Краткие теоретические сведения по теме урока




ЗАДАНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, НАХОДЯЩЕГОСЯ НА ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Преподаватель Бритвенко Светлана Владимировна
Дата и время занятия:  
Специальность (профессия):  
Группа:  
Дисциплина (МДК) История. ОГСЭ.02
Тема урока: Тема 1.1. Социально-экономическое развитие СССР к середине 80-х гг.
Цель урока: Изучение основных направлений социально-экономического развития СССР к середине 80-х годов. Обозначить основные проблемы.

Краткие теоретические сведения по теме урока

1. Просмотр видео лекции по ссылке: (наведите курсор на ссылку и нажмите CTRL)

· https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/11-klass/sssr-v-1964-1982-gg/vnutrennyaya-politika-sssr-v-1964-1982-gg

· https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/11-klass/sssr-v-1964-1982-gg/ekonomika-sssr-v-1964-1982-gg

· https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/11-klass/perestroyka-1985-1991-gg/mezhdutsarstvie-i-nachalo-perestroyki

2. Прочтение параграфа 97, стр. 274-279 (Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. Часть 2. — М., 2014.)

3. Изучение краткого конспекта лекции

Социально-экономическое развитие СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг

Пленум ЦК КПСС признал нецелесообразным совмещение обязанностей Первого секретаря ЦК (им стал Л. И. Брежнев) и Председателя совета министров (А. Н. Косыгин). Следующие 20 лет стали периодом наиболее стабильного развития советского общества.

В период с 1964 по 1985 гг. шло быстрое увеличение населения страны. В этих условиях особое значение приобрела социальная политика. Но основные средства в стране шли на проведение экономических реформ, в то время как социальная сфера финансировалась по остаточному принципу:

1) сокращались капиталовложения в текущее строительство;

2) были уменьшены расходы на здравоохранение;

3) обострилась продовольственная проблема (росимпорт продовольствия), что уже в 1970-е гг. стало причиной введения карточной системы распределения; уменьшился прирост реальных доходов на душу населения.

В сфере экономики в 1960—1980-х гг. в стране начала проводиться одна из самых крупных реформ хозяйственного механизма, подготовленная еще в эпоху Н. С. Хрущева:

1) в сельском хозяйстве списали долги колхозов и совхозов;

2) повысили закупочные цены;

3) установили надбавку за сверхплановую продукцию.

В промышленности главным направлением преобразований было:

1) укрепление хозрасчета;

2) перестройка системы ценообразования;

3) восстановление отраслевого принципа управления;

4) сокращение числа плановых показателей.

Главной целью всех реформ было оздоровление экономики через внедрение в нее механизма внутренней саморегуляции. Главными недостатками реформы были половинчатость и непоследовательность. Сопутствующими негативными процессами реформы были:

1) экстенсивное развитие, предполагавшее расширение производства, что стало затруднительным в связи с исчерпавшимися возможностями главного донора – сельского хозяйства;

2) необходимость наращивания военных потенциалов;

3) покрытие дефицита госбюджета за счет экспорта энергоносителей;

4) неспособность освоить новые технологии НТР;

5) появление теневой экономики и сращивание ее с коррумпированными группами советской номенклатуры.

Экономика страны в 60-80-е гг. характеризовалась замедлением темпов роста. Несмотря на всю половинчатость реформы 1965 г., она несколько задержала темпы сокращения производства, но с начала 70-х гг. они стали резко увеличиваться. Официальная статистика не в полном объеме показывает динамику падения производства, так как в это время получила широкое распространение практика приписок и фальсификаций на самом высоком уровне, но даже она не в состоянии была скрыть основные тенденции в развитии производства.

Возможности экстенсивной формы расширенного воспроизводства уменьшались в результате сокращения прироста важнейших производственные ресурсов - трудовых, сырьевых, энергетических. Структура экспорта СССР была на уровне слаборазвитых стран. От пятилетки к пятилетке происходило падение основных экономических показателей.
Уравниловка на производстве, соответствовавшая идеологической установке на сближение социальных групп, привела к падению престижа сложного, квалифицированного труда, ликвидировала стимулы роста квалификации и производительности. И в середине 80-х гг. свыше 50 млн человек в промышленности, строительстве, на транспорте были заняты ручным трудом, характерным для доин-дустриальных технологий. Продолжавшийся количественный рост работников производства отражал низкий уровень производительных сил.
Одной из отличительных черт рассматриваемого двадцатилетия было достаточно быстрое увеличение населения страны. Если в 1970 г. оно насчитывало немногим более 240 млн человек, то в 1985 г. почти 280 млн. Причем удельный вес населения среднеазиатских республик интенсивно возрастал. В эти годы продолжался урбанизационный процесс. Численность городского населения выросла со 136 млн человек в 1970 г. до 180 млн, в 1985 г. при сокращении сельского населения в те же годы со 105,7 млн человек до 96,2 млн человек. В 1970 г. рабочие составляли 57,4% населения, служащие - 12,1%, колхозное крестьянство - 20,5%; в 1987,г. соответственно 61,8, 16,2 и 12,0%.

Социальная активность трудящихся, рожденная в период "оттепели", проявляла себя, правда, все меньше и меньше и в застойный период. Кроме того, сам партийно-государственный аппарат был заинтересован в маяках производства, чтобы показывать эффективность производительных сил в СССР. В 70-е гг. известность получил бригадный подряд Николая Злобина, применившего новые формы организации труда. Несмотря на определенную популярность метода среди строителей, его распространению препятствовали министерства.

С 1967 г. и на протяжении 70-х гг. продолжался так называемый щекинский эксперимент. Химический комбинат получил право уменьшить число работающих при неизменном фонде заработной платы, а полученную экономию использовать для стимулирования роста производительности труда. Опыт щекинцев превзошел все ожидания. К 1980 г. выпуск продукции утроился, производительность труда увеличилась в 4 раза, произошло значительное сокращение числа работников. Однако за полтора десятилетия опыт так и не получил продолжения в широкой хозяйственной практике.

Негативные процессы отражались и в социальной сфере. Медленно улучшались жилищные условия, все чаще стали возникать проблемы в продовольственном снабжении, организации транспорта, медицинском обслуживании, образовании. Тем не менее уровень жизни в СССР медленно повышался до середины 70-х гг., а затем более чем пятилетие не снижался. Росла заработная плата основных категорий трудящихся, прежде всего низкоквалифицированных, увеличивались общественные фонды потребления, делались серьезные финансовые инвестиции в медицину, образование, спорт, отдых. Снабжение населения продуктами питания и изделиями легкой промышленности; достигло своего максимума. Граждане страны с определенными трудностями, но удовлетворяли свои потребности в товарах широкого ассортимента. На полках магазинов всегда был выбор необходимых вещей. Главная проблема была не в отсутствии товаров, а в их низком качестве, поэтому покупатели старались приобретать импортные вещи и даже продукты питания. Реально жизненный уровень стал падать лишь с начала 80-х гг.

Причин подобного положения было несколько. Во-первых, сказывался положительный импульс, данный советской экономике в предыдущие годы. Во-вторых, в 70- 80-е гг. широко продавалось за границу сырье с целью повысить или поддержать жизненный уровень населения. Энергетический кризис и рост цен на нефть и газ на мировом рынке создали для этого дополнительные благоприятные условия. Только за 70-е гг. СССР получил около 170 млрд "нефтедолларов". Третьей причиной общего роста жизненного уровня было резкое повышение доходов управленцев. Их зарплата росла довольно медленно, зато резко увеличивались привилегии, начиная с поездок за рубеж и кончая персональными дачами, машинами, квартирами, промышленными и продуктовыми распродажами и даже закрытыми спецстоловыми. Значительное улучшение благосостояния номенклатуры несколько повышало и общий увовень жизни, так как позволяло выводить усредненные цифры.

Несбалансированность и неповоротливость плановой экономики приводили к созданию благоприятных условий для спекулянтов, перекупщиков, различного рода махинаторов. Жизнь этих категорий людей интенсивно улучшалась, особенно в сравнении с рабочими и интеллигенцией, жившими "на одну зарплату". Характерной особенностью 70-х гг. было сращивание партийно-государственного аппарата и дельцов теневой экономики, которые дополняли друг друга и обменивались, зачастую открыто, услугами.
Пытаясь скрыть провалы в экономике и во всей внутренней политике, отвлечь внимание общества, руководство страны развертывало в стране массовые празднества, на организацию которых шли многомиллионные суммы.

Превращались в традицию соревнования в честь различных юбилеев. Число людей, охваченных соревнованиями, постоянно росло. Сами соревнования, начинающиеся как бы снизу, а на деле распространявшиеся командно-бюрократическими методами, становились все более формальными. Наступала эра массовых награждений орденами и медалями за действительные, а чаще мнимые успехи и заслуги и в то же время девальвации любых званий, наград, знаков отличия.

Задание для самостоятельной работы на уроке:

1. Прочитать лекционный материал

2. Составить краткий конспект изложенного в виде таблицы «Основные аспекты жизни советского общества к середине 80-х годов»:

Экономическая сфера Социальная сфера Духовная сфера
Положительные аспекты Отрицательные аспекты Положительные аспекты Отрицательные аспекты Положительные аспекты Отрицательные аспекты
           

Домашнее задание:

1. Дать определение понятия «перестройка»

2. Составить политический портрет М.С.Горбачева.

Базовый учебник (другие источники):

1. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. Часть 2. — М., 2014.

2. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

Контактные данные преподавателя для обратной связи: Уважаемые студенты, выполненные задания для самостоятельной работы на уроке просьба присылать на электронную почту до 20.00 учебного дня
Электронная почта преподавателя: Sv76_76@mail.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: