинное гражданское устройство!» ______________________
5. «Дух общинного строя уже давно проник во все области народной жизни России. Каждый город, на свой лад, представлял собой общину; в нем собирались общие сходы, решавшие большинством голосов очередные вопросы… Перед лицом Европы, силы которой за долгую жизнь истощились в борьбе, выступает народ, едва только начинающий жить. Он сохранил лишь одну крепость, оставшуюся неприступной в веках, – свою земельную общину, и в силу этого находится ближе к социальной революции…».
______________________
Работа с суждением историка.
Прочитайте отрывок из работы историка М. Полиевктова и попытайтесь объяснить, почему автор пришел к такому выводу.
«Как для Николая I консервативная программа приняла династический характер, так и общество приучилось отождествлять данный порядок с идеей государственности вообще и воспитало в себе сугубо отрицательное отношение к государственному началу. Отстраненное от практической деятельности, общество теряло в своих программах реальную почву, но также теряло реальную почву и правительство, замыкаясь в бюрократическом бумаготворчестве. И правительство, и общество в николаевское царствование утрачивало чувство жизни».
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________