Фундаменталистское прочтение политического сионизма.




«Население мира можно разделить на Израиль и все прочие нации, вместе взятые. Израиль - богоизбранный народ: это основная догма.»

Источник: Rabbin Cohen "Le Talmud" /Талмуд/, Изд. Payot, Paris, 1986, с. 104.

Этот миф представляет собой лишенную всякого исторического основания веру в то, что монотеизм родился вместе с Ветхим заветом. Однако из самой Библии можно сделать вывод, что два ее главных редактора, Яхвист и Элохист, не были монотеистами, ни один, ни другой: они лишь провозглашали верховенство еврейского бога над другими богами и его "ревность" к ним (Исход, XX, 2-5). Хамос, бог Моава, признается (Судей, XI, 24 и II Царств, 27) одним из "прочих богов" (I Царств, XXVII, 19).

 

Экуменический перевод Библии подчеркивает в примечании:
«Очень давно в Израиле верили в существование и могущество чужих богов.» (с. 680, примечание d)

Монотеизм утвердится только после изгнания, а именно у пророков. Будет осуществлен переход от формул книги "Исхода" «Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим» (XX, 3) к таким, которые уже не удовлетворяются требованием повиновения Яхве, а не другим богам (как повторено во Второзаконии: «Не последуйте иным богам» (VI, 14), а провозглашают: «Я Бог, и нет иного» (Исайя, XLV, 22). Это несомненное утверждение монотеизма датируется второй половиной VI века (между 550-м и 539-м годами) до н.э.

Монотеизм в действительности является результатом длительного развития великих культур Ближнего Востока, культур Месопотамии и Египта.

В XIII веке до н.э. фараон Эхнатон приказал стереть во всех храмах множественное число слова "БОГ". Его "Гимн солнцу" почти буквально пересказан в Псалме 104. Вавилонская религия шла к монотеизму; упоминая бога Мардука, историк Albright отмечает этапы этого развития:
«Когда признают, что различные божества не более чем проявления одного Бога... это шаг к, своего рода, монотеизму.»

Источник: Albright. "Les religions dans le Moyen-Orient" /Религии на Среднем Востока/, с. 159.

"Вавилонская поэма о творении" (которая датируется XI веком до н.э.) свидетельствует о последних шагах в этом направлении. «Если у других людей разные боги, то у нас, под всеми именами, которые мы назвали, подразумевается Он, наш БОГ.»

Эта религия достигла такой глубины, при которой появляется образ страдающего праведника:

  • «Я хочу восславить Господа мудрости... Мой Бог меня покинул...
    Я шествовал как Господь вдоль стен...
    Все дни я стенал, как голубь, и слезы жгли мои щеки...
    И тем не менее молитва была для меня мудростью и жертва - моим законом.
    Я верил, что служу Богу, но кто может понять божественные начертания на дне бездны?
    Кто, кроме Мардука, господь воскрешения? Вы, кого он создал из первичной глины, воспойте славу Мардуку.»

(там же, с. 329-341).

Это образ Иова, созданный на несколько веков раньше. Сходный образ страдающего праведника Даниила (не того, что в еврейской Библии), которого Бог покарал и вернул на землю, встречается в угаритских текстах из Рас Шамра (Ras Shamra), которые можно назвать " Ханаанской Библией ", более ранней, чем еврейская, потому что Иезекиль упоминает Даниила наряду с Иовом (Иезекия, XIV, 14 и 20).

Это притчи, духовное значение которых ни в коей мере не зависит от их соответствия исторической истине.

МИФ О "ЗЕМЛЕ БЕЗ НАРОДА, ДЛЯ НАРОДА БЕЗ ЗЕМЛИ"

 

Взять, например, замечательную притчу о сопротивлении гнету и освобождении, рассказанную в книге "Исхода".

Неважно, что «переход через Красное море нельзя считать историческим событием», как пишет Mircea Eliade ("История религиозных верований и идей", т. I, с. 190), и что речь шла не обо всех евреях, а об отдельных группах беженцев. Важно, что исход из Египта в этом грандиозном варианте был связано празднованием Пасхи... получившей новую ценность и включенной в священную историю яхвизма (там же, с. 191).

С 621 года до н.э. праздник Пасхи заменил собой ханаанский весенний аграрный обряд: праздник воскресения Адониса. Исход стал, таким образом, основным актом возрождения народа, вырванного из рабства своим богом.

Божественный опыт такого освобождения человека от древнего рабства мы встречаем у самых различных народов. Взять хотя бы долгие скитания в XIII веке ацтекского племени "mexica", которое после целого века испытаний пришло в долину под водительством своего бога, открывшего ему путь там, где до того не было никакой дороги. Такие же пути к свободе входят в обряд инициации у африканского племени "Kaïdara". Закрепление земли за кочевыми племенами связано у всех народов - особенно на Среднем Востоке - с дарованием обетованной земли богом.

Эти мифы открывают путь к гуманизации и к обожествлению человека. Миф о потопе, которым Бог карает людей за грехи и начинает творение заново, встречается во всех цивилизациях, от месопотамского "Гильгамеша" (Gilgamesh) до книги майя "Popol Vuh" (часть I, глава 3).

Хвалебные гимны богу зарождаются во всех религиях как псалмы в честь Пачамамы (Pachamama), богини-матери, или бога инков:

·

    • «Виракоча (Wiraqocha), корень бытия,
      Бог, всегда близкий...
      Который творил, говоря:
      Да будет мужчина!
      Да будет женщина!
      Виракоча, светлый Господь,
      Бог, который дарует жизнь и смерть...
      Ты, кто обновляешь творение,
      Храмы твои создаются долгие дни,

Точные цитаты из различных частей Талмуда


Чтобы они могли совершенствоваться,
Следуя по праведному пути.»

Если этноцентрические предрассудки не становились препятствием, то почему из этих священных текстов, которые для каждого народа были их "Ветхим Заветом", не могли развиться теологические рассуждения о моментах открытия смысла жизни?

Только тогда миссия жизни и проповеди Иисуса достигла бы подлинной универсальности: она укоренилась бы в пережитом всеми народами опыте познания Божества, а не была бы стеснена и даже удушена односторонней традицией. Сама жизнь Иисуса, его радикально новое видение Царства Божия, достигаемого не могуществом сильных мира сего, а упованием бедных, не были бы привязаны к исторической схеме, исходящей лишь из обещания победы, данного народу до того, как она была одержана.

Мы рассмотрели здесь только более ранние культуры Ближнего Востока, в недрах которых зародился монотеизм и, в среде которых формировались евреи.

В других, не западных культурах, путь к монотеизму был пройден еще раньше. Например, в Индии, в Ведах:
«Мудрецы дают Единому Существу одно имя.» (Гимны Рит-Веды, III, 7)
Врихаспати - «наш отец, который содержит в себе всех богов.» (III, 18)
«Наш отец породил и содержит в себе все существа. Единый Бог, он сотворил других богов. Все, что существует, признает его господином... Вы познаете Того, кто все сотворил: он внутри вас.» (СХ, II)
«У него много имен, но он один.»
Эти священные тексты датируются периодом от XVI до VI века до Р.X., и отец Моншанен в своей интуитивной попытке проникнуть в суть Вед назвал их «современной литургической поэмой».

Источник: Jules Monchanin "Mystique de l'Inde, mystère chrétien" /Мистика Индии, христианская мистерия/, с. 231.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: