ТЕСТ по творчеству Н.В. Гоголя




1. Кто подарил Н.В.Гоголю сюжет произведения «Мёртвые души»?

а) В.А.Жуковский; б) М.Ю.Лермонтов; в) никто; г) А.С.Пушкин.

2. Сколько томов «Мёртвых душ» запланировал написать Н.В.Гоголь?

а) 1 б) 2 в) 3 г) 4

3. Род литературы, к которому относится произведение Н.В.Гоголя?

а) эпос; б) лироэпос; в) драма; г) лирика.

4. Определите жанр произведения Н.В.Гоголя «Мертвые души»

а) роман; б) повесть; в) поэма; г) рассказ.

5. Особенность композиции «Мертвых душ» состоит в отсутствии:

а) экспозиции; б) развязки; в) внесюжетных линий; г) завязки.

6. Как звали Чичикова?

а) Пётр Иванович; б) Павел Николаевич; в) Николай Иванович;

г) Павел Иванович.

7. С какой суммы начиналась финансовая карьера Чичикова?

а) С копейки; б) С полтины; в) С рубля; г) С пяти рублей.

8. Как назывался каурый пристяжной конь Чичикова?

а) Председатель; б) Заседатель; в) Депутат; г) Министр.

9. Кто из этих персонажей не из «Мёртвых душ»?

а) Манилов; б) Коробочка; в) Земляника; г) Ноздрёв.

10. Назовите головной убор гоголевского Чичикова?

а) Картуз; б) Берет; в) Цилиндр; г) Шапка-ушанка.

11.Кого из героев поэмы автор изобразил с биографическими подробностями?

а) Плюшкин и Чичиков; б) Коробочка и Манилов;

в) Ноздрев и Собакевич; г) Коробочка и Ноздрев

12. Узнай героя по ключевым словам: «Кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, бисерный чехольчик, сигарка, именины сердца, извольте проходить, удостоили посещением, прелюбезнейший, дух наслажденья»

а) Манилов; б) Коробочка; в) Ноздрев; г) Собакевич.

13. Узнай героя по ключевым словам: «Вековое стояние, крепкий дуб, неуклюжий порядок, бараний бок, христопродавцы, индюк ростом с теленка, обгрыз, обсосал, машинища, силища, омедведило»

а) Собакевич; б) Плюшкин; в) Ноздрев; г) Манилов.

14.Кто из героев Н.В.Гоголя так угощает гостей:
«У меня, когда свинина – всю свинью давай на стол, баранина – всего барана тащи, гусь – всего гуся!»

а) Плюшкин; б) Собакевич; в) Ноздрев; г) Коробочка.

15. Чей это господский дом: «…комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами;…за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок»?

а) Коробочка; б) Плюшкин; в) Ноздрев; г) Манилов.

16. Чей это портрет: «Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с его лица»

а) Манилов; б) Плюшкин; в) Ноздрев; г) Чичиков.

17. Кому из героев произведения принадлежал этот крепостной: «Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хоть бы в рот хмельного»?

а) Губернатор; б) Плюшкин; в) Собакевич; г) Чичиков

18. Кого из этих помещиков Чичиков посетил первым?

а) Собакевич; б) Плюшкин; в) Манилов; г) Коробочка.

19. Кто из персонажей поэмы заломил Чичикову самую высокую цену за «мертвые души»?
а) Собакевич; б) Плюшкин; в) Ноздрёв; г) Коробочка.

20. От кого Чичиков получил мертвые души на самых выгодных условиях?

а) от Собакевича; б) от Манилова; в) от Плюшкина; г) от Коробочки.

21. Кто из этих гоголевских персонажей «Мёртвых душ» отличался особой скупостью?

а) Собакевич; б) Плюшкин; в) Ноздрёв; г) Манилов.

22. Во что играли Чичиков и Ноздрёв в произведении Н.В.Гоголя «Мёртвые души»?

а) Городки; б) Карты; в) Шахматы; г) Шашки.

23. У какого героя «Мертвых душ» книга всегда была открыта на 14-й странице?
а) у Ноздрева; б) у Манилова; б) у Собакевича; в) у Коробочки.

24. Тема «Повести о капитане Копейкине»:

а) столкновение истинного патриота Отечества с бездушной властью;

б) история жизни участника Отечественной войны 1812года;

в) жизнь Петербурга начала 19 века;

г) жизнь Петербурга конца19 века.

25. Какой троп использовал автор: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе…Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе?»

а) Метафора; б) Гипербола; в) Эпитет; г) Литота.

 

Г в б в а г б б в а а а а б а в в в а б б г б а в

 

Дата: Класс:9 43 урок
Тема: Особое место образа Чичикова. Чичиков – новый герой эпохи. Народные типы в поэме.
Цель урока: обобщить и систематизировать материал по образу Чичикова; Задачи: - раскрыть истинную сущность героя; - формировать умение обобщать материал и делать выводы; - развивать умения выделять главное, существенное; - развивать речи учащихся; - формировать коммуникативные умения в процессе работы в группе;  
  Деятельность учителя   Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Атом и молекулы». Ученики с помощью атомов и молекул объединяются в группы.  
10 мин. II. Проверка пройденного материала.Проверяет домашнюю работу по приему «Эврика». Обсуждение в парах вопроса: - С каким из высказываний о Чичикове вы бы согласились и почему? В.Кожинов «Чичиков по-настоящему сильная личность…» П.Вайль «Заурядность, серость Чичикова.. ограниченность – главная его черта. Маленький человек с маленькими страстями» А.И.Герцен «Один деятельный человек – Чичиков, и тот ограниченный плут» В.Г. Маранцман «Чичиков, отличаясь от помещиков, тоже мёртвая душа. Ему недоступна «блистающая радость жизни» Ученики заполняют перфокарты. Демонстрируют свои знания и умения. Перфокарты  
15 мин. III. Актуализация знаний.Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По электронному учебнику учитель объясняет новую тему.
. Взаимоотношения с помещиками и чиновниками.- стремление выбиться в люди, - замкнутость, - эгоизм, индивидуализм, - упорство, - экономность, -бережливость; - практицизм, - приспособляемость; - ум, - льстивость, - лицемерие, - безнравственность, - способность добиться желаемого любой ценой, переступая через любые преграды, - хитрость, - целеустремлённость, - расчетливость, - умение найтись везде и во всём. - исключительная целеустремлённость, - воля, энергия, - настойчивость, - упорство, - практическая сметка, - постоянная активность, - угодливость, - вежливость, - умение вести себя в обществе, - цепкость ума, - живучесть, - изумительная изворотливость, - приспособляемость, - предприимчивость, - ловкость, - оборотистость, - угодливость, - прозорливость, - умение возрождаться, - экономность, - расчётливость, - стремление к обогащению. - великолепное знание людей, - поразительное умение приспосабливаться к любым условиям (хамелеонство), - наблюдательность, - дипломатичность, - терпеливость, - настойчивость, - угодливость, - умение убеждать, - деятельность, энергичность. - льстивость, - «великая тайна нравиться», - наблюдательность

Работа в группах: «Какие обстоятельства и качества Чичикова способствовали его карьерному росту и обоащению?» Выделить в тексте важные события и дать определение характера Чичикову

(иллюстрации и данные + текст поэмы)

Группам предоставляются отрывки из текста произведения.

5. Составление кластера «Чичиков-новый герой эпохи»

6. Чем близки помещики, с которыми встречается Чичиков, и сам герой?

Заполнение таблицы (раздаточный материал)

7. Какие качества отличают Чичикова от других героев произведения?

 

8. Кто же такой Чичиков? (на слайде словарная работа) Составление синквейна «Чичиков»

9. Составление своих заветов современникам. (Заветы отца Чичикова + -

наши заветы современникам).

10 мин. Закрепление урока. Предлагает ученикам тест на соответствие. По методу «Мозговой штурм» з Письменная работа: мини-сочинение - А сейчас предлагаю вам, обобщая всё, сказанное на уроке, письменно ответить на вопрос: Так кто же такой Павел Иванович Чичиков: беда или надежда России? Высказанное мнение прошу обосновать. Объём работы – 5 - 8 предложений. Время работы - 5 минут. (если остаётся много времени, объём работы можно не ограничивать Ученики соотносят вопросы с правильными ответами. Ученики демонстрируют свои знания. Тест на соответствие
5 мин. V. Итог урока. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Проводит рефлексию. Оценивают работу своих одноклассников.   Дерево Блоба   стикеры
2 мин. VI. Домашняя работа.Объясняет особенности выполнения домашней работы.     Записывают домашнюю работу в дневниках.    
         

 

Итог урока:___________________________________________________________________

 

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

___________________________________________________________________

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

 

Дата: Класс: 9 45 урок
Тема: Роль лирических отступлений. «Мертвые души» в контексте мировой литературы (Гомер. «Одиссея», Данте. «Божественная комедия»). .
Цель урока: выявить жанровые особенности поэмы «Мертвые души» и их обусловленность сложным и оригинальным замыслом произведения; повторить понятия «поэма», «лирические отступления»; проанализировать роль лирических отступлений в определении жанра произведения; выяснить отношение писателя к своему творению.    
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент Приветствует учеников, делит класс на группы. Формулирует цель урока.   Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель. пазлы
10 мин. II. Мотивация к изучению нового материала. Вызвать интерес учащихся к новому материалу. Проявляют интерес к изучаемому материалу.   карточки
15 мин. III. Актуализация знаний. По методу «ДЖИГСО» научить учащихся свободно излагать свои мысли. Предлагает ученикам семантические карты. Группам выдаются таблицы с заданиями и справочный материал – определения тропов. Логические универсальные действия 1 группа. Лирическое отступление в 6 главе, начало, со слов: «Прежде, давно, в лета… меня поражало…» 1Инверсия – изменение обычного порядка следования чего-либо 2Повторы 3Обращения, восклицания. 4Парцелляция 5Назывные предложения. 6Синонимы 7Антонимы 8Однородные члены 9Сравнения 10Метафоричные эпитеты 11Звукопись: аллитерация 12Звукопись: Ассонанс 2 группа. Лирическое отступление в 5 главе со слов: «Выражается сильно российский народ!» 1Инверсия 2 Повторы3Обращения, восклицания.4Градация.5Синонимы6Олицетворения 7Метафоричные эпитеты 9 Фразеологизмы. 3 группа. Лирическое отступление в 11 главе со слов: «И какой же русский не любит быструю езду!... месяц одни кажутся недвижны.» 1Инверсия 2Повторы 3Обращения, восклицания.4Синонимы 5Градация.6Олицетворения 7Метафоричные эпитеты8 Просторечье. 9Риторическиевопросы. 10Антонимы. 11Парцелляция 4 группа. Лирическое отступление в 11 главе со слов: «Эх, тройка! Птица тройка да сверлит воздух.» 1Инверсия 2Повторы 3Обращения, восклицания.4Гипербола.5Градация.6Олицетворения 7Метафоричные эпитеты 9 Риторические вопросы.10Поговорки, крылатые фразы. 11Парцелляция 12.Анафора Ведут диалог друг с другом, выполняют творческое задание. Демонстрируют знания, умения. Учащиеся заполняют семантические карты. Учебник Семантические карты
10 мин. IV.Закрепление урока. По методу «Броуновское движение» осуществляет закрепление урока. Для группа. 1 группа Лирическое отступление в 11 главе со слов: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая…» 1Повторы 2Обращения, восклицания.3Синонимы.4Метафоричные эпитеты 5Риторические вопросы.6Парцелляция.7.Анафора 2 группа - Найдите пословицы и поговорки, используемые Гоголем в поэме, объясните их. - раскройте смысл пословицы «Русский человек задним умом крепок» применительно к поэме Гоголя «Мертвые души». - Какова роль притчи про Кифу Мокиевича и Мокия Кифовича? Случайна ли она в произведении? -- С какой целью автор вводит в поэму русские приметы? Назовите их. 3 группа - «Комизм кроется везде, говорил Н.В.Гоголь. – Живя среди него; но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху». Над чем смеется Гоголь, и какие художественные приемы использует? Ученики обсуждают над темой. Таким образом демонстрируют свои знания, умения, навыки.  
5 мин. V.Итог урока С помошью ромашки Блума формулирует выводы урока, контролирует выполнение записей учащимися, проводит рефлексию.   Фиксируют и анализируют выводы по уроку. Оценивают свою работу. карточки стикер Дерево Блоба
2 мин. YI. Домашнее задание.Объясняет особенности выполнения домашнего задания. Записывают домашнее задание в дневники.    

 

Итог урока:___________________________________________________________________

 

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

______________________________________________________________________

 

Дата: Класс: 9 урок 46
Тема: И.С. Тургенев. Личность писателя. Путь к повести и роману.
Цель урока: 1 Знакомство с основными этапами жизни и творчества И.С.Тургенева, подведение учащихся к работе над его повестями и романом. Задачи: - изучить биографию писателя, познакомиться с понятиями «повесть» и «роман»; - научиться работать с текстом учебника, пользуясь частично-поисковым методом, делать исследовательскую работу, выработать навык точного и лаконичного ответа на поставленный вопрос;    
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент Приветствует учеников. Спомощью разрезанных пазлов делит класс на группы. Формулирует цель урока.   Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель. пазлы
10 мин. II. Мотивация к изучению нового материала. Вызвать интерес учащихся к новому материалу. Проявляют интерес к изучаемому материалу.   карточки
15 мин. III. Актуализация знаний. По методу «Броуновское движение» научить учащихся свободно излагать свои мысли. По методу «Снежный ком» осуществляет усвоение нового материала. Ведут диалог друг с другом, выполняют творческое задание. Ученики самостоятельно усваивают новую тему. Демонстрируют знания, умения. Учебник 1-ая группа. Ответьте письменно на вопросы по биографии Тургенева. 1.Дата и месторождение писателя. 2.В каких учебных заведениях учился Тургенев? 3.Какие известные писатели и критики того времени повлияли на творчество писателя? 4.В каком жанре написаны первые произведения писателя? 5.Как звали возлюбленную Тургенева, как эта любовь повлияла на судьбу писателя? 6.Какие события, связанные с Тургеневым произошли в 1852 году? 7.Какой жанр преобладает в зрелом творчестве писателя? 8.Какие повести Тургенева получили наибольшую известность? 9.Какие произведения были написаны им на исходе жизни? 10.Дата и место смерти писателя. 2-ая группа. Кому принадлежат высказывания о творчестве Тургенева в учебнике литературы на с.420-425? Найдите соответствующие цитаты в учебнике. Учащиеся цитируют Салтыкова-Щедрина, А.Кони, Ги де Мопассана, Г.Джеймса о Тургеневе. Рассказывают биографию писателя, обращаясь к презентации фотографий. Подведение итога: 1) составление пятистишья «Тургенев»; 2) обращение к эпиграфу. Учащиеся составляют пятистишье в группах: 1.Тургенев. Известный, творческий. Работает, создает, пробуждает. Прямой продолжатель А.С. Пушкина. 2.Тургенев. Мягкий, русский. Любит, ненавидит, пишет. Сделал многое для своего Отечества. 3.Тургенев. Великий, искренний. Любил, откликался, стремился. Душа тонкая, открытая, проникновенная.  
10 мин. IV.Закрепление урока. По методу «Таксономия Блума» осуществляет закрепление урока. Ученики обсуждают над темой. Таким образом демонстрируют свои знания, умения, навыки. Кубик Блума
5 мин. V.Итог урока Контролирует выполнение записей учащимися, проводит рефлексию. -Какую цель мы поставили сегодня на уроке? -Достигли мы целей, которые ставили в начале урока? - Как вы оцените свою работу? Фиксируют и анализируют выводы по уроку. Оценивают свою работу. карточки стикер фишки
2 мин. YI. Домашнее задание.Объясняет особенности выполнения домашнего задания. Записывают домашнее задание в дневники.    

 

Итог урока:___________________________________________________________________

 

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

______________________________________________________________________

 

Дата: Класс: 9 47 -48 урок
Тема: Жанр повести в творчестве И.С. Тургенева. «Любовь земная» и «любовь небесная» в повести «Вешние во
Цель урока: выявление в повести содержания двух разных категорий: любви земной и любви небесной. Задачи: формировать нравственную культуру, чувство долга и ответственности; познакомиться с творчеством И.С.Тургенева как писателя-лирика, увидеть, какое значение в его жизни имело такое чувство, как любовь; научиться анализировать и сопоставлять образы, выявить типичные черты в характере русского дворянина 19 века; развивать навыки ориентирования в художественном тексте;  
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Мне в тебе нравится...».   Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель.   мяч  
10 мин. II. Проверка пройденного материала. По методу «Поп-корн» осуществляет проверку домашней работы. Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе. Семантическая карта  
20 мин. III. Актуализация знаний Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По методу ««Таксономия Блума» осуществляет усвоение нового материала. учащимися. Предлагает ученикам составить «Синквейн». 1 группа. Джемма. 1. Портрет Джеммы. Чтение и анализ деталей портрета. 2. Внутренние качества. Три – самые важные – поступка, помогающие понять главное в характере. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 2 группа. Санин. 1. Портрет Санина. Что вас настораживает в его облике? О чём предупреждает автор читателя? 2. Внутренние качества. Три – самые важные – поступка, помогающие понять главное в характере. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 3 группа. Мария Николаевна Полозова. 1. Портрет Марии Николаевны Полозовой. Чтение и анализ деталей портрета. С кем сравнивает автор героиню? 2. Внутренние качества. Три – самые важные – поступка, помогающие понять главное в характере. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 4 группа. Сопоставить нравственные качества героинь и оформить как таблицу на доске. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 5 группа. Сопоставить нравственные качества Санина (положительные-отрицательные) и оформить как таблицу на доске. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 6 группа. Раскрыть символическое значение подарков героинь. Зачитать эпизоды. Что говорят подарки об их обитательницах? . Работая в группах, ученики самостоятельно изучают новый материал.   Учебник Кубик Блума  
10 мин. IV.Итог урока. Спомощью метода «ИНСЕРТ» закрепляет новую тему. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Работа в группах Вопросы на карточках для обсуждения в группах:
  1. группа. Подумайте, чем привлекла Джемма Санина.
  2. группа. Подумайте, чем привлекла Санина Марья Полозова.
  Организует индивидуальную работу по личным достижениям. Проводит рефлексию. - Понравился ли вам урок? - Что было трудным для вас? - Что вам больше понравилось?  
Оценивают работу своих одноклассников. На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. сфетофор   Таблица «ИНСЕРТ»   стикеры
2 мин. Объясняет особенности выполнения домашней работы.     Записывают домашнюю работу в дневниках.    

 

Итог урока:___________________________________________________________________

 

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

______________________________________________________________________

 

Дата: Класс: 9 50 урок
Тема: Жанр романа в творчестве писателя. Роман «Отцы и дети» – диалогический роман.
Цель урока: Организовать исследовательскую деятельность учащихся 9-го класса по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию знаний по творческой истории романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», а так же знаний о спорах вокруг романа. Задачи: Актуализация субъективного опыта учащихся перед осмыслением нового материала по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Осмысление нового материала по истории создания и спорам вокруг романа через исследовательскую деятельность учащихся на уроке с использование ИКТ. Совершенствование навыков исследовательской деятельности учащихся на уроке с использованием ИКТ: умение выделять проблему исследования; умение выдвигать гипотезы для решения проблемы исследования через организацию самостоятельной работы с различными  
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Рисунок на спине». Ученики с помощью атомов и молекул объединяются в группы. Бумага А4 Маркеры
10 мин. II. Проверка пройденного материала.Проверяет домашнюю работу. Демонстрируют свои знания и умения. Учебник
15 мин. III. Актуализация знаний.Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По приему «Проверь себя!» учитель проверяет ранее полученные знания учащихся. Задание группам: 1 группа. Зачем И.С.Тургенев дает четкую датировку происходящих событий? 1. Какое время года совпадает с началом романа? 2. Как это отражается в теме, звучащей в 1 главе романа? Примерный ответ: В романе Тургенев применяет точную датировку, желая вызвать у чита­теля конкретное представление об исторической обстановке. Действие в "От­цах и детях" начинается 20 мая 1859 г. и завершается зимой 1860 года. Это были годы, когда обнажился кризис крепостнической системы, ко­гда обострилась борьба между лагерями революционеров-демократов и либе­ралов. В эту эпоху формируется новый тип передового деятеля - разночинца-демократа, человека дела, а не фразы. Не случайно, на наш взгляд, и время года – весна. Природа ждет обновления, изменения, возрождения и эта тема находит свое продолжение и в дальнейшем развитии событий – отец ожидает своего сына. Выводы записать. Группа 2. 1 Какое значение имеет пейзаж, данный автором во 2 главе, определите его характер? 2 Выделите ключевые слова, фразы. 3 Какие средства художественной выразительности помогают писатель создать образ предреформенной деревни? Примерный ответ: Глазами приятеля Базарова — Аркадия Кирсанова, вернувшегося из Петербурга в имение своего отца, мы видим картину, заставляющую невольно сжиматься наше сердце:«Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными…» Посмотрим, как изображается пейзаж в 2 главе романа. Мы видим "де­ревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанны­ми крышами" ("деревеньки", "избенки" - сама форма этих слов говорит о скудной, нищенской жизни). Можно предположить, что голодную скотину приходится кормить соломой с крыш. О многом говорит и такое сравнение: "как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями. Крестьянские коровенки, "исхудалые, шершавые, словно обглоданные, жадно щиплют первую траву. А вот и сами мужички -"обтеханные на плохих клячонках". Хозяйство крестьян скудное, нищенское: "покривившиеся молотильные сарайчики", "опустелые гумна"... Тургенев больше не станет изображать нищету народа, но картина предреформенной деревни, представшая в экспозиции, производит такое сильное впечатление, что к ней нечего добавить. Выводы записать. Группа 3. 1 Какие внешние изменения в отношениях господ и крестьян говорят о внутренних противоречиях эпохи? Примерный ответ: Немногими скупыми деталями переданы изменения, произошедшие в отношении крестьян и их господ. Дворовые не встречают старого и молодого барина (вспомните сцены прощания с уезжающим Петром Гриневым, Александром Одуевым, Андреем Ивановичем Штольцем- везде толпа дворовых, крепостных) Слуга, в котором всё: и бирюзовая сережка в ухе и напома­женные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, всё изобличало человека новейшего, усовершенствованного поко­ления, посмотрел снисходительно вдоль дороги и ответствовал: «Никак нет-с, не видать». Важен разговор о лесе, свезенном Николаем Петровичем, ему были нужны деньги, а земля, увы, всё равно должна отойти мужикам. Не случайно упоминание о том, что какому-то приказчику из мещан приходится платить 250 рублей в год, камердинер Петр тоже вольный. Былых верных слуг (Савельичей, Захаров) теперь мало. Крестьяне надеются на реформу, ждут от нее многого. А пока даже в имении доброго Николая Петровича травят лошадьми барские посевы, «ненароком» поджигают скотный двор.  
10 мин. IV. Закрепление урока. Предлагает группам семантические карточки. Для всех групп. Какое значение имеют размышления Аркадия по поводу увиденной им жизни русской деревни («Нет... небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюби­ем; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы...но как их исполнить, как приступить…») для развития основного конфликта романа? 1. Как уже в экспозиции намечаются характеры главных героев? Какие детали позволяют это увидеть? 2. Какие взаимоотношения складываются по дороге между героями? Группы работают с семантическими карточками. Семантические карточки
5 мин. V. Итог урока. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям. Проводит рефлексию. - Понравился ли вам урок? - Что было трудным для вас? - Что вам больше понравилось?   Оценивают свою работу. На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. светофор   стикеры
2 мин. VI. Домашняя работа.Объясняет особенности выполнения домашней работы.     Записывают домашнюю работу в дневниках.    

 

Итог урока:___________________________________________________________________

 

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

 

 

Дата: Класс: 9 51 урок
Тема: Образ нигилиста Базарова. Конфликт Базарова и Павла Петровича Кирсанова – основной конфликт романа. Любовь – главное испытание Базароваа».
Цель урока: Создать условия для осмысления представленного в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» конфликта двух поколений как отражения общественно-политической борьбы 60-х годов XIX века, понимания сущности идейных расхождений между Е. Базаровым и П.П. Кирсановым, способствовать переосмыслению понятия «человек и эпоха»..
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников,проверяет готовность к уроку, желает успеха. Ученики осмысливают поставленную цель.  
10 мин. II. Проверка пройденного материала. По методу «Поп-корн» учитель организует проверку домашнего задания. Ученики демонстрируют свои знания.  
20 мин. III. Актуализация знаний Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. Работа по новому материалу. Проследим, как отразились особенности этой эпохи в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Как обычно, я предлагаю вам вопросы, разные по степени сложности. а вы выберите для себя те, которые сможете выполнить. Выясним, какие первые впечатления и почему сложились у героев друг с другом. 1 группа Какими видят герои друг друга? (Описание портрета Базарова (гл. II), П.П. Кирсанова (гл. IV) Что дает описание внешности для понимания характера человека? (Иронию и спокойствие выдает улыбка Базарова, самоуверенность и ум видны в его лице, мужественность чувствуется в его голосе. Одежда обличает в нем демократизм и простоту привычек, обнаженные красные руки свидетельствуют о всей судьбе человека – суровой и трудовой. То, что это не дворянин, а человек иного круга, Павел Петрович увидел сразу. «Волосатыми», как Павел Петрович назвал Базарова, в то время были ненавистные дворянам разночинцы, плебеи. В портрете Павла Петровича сразу чувствуется его аристократизм, изысканность вкусов, стремление к франтовству и желчность (раздражительность, злость) его характера. Архаичность и бессмысленность аристократизма сразу бросаются в глаза. Павел Петрович – человек старого мира, «архаическое явление» - это увидел Базаров. Демократ, нигилист, да еще с уважением к себе – это в свою очередь понял Кирсанов.) 2 группа Как проявляются впечатления героев друг о друге? (Через высказывания героев и их поведение (гл. IV, V, VI, X). Твердость и резкость Базарова выражается в высказывании: «Архаическое явление». Наблюдения Павла Петровича над Базаровым, сделанные сразу же, приводят к холодности приветствия Павла Петровича: «Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил ее обратно в карман». Павел Петрович возненавидел Базарова.) 3 группа Почему сложились такие впечатления друг о друге? (Базаров и Кирсанов принадлежат к разным поколениям, это люди, разные по своему социальному положению и психологическому облику, при всей их сдержанности между ними неизбежно должен возникнуть открытый идеологический конфликт.) Как назревало столкновение между героями? (Зачитывается отрывок из гл.X.) . Разбираем спор между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым в X главе.  
10 мин. Закрепление урока: Задания для группы: 1. В чем сущность разногласий между героями? Что это – конфликт поколений или конфликт идеологий? 2. Как отразилась в основном конфликте общественно-политическая борьба эпохи конца 50-х – начала 60-х годов XIX века? V.Итог урока. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям. Проводит рефлексию. - Что нового я узнал на уроке? - За что я могу похвалить себя? - Что мне не удалось сделать? Над чем надо поработать? Оценивают работу своих одноклассников. На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. фишки   стикеры
2 мин. VI. Домашнее задание.Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.    

 

 

Итог урока:___________________________________________________________________

 

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

______________________________________________________________________

 

Дата: Класс: 9 урок 52-53
Тема: Отношение автора к своему герою. Споры вокруг романа. Злободневное и общечеловеческое в романе
Цель урока: ознакомить с оценками романа Тургенева русскими критиками; рассмотреть основные положения статьи Д. И. Писарева «Базаров»; выяснить, чем интересен роман сегодняшнему читателю, что в произведении устарело и что современно; определить свое отношение к тургеневскому роману и его героям.
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Создает психологическую атмосферу в классе. С помощью разрезанных пазлов, класс делится на группы. Пазлы
10 мин. III. Подготовка к восприятию новой темы.Проверяет знания и умения учащихся для подготовки к новой теме. Вопросы: 1. Расскажите об истории создания романа «Отцы и дети». Кому посвятил Тургенев свое произведение? 2. Есть ли прототипы у героев романа? Кто они? 3. Какой общественный конфликт лежит в основе романа «Отцы и дети»? 4. Какова позиция писателя в споре либеральных дворян и разночинцев-демократов? 5. В чем суть основного конфликта романа? Как это отр 6. Как вы понимаете смысл названия романа? 7. Расскажите об эпохе 60-х годов XIX века (на материале романа). Демонстрируют свои знания, умения. Карточки
20 мин. III. Актуализация знаний. Ставит цель занятия перед учащимися. Организует восприятие и осмысление новой информации. Для свободного размышления предлагает ученикам составить «Кластер». Беседа с учащимися по вопросам: 1) Каковы коренные свойства базаровского типа и чем они обусловлены? (Писарев со свойственной ему афористической чеканностью раскрывает существо базаровского типа, который порожден суровой школой труда. Именно труд развил энергию… Грубость и резкость Базарова Писарев объяснил тем, что «от сурового труда грубеют руки, грубеют манеры, грубеют чувства».) 2) Что, по мнению Д. И. Писарева, управляет поступками Базарова? (Причины активной деятельности, по Писареву, «личная прихоть или личные расчеты». Критик, проглядев революционность Базарова, не смог четко объяснить, что значит «личные расчеты». Писарев обеднил и понятие «личной прихоти», не наполнив его революционным содержанием.) 3) Как соотносится Базаров с героями предшествующей эпохи?   (Д. И. Писарев так написал об отношении к Базарову и его предшественникам в русской литературе: «…у Печориных есть воля без знания, у Рудиных – знание без воли, у Базаровых есть – и знания, и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое».) 4) Что говорит критик об отношении Тургенева к базаровскому типу вообще? Что думает о смерти героя в частности? (Для Тургенева его герой стоит «в преддверии будущего». Базаров погибает, а его одинокая мог


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: