Глава 1. 1. Храмы древнего Египта




МУНИЦИПАЛЬНОЕ

ОБЩЕООБРОЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧЕРЕЖДЕНИЕ

АРГАЯШСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ№2

ЭКЗАМЕНАЦИОНЫЙ РЕФЕРАТ

ПО ПРЕДМЕТУ МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

"ТЕМА"-АРХИТЕКТУРА ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН

 

 

Выполня:

Ученик 9б класа

Валеев Денис

Радикович

 

 

Руковадитель:учитель МХК

Костюченко Тамара

Николаевна

 

 

Аргаяш 2012 год

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1.1. ХРАМЫДревнего Египта

……………………………………………...................................................................4

ГЛАВА 1.2. ПИРАМИДЫДРЕВНЕГО ЕГИПТА

………………………………………………………………………………………..12

Заключение

Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы ……………………………………………..................................................................20

ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………21

ВВЕДЕНИЕ

 

С древнейших времен Египет удивлял народы мира высокой художественной культурой. Египетские жрецы первыми создали иероглифы, древнейшие священные «Тексты Пирамид», летопись, карту звездного неба, солнечный календарь. Загадки религии Древнего Египта до сих пор будоражат умы людей.

Вся территория страны изобилует бесценным наследием Древнего Египта. История Египта насчитывает более 6 тысяч лет, поэтому сохранившиеся на его территории уникальные памятники древней культуры привлекают ежегодно огромное количество туристов со всего мира.

«Визитная карточка» Египта - пирамиды, которых здесь больше сотни, самых разнообразных форм и размеров. Эти «чудеса света» во времена фараонов представляли собой целые комплексы гигантских храмовых сооружений, пышно украшенных статуями, обелисками, сфинксами, барельефами и настенными росписями.

Даже небольшая часть этих памятников древности, сохранившихся до наших дней, поражает воображение и служит основным «центром притяжения» страны.

Исходя из актуальности данной темы, целью реферата решено обозначить рассмотрение шедевров архитектуры Древнего Египта.

Соответственно в работе поставлены следующие задачи:

• Определить время возникновения египетской архитектуры.

• Классифицировать типы сооружений архитектуры Древнего Египта.

• Рассмотреть гробницы и пирамиды

 

ГЛАВА 1.1. ХРАМЫДРЕВНЕГО ЕГИПТА

 

Этапы истории архитектуры Древнего Египта следуют периодам его социально - хозяйственного развития, известным по письменным источникам:

Древнее Царство - III - IV династии (3000 - 2400 гг. до н. э.)

Среднее - Царство - XI - XIII династии (2100 - 1700 гг. до н. э.)

Новое Царство - XVIII - XX династии (1584 - 1071 гг. до н. э.)

Поздний Египет (1071 - 332 гг. до н. э.)

Эллинистический Египет (332 - 30 гг. до н. э.)

В 30 г. до н. э. Египет становится провинцией римской державы и постепенно утрачивает культурную самостоятельность.

Новый расцвет наступает в VIII в., уже в эпоху ислама.

Самые древние святилища египтяне сооружали из связок тростника и циновок, которые прикреплялись на тростниковую или деревянную основу. В них помещались изображения божеств или их символы – фетиши. При святилищах были загоны, где держали священных животных.

В конце IV – начале III тыс. до н.э. египтяне переходят к строительству из дерева и кирпича-сырца.

С эпохи Старого царства – с XXVI в. до н.э. – камень станет основным материалом для возведения не только усыпальниц, но и грандиозных храмовых комплексов.

Храмы периода Раннего царства (XXX-XXVIII вв. до н.э.) в Гиераконполе, Тине и Абидосе не сохранились. Известны лишь их изображения на стелах, посвященных в эти храмы царями I и II династий.

Главным помещением храма был наос, или святилище, где находилось скульптурное изображение бога. Эти части храмов египтяне называли «дворами Ка (Двойника)».

При строительстве гробниц царей и вельмож Раннего Царства в некрополях Саккара и Абидоса в Египте впервые был применен камень как строительный материал.

Египтяне, как и многие другие народы, представляли храм как дом бога. Поэтому храм, как и жилище египетского сановника, состоял из трех частей: двора, колонного зала – гипостиля и святилища.

Открытый двор вел в колонный зал, который в жилом доме служил приемной или гостиной.

Святилище – наос, место обитания божества с его статуей, и молельни были в «недрах» храма, так же как в глубине жилого дома находилась опочивальня хозяина.

Такая структура была во всех древнеегипетских храмах – «Домах богов» – и во всех заупокойных храмах при гробницах царей.

В эпоху Старого Царства египтяне строили припирамидные храмы в Мемфисском некрополе и «Солнечные» храмы в Абусире.

«Солнечные» храмы – святилища, посвященные богу солнца Ра, появились при царях V династии в XXIV в. до н.э. Одно из преданий рассказывает о том, что три первых царя этой династии родились от союза бога Ра и жены жреца его храма. Поэтому именно этими фараонами были построены первые «Солнечные» храмы.

Солнечные храмы воздвигали близ припирамидных городов, откуда в дни религиозных праздников в храм Ра стекались толпы народа.

«Солнечные» храмы строились на возвышении, обнесенном стеной. Крытый коридор вел в большой двор, по сторонам которого располагались молельни и галереи. Стены храма были украшены рельефами, изображающими природу. Это было своеобразным гимном животворящей силе солнца.

В центральном дворе находился огромный каменный обелиск. Его вершина была покрыта золоченой медью. Казалось, она излучала свет как солнце. Перед обелиском находился огромный алтарь, где в жертву богу Ра приносили животных.

К сожалению, от «Солнечных» храмов сохранились лишь руины храма царя Ниусерра в Абусире.

Строительство храмов велось по древним руководствам, записанным на папирусах. Они хранились в храмовых архивах, их изучали начинающие архитекторы.

Самое известное из них – «Книга основания храмов Великой Девятки богов – Эннеады». По легенде – эта книга была взята на небо богами, когда они покинули землю, а затем сброшена ими с неба. Якобы она была найдена к северу от Мемфиса и предназначалась для Имхотепа – мудреца, зодчего и врача.

Он был царского рода, жил при дворе царя III династии Джосера. По этой книге Имхотеп якобы построил ступенчатую пирамиду для Джосера.

Позже Имхотеп был обожествлен, и египтяне поклонялись ему 3 тысячи лет.

Знаменитым и единственным сохранившимся храмом Среднего царства является заупокойный храм царя Ментухотепа I в Фиванском некрополе в современном Дейр-эль-Бахри. Его руины находятся на западном берегу Нила. От реки к скалистому хребту Ливийской пустыни вела процессионная дорога. Погребальная камера царя выбита глубоко в недрах скал и соединена коридорами с наземным храмом.

Близ Фив издревле выбивали гробницы в скалах пустыни, так как в этом районе Долина Нила сужается, и строить наземные усыпальницы было нерентабельно.

Главная часть храма Ментухотепа I – двухъярусное сооружение пирамидальной формы. Когда-то его венчала небольшая пирамида. За ним находился открытый двор и зал. Две террасы храма имеют галереи с пилонами, соединенными пандусом – наклонным спуском. Многочисленные рельефы храма представляли сцены поклонения богам, охот, сражений и земледельческих работ.

Архитектура этого храма соединила две традиции: мемфисскую – пирамидальную форму царских гробниц Старого Царства и фиванскую – тип скальных усыпальниц.

Рядом с храмом Ментухотепа I царица Нового Царства Хатшепсут в XVI в. до н.э. воздвигла свой заупокойный храм.

Великолепный храм царицы Хатшепсут ХVI в. до н.э. превосходит масштабом все прежние храмы.

Стены храма покрыты уникальными яркими рельефами. Эти рельефы рассказывают об экспедиции в страну Пунт. Двести скульптур – отличительная черта храма – изображали царицу в виде царя, бога Осириса (осирические) и сфинкса.

В отличие от святилища Ментухотепа I этот храм не был увенчан пирамидой. Три его террасы украшены портиками и соединены пологими пандусами. Погребальная камера царицы выбита в глубине скалы. Там же ее фаворит – архитектор Сененмут дерзнул выбить и свою усыпальницу.

Классический тип древнеегипетского храма окончательно сформировался именно в этот период – в XVI-XV вв. до н.э. Храм имел в плане вытянутый прямоугольник, окруженный высокой стеной.

Ворота храма вели во двор, обрамленный галереей с колоннами или пилонами. За двором следовал портик, построенный немного выше уровня двора. За портиком располагались большой колонный зал – гипостиль – и ряд других залов небольшой площади.

Святилище находилось в глубине храма и состояло из нескольких помещений. В центральном стояла статуя главного божества храма, в других чаще всего помещались изображения супруги и сына этого бога.

Основные помещения храма окружали дополнительные залы: комнаты для совершения разных сложных ритуалов, храмовая библиотека и кладовые.

К храму от берега Нила вела процессионная дорога, обрамленная статуями сфинксов и поэтому называемая «аллеей сфинксов». Она вела к главному входу в храм, который был оформлен огромным пилоном в виде двух монументальных башен с наклонными стенами.

На пилонах реяли стяги с эмблемами божеств и царя, которые крепились к деревянным высоким мачтам. Перед пилонами воздвигали обелиски и гигантские статуи фараонов.

Дворы храмов были залиты светом. Колонные залы освещались через окна, расположенные под крышей более высокого центрального нефа, который обычно был выше боковых нефов. Эта особенность храмов называется базиликальностью. В глубине храма не было окон, поэтому здесь всегда царил полумрак.

Для храмов Нового царства характерно сочетание разных типов колонн: геометрической формы и колонн, имитирующих живую природу: со стволами в виде связок папируса или его стебля. Капители таких колонн, которые ярко раскрашивались, сделаны в форме цветка или бутона лотоса или же метелочки папируса.

Храмовый комплекс бога Амона-Ра в Фивах – Карнак – был главным святилищем Египта. Здесь на протяжении 1500 лет со времен Среднего Царства возводились грандиозные сооружения – храмы, молельни, пилоны, залы, обелиски. Огромный священный пруд в Карнаке предназначался для ритуального плавания солнечной ладьи Амона-Ра.

От Карнакского храма к Луксорскому вела длинная, почти двухкилометровая мощенная камнем аллея, украшенная сфинксами. Карнак называют каменным архивом истории Египта: здесь сохранились посвятительные надписи царей разных династий, гимны богам; сцены, изображающие ритуалы, а также сведения о важнейших исторических событиях Нового Царства.

Самая впечатляющая часть храма Амона-Ра – грандиозный гипостильный зал длиной 102 м и шириной 53 м с 134 колоннами. Огромным масштабом поражают два ряда колонн в центре зала с капителями в виде метелок папируса высотой почти 20 м, а также колонны боковых нефов в виде гигантских связок папируса в 13 м. Этот сумрачный зал напоминает настоящую чащу леса. Стены и колонны были покрыты расписанными и позолоченными рельефами, часть которых сохранилась.

Царь Аменхотеп III, дошедший до самообожествления, поставил здесь свои статуи колоссальных размеров – от 18 до 24 м высотой. Его предшественники же ставили в храмах только обелиски.

Самые знаменитые колоссы Аменхотепа III когда-то украшали первый пилон его заупокойного храма, от которого мало что сохранилось. Греки назвали их колоссами Мемнона.

Легенда рассказывает о том, что после одного из землетрясений одна из статуй начала «петь» – издавать на рассвете жалобные звуки. Греки назвали «пение» статуи плачем древнегреческой богини утренней зари Эос по погибшему в Троянской войне ее сыну Мемнону. На самом деле ночной холодный воздух пустыни внутри статуи утром нагревался и, расширяясь, с протяжным заунывным звуком выходил наружу. Когда по приказу римского императора Септимия Севера колосс отреставрировали, он «замолчал».

Луксорский храм, посвященный богине Мут-Сохмет, супруге бога Амона-Ра, и их сыну Хонсу, был вторым по величине сооружением Фив. Построенный Аменхотепом III в конце XV в. до н.э. храм является образцом святилища классического типа.

Величественные стройные колоннады вестибюля и гипостильных залов – отличительное украшение Луксорского храма. Сооружение напоминает заросли гигантских каменных папирусов. Здесь можно найти двойные ряды колонн в виде связок папируса и капители в виде цветка лотоса. Одна из композиций на стенах храма повествует о рождении фараона Аменхотепа III от брака его матери с самим богом Амоном-Ра.

Храм в Абу – Симбел расположен на юге Египта в береговой скале по приказу фараона – Рамсеса II Великого – был вырублен большой храм.

Сооруженный в ознаменование покорения Нубии храм был посвящен триаде богов – Амону-Ра, Хармакису и Птаху. Фасад храма украшен четырьмя колоссами, изображающими Рамсеса II. Этот пещерный храм поражает своими размерами: ширина фасада – 38 м, длина 68 м. Высота статуй – 20 м, ширина лиц статуй Рамсеса II от уха до уха – 4 м.

Огромные статуи, вырубленные в песчанике, были издалека видны проплывающим по Нилу ладьям.

Внутри храм состоит из четырех последовательно уменьшающихся залов, расположенных на одной оси. В первый пускали всех египтян, во второй только «благородных», в третий – жрецов. Последний зал был доступен только для царя и жрецов. Там установлены четыре статуи богов, как и у входа в храм, – Амона-Ра, Хармакиса, Птаха и самого Рамсеса II.

Два раза в год, 21 февраля и в день коронации Рамсеса 21 октября, в этом зале происходит «солнечное чудо» – лучи солнца проникают в глубину храма, достигают святилища и в течение 20 минут освещают все статуи, кроме изображения Птаха. В этот период бог Птах почитался богом загробного мира.

Рядом с храмом Рамсеса II в Абу-Симбел находится храм, посвященный любимой супруге Рамсеса II – знаменитой красавице древности, царице Нефертари. Храм – меньших размеров. Фасад святилища украшен 10-метровыми фигурами Рамсеса и Нефертари в облике богини любви Хатхор.

Надпись над входом гласит: «Храм воздвигнут навечно ради Великой супруги Нефертари… той, ради которой светит солнце».

Внутри святилища Нефертари предстает в образе священной звезды Сириус (Сотис).

В 1960-х г. во время строительства Ассуанской плотины эти храмы были распилены на блоки и перенесены на 90 метров выше прежнего уровня, чтобы спасти их от затопления.

После завоевания Египта Александром Македонским в IV в. до н.э. в стране утвердилась династия Птолемеев. Несмотря на то что Птолемеи были македонцами и греками, они строили храмы в традициях египетской архитектуры. Но в этот период в храмовой архитектуре. Первый двор храма, доступный для всех, отделялся стеной от других частей святилища. Эта преграда делалась из каменных плит с рельефами. В это время появился и новый тип колонн. Капители колонн напоминали букет из папируса, пальмовых листьев, лотоса и других цветов.

Мистерии культа бога Осириса совершались на крыше храма и были недоступны для взора непосвященных.

Большой интерес представляет храм бога Гора в Эдфу. Храм был построен царем Птолемеем III Эвергетом в 327 г. до н.э. на месте храма царя Нового царства Тутмоса III. Это святилище – второе в Египте по масштабу после Карнакского храма бога Амона-Ра в Египте. Вход в него охраняют два сокола из гранита, олицетворяющие бога Гора.

Мощный пилон украшен огромными рельефными фигурами Гора и богини Хатхор. На его внешних стенах представлены церемония, посвященная его строительству, и сцены из мифов о Горе. Перед храмом расположен Маммиси («место рождения» на языке коптов), где Гор, по представлениям египтян, символически рождался каждый день.

Храм богини Исиды на острове Филе у первого порога Нила – одно из самых знаменитых сооружений эпохи Птолемеев. Он был построен в 350 г. до н.э., завершая собой историю развития древнеегипетского зодчества.

Египтяне верили, что святилище богини Исиды расположено там, где в Египте начинается разлив Нила. Только на одной стороне двора храма богини Исиды были сделаны окна, через которые богиня могла созерцать соседний островок Биге. Там находилась могила ее божественного супруга Осириса.

Место, где Исида похоронила Осириса, было доступно только жрецам, приплывавшим туда для совершения ритуальных таинств.

На стенах первого пилона храма Исиды высечены изображения царя Птолемея ХIII, жертвующего богам Хатхор и Гору пленных врагов.

На стене павильона Траяна сохранилась последняя по времени из иероглифических надписей IV в. н.э.

Этот храмовый комплекс также включает в себя также павильон царя Нектанеба I и павильон римского императора Траяна. Римские императоры были последними, кто достраивал древнеегипетские храмы.

В 1972-1980 гг. храмы были разобраны и перенесены на остров Аджилкия в связи с постройкой Ассуанской плотины и затоплением части территории Южного Египта.

Cимволом великого самовластия египетских царей стали не их дворцы, а пирамиды.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: