изучение педагогической документации (программы, УМК, портфолио профессиональной деятельности).




Данные методы можно использовать как для текущего и промежуточного контроля освоения образовательной программы, так и при проведении итоговой аттестации воспитанников, анализа достижений учащихся и коллектива.

Содержание педагогической диагностики

Результаты обучения, воспитания и развития ребёнка на каждый год обучения в соответствии с программой.

Соответствие теоретических знаний и практических умений требованиям технологии конкретной деятельности.

Владение необходимыми технологическими навыками.

Условия для эффективного развития личности ребенка.

Удовлетворенность детей образовательной деятельностью.

Педагогическая диагностика может быть осуществлена администрацией, внешними экспертами, опытными педагогами, методистами ОУ, а также самим педагогом (самодиагностика).

Из всех существующих на сегодняшний день методик диагностирования самой перспективной считается тестирование. При разработке тестов важно, насколько они соответствуют запроектированным целям обучения, образования, развития обучаемых. Важнейшими критериями диагностических тестов обученности являются:

1. действенность (валидность, показательность),

2. надежность (вероятность, правильность),

3. дифференцированность (различимость).

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Диагностика – термин греческого происхождения (dia – между, сквозь, через и gnosis – знание). Это «особый вид познания, находящийся между научным знанием и опознанием единичного явления» (Н.К. Голубев, Б.П. Битинас).

Педагогическая диагностика – это совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференцированного подхода к учащимся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия.

Мониторинг – в переводе с английского означает постоянное слежение за состоянием и результатами какой-либо деятельности или объекта путем сбора, обработки и хранения оперативной информации.

Педагогический мониторинг – форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития. (А.Н. Майоров)

Метод – последовательность приемов исследования, которая раскрывает путь познания изучаемого явления. В педагогике различают следующие методы педагогического исследования: наблюдение, анкетирование, эксперимент, тестирование, беседа, опрос, социометрические методы, терминологические методы, контент-анализ.

Педагогическое наблюдение – это специально организованное педагогом восприятие педагогических явлений в естественных условиях. Можно наблюдать протекание различных дел, ситуаций, возникающих в образовательном процессе. Так как педагог сам является участником и организатором педагогического процесса, то данный метод будет называться включенным наблюдением.

Опрос – метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросом к определенной группе людей. Могут быть устные, письменные.

Беседа – один из видов опроса, диалог по заранее разработанной программе (план, разработанный заранее и предполагающий определенные ответы).

Интервью – диалог по заранее разработанным вопросам.

Анкетирование – один из видов письменного опроса. Продуктивный и гибкий метод получения информации. Известны три типа анкет: открытая, закрытая и смешанная. Тип анкеты определяется видами вопросов, которые в нее входят.

Тест – специальные задания, которые вызывают у респондента 7 прогнозируемое или стандартизированное поведение или решение задач. Существуют различные классификации тестов: по цели, по форме, по содержанию.

Контент-анализ – это метод, который заключается в выделении смысловых единиц в тексте с последующей статистической обработкой в виде определения количественного соотношения элементов в документах. Проводится в три этапа. На первом этапе выделяются смысловые единицы анализа текста (в виде понятий, категорий или качеств: инициативность, активность, ответственность и т.д.). Второй этап заключается в определении индикаторов выбранных смысловых единиц. К ним относятся «выполняет работу добросовестно», «старается выполнить работу вовремя и аккуратно» и т.д. На третьем этапе происходит статистическая обработка результатов анализа. По частоте употребления выделенных понятий можно установить соотношение между различными смысловыми единицами или их группами.

Педагогический эксперимент – это специально организованный опыт, когда преднамеренно создаются условия, вызывающие те или другие явления в педагогическом процессе. Это опытная проверка гипотезы. Проведение эксперимента ставит перед исследователем две задачи. Первая – диагностика и фиксация экспериментальной работы, и вторая – учет воспитательного воздействия самого эксперимента и всех включенных в него методов и методик.

Цель – это идеальное представление о результатах деятельности. Цель должна быть единой и не разбиваться на множество.

Задача – это определенные шаги-действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели.

Результат – это любой итог деятельности. Он может быть как положительным, так и отрицательным.

Результативность – это качественная характеристика полученного результата с точки зрения достижения поставленной цели.

Компетентность – приобретаемое в результате обучения новое качество, связанное со способностью на основе знаний, умений, опыта, ценностных ориентаций решать жизненно важные проблемы и задачи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: