ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9
Тема: «Первичное наблюдение, документация и инвентаризация» (2 часа)
Цель занятия: усвоить понятие бухгалтерского документа. Изучить классификацию бухгалтерских документов по различным признакам. Усвоить понятие реквизита документа. Изучить требования к оформлению бухгалтерских документов. Усвоить понятие документооборота и порядок обработки бухгалтерских документов, сущность и роль инвентаризации и порядок ее отражения в бухгалтерском учете.
Задание 1. Дайте определение понятиям, представленным в таблице 9.1.
Таблица 9.1 – Вопросы для самопроверки
| Вопросы | Ответы |
| 1.Первичное наблюдение – это… | |
| 2.Инвентаризация – это … | |
| 3.Документ - это … | |
| 4.Документооборот – это … | |
| 5.Таксировка – это … | |
| 6.Группировка – это | |
| 7.Контировка – это… |
Задание 2. Дополните классификацию документов (таблица 9.2).
Таблица 9.2 – Классификация документов
| Признак классификации | Группы документов |
| 1. Назначение документа | 1. Распорядительные 2. … 3. … 4. … |
| 2. Порядок формирования | 1. … 2. … |
| 3. Способ использования | 1. … 2. … |
| 4. Место составления | 1. … 2. … |
| 5. Количество отражаемых объектов (количество позиций в документе) | 1. … 2. … |
| 6. Форма документа | 1. … 2. … |
| 7.Способ заполнения (степень использования учетной техники) | 1. … 2. … 3. … |
| 8. Воспроизведение информации | 1. … 2. … 3. … |
| 9. Вид материальных носителей | 1. … 2. … |
| 10. Срок хранения | 1. … 2. … |
Задание 3. Укажите обязательные реквизиты бухгалтерских документов (
рисунок 9.1):
![]() | ||||||||||
| ![]() | |||||||||
![]() | ||||||||||
![]() | ||||||||||
![]() | ||||||||||
![]() | ||||||||||
![]() | ||||||||||
![]() | ||||||||||
![]() | ||||||||||
![]() | ||||||||||
![]() | ||||||||||
![]() | ||||||||||
![]() | ||||||||||
![]() | ||||||||||
Рисунок 9.1 –Реквизиты бухгалтерских документов
Задание 4. Перечислите основные требования, предъявленные к оформлению документов:
1) своевременность выписки ___________________________________________
____________________________________________________________________
2) ______________________________________________________________________________________________________________________________________
3) ______________________________________________________________________________________________________________________________________
4) ______________________________________________________________________________________________________________________________________
5) ______________________________________________________________________________________________________________________________________
6) ______________________________________________________________________________________________________________________________________
7) ______________________________________________________________________________________________________________________________________
8) ______________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Укажите требования, предъявляемые к организации документооборота, и дайте их краткую характеристику (таблица 9.3):
Таблица 9.3–Требования, предъявляемые к организации документооборота
| Требование | Краткая характеристика |
| 1)минимальное количество | |
| …. | |
| ….. | |
| …. | |
| …… | |
| …. |
Задание 6. Перечислите виды документооборота, и дайте их краткую характеристику (таблица 9.4):
Таблица 9.4–Требования, предъявляемые к организации документооборота
| Документооборот | Краткая характеристика |
| …. | |
| …. | |
| ….. | |
| …. |
Задание 6. Перечислите основные стадии графика документооборота (рисунок 9.2):
![]() | |||
![]() | |||
![]() | |||
![]() | |||
![]() | |||
![]() | |||
![]() | |||
![]() |
Рисунок 9.2 – Схема документооборота
Задание 7. На основании нижеприведенных данных заполните первичный документ (платежное поручение) и укажите обязательные реквизиты данного документа при следующих условиях.
Платежное поручение № 78 от 15 мая 201__ г. ЗАО «Стройбелинвест» на перечисление в Фонд социальной защиты населения за апрель 201__ г. отчислений на социальное страхование в размере 34 % от фонда заработной платы – 55080000 руб. и удержаний в размере 1 % из заработной платы работников –1620000 руб.
Учетный номер налогоплательщика (УНН) – код плательщика 101153290, регистрационный номер в Фонде социальной защиты –814, расчетный счет 3012007350018 в Первомайском отделении АКБ «Промстройбанк» г. Витебска, код 362. Получатель – Фонд социальной защиты населения Первомайского района г. Витебска, расчетный счет 3310000000018 в филиале 510 АСБ «Беларусбанк» г.Витебска. Вид операции – 01, срок платежа 06.05.201__г.
┌─────────────────────────┬───────┬───────┬─┬─────────┬─┬──────────┐
│ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ № │Дата │Срочный│ │Несрочный│ │0401600031│
├─────────────────────────┴───────┴───────┴─┴─────────┴─┴──────────┤
│Сумма и валюта: │
│ ┌──────┬────┬───────┬─────────────────┤
│ │Код │ │Сумма │ │
│ │валюты│ │цифрами│ │
├────────────────────────────┴──────┴────┴───────┴─────────────────┤
│Плательщик: │
│ ┌────┬──────────────────────────────────┤
│ │Счет│ │
│ │№ │ │
├──────────────────────────┴────┴──────────────────────────────────┤
│Банк-отправитель: │
│ ┌──────┬────────────┬─────────┤
│ │Код │ │ │
│ │банка │ │ │
├────────────────────────────────────┴──────┴────────────┴─────────┤
│Банк-получатель: │
│ ┌──────┬────────────┬─────────┤
│ │Код │ │ │
│ │банка │ │ │
├────────────────────────────────────┴──────┴────────────┴─────────┤
│Бенефициар: │
│ ┌────┬──────────────────────────────────┤
│ │Счет│ │
│ │№ │ │
├──────────────────────────┴────┴──────────────────────────────────┤
│Назначение платежа: │
├──────────────┬──────────────┬─────────────┬────────────┬─────────┤
│ УНП │ УНП │УНП третьего │Код платежа │ Очередь │
│ плательщика │ бенефициара │ лица │ │ │
├──────────────┼──────────────┼─────────────┼────────────┼─────────┤
├──────────────┴──────┬─────┬─┴─────┬────┬──┴────────────┴─────────┤
│Корреспондент │Код │ │Счет│ │
│банка-получателя: │банка│ │№ │ │
│ └─────┴───────┴────┴─────────────────────────┤
├─────────────┬──┬──┬──┬──┬─────┬──┬─────────────────┬─────────────┤
│Расходы по │ПЛ│ │БН│ │ПЛ/БН│ │Комиссию списать │ │
│переводу │ │ │ │ │ │ │со счета № │ │
├─────────────┴──┴──┴──┴──┴─────┴──┴─────────────────┴─────────────┤
│Регистрационный номер сделки: │
│ │
├───────────┬──────────────────────────────────────────────────────┤
│Детали │ │
│платежа │ │
├───────────┴──────────────────────────────────────────────────────┤
│Заполняется банком │
│ │
├──────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Сумма к перечислению/списанию: │
│ │
├──────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Корреспондент банка-отправителя: │
│ │
│Дата валютирования Подпись │
├────────────┬────────────┬─────────┬───────────┬──────────────────┤
│Дебет счета │Кредит счета│ Код │ Сумма │ Эквивалент в │
│ │ │ валюты │ перевода │белорусских рублях│
├────────────┼────────────┼─────────┼───────────┼──────────────────┤
└────────────┴────────────┴─────────┴───────────┴──────────────────
Задание 8. Заполните первичные документы и выделите обязательные реквизиты по каждому документу.
Приходный кассовый ордер № 95 от 11 апреля 201__ г. ООО «Олимп», учетный номер налогоплательщика (УНН) – 101160930. Согласно авансовому отчету № 43 менеджера Иванченко С.И. получен возврат остатка неиспользованной подотчетной суммы, выданной на хозяйственные расходы, в сумме 50000 руб. Деньги получила кассир Пашевская Т.И., что подтверждено главным бухгалтером Ральченко И.Д.
Типовая форма КО-1
| _______________________________________ (наименование организации) ПРИХОДНЫЙ КАССОВЫЙ ОРДЕР «__» ____________ 20__ г. | _______________________________________ (наименование организации) КВИТАНЦИЯ к приходному кассовому ордеру «__» ___________ 20__ г. | |||
| Корреспондирующий счет, субсчет | Сумма, руб. | Принято от __________________________________ (фамилия, собственное имя и отчество (если таковое имеется)) ____________________________________________ Основание __________________________________ Ставка НДС _______ %. Сумма НДС ____________ ________________________________________ руб. (цифрами) Сумма с НДС ________________________________ (прописью) ________________________________________ руб. Главный бухгалтер _________ ___________________ (подпись) (инициалы, фамилия) Получил кассир ___________ ___________________ (подпись) (инициалы, фамилия) Печать (штамп) | ||
| Принято от _________________________________ (фамилия, собственное имя и отчество (если таковое имеется)) Основание __________________________________ Ставка НДС ___ %. Сумма НДС _____________ руб. (цифрами) Сумма с НДС _______________________________ (прописью) _______________________________________ руб. Приложение ________________________________ Главный бухгалтер _________ __________________ (подпись) (инициалы, фамилия) Получил кассир __________ ___________________ (подпись) (инициалы, фамилия) |
Задание 9. Заполните объявление на взнос наличными и укажите обязательные реквизиты по данному документу при следующих условиях.
Объявление на взнос наличными № 926 (номер проставляется банком) ООО «Солярис» получило выручку за реализованную продукцию 10 апреля 201__г. в сумме 7600000 руб. Кассир предприятия Халькевич О.М. сдает торговую выручку 10 апреля 201__г. в указанной сумме в банк для зачисления на расчетный счет. Расчетный счет ООО «Солярис» 3012007420016 в Белбизнесбанке г. Витебска, код 764.
| ОБЪЯВЛЕНИЕ № | на взнос наличными | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| " | " | г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| От кого | Для зачисления на счет № | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Сумма цифрами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Банк получателя | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Получатель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Сумма | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| прописью | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Назначение взноса | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| (код отчетности) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Подпись вносителя | Ответственный исполнитель | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Деньги принял кассир | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| КВИТАНЦИЯ № | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| " | " | г. | От кого | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| Для зачисления на счет № | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Банк получателя | Сумма цифрами | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Получатель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Сумма | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| прописью | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Назначение взноса | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| (код отчетности) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| М.П. | Ответственный исполнитель | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Деньги принял кассир | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ОРДЕР № | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| " | " | г. | От кого | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| ДЕБЕТ | Сумма | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Счет № | Общая | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| КРЕДИТ | частные | код | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Банк получателя | Код | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Получатель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Счет № | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Назначение взноса | Назначение платежа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| (код отчетности) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Ответственный исполнитель | Кассир | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 10. На основании нижеприведенных данных следует заполнить первичные документы и выделить обязательные реквизиты по каждому документу.
Расходный кассовый ордер № 25 от 10 апреля 201__ г. ООО «Радуга». По квитанции банка № 1101 от 10.04.200__ г. сдана в банк торговая выручка,, для зачисления на расчетный счет в сумме 2 500 000 руб. Деньги сданы в банк кассиром Шалькевич А.С. Проведенная операция подтверждается руководителем (директором) Грановским П.А. и главным бухгалтером Адамович Е.И.
Типовая форма КО-2
| ___________________________________________________________________________________________ (наименование организации) РАСХОДНЫЙ КАССОВЫЙ ОРДЕР № ______ «__» ___________ 20__ г. | |||||
| Корреспондирующий счет, субсчет | Сумма, руб. | ||||
| Выдать ____________________________________________________________________________________ (фамилия, собственное имя и отчество (если таковое имеется)) Основание _________________________________________________________________________________ Сумма _________________________________________________________________________________ руб. (прописью) Приложение ________________________________________________________________________________ | |||||
| Руководитель ____________________ | _____________________________ | ||||
| (подпись) | (инициалы, фамилия) | ||||
| Главный бухгалтер ____________________ | _____________________________ | ||||
| (подпись) | (инициалы, фамилия) | ||||
| Получил _______________________ (подпись получателя) Предъявлен документ _________________________________________________________________________ (данные о документе, удостоверяющем (подтверждающем) личность получателя) | |||||
| Выдал кассир ____________________ | _____________________________ | ||||
| (подпись) | (инициалы, фамилия) | ||||
Задание 11. Опишите отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации (рисунок 9.3).
![]() |
Рисунок 9.3 – Порядок отражения в учете результатов инвентаризации
Задание 12. Укажите виды инвентаризации по различным признакам и дайте их краткую характеристику (таблица 7.2).
Таблица 9.5 – Виды инвентаризации
| Виды инвентаризации | Краткая характеристика |
| По степени охвата имущества организации | |
| 1. Полные | Охватывают все... |
| 2. | |
| По полноте охвата имущества | |
| 1. | |
| 2. | |
| По порядку и методу проведения | |
| 1. | |
| 2. | |
| По характеру | |
| 1. | |
| 2. | |
| По периодичности проведения | |
| 1. | |
| 2. | |
| 3. |
Задание 10. Перечислите основные задачи проведения инвентаризации имущества и обязательств:
1) ________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4)______________________________________________________________
1)
6)________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание 13. Перечислите обстоятельства, обусловливающие необходимость проведения инвентаризации в организации:
1) в случаях, предусмотренных____________________________________
________________________________________________________________
2) ___________________________________________________________
________________________________________________________________
3) ____________________________________________________________
________________________________________________________________
4) ___________________________________________________________
________________________________________________________________
Задание 14. Укажите случаи, в которых проведение инвентаризации является обязательным:
1) смена собственника _______________________________________
___________________________________________________________
2) _________________________________________________________
___________________________________________________________
3) _________________________________________________________
___________________________________________________________
4) _________________________________________________________
___________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10





















