Организационно-экономические формы концентрации




Федеральноегосударственное образовательноебюджетное

Учреждениевысшегообразования

«ФинансовыйуниверситетприПравительствеРоссийскойФедерации»

Департаментэкономическойтеории

Роль олигополии в экономике.

 

 

Курсовая работа по дисциплине:

«Микроэкономика»

Ланцова Дарья,

Институт заочного и открытого образования,«Экономика»,

1 курс, ЗБ-Э1-6,заочная форма обучения.

Преподаватель:

Корольков Владимир Евгеньевич.

 

Москва 2017

Роль олигополии в экономике.

ВВЕДЕНИЕ.

В конце XX века наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственномумеханизму.В настоящее время одним из самых распространенных рыночных структур являются монополии и олигополии. Однако в чистом виде монополии сохранились лишь в немногих отраслях экономики. Наиболее же преобладающей формой современной рыночной структуры является олигополия. Почти все технически сложные отрасли промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судостроение и самолетостроение и др.; имеют именно такую структуру.
Олигополия (ὀλίγος — малочисленный, и πωλέω — продаю, торгую), термин для обозначения рыночной структуры отрасли хозяйства в развитых капиталистических странах, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и конкурируют между собой. Стержневая черта олигополии – немногочисленность. Когда относительно малое число фирм господствует на рынках товаров и услуг эта отрасль является олигополистической.

Олигополии могут быть однородными или дифференцированными, т.е. в олигополистической отрасли могут производить стандартизированные или дифференцированные продукты. Многие промышленные продукты: сталь, цинк, медь, алюминий, свинец, цемент, технический спирт и т.д.,являются стандартизированными продуктами в физическом смысле и производятся в условиях олигополии. Многие отрасли, производящие потребительские товары: автомобили, покрышки, моющие средства, сигареты и множество бытовых электрических приборов, являются дифференцированными олигополиями.

История развития олигополии.

Слово «олигополия» было сконструировано на греческой основе и введено в европейскую лексику английским гуманистом и государственным деятелем Томасом Мором. В современной науке это слово используется экономистами в качестве термина, обозначающего тип строения рынка. Некоторые экономисты определяют олигополию не как рынок немногих, как это делал Т. Мор, а как «конкуренцию немногих», подчеркивая основную особенность этого типа строения рынка.
На олигополистических рынках некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их большой доле в общем выпускаемом количестве товара.

Первая попытка создать теорию олигополии была предпринята АнтуаномКурнов 1838 г. Он попытался разрешить проблему олигополистической взаимосвязи, т.е. необходимости каждой фирме принимать в расчет поведение конкурентов при определении своей рыночной стратегии.Считается, что каждая фирма исходит из того, что, если она снизит свои цены, конкуренты поддержат это понижение, но если она их повысит, ни одна фирма не последует ее примеру.

Особенности олигополистического рынка:

1. На рынке господствует несколько предприятий.

2. Продукт, производимый олигополией может быть как однородным, так и дифференцированным. Типичными олигополистическими рынками являются рынки стали (однородная продукция) и автомобилей (дифференцированная продукция).

3. Вступление в отрасль новых предприятий ограничено. Однако вход заблокирован не так жестко как на монопольном рынке, хотя монопольные барьеры можно использовать и при характеристике олигополии.

4. Олигополисты могут проводить самостоятельную ценовую политику, т.к. доля отдельного производителя в общем объеме рынка достаточно велика.

5. Взаимозависимость решений олигополистов по ценам и объему производства (олигополистическая взаимосвязь). Ни одно подобное решение не может быть принято без учета и оценки возможных ответных действий конкурентов.

Таким образом, на рынке олигополии при определении оптимального объема производства учитываются не только величина издержек и спроса, но и ответная реакция конкурентов.

Модель дуополии Курно.

Дуополия – это рыночная структура, при которой два продавца, защищенные от появления конкурентов, являются единственными производителями однородного товара, не имеющего близких заменителей.

Модель Курно основана на том, что два предприятия производят однородный товар, им известна кривая рыночного спроса, оба предприятия принимают решения о производстве одновременно, самостоятельно и независимо друг от друга, причем каждое из предприятий предполагает выпуск конкурента постоянным.

МодельБертрана(или модель олигополистических ценовых войн).

Ценовая война – цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке предприятиями. Ценовая война продолжается до тех пор, пока не будет выполняться равенство, при котором ни одно предприятие не будет получать выгоды от снижения цены.

Чтобы избежать ценовых войн, олигополисты договариваются об определенных принципах установления цен и (или) распределении долей рынка. Так создаются картели. Объединившиеся в картель предприятия теперь выступают как чистая монополия. В результате образования картеля на рынке общее количество товара уменьшается, а его цена становится выше.

В связи с множественностью моделей олигополий точного прогноза ценовой политики олигополистов быть не может. Однако можно выделить две общие закономерности:

1. Олигополистические цены негибкие или «жесткие».

2. Если олигополистические цены все-таки изменяются, то, вероятнее всего, все предприятия делают это одновременно.

Таким образом, олигополистическая ценовая политика предполагает наличие стимулов к согласованию действий или к тайному сговору при установлении цены.

Организационно-экономические формы концентрации

Рассмотрим основные организационно-экономические формы концентрации.

Картель — форма объединения, гласное или негласное соглашение группы близких по профилю предприятий об объемах продажи, ценах и рынках сбыта. [4, с. 578]

Картель — форма монополистического объединения или соглашения. В отличие от других, более устойчивых форм монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны), каждое предприятие, вошедшее в картель, сохраняет финансовую и производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов, регулирование объёмов производства, согласование условий сбыта продукции, наём рабочих. Действует, как правило, в рамках одной отрасли. Затрудняет функционирование рыночных механизмов. В ряде стран (где картели запрещены) попадает под действие антимонопольного законодательства; в других странах, напротив, создание картелей поощряется в целях реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и комплектующих, ограничения конкуренции между мелкими фирмами.

Будучи чрезвычайно выгодной для предпринимателей, такая форма антиконкурентных действий была и остается характерной для любого государства на любом историческом этапе, что предполагает необходимость развития соответствующей законодательной базы и осуществления контроля и надзора за деятельностью компаний в определенных сферах. В условиях рыночной экономики хозяйствующие субъекты должны вести себя индивидуально, т.е. соблюдать правила честной конкуренции: вырабатывать собственную стратегию реализации предлагаемых товаров и услуг, не прибегая к методам картельных сговоров. Вступая в антиконкурентые соглашения, предприниматели уподобляются футбольным командам, которые играют договорные матчи, заранее определяя, кто победит и с каким счетом.

Наиболее явные признаки картеля — одинаковые или незначительно различающиеся цены на товары и услуги, а также их синхронное повышение.

Термин «картель» существует в мировой экономике уже несколько столетий. Его синонимы - слова «стачка», «сговор», «синдикат», «трест». В западных странах с развитым антимонопольным законодательством подобный экономический заговор считается самым опасным экономическим преступлением. Например, по подсчетам США, несмотря на то, что там ежегодно раскрываются сотни картелей, само по себе это явление наносит ущерб экономике страны на сумму более 300 млрд. долларов.

Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации и экономический блок Правительства, а также органы законодательной власти в лице Госдумы РФ и Совета Федерации РФ солидарны со своими коллегами на Западе во мнении, что картели крайне негативно влияют как на качество экономики в целом, так и на качество жизни населения в частности. Это было подтверждено в 2009 году, когда Госдума РФ и Правительство РФ поддержали инициативу ФАС России и внесли изменения в законодательство - ужесточили ответственность за картельные сговоры.

Синдикат — форма объединения предприятий, выпускающих однородную продукцию, организует коллективный сбыт через единую торговую сеть. [4, с. 580]

Синдикат (от гр. syndikos — действующий сообща) — термин, первоначально относящийся к трейд-юнионам (профессиональным союзам). В более позднее время синдикат — это организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него компании теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий. Иными словами, в синдикате сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно.

Современные законодательства еще мало приспособились к тому новому явлению народнохозяйственной жизни, которое известно под именем синдикатов. Законодатели не выяснили себе, каково должно быть их отношение к новой форме господства капитализма. Влияние членов синдикатов, с одной стороны, сдерживает руку законодателя, с другой, страх перед их силою и голос массы потребителей заставляет искать средств законного противодействия возрастающему могуществу частных предприятий. Точка зрения не найдена, и синдикаты всюду находятся в юридически неопределенном положении.

Трест — форма объединения, в которой участники теряют свою производственную и финансовую самостоятельность. [4, с. 582]

Реальная власть в тресте сосредотачивается в руках правления или головной компании.

Наиболее широко были распространены в XIX веке

В тресте объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий, а не одна какая - нибудь сторона, как в картели или синдикате. Форма треста удобна для организации комбинированного производства, т.е. объединения в одной компании предприятий разных отраслей промышленности, либо представляющих собой последовательные ступени обработки сырья, либо играющих вспомогательную роль одна по отношению к другой.

Консорциум — временное объединение предприятий на основе общего соглашения для осуществления какого-либо проекта.

Консорциум может создаваться для осуществления крупного капиталоемкого проекта или для совместного размещения займа. В международной торговле консорциумы создаются для совместной борьбы за получение заказов.

Внутри консорциума роли распределяются таким образом, чтобы каждый участник работал в той сфере деятельности, где он достиг наивысшего технического уровня при наименьших издержках производства.

Действия участников координируются лидером, который получает за это отчисления. Каждый участник готовит предложение на свою долю поставок, из которых формируется общее предложение консорциума. Консорциум несет солидарную ответственность перед заказчиком.

Участники консорциума сохраняют свою полную хозяйственную самостоятельность и могут входить в состав любых других добровольных организаций. Консорциум создает единые финансовые и материальные фонды за счет взносов участников. Кроме того, консорциум получает бюджетные средства и кредиты банка. Членами консорциума часто бывают организации финансово-кредитной системы.

В качестве особенностей консорциумов можно назвать:

- организация консорциума оформляется соглашением;

- консорциум может создаваться с образованием и без образования юридического лица;

- организационно-правовой формой консорциума в виде юридического лица может быть АО или другие хозяйственные общества;

-как правило, в рамках консорциума участниками не формируется никаких организационных структур, за исключением небольшого аппарата (например, совета директоров консорциума);

-компании, входящие в консорциум, полностью сохраняют свою экономическую и юридическую самостоятельность, за исключением той части деятельности, которая связана с достижением целей консорциума;

- зачастую консорциумы являются бесприбыльными организациями;

- целью создания консорциумов является объединение усилий для реализации конкретного проекта, обычно в сфере своей основной деятельности, осуществление науко- и капиталоемких проектов, в том числе международных, или совместное проведение крупных финансовых операций по размещению займов, акций;

- компании могут одновременно входить в состав нескольких консорциумов, т. к. могут участвовать в осуществлении нескольких проектов.

Конгломерат — объединение разнопрофильных фирм. Обычно сохраняется высокая степень самостоятельности и децентрализация управления.

Как правило, конгломераты образуются путем поглощения крупной компанией нескольких десятков мелких и средних фирм различных отраслей и сфер деятельности, не имеющих между собой производственных, сбытовых или других функциональных связей.

Одним из самых известных компаний-конгломератов является GeneralElectric.

К особенностям конгломератов можно отнести:

- интеграцию в рамках данной организационной формы компаний различных отраслей без наличия производственной общности;

- объединяемые компании не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности корпоративного центра;

- профилирующее производство в объединениях конгломератного типа принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе;

- объединяемые компании, как правило, сохраняют юридическую и производственно-хозяйственную самостоятельность, но оказываются полностью финансово зависимыми от корпоративного центра;

- конгломератам свойственна значительная децентрализация управления. Их бизнес-единицы пользуются существенно большей свободой и автономией во всех аспектах своей деятельности по сравнению с аналогичными структурными подразделениями традиционных диверсифицированных концернов;

- в качестве основных рычагов управления конгломератами выступают финансово-экономические методы, косвенное регулирование деятельности бизнес-единиц со стороны стоящего во главе конгломерата корпоративного центра;

- как правило, в структуре конгломерата формируется особое финансовое ядро, куда помимо корпоративного центра (в случае чистого холдинга) входят крупные финансовые и инвестиционные компании.

Холдинг — головная компания, контролирующая деятельность других компаний, может не заниматься производственной деятельностью.

Холдинг (от англ. holding «владение») — совокупность материнской компании и контролируемых ею дочерних компаний.

Помимо простых холдингов, представляющих собой одно материнское общество и одно либо несколько контролируемых им дочерних обществ (о которых говорят, что они по отношению друг к другу являются «сестринскими» компаниями), существуют и более сложные холдинговые структуры, в которых дочерние общества сами выступают в качестве материнских компаний по отношению к другим («внучатым») компаниям. При этом материнская компания, стоящая во главе всей структуры холдинга, именуется холдинговой компанией.

Контроль материнской компании за своими дочерними обществами осуществляется как посредством доминирующего участия в их уставном капитале, так и посредством определения их хозяйственной деятельности (например, выполняя функции их единоличного исполнительного органа), так и иным предусмотренным законодательством образом.

Характерные черты холдинга:

1) Концентрация акций фирм различных отраслей и сфер экономики или фирм, расположенных в различных регионах.

2) Многоступенчатость, то есть наличие дочерних, внучатых и прочих родственных компаний. Нередко холдинг представляет собой пирамиду, возглавляемую одной или двумя фирмами, нередко разной национальной принадлежности.

3) Централизация управления в рамках группы путём выработки материнской компанией глобальной политики и координации совместных действий предприятий по следующим направлениям:

- выработка единой тактики и стратегии в глобальном масштабе;

- реорганизация компаний и определение внутренней структуры холдинга;

- осуществление межфирменных связей;

- финансирование капиталовложений в разработку новой продукции;

- предоставление консультационных и технических услуг. [9]

 

Концерн — объединение предприятий, связанное общностью интересов.

Концерн (нем. derKonzern) — финансово-промышленная группа компаний. Типичным является сохранение юридической и хозяйственной самостоятельности участников, но с учётом координации со стороны доминирующих финансовых структур. Обычно участники концернов объединяют не только экономический потенциал, но и усилия в рыночной стратегии. Основным преимуществом концерна является концентрация финансовых и других ресурсов.

Различают вертикальные концерны, горизонтальные концерны, и смешанные концерны (также называемые конгломераты). Под вертикальными понимаются объединения фирм, охватывающие весь цикл от закупки материалов через производство до сбыта одного определённого вида продукции, например концерн Мустерман, занимающийся всеми аспектами издательского дела и продажи книг и другой продукции. Горизонтальные концерны обычно объединяют похожие фирмы с различной клиентурой, например объединение пивоварен с различными сортами пива. Большую роль в становлении современных концернов сыграла динамика финансовых рынков 60-х, с типично перемежающимися спадами и подъёмами. Это позволило конгломератам скупать компании по заниженным ценам на заёмы в банках, показывать хороший возврат с инвестиций, получать ещё большие кредиты и использовать финансовые рычаги, таким образам создавая цепную реакцию. Так возникли или получили сильное развитие американский Дженерал Электрик, немецкий Сименс, японская Мицубиси. [9]

В русском языке слово концерн чаще всего применяется по отношению к мультинациональным финансово-промышленным группам Европы, например Сименс, ThyssenKrupp, Фольксваген, Drager. Тогда как по отношению к американским образованиям обычно употребляется термин «группа корпораций», «финансовая группа» или ФПГ.

В подавляющем большинстве стран мира процессы объединения предприятий контролируются антитрастовым законодательством.

Ценовая политика

Поскольку на рынке присутствует небольшое количество фирм, продавцам необходимо разрабатывать стратегии развития для своей фирмы, чтобы их не вытеснили с рынка конкуренты. Поскольку фирм на рынке немного, компании внимательно следят за действиями конкурентов, в том числе за их ценовой политикой, с кем они сотрудничают и т. п.

Ценовая политика компании - олигополиста играет огромную роль в ее жизни. Как правило, фирме не выгодно повышать цены на свои товары и услуги, поскольку велика вероятность того, что другие фирмы не последуют за первой, и потребители «перейдут» к компании-сопернику. Если же фирма понижает цены на свою продукцию, то, чтобы не потерять клиентов, конкуренты обычно следуют за понизившей цены компанией, также снижая цены на предлагаемые ими товары: происходит «гонка за лидером». Таким образом, между олигополистами нередко случаются так называемые ценовые войны, в которых фирмы устанавливают на свою продукцию цену, не большую чем у конкурента-лидера. Ценовые войны нередко бывают губительны для компаний, особенно для тех, которые соревнуются с более влиятельными и крупными фирмами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: