Безударные и чередующиеся гласные в корне слова.
КОРНИ С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ НЕЛЬЗЯ ПРОВЕРЯТЬ РОДСТВЕННЫМИ СЛОВАМИ.
1. Суффикс, стоящий за корнем, определяет написание гласных в корнях
Корень | Примеры | Исключения |
Кас - кос | Кас а ться, прикас а ться, коснуться, прикосновение | |
Блист- блест, блеск, блесн | Блист а ть, блестеть, блеснуть, блеск | |
Бир - бер | Избир а ть, изберу | |
Тир - тер | Вытир а ть, вытереть | |
Мир - мер | Замир а ть, замереть | |
Дир - дер | Отдир а ть, отдеру | |
Стил - стел | Расстил а ть - расстелить | |
Жиг - жег | Разжиг а ть, разжечь | |
Чит - чет | Вычит а ть, вычет | Сочетание, сочетать |
2. Согласные в корне определяют написание гласных
Корень | Примеры | Исключения |
Ла г - ло ж | Изла г ать, пола г ать, изло ж ить | |
Ра ст - рос-ра щ | Выра ст и, выра щ енный, выро с ла | Росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль, подростковый |
Ска к - ско ч | Проска к ать, выско ч ить | Скачок, скачу, скачи |
3. Ударение в слове определяет написание гласных
Корень | Примеры | Исключения |
Гор - гАр | ЗагАр, угАр, загорЕлый, угорЕть | Выгарки (спец.), изгарь (диал.), пригарь (разг.); |
Клан - клон | Под ударением пишется гласная в соответствии с произношением: поклОн, клАняться без ударения - О: ПоклонИться, наклонИть | |
Зар - зор | В безударном положении А: зарЯ, зарнИца; Под ударением пишется то, что слышится: зОри, зАрево | ЗоревАть, зоревОй, зорЯнка |
Плав - плов -плыв | В безударном положении А: поплАвок, плАвунец; | пловЕц, пловчИха, плывУн |
Твор - твар | Под ударением пишется гласная в соответствии с произношением: творчество, тварь. Без ударения - О: творИть, претворЯть, затворИть. | утварь |
|
4. Значение слова определяет написание гласных в корнях:
Корень | Примеры | Исключения |
Мак - мок - моч | 1.Если слово имеет значение "опускания чего-либо в жидкость" - А: обмакнуть перо в чернила. 2.В значении "мочить, становиться мокрым" - О: мочёные яблоки, промокательная бумага. 3.Под ударением пишется то, что слышится: мОкрый. | |
Равн - ровн | 1. В значении "ровный, прямой, гладкий, без отклонений от необходимых размеров" -О: выровнять газон, сровнять с землёй. 2. В значении "равный, одинаковый по величине", "поравняться с кем-либо" - А: равновесие, уравнять в правах. 3.Под ударением пишется то, что слышится: рОвный, рАвный. | Равнина, поровну, ровесник, уровень. |
Самостоятельная работа.
Карточка 1.
Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.
Скл..нение существительных, прид..раться по пустякам, вым..кнуть под д..ждем, сильно встр..хнуть, газовая г..релка, решить ур..внение, почтенный возр..ст, ок..заться рядом, прол..гать путь, п..тно на одежде, прот..реть зерк..ло.
Карточка 2.
Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.
Отл..жить все д..ла, испуганно см..лкать, соб..рательный образ, быстро прибл..жаться, легко уг..ворить, неприк..сновенный запас, прозрачно нам..кать, широкая р..внина, пром..кательная бумага, сг..реть со стыда, хорошее нач..нание, острый пл..вник.
Карточка 3.
Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.
|
Прекл..няться перед талантом, знаменитый п..вец, предл..жить погулять, р..вноправные партнеры, сл..гка заг..реть, загл..нуть к друзьям, пож..нать пл..ды, м..кать сухари в мол..ко, ст..новиться взрослым, начинающие пл..вцы, серьезные оп..сения, выр..сли в саду.
Карточка 4.
Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.
Отр..сль промышленности, ср..внение вел..чин, тв..рить д..бро, пол..жительный момент, зар..внять участок, непром..каемый плащ.., в..селая з..рница, покл..ниться з..мле-матушке, проск..чить во двор, х..роший з..гар, распл..вить металл.
Самостоятельная работа.
Карточка 1.
Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.
Скл..нение существительных, прид..раться по пустякам, вым..кнуть под д..ждем, сильно встр..хнуть, газовая г..релка, решить уравнение, почтенный возр..ст, ок..заться рядом, прол..гать путь, п..тно на одежде, прот..реть зерк..ло.
Карточка 2.
Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.
Отл..жить все д..ла, испуганно см..лкать, соб..рательный образ, быстро прибл..жаться, легко угов о рить, неприк..сновенный запас, прозрачно нам..кать, широкая р..внина, промакательная бумага, сг..реть со стыда, хорошее нач..нание, острый пл..вник.
Карточка 3.
Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.
Прекл..няться перед талантом, знаменитый п..вец, предл..жить погулять, р..вноправные партнеры, сл..гка заг..реть, загл..нуть к друзьям, пож..нать пл..ды, м..кать сухари в мол..ко, ст..новиться взрослым, начинающие пл..вцы, серьезные оп..сения, выр..сли в саду.
|
Карточка 4.
Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.
Отр..сль промышленности, ср..внение вел..чин, тв..рить д..бро, пол..жительный момент, зар..внять участок, непром..каемый плащ.., в..селая з..рница, покл..ниться з..мле-матушке, проск..чить во двор, х..роший з..гар, распл..вить металл.