Утопический социализм в России




В истории русской передовой общественной мысли видное место занимает деятельность выдающегося революционера и просветителя XVIII А.Н. Радищева. Он выдвинул программу насильственного свержения существующего строя и установления республиканского правления. Его знаменитое «Путешествие из Петербурга в Москву» оказало огромное влияние на всё последующее развитие общественных, в том числе и утопических социалистических теорий. В тоже время в России началось активное распространение западных утопий, появляются оригинальные отечественные утопические произведения. В начале 40-годов идеи социализма активно развивает выдающийся революционер-демократ В.Г. Белинский. Он называет идею социализма «идеею идей, бытием бытия, вопросом вопросов, альфою и омегою веры и знания». Белинский, преодолевая коренную слабость утопистов, приходит к выводу, что путь к социализму лежит через народную революцию, а не через реформы.

А.И. Герцен подверг резкой критике капиталистическое общество, он, в отличие от многих западных социалистов-утопистов, указывал на большое значение политической борьбы народных масс. Он решительно отбросил религиозно-мистические примеси утопи-ческого социализма, показал реакционную роль религии в идейной и политической борьбе в России, в диалектике Гегеля сумел увидеть «алгебру революции». Основой социального преобразования России и перехода её к социализму он считал сельскую общину. Он писал:

«Мы русским социализмом называем тот социализм, который идет от земли и крестьянского быта, от фактического надела и существующего передела полей, от общинного владенья и общинного управления, и идет вместе с работничьей артелью навстречу той экономической справедливости, к которой стремится социализм вообще и которую подтверждает наука».

Однако увлечение идеей «русского социализма» через крестьянскую общину мешало Герцену увидеть, что консервация общины ещё не ведёт к социализму. Значительно глубже и последовательнее ставил проблемы социализма Н.Г. Чернышевский. Для обоснования своей политической программы Чернышевский изучал экономические теории и, по словам Маркса, «… мастерски показал … банкротство буржуазной политической экономии…». В своих исследованиях Чернышевский вскрыл классовый характер буржуазной политэкономии и противопоставил ей собственную экономическую, «теорию трудящихся», которая доказывает «… необходимость заменения нынешнего экономического устройства коммунис-тическим…». Его экономическая теория явилась вершиной домарксистской экономической мысли. Переход к социализму он считал исторической необходимостью, обусловленной всем развитием человечества. Чернышевский писал, что при социализме

«… отдельные классы наемных работников и нанимателей труда исчезнут, заменившись одним классом людей, которые будут работниками и хозяевами вместе».

К началу 1859 Чернышевский стал общепризнанным вождём, а возглавлявшийся им «Современник» - боевым органом революционной демократии. Чернышевский в романе «Что делать?» (1863) описал жизнь новых людей – «разумных эгоистов», которые живут своим трудом, по-новому устраивают свою семейную жизнь, ведут практическую пропаганду идей социализма. В.И. Ленин считал, что Чернышевский, -

«… сделал громадный шаг вперед против Герцена. Чернышевский был гораздо более последовательным и боевым демократом. От его сочинений веет духом классовой борьбы».

У русского утопизма оказалась своя судьба. Он был тесно связан с революционным движением, выражал интересы закрепощенного крестьянства. В своих воззрениях выдающиеся представители утопического социализма в России дошли до признания необходимости классовой борьбы и революции как средства общественного переустройства, звали народ к топору, к насильственному ниспровержению самодержавия. Многие из них стояли на позициях философского материализма. Иными словами, утопический социализм на русской почве приобрёл большое революционное звучание.

 

5. Значение и историческое место утопического социализма.

Утопический социализм стремился построить совершенную социальную систему, исходя из отвлечённых принципов разума, справедливости свободы, равенства и братства, «... вместо того, чтобы источником науки делать критическое познание исторического движения, движения, которое само создает материальные условия освобождения» (К.Маркс).

В этих системах воплощались идеи, рождённые в гуще эксплуатируемых масс, они выражали чаяния трудового народа, чьи социальные и моральные идеалы выходили за рамки нарождавшегося буржуазного общества. Социалисты-утописты оставили марксизму ценное идейное наследие. В их произведениях создатели научного коммунизма находили немало глубоких суждений по многим узловым вопросам социальной жизни, общественного развития. Ф. Энгельс писал:

«… Немецкий теоретический социализм никогда не забудет, что он стоит на плечах Сен-Симона, Фурье и Оуэна – трех мыслителях, которые, несмотря на всю фантастичность и весь утопизм их учений, принадлежат к величайшим умам всех времен и которые гениально предвосхитили бесчисленное множество таких истин, правильность которых мы теперь доказываем научно».

Огромная заслуга утопистов-социалистов в идейном развитии человечества заключается прежде всего в том, что они дали острую критику капиталистического строя. Они убедительно показали, что общественный строй, основанный на частной собственности и эксплуатации, не способен дать людям ни свободы, ни равенства, ни братства. Некоторые социалисты-утописты поднимались и до понимания того, что ликвидация частной собственности, переход от эксплуататорского общества к обществу социалистическому возможны лишь революционным путём, через установление революционной диктатуры трудового народа. Связь идей коммунизма с идеей революции отчётливо проступает в «Завещании» Жана Мелье, в движении Гракха Бабефа и его соратников, в теоретической и практической деятельности русских революционеров-демократов.

Социалисты-утописты гениально предвосхитили некоторые черты нового общества, идущего на смену эксплуататорскому строю. И в первую очередь мысль о том, что новый социальный строй может возникнуть, существовать и развиваться, лишь опираясь на общественное владение, общественную собственность. Важнейшим принципом будущего общества социалисты-утописты считали обязательность труда для каждого гражданина. Многие из них высказывали догадку, что в будущем обществе труд станет почётным делом. Фурье говорил об энтузиазме и соревновании как мощных стимулах к труду. Морелли, Сен-Симон и некоторые другие высказывали мысль об учёте способностей людей в процессе производства, о труде по способностям. О вольном труде в обществе писал Чернышевский. Утопистами была выдвинута идея о преодолении противоположности между городом и деревней, между физическим и умственным трудом. Большое внимание утописты уделяли вопросам справедливого распределения материальных благ, высказывали глубокие мысли о распределении по труду и потребностям.

Главный недостаток социалистов-утопистов состоит в том, что они не понимали социальных закономерностей, не видели подлинных путей переустройства общественной жизни. На рабочий класс они смотрели как на объект филантропических забот, видели в нём лишь страдающий, но не действующий класс. В. И. Ленин писал, -

«… первоначальный социализм был утопическим социализмом. Он критиковал капиталистическое общество, осуждал, проклинал его, мечтал об уничтожении его, фантазировал о лучшем строе, убеждал богатых в безнравственности эксплуатации.

Но утопический социализм не мог указать действительного выхода. Он не умел ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества».

Утопический социализм не ответил на коренные запросы эпохи, не мог служить теоретическим обоснованием классовой борьбы пролетариата. Социальные задачи эпохи требовали превращения социализма из утопии в науку, создания теории научного коммунизма. Необходимо было раскрыть историческую миссию пролетариата, вооружить его знанием законов общественного развития, научной программой борьбы за социализм.

Марксизм превратил социализм из утопии в науку, доказав, что социализм есть не осуществление абстрактных принципов справедливости и разума, а закономерный результат исторического развития общества и классовой борьбы пролетариата, объединяющего вокруг себя всех трудящихся. Преодоленный в научном коммунизме, утопический социализм как великое достижение общественной мысли явился одним из его важнейших идейных источников.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь