РИТМИЧЕСКИЙ СТРОЙ ШРИФТА




ЛЕКЦИЯ 6

Тема: Основные принципы оформления шрифтовых композиций

Изучаемые вопросы:

1. Ритмический строй шрифта

2. Цветовая гармония в шрифтовых композициях

3. Стилевое единство в шрифтовых плакатах

4. Смысловая акцентировка в шрифтовых композициях

 

РИТМИЧЕСКИЙ СТРОЙ ШРИФТА

Говоря о ритме, мы невольно подразумеваем понятие, связанное прежде всего с движением. Ритм городов, строек, трудовой ритм, жизненный ритм человека – все эти понятия ритма заключают в себе обобщенный смысл.

В конкретном понятии ритм присущ определенным замкнутым процессам в природе и обществе. Различным видам искусства также свойственно конкретное понятие ритма. Ритм в искусстве создается всевозможными приемами его построения. Всякое равномерное чередование, продуманная повторяемость одинаковых элементов в движении (например, движение в хореографии или чередование звуков в музыке) или в статическом положении (в архитектуре, изобразительном искусстве) образует ритмический строй. Такой строй может быт простым и сложным. Не зная закономерностей ритмического построения, невозможно добиться хоть сколько-нибудь удовлетворительного результата в любой области искусства.

Ритм, создаваемый чередованием объемов, повторяющимися элементами, различными плоскостями, линиями, цветовыми пятнами, вызывает ощущение условного движения, внутренней динамики.

Шрифт подчиняется всем этим зрительным закономерностям ритма. Закономерные ритмические сочетания отдельных элеме6нтов букв, через слова и строки, оказывают прямое воздействие на ритм всего композиционного построения надписей. Ритмический строй шрифтовой композиции, воздействуя на человека, вызывает то или иное настроение, активизирует или тормозит восприятие. Ритм может быть спокойным и беспокойным, статичным и динамичным, сходящимся к центру или стремительно направленным в ту или иную сторону и т.д. Он помогает повышению образности шрифтового плаката, влияет на его удобочитаемость. Нарушение ритма может повлечь за собой впечатление дробности, потерю целостности композиции. Ритм зависит от рисунка букв и техники их исполнения. Решение вопросов ритма находится в тесной взаимосвязи с основными требованиями, предъявляемыми к работе над шрифтом.

Рассмотрим некоторые условия правильного использования возможностей ритма в шрифтовом плакате.

Условие первое. Создание ритма геометрической и оптической пропорциональностью элементов самих букв. На ритм в буквах влияют:

1. Характер контура букв, их рисунок. Буквы, превращенные в геометрически вычерченные прямоугольники подобны повторению одного и того же звука в музыке, вызывают чувство монотонности. Упрощенный ритм таких букв делает весь текст вялым, пассивным, утомительным для глаза. Такое впечатление может производить малоконтрастный узкий гротеск, из исторических стилей письма – готическая текстура. В уставном древнерусском письме также преобладает простой ритм за счет большого числа вертикальных прямоугольных штрихов. Намного сложнее и богаче ритм шрифтов антиквы и построенных на ее основе других видов, в которых ярко выражена индивидуальность букв.

2. Пропорциональное соотношение ширины и высоты букв. Желание построить все буквы алфавита в прямоугольниках с одним и теме же пропорциональным соотношением сторон, придает им ложное единообразие. Ритм таких букв получается монотонным. Следует всегда помнить и придерживаться того, что буквы в алфавите не должны быть равны по ширине, так как это противоречит исторически сложившимся формам. Поэтому в любой гарнитуре мы видим наличие нормальных букв, как Н, и более широких многоэлементных, как Ж, М, Ш, и более узких, как В, Е, Г.

У букв с классическими пропорциями ритм относительно спокойный благодаря устойчивости и равновесию всех элементов у широких и сверхшироких – ритм направлен по горизонтали, у узких – по вертикали.

Изменяя пропорциональное соотношение ширины и высоты букв, художник может придавать шрифту самую разнообразную ритмическую направленность, добиваясь большей выразительности композиции.

3. Соотношение основных и дополнительных штрихов. Контраст штрихов создает реально ощутимую «цветность» элементов букв из-за различной насыщенности их. Подобно тому как в живописи или графике ритм создается внутренней динамикой цветовых и черно-белых пятен и линий, так и в шрифте благодаря изменению цветности и направленности элементов возникает условное движение.

Геометрическая пропорциональность элементов букв направлена на удовлетворение психологии человеческого зрения, на исправление оптических иллюзий, ошибок нашей зрительной системы. Поэтому понятия геометрической и оптической пропорциональности в шрифте взаимосвязаны; соблюдение одного условия подразумевает изменение в другом. Успех шрифтовой работы во многом зависит от того, насколько исполнитель учитывает особенности нашего зрения – несоответствие геометрической точности зрительному восприятию. Надо помнить о том, что прямая одной и той же толщины в вертикальном, горизонтальном и наклонном положениях воспринимается глазом неодинаково по толщине. При выполнении равнотолщинных шрифтов типа рубленных, брусковых или антиквы-гротеска левонаклонные штрихи должны быть слегка тоньше правонаклонных; горизонтальные штрихи тоньше вертикальных и наклонных; вертикальные штрихи несколько толще наклонных и горизонтальных.

 

Рис. 1 Обеспечение равновесия «цветности» элементов букв в шрифте антиква

 

4. Характер засечек (серифов) и концевых элементов. Наличие засечек и их форма – один из признаков, определяющих ту или иную гарнитуру шрифта. Одно это говорит о том, какое большое влияние они могут оказывать на ритм данного шрифта. Засечки оформляют основные и дополнительные штрихи и некоторые концевые элементы букв, придавая им завершенную устойчивую форму. Как правило, симметрично расположенные по отношению к основным штрихам, они держат буквы между линейками, четко ограничивая их высоту. Однако засечки достаточно подвижны и могут влиять на внутренний ритм букв. Так в шрифтах антиквы они обеспечивают относительную статичность, симметричную устойчивость букв. Симметрия – это наиболее привычная форма равновесия. Наш алфавит состоит не из одних симметричных графем. Все буквы условно делятся на симметричные (А, Д, Ж, Л, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш, Щ, Ц), асимметричные открытые и направленные вправо (Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ь, Ъ, Ы, Ю), асимметричные открытые и направленные влево (З, У, Ч, Э, Я). На условия симметричности и направленности в буквах влияют рисунок засечек, их форма и цветность.

В целях улучшения равновесия элементов в буквах с большим контрастом штрихов можно изменять у некоторых букв форму засечек на треугольно-вогнутую или круглую в местах соединения с дополнительными штрихами. Необходимо только, чтобы выбранная форма засечки нашла себе соответствие в других буквах, строящихся на одной конструктивной основе.

 

Рис. 2 Изменение формы засечек в шрифте типа новой антиквы с целью придания им большего равновесия

 

 

Направленность асимметричных букв можно регулировать, изменяя характер засечек и концевых элементов для придания равновесия оптическим полям всех букв и знаков, входящих в шрифтовую композицию. Очень важен принцип идентичности концевых элементов в буквах и знаках в пределах одной гарнитуры. Соблюдение этого принципа придает определенной гарнитуре графическое единство, что влияет на общий ритм.

 

а б в г

Рис. 3 Формы засечек антиквы

а – римский капитальный, б – ренессанс-антиква,

в – переходная антиква, г – новая антиква

 

 

Рис. 4 Влияние формы засечек и концевых элементов на ритмическую направленность в буквах

5. Размеры внутрибуквенных просветов. Они всецело зависят от рисунков букв и определяются плотностью и насыщенностью их. В рубленном шрифте прямоугольной формы с самым простым ритмическим построением внутрибуквенные просветы равны толщине основного штриха (рис.5). Единственное достоинство этого шрифта – предельная простота построениря. К недостаткам следует отнести: низкую удобочитаемость в длинных текстах из-за недостаточной дифференцированности букв; монотонность ритма; зрительное неравенство вертикальных и горизонтальных штрихов, отчего горизонтальные штрихи кажутся тяжелее.Ритмическое построение во втором примере рисунка безусловно богаче, выигрышнее. При сохранении одного и того же соотношения ширины и высоты букв изменилась пластика штрихов, высветлились дополнительные штрихи, обеспечив оптически равную толщину их по сравнению с основными, увеличились внутрибуквенные просветы.

 

 

Рис. 5 Сравнение ритма надписей, выполненных рубленным шрифтом разных рисунков

 

 

В шрифтах с конструкцией антиквы внутрибуквенные просветы также подчинены рисунку букв и зависят от пропорций элементов шрифта, насыщенности его (светлый, полужирный, жирный) и плотности (нормальный, широкий, узкий).

Рис. 6 Влияние оптических полей внутрибуквенных просветов на плоскостность буквы.

Условие второе. Создание ритма геометрической и оптической пропорциональностью строк в композиции.

На ритм в строках влияют:

1. Геометрическая и оптическая пропорциональность самих букв, из которых складываются слова, а затем строки. Помимо пропорциональности самих букв, которая достигается выше указанными способами, необходимо добавить, что буквы в строках взаимодействуют друг с другом, подчиняясь общим закономерностям линейно- пространственного строя. Так, в строках и во всей композиции поля букв должны иметь оптически равную цветность. Не должно быть «вырывающихся» темных пятен букв или уходящих на второй план, чересчур светлых.

На линейный ритм строк влияют конструктивные членения шрифта по средней горизонтальной линии, которая делит буквы пополам. У таких букв как Б, В, Е, Ж, К, Н, и т.п. дополнительные штрихи, располагающиеся на средней линии или чуть выше нее, придают зрительное равновесие верха и низа в буквах. Расположение дополнительных или соединительных штрихов ниже средней линии всегда вызывает ощущение непропорционально тяжелого верха. У букв, открытых вниз – А, Р, Ч соединительные штрихи могут опускаться и ниже средней, так как у них и без того основная нагрузка приходится на верхнюю часть.

На линейный ритм строк влияют также оптические поля букв округлых и остроконечных конструкций. Все эти буквы, располагаясь в строках по соседству с буквами прямоугольной формы, по которым отмечается основной размер строк по высоте, должны немного выходить за верхнюю и нижнюю линии строки. Это делается для того, чтобы высота всех букв оптически была выравнена. Все остроконечные и округлые буквы на концах строк должны слегка выходить за рамки шрифтового поля, для установления оптического равновесия в симметричной композиции.

2. Равновесие оптических полей межбуквенных пробелов. Недостаточное внимание к межбуквенным пробелам, приводит к нарушению ритма, распадению слов на части, появлению неоправданных пустот в строках.

Работа художника шрифта не механична. Если он недоволен найденным ритмом строк и всей композицией еще в эскизе, он не должен приступать к прорисовке самих букв. Здесь, как в академическом рисунке, нельзя начинать портрет с вырисовывания глаза или уха, не найдя первоначально объемно-пространственного решения самой головы. От целого – к частям.

Таким целым в шрифтовой работе и является общая композиция с верно найденным ритмическим строем, который во многом зависит от равномерной расстановки букв, равновесия оптических полей межбуквенных пробелов. Важнейшая закономерность ритма – зрительное равновесие пробелов.

Контур букв значительно сложнее по рисунку, чем простые геометрические формы. Проще дело обстоит с симметричными буквами. У асимметричных букв, открытых и направленных вправо и влево, контур оптических полей более сложный. Встречаясь в словах в самых разнообразных сочетаниях, буквы требуют сбалансированного соседства, чтобы одни не теснили друг друга, другие не отрывались и слова не распадались на части. В шрифтовых работах нежелательны переносы в словах. И как правило, их избегают, создавая следующие композиции:

- с симметричным расположением слов или строк (относительно вертикальной, горизонтальной линии или точки),

- «флажком» - с подбивкой вправо или влево (выравнивание по правому или левому краю),

- «блок».

3. Величина междустрочных расстояний. Чтобы текст, написанный прописными буквами, хорошо читался, средняя величина междустрочных расстояний, отвечающая принципу удобочитаемости таких композиций, должна составлять 0,5 – 1,5 высоты буквы. Если текст написан строчными буквами, то междустрочное расстояние должно быть не менее двух высот строчной буквы без учета выносных элементов.

Если в плакате большой текст, междустрочные расстояния следует девать нормальным. В коротких надписях, когда желательно придать им выразительный характер, броскость заголовочного пятна, возможно сближенное расположение строк и даже слитное. Подобные надписи отличаются целостностью, подчеркивают смысловую неразрывность слов, входящих в надпись. Небольшая потеря удобочитаемости тут вполне допустима, ибо компенсируется монографической выразительностью и декоративностью, которые для столь привычной надписи, читаемой, что называется, с закрытыми глазами, во сто крат ценнее. Таким образом могут компоноваться любые типы шрифтов. Все зависит от содержания «иллюстрируемой» шрифтов надписи и от цели, которую ставит перед собой художник.

Условие третье Возможности создания ритма цветом.

В двухстрочной композиции с максимально сближенным расположением строк возможно нюансное цветовое различие. Для контрастности потребовалось бы увеличить междустрочное расстояние или создать композицию ка минимум из трех-четырех строк. Чередуя контрастные строки, можно создать дополнительный линейный ритм уже цветом.

Ритм, создаваемый цветом, не самоцель. Цветовое различие в шрифтовом плакате теснейшим образом связано со смысловой акцентировкой в тексте.

Как правило, цветом выделяют наиболее важные слова или выражения, содержащую главную мысль. Цветом можно, также отличить рубрики, эпиграфы, инициалы, стоящие в начале каждой красной строки и др.

Распределение таких цветовых пятен в композиции должно быть продуманно и подчинено основной ее закономерности – зрительному равновесию всех частей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: