Газовая промышленность России: перспективы развития




 

Наметившаяся в концу 90-х гг. стабилизация экономики России благоприятствует росту внутреннего потребления газа в России, а также постепенному возобновлению роста газодобычи.

В этих условиях РАО «Газпром» проводит активную стратегию, направленную на сохранение монополии на регулируемых зональных рынках газа. В качестве регулируемых покупателей при этом выступают региональные газораспределительные компании и крупные конечные потребители газа, непосредственно присоединенные к магистральным газопроводам. Предусматривается, что в случаях превышения установленных ФЭК предельных уровней годового потребления газа потребители будут выводиться на контрактный нерегулируемый рынок. Цены на регулируемых и нерегулируемых фрагментах зональных рынков газа при использовании РАО «Газпром» активной стратегии могут отличаться почти в 2 раза. По данным РАО «Газпром», цены на зональных рынках газа вблизи западной границы России, т.е. на экспортных «выводах» российского газа, ныне вплотную приблизились к экспортным ценам в нерегулируемом секторе.

Нынешняя относительная устойчивость газового сектора экономики объясняется прежде всего тем, что сохранение «Газпрома» как единой структуры остановило распад хозяйственных связей, характерный для промышленности постсоветского периода.

На поддержание эффективности деятельности РАО «Газпром», безусловно, оказывают влияние как высокий уровень капитализации компании, участвующей в крупных инвестиционных проектах и расширяющей рынки сбыта газа, так и фактор масштаба деятельности, производственной и финансовой сверхконцентрацией. Для РАО «Газпром» в ВВП России приближается к 10%, доля налоговых поступлений в государственный бюджет превышает в среднем 20%, а доля добычи газа в РФ - 91%. Вместе с тем функционирование «Газпрома» как замкнутой государственной системы, на выходе которой цены на газ регулируются правительством, имеет и свои минусы.

Можно поставить под сомнение экономическую эффективность системы, в которой скрыты от посторонних глаз реальные издержки производства и не всегда обоснованы цены для потребителей газа. Та же проблема злостных неплатежей свидетельствуют о превышении цен над уровнем платежеспособного спроса.

Особо следует отметить, что сохраняющаяся экспортная эффективность РАО «Газпром» базируется на эксплуатации месторождений-гигантов, запасы которых исчисляются сотнями миллиардов и триллионами кубических метров природного газа. Исчерпание этих месторождений, большая часть которых расположена в труднодоступных приполярных районах и на шельфах замерзающих морей Арктики и Дальнего Востока, приведет к резкому возрастанию затрат на освоение и эксплуатацию менее крупных месторождений. В конечном счете конкурентоспособность «Газпрома» на внешних рынках может быть подорвана, и это надо учитывать.

Представляется, что при наличии большого числа аргументов «за» и «против» централизации «Газпрома» доводы последних звучат все более убедительно по мере продвижения России к реальному рынку.

Как представляется, несовершенство структуры и деятельности РАО «Газпром» в значительной степени является результатом отсутствия государственной программы преобразования газовой отрасли, а так же специального закона о газоснабжении, регламентирующего структуру и организацию газоснабжения (так, как это делается в других странах с развитой газовой промышленностью). Инициируемое государством газовое законодательство и программа преобразований газовой промышленности, на наш взгляд, должны включать как варианты целостной стратегии развития газовой отрасли, так и механизмы, методы управления и контроля за ее реализацией.

Уже почти не вызывает споров тезис о необходимости развития внутри «Газпрома» конкурентной среды.

Главная отличительная особенность назревшего этапа реформирования РАО «Газпром», признаваемая самим руководством монополии, состоит в постепенном демонтаже вертикально интегрированной организации газовой промышленности страны. Создание самостоятельных дочерних газодобывающих компаний со своими контрольными пакетами акций, а также сбытовых компаний, обеспечивающих межрегиональные и экспортные поставки газа, при сохранении единой государственной газотранспортной компании должно позволить увеличить долю газа, продаваемого по свободным рыночным ценам.

Образование самостоятельных газодобывающих компаний при наличии единой контролируемой государством транспортной компании должно создать конкурентный рынок на выходах магистральных газопроводов, характерной чертой которого будет контрактная схема взаимоотношений производителей газа с его потребителями. Доля потребителей, выходящих на контрактный рынок газа, будет увеличиваться с ростом промышленного производства в стране. По мере укрепления на рынке крупных независимых газовых компаний представляется целесообразным ослаблять монопольное положение РАО «Газпром», оставив ему функции генерального экспортера газа и ответственного за регулируемую часть внутреннего газового рынка.

Государственная газотранспортная компания должна управляться рыночными методами и быть в своей основе открытым акционерным обществом, имеющим определенные аналогии с РАО ЕЭС и зарубежными энергетическими компаниями типа «Рургаз» и «Газ де Франс».

В этом случае государство имело бы возможность проводить гибкую тарифную политику по отношению к отдельным потребителям газа и регионам в целом. Так, тарифы на доставку газа могут быть сокращены для регионов, осуществляющих пионерную газификацию, для потребителей, обеспечивающих энергосбережение либо эффективные природоохранные мероприятия.

Добыча природного газа в Российской Федерации в целом и по основным газодобывающим регионам в период социально-экономических реформ снизилась с 1993 по 1998 г. с 618 до 591 млрд. м3 или на 10%, В Западной Сибири промышленное извлечение газа за эти же годы уменьшилось с 563 до 542 млрд. м3 (также примерно на 10%).

Исключение составили Поволжский и Дальневосточный районы, где прирост добычи газа составил соответственно 6 и 5%.

Следует отметить, что наблюдавшееся в 90-е гг. сокращение объемов добычи газа в стране было значительно меньшим по сравнению с падением объемов промышленного производства, достигшим в среднем по стране почти 50%.

 

Таблица 2

Добыча природного газа по регионам Российской Федерации, млн. куб. м.

  1993 г 1994 г 1995 г 1996 г 1997 г 1998 г
Российская Федерация            
Северный район            
Республика Коми       ,3533    
Архангельская область           -
Поволжский район            
Республика Калмыкия            
Республика Татарстан            
Астраханская область            
Волгоградская область            
Самарская область            
Саратовская область           366,5
Северо-Кавказский            

 


Заключение

 

Итак, в 2006 году прибыль общества Группы до уплаты налогов (по сводной отчетности) составила 125, 2 млрд. руб., увеличившись по сравнению с 1999 годом на 72 %. Чистая нераспределенная прибыль составила 60, 7 млрд. руб.

Численность работников, включая дочерние акционерные общества, на 1 января 2001 года составила 308, 8 тыс. человек.

ОАО «Газпром» проводит активную политику по развитию рынка своих ценных бумаг и защите интересов акционеров. По итогам первого полугодия 2000 г. Было принято решение о выплате дивидендов в размере 1, 66 млрд. руб. в целом за отчетный год Совет директоров рекомендует выплатить 7, 1 млрд. руб. (за 1999 год выплачено 2, 37 млрд. руб.). отношение выплачиваемых ОАО «Газпром» дивидендов к рыночной капитализации компании является самым высоким по сравнению с другими российскими обществами топливно- энергетического комплекса.

Средняя рыночная капитализация ОАО «Газпром» за 2000 год составила 7, 94 долл. США, что в 1, 7 раза превышает аналогичный показатель предыдущего года.

За отчетный период цена на акции ОАО «Газпром» на Московской фондовой бирже (МФБ) увеличилась в 1, 13 раза и составила на конец года 8, 23 руб. за акцию (0, 29 доллара США в пересчете по курсу ЦБ на 31.12.2000 г.). Совокупный объем торгов на МФБ составил 2293 млн. акций.


Список литературы

 

1. Стратегия развития газовой промышленности России // Под общей редакцией Вяхирева Р.И. и Макарова А.А. // М: Энергоатомиздат, 1997. С. 340.

2. Некрасов А. Е., Борисова И. И, Критинина Ю С. и др Цены на энергию в экономике //«Проблемы прогнозирования», 1996. №3.

3. Завьялова Л М Не только в реформе дело. О реструктуризации и реформировании газовой отрасли России // «Нефтегазовая вертикаль», 1998. №1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: