ЧЕТКОСТЬ, ЯСНОСТЬ, ПРОСТОТА ГРАФИЧЕСКИХ ФОРМ ШРИФТА. УДОБОЧИТАЕМОСТЬ.




ЛЕКЦИЯ 5

Тема: Основные принципы оформления шрифтовых композиций

Изучаемые вопросы:

1. Основные требования, предъявляемые к работе над шрифтовой композицией

2. Четкость, ясность, простота графических форм шрифта. Удобочитаемость.

3. Образность шрифта.

4. Зависимость рисунка букв от техники их исполнения.

5. Эскизирование шрифтовых работ.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РАБОТЕ НАД ШРИФТОВОЙ КОМПОЗИЦИЕЙ

Художник-оформитель, решая поставленную перед ним задачу, руководствуется тем. Что шрифтовая работа должна быть прежде всего ясная и легкочитаемая. Другое важнейшее требование – активное воздействие на человека в процессе кратковременного зрительного восприятия. В наше время, когда и на улицах, и в помещениях людей окружает множество различных текстов, содержащих разнообразную информацию от умения, мастерства и такта художника зависит возможность остановить внимание зрителя. Поеэтому в плакатах надо избегать многословия в шрифтовой композиции, находить и расставлять точные смысловые акценты, облегчая процесс чтения и осмысливания текста.

Художественный уровень шрифтовых композиций определяют внешний вид, культура исполнения, образность, доходчивость, учет требований эстетики.

Таким образом, художники, создавая отдельные плакаты или целые наглядные комплексы, в которых текстовые композиции многократно усиливаются образно-художественным содержанием и различными орнаментально-де6коративными элементами, участвует как в идейном воспитании людей, так и в формировании их эстетического вкуса.

Главным компонентом шрифтового плаката является шрифт. Лишенный всякого украшения, такой плакат стимулирует активные эмоции человека характером рисунка шрифта, его образностью, продуманным ритмическим строем, слаженностью всей композиции, цветовым решением; к этому следует добавить и внешнюю форму, и материал, и место расположения, и освещение, и многое другое.

Задача эта не столь проста и для ее успешного решения художнику необходимо знать основные теоретические требования, предъявляемые к работе над шрифтом, и умело применять их на практике.

Прежде чем разбирать каждый пункт основных требований, предъявляемых к работе над шрифтом, ознакомимся с их перечнем:

- четкость, ясность, удобочитаемость, простота графических форм шрифтов в плакате;

- органическая связь рисунка букв с содержанием текста, образность шрифта;

- зависимость рисунка букв от техники их исполнения;

- ритм;

- цветовая гармония;

- стилевое единство шрифтов в плакате;

- смысловая акцентировка в шрифтовой композиции;

- целостность, композиционная слаженность всего построения.

ЧЕТКОСТЬ, ЯСНОСТЬ, ПРОСТОТА ГРАФИЧЕСКИХ ФОРМ ШРИФТА. УДОБОЧИТАЕМОСТЬ.

Необходимость соблюдения этих принципов объясняется психофизическими особенностями человека, проявляемыми в процессе чтения, особенностями человеческого зрения – схватывать глазом одновременно группу букв или даже слов, скоростью опознания букв и осмысления слов, т.е. скоростью чтения.

Четкость определяется контрастом отношения цвета шрифта к цвету фона. В таблице приведены усредненные показатели сочетаний основных цветов, влияющих на четкость шрифта и его удобочитаемость, выведенные экспериментальным путем для дневного освещения.

 

Цвет шрифта Цвет фона Хуже ↔ Лучше Эти данные дают приблизительное соотношение, так как на четкость и удобочитаемость влияют различная тональность цвета, его насыщенность, степень освещенности, размеры шрифта, характер поверхности (рельефная, шероховатая, гладкая, полированная или зеркальная), расстояние и много другое.
Черный Зеленый Красный Синий Белый Черный Желтый Белый Белый Белый Красный Зеленый Красный Желтый Белый Белый Белый Синий Белый Черный Красный Зеленый Черный Желтый Красный Зеленый

 

Ясность – шрифта подразумевает быструю узнаваемость букв, оправданную простоту их графики.

Удобочитаемость – это общая оценка пригодности шрифта. Любой шрифт должен без искажений передавать содержание текста.

Рассмотрим некоторые условия обеспечения удобочитаемости.

1. Индивидуальность графем каждой буквы.

Говоря о простоте графических форм букв, следует помнить, что не всякая простота является рациональной. Модно придать буквам наипростейшие формы, но от этого они еще не будут легкочитаемыми. Только те формы могут удовлетворить первое условие удобочитаемости, которые сочетают простоту с дифференцированностью, то есть с максимальным различием в графике букв.

2. Соразмерность толщины основного штриха и внутрибуквенного просвета.

Шрифт светлого начертания имеет соотношение толщины основного штриха и внутрибуквенного просвета 1:6 – 1:4. Полужирные шрифты имеют соотношение 1:2, жирные – 1:1. Сверх светлые и сверхжирные начертания снижают удобочитаемость шрифта.

3. Оптимальность межбуквенных пробелов.

Чрезмерная разреженность букв в строке, как и неоправданная близость, мешают восприятию слов.

4. Пропорциональность отношения ширины буквы к ее высоте

Это соотношение делит все буквы шрифтов на узкие - 1:2, нормальные – 4:5, широкие – 1:1.

Читаемость снижается в буквах сверхузких и сверхшироких.

5. Контрастность основных и дополнительных штрихов.

В шрифтах с геометрически равной толщиной штрихов горизонтальные штрихи всегда кажутся толще вертикальных, что придает шрифту некоторое беспокойство, неуравновешенность. Умеренный контраст штрихов шрифта антиквы облегчает хорошую удобочитае6мость. В длинных текстах сильный контраст штрихов утомляет зрение, в коротких, напротив, может повышать удобочитаемостть.

6. Размер шрифта

Размер шрифта определяется форматом плаката, расстоянием между объектом и зрителем.

К этому следует добавить, что на удобочитаемость оказывают влияние: характер засечек и концевых элементов шрифта, левый наклон букв или слишком сильный наклон вправо, композиция, текстовая нагруженность, изобразительные элементы, степень освещенности и даже окружение, попадающее в поле зрения одновременно с плакатом.

Перечисленные условия являются общими и составляют основу профессиональной грамоты. Каждый же отдельный случай решения шрифтовой композиции требует осознанного подчинения общим правилам, а не слепого повиновения каким бы то ни было рецептам.

 

ОБРАЗНОСТЬ ШРИФТА

Образность шрифта – это связь рисунка букв с содержанием текста. Каждый художник-оформитель приступая к работе над шрифтовой композицией, задумывается: на каком шрифте остановить свой выбор? Рисунок какой гарнитуры наилучшим образом будет соответствовать раскрытию содержания текста? Но лишь тот исполнитель сможет быстро и точно ответить на эти вопросы, не прибегая к излишним поискам подходящего шрифта по каталогам, книгам или Интернет-ресурсам, который владеет теорией шрифта, понимает специфику и особенности применения шрифта в плакате. Готового рецепта не найти. Нельзя не учитывать и фактор морального старения шрифта. Время предъявляет свои требования к нему.

Шрифт, как элемент художественного оформления, должен быть и решен художественно или правильно подобран, но со своим творческим приемом построения композиции шрифтовой работы. По тому, какое содержание текста «иллюстрирует» шрифт, он может быть спокойным и напряженным, динамичным и статичным, строгим и веселым, может иметь исторические и национальные черты. Искусство всех времен несло на себе печать своей эпохи. В этом смысле шрифт не является исключением и, как особый род графического искусства, претерпевал в своем развитии стилевые изменения. Современные шрифты строятся с учетом лучших образцов исторических стилей, с учетом сегодняшних эстетических требований. Шрифты антиквенных групп монументальны, торжественны, отличаются предельной ясностью, дифференцированностью графических форм. Поэтому их следует применять в особо важных, торжественно-праздничных и мемориальных работах. Той же цели могут служить шрифты других групп: типа гротеска, брускового. Форма подвида египетского шрифта – итальянского, при первом же взгляде вызывает ассоциации с революционными событиями 1917 года. Это происходит потому, что итальянский шрифт в ту пору пользовался популярностью и широко применялся в качестве титульного шрифта в книгах, афишах, плакатах, рекламе. О некоторых рисованных шрифтах начала ХХ века можно составить представление по фирменным заголовкам центральных газет. Наиболее выразительными по образности являются рисованные шрифты, свободные, кистевые., или пишутся от руки. Такая группа шрифтов строится на зрительно активных приемах художественными средствами, стимулирующими те или иные эмоции человека графикой букв, ритмом, композицией, цветом, фактурой.

Шрифтовые надписи с эмоциональными свойствами находят применение в коротких лозунгах, призывах, в заголовках стендов, информационных плакатах, поздравлениях, афишах, вывесках и т.п.

Шрифты с рациональными свойствами для текстов различных плакатов, напротив, должны быть унифицированными, иметь современный рисунок, обладать хорошей читаемостью, лаконичностью графики, простотой исполнения, стилистиче6ским единством.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: