Установление взаимосвязи между задачами деятельности, требованиями к уровню подготовки и учебными дисциплинами




При выполнении этого этапа вначале следует проанализировать есть ли соответствие между типовыми задачами деятельности (табл. 1) и требованиями ГОС: нет ли упущений в выбранном из ГОС либо сформулированном дополнительно перечне требований к уровню подготовки. После этого следует приступать к заполнению матрицы взаимосвязи требований ГОС с дисциплинами.

Построение матрицы взаимосвязей необходимо для решения следующих задач:

- Расставить акценты в преподаваемой дисциплине – построить рабочую программу и контрольные задания так, чтобы в наибольшей степени обеспечить выполнение требований ГОС.

- Определить весомость дисциплины в комплексных контрольных заданиях и разделов дисциплин – в контрольных заданиях

- Определить структуру контрольных заданий – количество и содержание вопросов по отдельным дисциплинам.

Фрагмент матрицы взаимосвязи требований ГОС с общеобразовательными и специальными дисциплинами приведен в табл. 2.

 

Таблица 2

Требования ГОС по общепрофессиональным и специальным дисциплинам  
    Категории         Содержание Инженерная графика Материаловедение Сопротивление материалов Нормирование точности Теория автоматического управления Детали машин Технология машиностроения Оборудование автоматизированных производств Программное управление оборудованием
Иметь представление - о современных средствах машинной графики …- о перспективах развития технологии машиностроении   +           +   +  
Знать и уметь использовать   - методы управления процессами и объектами в машиностроении - методы прочностных расчетов конструкций       +   +   +       +
Иметь опыт   - выбора конструкционных материалов, - работать на станках с ЧПУ, - использовать методы и средства нормирования точности     +       +     +       +     +

Структура и содержание заданий, разработка контролирующих материалов и процедура проведения итогового испытания

В соответствии с Положением Госкомобразования об итоговой аттестации выпускников вузов, уровень подготовки бакалавров оценивается по результатам защиты выпускной работы и сдачи междисциплинарного экзамена.

С целью оптимизации содержания означенных испытательных актов, целесообразно, на этапе анализа ГОС, в части требований к уровню подготовки бакалавра и работ по установлению взаимосвязи между предписанными ГОС задачами профессиональной деятельности, и учебными дисциплинами, четко разграничить те представления, знания и умения, которые предполагается проверить в процессе защиты выпускной работы и те, которые проверяются в рамках междисциплинарного экзамена.

Прежде чем приступить к разработке контролирующих материалов следует определиться с сутью, назначением и содержанием междисциплинарного экзамена (МЭ) и выпускной работы. Предполагается рассматривать МЭ как проверку способности выпускников анализировать технические явления, объекты, ситуации с позиции фундаментальных знаний с привлечением методологии и аппарата таких дисциплин естественно - научного цикла как высшая математика, физика, химия, теоретическая механика.

Выполнение всех остальных требований ГОС подлежит проверке при подготовке и защите выпускной работы, задание на которую представляет собой комплексную техническую задачу, решение которой предполагает использование знаний по общепрофилирующим и специальным дисциплинам.

Для инженеров, обучающихся после II ступени, (получения звания бакалавра), государственная аттестация осуществляется только по результатам защиты выпускной квалификационной работы.

Для инженеров, обучающихся по образовательной траектории: «1 ступень высшего образования (2 года) +3 года обучения по учебному плану инженера» аттестация включает дополнительно «междисциплинарный экзамен».

На внешнем (ведомственном) уровне качество подготовки специалистов может определяться по результатам оценки остаточных знаний (ОЗ) по отдельным социально-экономическим и естественно - научным дисциплинам, всего – по 3 - 4 дисциплинам учебного плана и выполнения комплексного контрольного задания (ККЗ).

Итоговая оценка Nå складывается из результатов решения контрольных заданий по оценке остаточных знаний и оценки за выполнение ККЗ – Ni. При этом коэффициент весомости контрольных заданий ki определяется экспертным путем:

где n – общее число оценок.

ККЗ призвано оценить подготовку специалиста по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. ККЗ представляет собой научно – техническую задачу, соответствующую квалификационной характеристике специалиста, детализированную вопросами по отдельным общепрофессиональным и специальным дисциплинам – по 5 - 10 вопросов в каждом задании.

С учетом взаимосвязей требований ГОС и дисциплин, выделяются обеспечивающие дисциплины, материал которых следует использовать для формулировки вопросов в комплексном контрольном задании и экспертным путем устанавливается значимость дисциплин pj общей совокупности вопросов.

Например, для составления ККЗ определено m дисциплин учебного плана №№ 1, 2, 3 … m. Экспертным путем установлена весомость pj каждой дисциплины, например, p1- 0,15; p2 –0,12; p3 –0,08 … .

Таким образом, устанавливается, что в общей совокупности вопросов всех ККЗ содержится 15% вопросов по дисциплине № 1, 12% - № 2, и т.д.

При этом, естественно, в каждом отдельном комплексном контрольном задании могут быть не представлены вопросы по всем выбранным дисциплинам; экспертным путем можно определить 3 … 4 “обязательных” дисциплины, либо сочетания дисциплин, которые должны быть представлены во всех заданиях.

Аналогично ведется подготовка к составлению контрольных заданий для оценки остаточных знаний по отдельным дисциплинам, с той разницей, что составляющими элементами заданий являются не обеспечивающие дисциплины, а разделы данной дисциплины.

Время выполнения ККЗ как и всех других видов заданий (исключая ВКР) не должно превышать 2,5 … 3 часа. Ответы представляются в письменном виде; в работе над заданиями рекомендуется использование литературы и технических средств.

В последнее время появились работы, посвященные анализу адекватности оценки результатов тестирования [2, 3 и др.].

В общем случае оценка за тест зависит не только от уровня знаний тестируемого, но и от качества испытательных материалов, которые в первую очередь определяются двумя показателями – корректностью формулирования тестовых заданий и адекватностью механизма оценивания результата тестов.

Корректность формулирования заданий достигается тщательной логико-лингвистической проработкой материалов, включаемых в тестовые задания. Что же касается адекватности механизма оценивания результатов тестирования, то этот показатель является вероятностной характеристикой и определяется законами математической статистики, так как каждый билет формируется из n тестовых заданий, подмножество которых случайным образом извлекается из множества N тестовых заданий, охватывающих в совокупности содержание всего проверяемого учебного курса. Иначе говоря, каждое тестовое задание является случайной величиной х генеральной совокупности N, а группа заданий n, включенных в один тест, является случайной выборкой из этой генеральной совокупности. Для такой модели тестов, оценивание знаний тестируемого сводится к задаче контроля качества, решаемой на основе одноступенчатого плана выборочного статистического контроля [3].

 

Список литературы

1. Контролирующие материалы для итоговой аттестации выпускников вузов. Часть 1 … 4. Томск: Изд. ТПУ. 1998. – 580с.

2. Матушевский Г.У. Проектирование педагогических тестов для контроля знаний//Информатика и образование. – 2000. - №6. – С.7-10.

3. Лазаренко Г.П. Анализ адекватности механизма оценивания результатов педагогического тестирования// Известия вузов. Машиностроение. – 2001. - №4. – С.81-83.

4. Андрианов Ю.И. Квалиметрия в приборостроении и машиностроении. – Л.: Машиностроение. – 1990. - 223с.

 

 

Составитель: М.Г. Гольдшмидт



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: