Манипулирование контрастами




Задания для практических занятий и самостоятельной работы

Упражнения для тренировки речевого

аппарата и мимической мускулатуры.

Гримасы

Глядя в зеркало, стройте гримасы, передавая мимикой различные эмоции (гнев, радость, удивление, страх, восторг и др.). Обратите внимание на вовлечение в работу всех групп мышц: лба, щек, век, губ.

Гримасничая, необходимо искать новые, неожиданные выражения, мимические движения, передающие разнообразие оттенков чувств.

Для губи языка

Несколько раз сделайте движение губами, как при произнесении звуков, меняя различные положения — губы сомкнуты, «трубочкой», «пятачком», вращение губ в положении «пятачок» вверх, вниз, вправо, влево.

Языком дотронуться до зубов — до альвеол — до гортани. Счет 1-2-3.

Языком коснуться внутренней стороны щеки правой — левой. Счет 1-2.

Языком «раздвинуть» соединенные зубы, резко «выбросить» язык; расслабить, резко «съесть» язык.

Языком коснуться кончика носа, затем — подбородка. Счет 1—2.

Губу нижнюю «почесать» верхней челюстью, верхнюю губу «почесать» нижней челюстью. Счет 1—2.

Губы растягиваются, как бы произнося звук «и»; губы вытягиваются вперед, как бы произнося звук «у». Счет 1 — 2.

 

Упражнения для выработки навыков правильного речевого дыхания.

Упражнения для развития активности дыхания.

Стон

Представьте себе, что вы наслаждаетесь отдыхом на берегу моря. Шум волн, ласковое солнце... Закройте глаза, чтобы ничто не отвлекало вас, расслабьтесь и потяните звук: МММММММ... МММММММ...

Голова медленно совершает круговые движения: мышцы шеи, лица, плеч свободны. Имитация стона на сонорном звуке М позволяет не только снять мышечное напряжение (сохранив работу дыхательного аппарата при свободе фонационных путей), но и найти свой речевой центр, или речевую середину, т. е. самый удобный, естественный тон звучания голоса. Приблизив ладони к лицу или положив их на затылок, почувствуем вибрацию - это работают головные резонаторы и особенно резонаторы носоглотки. Это второе качество фонационного дыхания: оно должно быть высоким, т. е. усилено головными резонаторами (акустической системой, увеличивающей и обогащающей звук).

Насос

Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Наклонитесь вперед и возьмитесь за рукоятку воображаемого автомобильного насоса двумя руками. Начните накачивать воздух: выпрямляясь, делайте вдох, а наклоняясь — выдох. Теперь делайте то же самое, но со звуком: наклоняясь, как бы выбрасываете изо рта очередную порцию воды — «фффуу!». Сложите губы, как бы для свиста, и с силой выдыхайте воздух: «фффуу!». Не торопитесь; распрямляясь, успевайте делать полный глубокий вдох. Проделайте наклоны 4— 5 раз подряд. Постепенно можно увеличить число наклонов.

Вежливый поклон

Позиция первая — поднимитесь на носки, руки в стороны (вдох). Позиция вторая — медленно наклоняйтесь вперед, постепенно сводя руки и прижимая их по-восточному к груди. Склонившись, произнесите растянутое на звуке «с» слово «Здрассссте». Следите за тем, чтобы последний слог «те» прозвучал громко, отчетливо, для чего сохраните для него полновесную

порцию воздуха.

Попрошайка

Канючим: нннннну...
Отказываем: ннннни...
Умоляем: нннннна...
Отвергаем: ннннно...

Сонорные согласные можно сделать долгими, тянуть, «петь» их, как и гласные звуки.

Глина

Мнем старательно всеми пальцами одной руки воображаемую глину, помогая себе созвучиями:

ММННАЛЛИ - ММННУЛЛИ - ММННЭЛЛИ - ММННИЛЛИ - ММННОЛЛИ - ММННАЛЛИ...

В дальнейших упражнениях наряду с сонорными мы будем использовать следующий звукоряд гласных: АУЭИО.

Колокол

Движением всей руки «ударяем» в колокол и слушаем долгий отзвук, имитирующий колокольный гул:

МАМММММ - МУМММММ - МЭМММММ - МИМММММ -моммммм...

Сети

Вытягиваем из моря воображаемые сети с уловом, сонорными звуками и руками осуществляя это усилие:

На мели мы лениво налима ловили.
На мели мы ловили линя.
О любви не меня ли вы мило молили
И в туманы лимана манили меня.

К. Бальмонт

 

Упражнения для тренировки организованного выдоха.

Цветочный магазин

Исходное положение — стоя. Выдохните на звук «п-фф» и втяните при этом живот. Делая вдох, представьте, что нюхаете цветок. После этого на звук «п-фф» медленно и плавно выдыхайте. Вдох — короткий, выдох — длинный. Повторите 2—3 раза.

Звукоподражание

Вспомните и воспроизведите различные звуки природы и жизни: свист ветра, шум леса, тонкий звон комара, жужжание пчелы, карканье вороны, рокот мотора и т. п.

Трубач

Прижмите к губам мундштук воображаемой трубы (это может быть ваш кулак) и, выдувая воздух, протрубите (без звука) какой-нибудь бодрый, энергичный мотив:

Закаляйся, если хочешь быть здоров,

Постарайся обойтись без докторов,

Водой холодной обливайся,

Если хочешь быть здоров!

Не торопитесь, выдувайте воздух ритмично, медленно, торжественно. Следите, чтобы вдох был полным, глубоким, а выдох — энергичным.

Звонок

Попробуйте, не отрывая пальца от звонка, одним длинным звуком позвонить приятелю в дверь: ззззззззззз...

Проявляя нетерпение, позвоним несколько раз более настойчиво: зззззз - зззззз - зззззз - зззззз...

Подразним долго не открывающего нам дверь друга короткими, назойливыми звонками: зз - зз - зз - зз...

 

При выполнении упражнения мы могли заметить, как менялся в трех случаях тип выдыхания. В зависимости от характера действия - от плавного и спокойного к выходу с силой, а потом рывками. Так и в потоке речи постоянно происходит переключение этих трех основных типов выдыхания, создавая в эти моменты особые сложности для непоставленного голоса.

Потренируем три типа выдыхания в различных ситуациях.

Фантазия с помощью мысленных представлений помогает перенести нас в исключительные обстоятельства, которых нет в действительности, и, забыв условность, наивно, без рассуждения воспринимать впечатления и жить ими. Ведь в видимой шуточности и легкомысленности игры присутствует ее собственная серьезность. Процесс игры только тогда достигает своей цели, когда участник погружается в нее полностью и, что называется, всерьез: когда игра его захватывает, овладевает им, растворяет в себе.

 

Пчела

Издалека к нам приближается пчела: жжжжжжжжжжжж... (1-й тип выдыхания).

Начинает кружить у нас над головой: жжжжжж -жжжжжж - жжжжжж... (2-й тип выдыхания).

Отгоняем руками пчелу, норовящую сесть нам на нос: жж -жж - жж - жж... (3-й тип выдыхания).

Искренне и радостно существуйте в своем вымысле, разнообразя звучание мгновенными импровизациями (выдумками «характера» пчелы, непредвиденными обстоятельствами, неожиданными событиями и т. д.).

 

Упражнения для распределения выдоха.

Егорки

Возьмем для тренировки известную детскую считалку про Егорок: «Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки, раз Егорка, два Егорка, три Егорка... 33 Егорки». Распределите вдох на три порции, читая громко, равномерно текст, делайте дыхательную паузу после каждого третьего «Егорки»: «Как на горке, на пригорке (вдох) стоят 33 Егорки(вдох): раз Егорка, два Егорка, три Егорка(вдох)...и так до конца. Когда почувствуете, что эта порция вами освоена, переходите на более длительный счет: вдох через 8, 11 «Егорок».

На одном дыхании

Произнесение большого по объему речевого периода «на одном дыхании»: глубоко вздохнуть и на выдохе проговорить текст. Например, из Гомера:

«Гневно его прервав, отвечал Ахиллес благородный:

— Робким ничтожным меня справедливо бы все называли,

Если б во всем, что ни скажешь, тебе угождал я, безмолвный......

Упражнения для появления навыка добора дыхания.

Технику добора дыхания можно отрабатывать на приведенном выше тексте «Егорки». Произнеся первую часть фразы «Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки» на одном дыхании (громко, отчетливо, не торопясь), делайте добор воздуха после каждого «Егорки»: «Раз Егорка (добор), два Егорка (добор)...» и так до конца. Не смущайтесь тем, что у вас еще недостаточно воздуха, пополняйте его запас, но каждый раз добирая не более того, что было израсходовано! Следите за тем, чтобы воздух не расходовался в паузах, а только на очередное слово.

Вдох и выдох соотносятся в идеальном артистическом дыхании как 1/20. Добейтесь такого соотношения, на едином дыхании произнося с выражением целые тексты, а при остановке вдыхайте быстро и так, чтобы аудитория этого не слышала.

Люфтпаузы (паузы для добора дыхания) не должны разрывать течения мысли. Не допускайте утечки воздуха между словами и в паузах. Не торопитесь, соблюдайте размер, держите четкий ритм, договаривайте каждое слово. Экономьте распределяемый воздух так, чтобы последнее слово в строке было так же полнозвучно, как и первое. Текст для примера: «Людей, которые бессознательно искажают привычные выражения и слова, приспосабливая их к новой действительности, кто-то удачно назвал народными исказителями. Исказители от сказителей отличаются тем, что, ничего не сказывая, а лишь чуточку изменяя сказанное, добиваются подчас не меньшего эффекта» (Ф. Кривин).

Упражнения для совершенствования голосового аппарата

В обыденной жизни голосовой аппарат довольно легко справляется с нагрузкой. Но когда приходится говорить активно, убеждая десятки людей, и длительное время, то бытовых навыков речи, привычных приемов голосоведения уже недостает.

Необходимые для профессиональной деятельности педагога голосовые качества можно тренировать с помощью многих упражнений. Для удобства классифицируем их на упражнения, развивающие свободное звучание голоса (1), умение правильного посыла звука (2), выработку верной резонации (3), звуковысотный диапазон голоса (4).

Баюканье

Для создания наилучших условий для свободного звучания голоса сначала необходимо снять излишнее мышечное напряжение в области гортани, где расположены голосовые связки, и плечевого пояса. Зажим в гортани можно убрать, вызвав сознательно ощущение зевка. Его следует делать, не открывая рта, по возможности незаметно для окружающих. После этого попытайтесь установить свой естественный, свободный голос, то есть такое его звучание, которое является для каждого максимально органичным, возникает легко, без мышечных усилий. Наиболее простым и эффективным способом нахождения такого звучания признаны упражнения типа «Баюканье».

Сядьте удобно, свободно, но сохраняя прямую осанку. Представьте, что вам нужно убаюкать малыша. Вы устали, хотите спать, а малыш никак не засыпает. Потихоньку баюкайте его тихим голосом сквозь сомкнутые губы: «Ммм-ммм...». Чуть раскачивайтесь в такт баюканью, не пойте, не включайте голос, а именно негромко, не раскрывая рта, спокойно, без резких звуковых толчков, но достаточно энергично имитируйте пение. Дыхание активное, ровное. Рот прикрыт, звук рождается не в горле, а на кончиках губ, так что вы ощущаете их вибрацию. Затем попробуйте в конце каждого созвучия приоткрыть губы, заканчивая его гласным звуком «а»: «Мм-мм-ма...». Не открывайте рот широко. Пусть гласные чуть вырываются через губы, собранные как для свиста, не «полощите» звуком горло, звук возникает на кончиках губ.

Колыбельная

Используя уже известный нам звукоряд гласных, укачиваем на руках малыша:

аа-аа-аа-а, уу-уу-уу-у, ээ... ии... оо...

Образ действия заставляет наш голос литься плавно и мягко, успокаивая, лаская своим звучанием.

Представим теперь, что малыш провинился, погрозим ему пальцем и отчитаем строго:

аа-аа-аа-а, уу-уу-уу-у, ээ... ии... оо...

Обратите внимание, что при изменившемся характере действия, а значит и звучания, гласные должны остаться мягкими, получая дополнительную энергию от дыхания, а не от усилия перенапряженных связок.

!!! Придумайте различные по характеру действия, сопровождайте их произнесением гласных звуков. Например,

- считаем пальцы на руке: ааа, ууу, э... и... о...

- гладим котенка: аа, уу, э.. и... о...

- дирижируем распевку для хора: аа-а-а-а! уу-у-у-у! э... и... о... и т. п.

 

Демонический смех

Представим себе, что мы - сказочная «нечистая сила». На­творив свои колдовские делишки, смеемся, торжествуя победу (используйте преимущественно низкие тона голоса):

А-а-а-а-а-а-а! У-у-у-у-у-у-у! Э... И... О...

Замечено, что смеемся мы всегда на опоре, диафрагма под­брасывает, как мячик, наши звуки вверх. Поставьте руки на пояс и они в момент звучания почувствуют мышечные толчки в районе так называемого «дыхательного пояска».

Ха-ха-ха!

Опора в смехе!

Вот смешно-то!

Вот потеха!

!!! Придумайте упражнения, действенные задачи которых заставили бы вас звучать на 3-м типе выдыхания, т. е. при наиболее активной работе диафрагмы.

Например, «Пульверизатор»: фс! фс! фс!

«Снежки» лепим и забрасываем вместе с гласными.

Эхо

Далеко посылаем звук, ожидая получить в ответ эхо: АУА! УУУ! ЭУЭ! ИУИ! ОУО!...

Звукоподражания в -каждом упражнении повторяем много раз. Тренируя опору звука, помним о «коварности» гласных и необходимости при их активном произнесении сохранять мягкую атаку и собранность звука.

Разбуди соседа

Локтем будим рядом сидящего и задремавшего в неподходя­щий момент соседа:

Аай! Ууй! Ээй! Иий! Оой1... -

Дрова

Размахиваясь при каждом ударе топором, разрубаем поле­нья:

Ах ты! Ух ты! Эх ты! Их ты! Ох ты!...

Мяч

Мы уже сравнивали подбрасываемый вверх воздушный по­ток с движением резинового мячика. «Поиграем» легким и озорным цветным мячом, ударяя его об пол рукой на каждом ударном слоге известных с детства стихов: Мой веселый, звонкий мяч! Ты куда пустился вскачь?

А теперь попробуем на каждом ударном слоге забросить мя­чи, как можно дальше вперед:

Желтый, красный» голубой, Не угнаться за тобой!

Звук вместе с движением руки подскакивает сначала вверх, потом летит вперед.

Обратите внимание: дыхание наиболее активно, когда при­думанные нами обстоятельства заставляют звучать наш голос ярко и отрывисто, как в музыке - стаккато, т. е. преимущественно на 3-м типе выдыхания. Таким образом, выбирая упраж­нения для тренировки опоры звука, используйте соответствую­щий образ действия. Хорошим тренингом могут быть всевоз­можные речевки, частушки, считалки.

Речёвка

Раз, два, три, четыре! Три, четыре -выходи! Пять, Шесть -

дружно тренинг повторяй!
Чтоб красиво изъясняться,

надо нам тренироваться!
Будем речью заниматься
по утрам и вечерам,
тем, кто тренинг не освоил,
стыд и срам,

стыд и срам!

 

Скакалка

Читайте отрывок вслух, скандируя по слогам, в ритме человека, который прыгает со скакалкой. Не торопитесь. Успевайте добирать дыхание, следите за его равномерностью. Не «разваливайте» гласные звуки, они должны быть сфокусированы на кончиках губ, собранных как для свиста. Представьте, что вы говорите в рупор мегафона.

Со скакалкой я скачу,

Научиться я хочу

Так владеть дыханьем, чтобы

Звук держать оно могло бы.

Глубоко, ритмично было

И меня не подводило.

Я скачу без передышки.

И не чувствую одышки.

Голос звучен, льется ровно,

И не прыгаю я словно.

Раз-два! Раз-два! Раз-два! Раз!

Можно прыгать целый час!

(Текст 3. В. Савковой)

Произнесение слова «с позывом»: как бы посылая вдаль через большое пространство; лучше брать слова с открытыми слогами: А-ле-нуш-ка!!! Е-ка-те-ри-на!!!

Стон

Сядьте прямо и вообразите, что у вас болит горло или голова. Негромко стоните с целью успокоить боль, отвлечься от нее. При этом все должно быть свободно, плечи опущены, шея расслаблена. Медленно двигайте головой, продолжая стонать. Не зажимайте звука. Стон свободный, на средней ноте, свойственной вашей разговорной речи. Рот закрыт, но не плотно. Медленно, без напряжения слегка опустите нижнюю челюсть — «мма...», и сейчас же закройте рот. Главное — мышечная свобода, работает только дыхательный аппарат. Тренируйте на «стоне» всевозможные сочетания: ммум-ммом-ммам-ммэм-ммим-ммым-мм. Продолжая стонать слитно, как одно слово, произнесите фразу «Мам, меду нам». Постепенно переходите сначала к повышению, а потом к понижению голоса. Затем чередуйте произнесение фразы полунапевно, слитно и речево, разговорно, отрывисто — «Мам! Меду нам!». При этом в речевом аппарате ничего не меняется, все так же мягко свободно в области глотки. Только диафрагма вздрогнула. Проследите, чтобы не было чрезмерной активности при речевом произнесении, чтобы сохранялась свобода и легкость звучания. В конце потренируйте волевое произнесение знакомых сочетаний слогов-My! Mo! Ma! Мэ! Мы! Ми!

Считалки

Произносите считалки громко и четко, пользуясь ритмическим жестом:

Солнце / спря- / талось / за гору,/

Ветер -/ в лес,/

А мышка - / в нору, /

Кто / остался / на / виду?/

Убегай. /

Искать / иду! /

* * *

Черепаха хвост поджала

И за зайцем побежала,

Оказалась впереди.

Кто не верит - выходи!

 

* * *

Я вошел в тенистый бор

И увидел мухомор,

Сыроежку,

Зеленушку,

Розоватую

Волнушку,

Боровик,

Моховик,

Бжевик,

И дождевик,

Два опенка,

Два сморчка,

Три масленка,

Два строчка,

Ну, а ты, шампиньон,

Выходи из круга вон!

Ю. Могутин

***

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять,

Вдруг охотник выбегает...

Прямо в зайчика стреляет!

ПифШаф!

Ой-ой-ой!

Умирает зайчик мой!..

Книжки

Основной характеристикой выразительности звучащего голоса служит его звуковысотный диапазон. Человеческий голос способен меняться по высоте в очень большом диапазоне: для тренированного голоса этот диапазон — примерно две октавы. Однако в обыденной речи используется такой диапазон нечасто, что приводит к звуковому монотону. Монотонный, ровно звучащий в узком интервале 3—4 тонов голос притупляет восприятие, поэтому так важны упражнения по развитию диапазона голоса.

Тише — громче, выше — ниже

Произносите стихотворные строчки, поочередно заменяя громкость произнесения, например:

— Идет бычок, качается, (громко) Вздыхает на ходу... (тихо)

Стихи

Читайте стихотворные строки с последовательным понижением регистра голоса. Например, «Аквалангист»:

Чтоб овладеть грудным регистром

Полезно стать аквалангистом.

Я опускаюсь ниже, ниже,

А дно морское ближе, ближе.

И вот уж в царстве я подводном.

Хоть опустился глубоко,

Но голосом грудным, свободным

Распоряжаюсь я легко.

Чтоб овладеть грудным регистром,

Полезно стать аквалангистом.

А это текстовое упражнение в стихах читайте, сочетая короткий вдох и длительный выдох с полноценным звучанием. Стихотворение полезно и выучить наизусть.

 

Твердо запомни, что прежде чем слово начать в упражненьи,

Следует клетку грудную расширить слегка и при этом

Низ живота подобрать для опоры дыхательной звуку.

Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.

Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи

И последи, чтобы грудь не сжималась в течение речи,

Так как при выдохе движется только одна диафрагма.

Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:

Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время

Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.

Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:

Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;

Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен;

Голоса звук не глуши придыхательным, тусклым оттенком —

Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.

Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость,

Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:

Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,

Выдох вести экономно — с расчетом на целую строчку.

Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, плавность —

Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненьи.

А. В. Прянишников

Зов

Чтобы развить «полетность» голоса, надо уметь и на негромком звучании посылать звук вдаль. Выработать ощущение того, что говорить следует, как бы посылая звук «к себе», а не «от себя». Действуйте с задачей привлечь внимание класса к себе. Перед тем, как начать говорить, скажите мысленно: «Внимание — начинаю». Голос должен звучать спокойно, зазывно. Как нельзя сразу отдавать всего, что есть внутри (чувств, эмоций), так нельзя сразу взбираться на самые высокие тона голоса. В постепенности подъема и спуска голоса заключены уверенность и покой. Слушатель никогда не должен замечать предела вашего диапазона голоса. Поэтому надо научиться пользоваться приемом голосовых «оттяжек». Повышая слово или строку, в начале каждой следующей строки нужно делать небольшое понижение голоса, с тем чтобы повысить ударное слово в последующей мысли. Затем опять немного понизить голос, чтобы иметь возможность повысить его далее по «диапазонной лесенке».

Дикционные упражнения

Все вышеприведенные упражнения можно использовать для тренировки гласных, так как гласные включаются во все голосовые упражнения. Особую важность для четкой речи педагога представляет тренировка согласных звуков. Необходимо помнить, что взрывные звуки требуют плотной смычки речевых органов и активного преодоления этого препятствия струей выдыхаемого воздуха. Для их тренировки полезны следующие упражнения.

Пробка

Проверьте, насколько хорошо подготовлены ваши губные мышцы к образованию взрывных звуков «п» и «б». Плотно сожмите губы, натяните их край на зубы, чуть прикусив. Воздухом, находящимся в полости рта (не делая выдоха!), резко прорвите смычку, как бы выстреливая пробку, зажатую губами. Не освобождайте губ, пусть их смычку разорвет воздушная струя.

Мишень

«Постреляйте» согласными: Б, П, Г, К, Д, Т в воображаемую мишень. Прицеливайтесь пальцем, как пистолетом, в цель и посылайте звук до цели, не роняя его под себя.

Кнопки

«Вкручиваем» рукой и звуком кнопки, особенно четко озву­чивая пучки согласных: ТЧКа, ТЧКу, ТЧКэ, ТЧКи, ТЧКо...

Жонглор

«Раскручиваем» на палочке, стоящей на ладони, воображае­мое блюдце и, увеличивая скорость вращения, стараемся его удержать:

дабидабйдуп-дабидабидуп-дабидабидуп...

 

«ТЕННИС»

Двое играющих за теннисным столом, озвучивают удары пучками согласных. Сохраняйте бодрый настрои, активную пластику и полетный, четкий звук.

Вышли мы на теннис-корт

Речевой наш брать рекорд,

При движеньи ног и рук

Сохраним свободный звук:

ПТКа-БДГа,

ПТКу-БДГу, ПТКэ-БДГэ, ПТКи - БДГи, ПТКо-БДГо...

«БАРАБАН»

Представьте, что играете на барабане. Воображаемые палоч­ки легко отскакивают при каждом ударном слоге. Движения согласуются с дыханием и четкостью работы артикуляционных органов.

пара-пара-пам, пара-пара-пам, пара-пара-пара-пара-пам... Хорошо для артикуляционной разминки использовать сти­хотворные тексты с взрывными согласными:

Пара барабанов, Пара барабанов, Пара барабанов Била БУрю;

Пара барабанов, Пара барабанов, Пара барабанов Била Бой.

И. Сельвинский

«ТРУБОЧИСТ»

Приговаривая, «отмываем» трубочиста:

Моем, моем трубочиста,

ЧИСТО, ЧИСТО, ЧИСТО, ЧИСТО!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!

К. Чуковский

«СКАЧКИ»

Держа в руках «поводья», скачем, имитируя цокот копыт: От то-по-та ко-пыт пыль по по-лю ле-тит! При повторе каждый раз ускоряем темп «скачки», следя за четкостью «цокоющих» согласных.

Цок-цок!

Цок-цок!

Цок-копытце!

Под копытцем

Пыль клубится!

 

«ВЫСКОРОГОВОРЮ»

Побалуйтесь, постарайтесь, похвастайтесь текстом:

Рассказать скороговорку

Тяжелей, чем влезть на горку:

«На дворе растет трава,

На траве лежат дрова»-

Обязательно не связешь,

Обязательно не скажешь!

«На дворе растут дрова,

На дровах лежит трава».

До чего же.все занятно,

До чего же непонятно!

Все четырнадцать ребят

Быстро не про-

быстро гово-

быстро не

проговорят.

Только я одна умею. ;.

Не сбиваюсь, не робею:
«Жил колпак под колпаком,
С колпачихой был знаком!»
Рассказать скороговорку
Тяжелей, чем влезть на горку.

М. Матусовский

Необходимо помнить, что согласные быстрее подвержены дикционному разрушению, но именно они являются информационным стержнем слова, выполняют смыслоразличительную функцию. Однако важно не перестараться и не начать излишними мимическими усилиями и гримасами сопровождать их выговаривание. Как учила знаменитая певица П. Виардо, надо петь «кончиками губ», т. е. микродвижения, усилия, невидимые для глаз слушателя, аудитории, являются достаточными для безукоризненной чистоты звука.

Для развития артикуляционного аппарата и тренировки дикции хорошо использовать скороговорки. Эти народно-поэтические шутки намеренно построены на сочетании трудно произносимых вместе слов. Овладение скороговорением начните через медленную, преувеличенно четкую речь, оправдал это подходящим образом действия.

«ДИКТАНТ»

.Продиктуйте первоклассникам диктант. Используйте, например, такие скороговорки:

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Бобр добр до бобрят.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Осип охрип, Архип осип.

Арина грибы мариновала, Марина малину перебирала.

Для многократного повторения скороговорок полезно менять творческие задачи.

«РЕКЛАМА»

Разрекламируйте, заинтересуйте, ознакомьте, объявите, удивите:

Рододендроны из дендрария!

Либретто «Риголетто»!

Король Орел!

«РАПИРЫ»

Три удара рапирой сопровождайте решительным жестом итекстом:

Купи кипу пиК!

Последний звук беспощадно разит воображаемого противни­ка, в звуке К звучит торжество победы.

 

«НА БАЗАРЕ»

С помощью текста скороговорки вам надо:

посплетничать, продать, созвать, внушить, поиронизиро­вать, поспорить, подколоть, объявить, ошарашить, подкузь­мить; намекнуть, заинтриговать и т. п.

Хороши в дорожку пирожки с горошком.

Улов у Поликарпа - три карася, три карпа.

Пришел Прокоп - кипел укроп, ушел Прокоп - кипит ук­роп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.

У Фили пили - Филю же и побили.

Полчетверти четверика чечевицы без червоточины.

Вот топор, вот топорище, вот тут кнут, вот кнутовище.

С вишен галок поп пугая, в саду увидел попугая. Ты, поп, га­лок попугай, попугая не пугай.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Козел-мукомол кому муку молол, а кому не молол. От того, кому молол, получал ватрушки, от того, кому не Молол, полу­чал по макушке.

!!! Подберите себе скороговорочный рассказик из предложенных ниже с учетом индивидуальных недостатков голоса и речи. С помощью этих рассказов мы не только продолжаем тренировать дыхание, опору голоса, артикуляцию и дикцию, но и развиваем умение преодолевать многоударность, с помощью разнообразия интонаций выявлять логику, действовать сло­вом, общаться, увлекая слушающих своими подтекстами и на­меками. Нафантазируйте образ рассказчика, определите действенные задачи и исполните текст наизусть в придуманных обстоятельствах со своим отношением к происходящим событиям:

* * *

 

Маланья-болтунья болтала, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь, что не скажешь: на дворе трава, на траве дрова - раз дрова, два дрова, три дрова, не вместит - двор дров - дрова выдворить. И не скажешь: трид­цать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавирова­ли. Однако прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке. Значит Маланья-болтунья зря болтала, что всех скоро­говорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

 

* * *

Береги честь смолоду, а то была у Фрола - Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру - Лавру на Фрола наврет, ведь язык без костей и от лжи не краснеет, без того красный. У злой Натальи все люди канальи, а еще говорит: «Не тот, товарищи, това­рищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу то­варищ».

 

* * *

В четверг, четвертого числа в четыре с четвертью часа шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопьевича. Шли, шли, вдруг перед ними река - широка, как Ока. А на том берегу сто­ит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под кол­паком. Увидали попы, рты раскрыли попы, закричали попы, побежали попы. У страха глаза велики, пуганая воронарсуста боится.

 

* * *

От топота копыт пыль по полю летит - едет баба из города, везет вестей с три короба: мол, съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом; мол, пришел Прокоп кипя­тить свой укроп; мол, супруги Пото играли в лото. От топота ко­пыт пыль по полю летит. Кто переносит вести, тому бы на день

плетей по двести.

** *

Языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь. Нече­го руками рассуждать, коли бог ума не дал. Речь умом красна. А если язык шепеляв, то и поговори скороговорочку за скорого-ворочкой: тридцать три корабля лавировали, лавировали да, и не вылавировали; у нас на дворе - подворье погода размокропо-годилась; сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, нужно колпак переколпаковать, перевыкол-паковать, нужно колокол переколоколовать, перевыколоколо-вать, нужно все скороговорки перескороговорить, перевыско-роговорить, и тогда так заговоришь, словно реченька зажур­чишь.

 

* * *

 

В четверг, четвертого числа в четыре с четвертью часа два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену, что у них на дворе трава, на тра­ве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова, не вместит двор дров, дрова выдворить давно пора. А Варька с Ларькой все хиханьки да хаханьки, хиханьки да хаханьки, как детишки махоньки, и не собираются дрова со двора выдворять.

 

* * *

 

Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки. Стоят да на соседний двор поглядывают. А на дворе трава, на траве дрова, раз дрова, два дрова, три дрова... Не вместит двор дров -дрова выдворить. Бросились Егорки с горки дрова таскать. Где вместе возьмутся-толку добьются.

 

* * *

 

Тень, тень-потетень, выше города плетень. Слушайте, кому не лень, сказку небылицу про красную девицу Маланью-болту-нью, что молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала, а дала Ромаше сыворотку из-под простокваши. Но Ромаша себе на уме: ел не ел, а за столом посидел - по усам текло, да в рот не по­пало. Вот вам сказка, а нам бубликов связка.

Разогреваем артикуляционные органы на тренировке согласных звуков, их трудных сочетаний. Четкость дикции до стижима при автоматической, рефлекторной, хорошо скоординированной работе артикуляции и дыхания, выравнивающем мощность звуков. Скороговорочные рассказы позволяют осуществлять сразу комплекс технических и творческих задач: отработку элементов внешней техники речи, снятии многоударности, владение логической перспективой, интонационной вы­разительностью, 'разговорной интонацией, элементами общения..

Осваивая новые упражнения, необходимо постоянно возвра­щаться к старым, выбирать наиболее интересные для себя, объ­единять их в индивидуальную голосо-речевую разминку, в ком­плексе тренируя все элементы техники речи.

 

Косарь

Представьте, что вы точите бруском косу. Брусок скользит то с одной, то с другой стороны лезвия: ccc-ззз...ссс-ззз...ссс-ззз... Коса наточена, можно косить. Взмах косы — и она звучно режет траву:

жжж… жжж…

Телеграмма

Представьте, что вы как будто выстукиваете телеграфным ключом текст телеграммы: ла-ла-лал!..лэ-лэ-лэл!..ло-ло-лол!..лу-лу-лул!..лы-лы-лыл!..ли-ли-лил!.. Ударение — на последний слог. Держите ритм.

Колыбельная

Вспомните знакомую мелодию колыбельной песни. Напевайте эту мелодию на всех гласных — а, о, у, э, ы, и. Запомните состояние мышечной свободы в области глотки и ощущение того, что «качаешь» гласные диафрагмой. Шире раскрывайте рот и добивайтесь свободы мышц нижней челюсти.

Хочу молока

Вы «больны» и обращаетесь к маме: «Ах, больной я. Ай-ай-ай. Молока мне, мама, дай!». Рот раскрывается хорошо, но не слишком. Все естественно, челюсть опускается мягко на ударной гласной «а». Весь текст звучит слитно и протяжно. Поищите легкое звучание голоса в разных высотах, но не занижайте голоса, чтобы не «сесть на горло». Развивайте пока только «центр» своего голоса — 3—4 наиболее удобных тона.

Эхо

Произнесите дважды «Ау-у». Первый раз — «зовете». Второй — отдаленное эхо. Последите, что делается с мышцами щек и губ (их напряжение и расслабление). Старайтесь убирать пестроту звучания гласных, когда «звук «а» вылетает из живота, звук «е» — из голосовой щели, «и» — протискивается из сдавленного горла, звук «о» — гудит, точно в бочке, а «у», «ы», «ю» попадают в такие места, из которых их никак не вытащишь» (К. С. Станиславский).

 

Произнесите четко и громко следующие звукосочетания:

наа,нао,наэ,нау; паа,пао,паэ,пау;

заа,зао,заэ,зау; ноа,ноо,ноэ,ноу.

Следите за тем, чтобы не утрачивались гласные:

по азбуке; на обществе; по адресу; за этажеркой; по этажам;

за окнами; за очерком; по обручу; по этому; на оттиски;

подкупить — за откупом; нащупать — на ощупь; озабоченный — за обочиной;

застава — за отставкой; на зиму — на озимый; по глазу — по огласке;

по зернышку — по озеру; обоз — на обоз; на врага — на овраге;

утро — по утрам; пугало — по углам; навез — на овес.

Вкусно

Произнесение слова с опорой на гласные звуки, наполняя удо­вольствием, оживляя в сознании предмет называемый, напри­мер: д-о-м! с-о-лнце! дисцип-ли-на!

Взрываю

Произнесите без голоса глухие согласные, активно взрывая их, — п! пь! т! ть! к! кь!

Произнесите парные согласные: глухой и звонкий, поочередно добавляя гласный звук к трудному сочетанию. Получится вот что:

бпа, дта, вфа, гка, зса, жша...

бпэ, дтэ, вфэ, гкэ, зсэ, жшэ... и т.д.

Произнесите следующее: к бдительности; к птице; об ткацкий станок; абстракция; обструкция; обстрелять; взбежал; вправил; вкрадчив; на ум взбрести; о нем вздыхать; курок взвел.

Имитатор

Займитесь имитированием различных звуков: стук колес поезда; пулеметная очередь; цокот подков; быстрое звяканье ножниц; падающие капли дождя; чириканье воробья; кваканье лягушки (но не искажайте при этом тембр — окраску голоса); дрожащий от холода звук «в».

Произнесите следующее:

Кап-кап-кап-каплет дождик.

Каковы стихи поэта?

Сам народ сказал про это:

«Цикал-цикал мотоцикл

И нацикал целый цикл».

Скороговорки

Быстро и четко произнесите скороговорки:

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь, а перескороговоренные не перевыскороговариваются.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Осип охрип, Архип осип.

Побежали поросята по росе, потерялись поросята, да не все.

Кукушка кукушонку сшила капюшон. Как в капюшоне он смешон!

Тараторит у грота оратор, проторил оратор тропу к ратникам.

Разнервничавшегося ко



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: