ЗАДАНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, НАХОДЯЩЕГОСЯ НА ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
Преподаватель | Бритвенко Светлана Владимировна |
Дата и время занятия: | |
Специальность (профессия): | |
Группа: | |
Дисциплина (МДК) | История. ОГСЭ.02 |
Тема урока: | Тема 1.1. Социально-экономическое развитие СССР к середине 80-х гг. |
Цель урока: | Изучение основных направлений социально-экономического развития СССР к середине 80-х годов. Обозначить основные проблемы. |
Краткие теоретические сведения по теме урока
1. Просмотр видео лекции по ссылке: (наведите курсор на ссылку и нажмите CTRL)
· https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/11-klass/sssr-v-1964-1982-gg/vnutrennyaya-politika-sssr-v-1964-1982-gg
· https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/11-klass/sssr-v-1964-1982-gg/ekonomika-sssr-v-1964-1982-gg
· https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/11-klass/perestroyka-1985-1991-gg/mezhdutsarstvie-i-nachalo-perestroyki
2. Прочтение параграфа 97, стр. 274-279 (Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. Часть 2. — М., 2014.)
3. Изучение краткого конспекта лекции
Социально-экономическое развитие СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг
Пленум ЦК КПСС признал нецелесообразным совмещение обязанностей Первого секретаря ЦК (им стал Л. И. Брежнев) и Председателя совета министров (А. Н. Косыгин). Следующие 20 лет стали периодом наиболее стабильного развития советского общества.
В период с 1964 по 1985 гг. шло быстрое увеличение населения страны. В этих условиях особое значение приобрела социальная политика. Но основные средства в стране шли на проведение экономических реформ, в то время как социальная сфера финансировалась по остаточному принципу:
1) сокращались капиталовложения в текущее строительство;
2) были уменьшены расходы на здравоохранение;
|
3) обострилась продовольственная проблема (росимпорт продовольствия), что уже в 1970-е гг. стало причиной введения карточной системы распределения; уменьшился прирост реальных доходов на душу населения.
В сфере экономики в 1960—1980-х гг. в стране начала проводиться одна из самых крупных реформ хозяйственного механизма, подготовленная еще в эпоху Н. С. Хрущева:
1) в сельском хозяйстве списали долги колхозов и совхозов;
2) повысили закупочные цены;
3) установили надбавку за сверхплановую продукцию.
В промышленности главным направлением преобразований было:
1) укрепление хозрасчета;
2) перестройка системы ценообразования;
3) восстановление отраслевого принципа управления;
4) сокращение числа плановых показателей.
Главной целью всех реформ было оздоровление экономики через внедрение в нее механизма внутренней саморегуляции. Главными недостатками реформы были половинчатость и непоследовательность. Сопутствующими негативными процессами реформы были:
1) экстенсивное развитие, предполагавшее расширение производства, что стало затруднительным в связи с исчерпавшимися возможностями главного донора – сельского хозяйства;
2) необходимость наращивания военных потенциалов;
3) покрытие дефицита госбюджета за счет экспорта энергоносителей;
4) неспособность освоить новые технологии НТР;
5) появление теневой экономики и сращивание ее с коррумпированными группами советской номенклатуры.
Экономика страны в 60-80-е гг. характеризовалась замедлением темпов роста. Несмотря на всю половинчатость реформы 1965 г., она несколько задержала темпы сокращения производства, но с начала 70-х гг. они стали резко увеличиваться. Официальная статистика не в полном объеме показывает динамику падения производства, так как в это время получила широкое распространение практика приписок и фальсификаций на самом высоком уровне, но даже она не в состоянии была скрыть основные тенденции в развитии производства.
|
Возможности экстенсивной формы расширенного воспроизводства уменьшались в результате сокращения прироста важнейших производственные ресурсов - трудовых, сырьевых, энергетических. Структура экспорта СССР была на уровне слаборазвитых стран. От пятилетки к пятилетке происходило падение основных экономических показателей.
Уравниловка на производстве, соответствовавшая идеологической установке на сближение социальных групп, привела к падению престижа сложного, квалифицированного труда, ликвидировала стимулы роста квалификации и производительности. И в середине 80-х гг. свыше 50 млн человек в промышленности, строительстве, на транспорте были заняты ручным трудом, характерным для доин-дустриальных технологий. Продолжавшийся количественный рост работников производства отражал низкий уровень производительных сил.
Одной из отличительных черт рассматриваемого двадцатилетия было достаточно быстрое увеличение населения страны. Если в 1970 г. оно насчитывало немногим более 240 млн человек, то в 1985 г. почти 280 млн. Причем удельный вес населения среднеазиатских республик интенсивно возрастал. В эти годы продолжался урбанизационный процесс. Численность городского населения выросла со 136 млн человек в 1970 г. до 180 млн, в 1985 г. при сокращении сельского населения в те же годы со 105,7 млн человек до 96,2 млн человек. В 1970 г. рабочие составляли 57,4% населения, служащие - 12,1%, колхозное крестьянство - 20,5%; в 1987,г. соответственно 61,8, 16,2 и 12,0%.
|
Социальная активность трудящихся, рожденная в период "оттепели", проявляла себя, правда, все меньше и меньше и в застойный период. Кроме того, сам партийно-государственный аппарат был заинтересован в маяках производства, чтобы показывать эффективность производительных сил в СССР. В 70-е гг. известность получил бригадный подряд Николая Злобина, применившего новые формы организации труда. Несмотря на определенную популярность метода среди строителей, его распространению препятствовали министерства.
С 1967 г. и на протяжении 70-х гг. продолжался так называемый щекинский эксперимент. Химический комбинат получил право уменьшить число работающих при неизменном фонде заработной платы, а полученную экономию использовать для стимулирования роста производительности труда. Опыт щекинцев превзошел все ожидания. К 1980 г. выпуск продукции утроился, производительность труда увеличилась в 4 раза, произошло значительное сокращение числа работников. Однако за полтора десятилетия опыт так и не получил продолжения в широкой хозяйственной практике.
Негативные процессы отражались и в социальной сфере. Медленно улучшались жилищные условия, все чаще стали возникать проблемы в продовольственном снабжении, организации транспорта, медицинском обслуживании, образовании. Тем не менее уровень жизни в СССР медленно повышался до середины 70-х гг., а затем более чем пятилетие не снижался. Росла заработная плата основных категорий трудящихся, прежде всего низкоквалифицированных, увеличивались общественные фонды потребления, делались серьезные финансовые инвестиции в медицину, образование, спорт, отдых. Снабжение населения продуктами питания и изделиями легкой промышленности; достигло своего максимума. Граждане страны с определенными трудностями, но удовлетворяли свои потребности в товарах широкого ассортимента. На полках магазинов всегда был выбор необходимых вещей. Главная проблема была не в отсутствии товаров, а в их низком качестве, поэтому покупатели старались приобретать импортные вещи и даже продукты питания. Реально жизненный уровень стал падать лишь с начала 80-х гг.
Причин подобного положения было несколько. Во-первых, сказывался положительный импульс, данный советской экономике в предыдущие годы. Во-вторых, в 70- 80-е гг. широко продавалось за границу сырье с целью повысить или поддержать жизненный уровень населения. Энергетический кризис и рост цен на нефть и газ на мировом рынке создали для этого дополнительные благоприятные условия. Только за 70-е гг. СССР получил около 170 млрд "нефтедолларов". Третьей причиной общего роста жизненного уровня было резкое повышение доходов управленцев. Их зарплата росла довольно медленно, зато резко увеличивались привилегии, начиная с поездок за рубеж и кончая персональными дачами, машинами, квартирами, промышленными и продуктовыми распродажами и даже закрытыми спецстоловыми. Значительное улучшение благосостояния номенклатуры несколько повышало и общий увовень жизни, так как позволяло выводить усредненные цифры.
Несбалансированность и неповоротливость плановой экономики приводили к созданию благоприятных условий для спекулянтов, перекупщиков, различного рода махинаторов. Жизнь этих категорий людей интенсивно улучшалась, особенно в сравнении с рабочими и интеллигенцией, жившими "на одну зарплату". Характерной особенностью 70-х гг. было сращивание партийно-государственного аппарата и дельцов теневой экономики, которые дополняли друг друга и обменивались, зачастую открыто, услугами.
Пытаясь скрыть провалы в экономике и во всей внутренней политике, отвлечь внимание общества, руководство страны развертывало в стране массовые празднества, на организацию которых шли многомиллионные суммы.
Превращались в традицию соревнования в честь различных юбилеев. Число людей, охваченных соревнованиями, постоянно росло. Сами соревнования, начинающиеся как бы снизу, а на деле распространявшиеся командно-бюрократическими методами, становились все более формальными. Наступала эра массовых награждений орденами и медалями за действительные, а чаще мнимые успехи и заслуги и в то же время девальвации любых званий, наград, знаков отличия.
Задание для самостоятельной работы на уроке:
1. Прочитать лекционный материал
2. Составить краткий конспект изложенного в виде таблицы «Основные аспекты жизни советского общества к середине 80-х годов»:
Экономическая сфера | Социальная сфера | Духовная сфера | |||
Положительные аспекты | Отрицательные аспекты | Положительные аспекты | Отрицательные аспекты | Положительные аспекты | Отрицательные аспекты |
Домашнее задание:
1. Дать определение понятия «перестройка»
2. Составить политический портрет М.С.Горбачева.
Базовый учебник (другие источники):
1. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. Часть 2. — М., 2014.
2. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
Контактные данные преподавателя для обратной связи: | Уважаемые студенты, выполненные задания для самостоятельной работы на уроке просьба присылать на электронную почту до 20.00 учебного дня |
Электронная почта преподавателя: | Sv76_76@mail.ru |