Формы ненаучного познания




Обыденно-практическое познание основано на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте и необходимо для правильного ориентирования в повторяющихся ситуациях обыденной жизни.

Характерные особенности:

1.Представляет собой побочный продукт практической деятельности - получение знаний не есть цель деятельности

2.Осуществляется стихийно

3.Знания приобретаются в ходе практической деятельности (Тесно связано с практикой: рождается благодаря повседневному опыту и влияет на этот опыт)

4.Вместо доказательств - повторяемость результата

5.Выражается в пословицах, поговорках, загадках и может передаваться от поколения к поколению

6. Противоречиво (Работа не волк в лес не убежит - без труда не выловишь и рыбку из пруда. Утро вечера мудренее - Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня)

 

Еще одним способом объяснения и познания мира является мифологическое познание или миф. На ранних этапах развития у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, поэтому люди объясняли их без учета причинно-следственных связей при помощи мифов и легенд, В первобытном обществе человек ощущал себя частью окружающего мира, поэтому для архаичного человека было логичным предположить, что если он сам является частью природы, то и природа обладает теми же свойствами, которые характерны для человека. Поэтому в рамках мифа происходит перенесения образа самого человека и свойств, которыми он обладает на неодушевленные предметы и на явления природы. Это перенесение получило в науке название антропоморфизм. Или одушевление природы. Итак для человека который использовал миф в качестве способа познания природа живая. Причем миф для его создателя - это подлинная реальность, в которой невозможно усомниться.

Мифологическое познание пытается объяснить мир используя фантастические, уникальные, неповторимые и эмоциональные образы. Образность -это вторая особенность мифологического познания. Сказки, которые нам читали в детстве, являются продолжением мифа, отсюда и образы: ковер-самолет, образ бабы яги и водяного, разговаривающие животные, деревья и реки, живая и мертвая вода и т.д. - все это является отголосками мифов.

Следующей особенностью мифа является его повествовательный характер. Миф описывает мир через рассказ о его происхождении. В рамках своих возможностей он истолковывал вопросы происхождения мира и человека и объяснял природные явления, давал ответы на житейские вопросы такие как ведение хозяйства или защита от стихии.

Еще одной особенностью мифа является синкретизм - в широком смысле этого слова нерасчлененность (слитность) различных видов культурного творчества, свойственная ранним стадиям его развития. И если мы рассматриваем миф, как изначальную форму культуры, мы можем увидеть, что научные знания, мораль, искусство там представлены как единое целое. Сегодня эти понятия четко разграничены, но на начальном этапе развития общества все это объединялось в мифе: зачатки религии там существовали в виде образов богов, мораль - как правила поведения героев, отступление от которых грозило наказанием (бог могли наслать засуху или ливни, которые погубят урожай), зачатки науки - как определенная система знаний о мире, например географических или знаний о небесных светилах). Синкретизм в мифах - это и представление о слитности человека с его именем, отражением или изображением. Или слитность изображения животного с ним самим. Не даром собираясь на охоту архаичные люди рисовали животных и убивали эти изображения.

При всей своей фантастичности миф выполнял очень важные функции: предоставлял человеку определенную картину мира, объяснял происхождение мира и самого человека, объяснял природные явления, удовлетворяя тем самым стремление человека к познанию, предоставлял определенные модели для деятельности, определял правила поведения и, наконец, передавал опыт и традиционные ценности из поколения в поколение.

Религиозное познание представляет собой мышление на основе догматов, признанных неопровержимыми. Реальность рассматривается через призму «символов веры», основным из которых является требование верить в сверхъестественное. Как правило, религия сосредоточена на духовном самопознании, занимая нишу, в которой бессильны и обыденное познание, и научное. Религия, будучи формой получения и расширения духовного опыта, оказала значительное воздействие на развитие человечества.

 

Художественное познание основывается не на научных понятиях, а на целостных художественных образах и позволяет ощутить и чувственно выразить — в литературе, музыке, живописи, скульптуре — тонкие оттенки душевных движений, индивидуальность человека, чувства и эмоции, уникальность каждого момента жизни человека и окружающей его природы.

Признаками художественного познания являются:

-отражение мира в художественных образах;

-эмоциональная окраска (эмоциональность);

- субъективность образов (искусство выражает субъективную точку зрения автора, его видение мира),(в этом принципиальная разница науки и искусства. Наука беспристрастна, она стремиться к получению объективных знаний. А в искусстве возможности объективного знания не существует);

- эстетический характер - искусство выражает представление о прекрасном и безобразном, смешном, трагическом и оказывает эстетическое воздействие на человека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: