Возрастные особенности детей.
Особенности поведения | Советы вожатым |
Дети младшей группы (6-8 лет) | |
· высокий уровень активности · стремление к общению вне семьи · стремление научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо · понимание различий пола · стремление получить время на самостоятельные занятия · ребенок может быть как целеустремленным, так и самоуверенным, агрессивным | · организуйте больше подвижных игр при ограничении прыжков и бега · развивайте умение лазать и пользоваться качелями · используйте ритмические виды деятельности; пение, драматические постановки · обучайте правильным навыкам труда · обеспечивайте конкретности поручений и творческой свободы детей при их выполнении · предоставляйте детям свободу действия, развития способностей (при соблюдении нравственных норм, распорядка лагеря и т. п.) |
Дети средней группы (9-11 лет) | |
· стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек · энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны · часты беспокойные состояния, дети нуждаются в постоянной деятельности · стремятся к большой мускульной активности · любят коллективные игры · шумны, спорят · влюбчивы · боятся поражения, чувствительны к критике · интересы постоянно меняются · мальчики играют с девочками; стремятся к соперничеству · начинают осознавать нравственные нормы · пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг | · учитывайте то обстоятельство, что дети данного возраста особенно нуждаются в поощрении и похвале · используйте такие виды деятельности, которые дают простор проявлению мускульной активности · организуйте коллективные спортивные игры, занятия по интересам · организуйте разумное руководство творчеством, направление пробуждающихся интересов к окружающему миру · стремитесь обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей |
Дети старшей группы (12-14 лет) | |
· мальчики склонны к групповому поведению · дети испытывают внутреннее беспокойство · антагонизм между мальчиками и девочками, дразнят друг друга · мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых · дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета · стремятся к соревновательности, подчиняют свои интересы мнению команды · сопротивление критике · появляется интерес к заработку | · организуйте коллективные игры (различные для мальчиков и девочек) · отдавайте предпочтение спортивным играм · используйте общий энтузиазм отряда при выполнении порученных заданий |
Подростки (15-16 лет) | |
· девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками · наблюдается беспокойство о своей внешности · стремление к достижению независимости от своей семьи · поиск себя · происходит выбор будущей профессии · возникновение первой любви · проявляются крайности в поведении, например, «я знаю все!» | · оказывайте помощь подросткам в том, чтобы они были приняты своими сверстниками · руководите поведением подростков так, чтобы оно было без излишнего вмешательства и давления со стороны взрослых · создавайте необходимые условия для отдыха · учитывайте возрастные особенностей, проявляющихся в повышенном интересе к другому полу · учитывайте то обстоятельство, что для мальчиков лучше организовывать спортивные соревнования, а девушек вовлекать в активные дела в помещении, в организацию встреч с друзьями и т. д. |
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ТРУДНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
|
|
Младший возраст (6-9 лет)
Возможные трудности | Возрастные особенности | Варианты решения |
Могут быть слезы в первые дни | Болезненно переживают разлуку с семьей | Переключить внимание, отвлечь интересным делом |
Раздражительность | Чувство страха перед неизвестностью, боязнь новой обстановки, нового окружения | Дать какое-либо задание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в данной обстановке |
Множество вопросов | Любознательность | Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя столько раз, сколько нужно для понимания |
Быстрая утомляемость | Ребята очень активны | Чаще менять виды деятельности, делать перерывы для отдыха |
Малыши во власти домашних привычек · трудно засыпают; · просыпаются по ночам «попить»; · не умеют застелить постель; · разбрасывают и теряют вещи. | Отсутствие навыков самообслуживания | Нужно терпеливо приучать к порядку. Проявить особое внимание вечером: кому-то сказку рассказать, кого-то погладить по голове |
Неуверенность в себе | Есть робкие и физически слабые | Давать нагрузку с учетом физического здоровья без акцентирования на этом внимания |
Привычка есть медленно, всухомятку | Семейные привычки | Терпеливо ждать, когда ребенок поест |
Готовые пробовать все на вкус | Повышенный интерес ко всему новому, неизвестному | Рассказать детям о ядовитых грибах, растениях данной местности |
Опасность | Мальчики нарочито демонстрируют свою смелость и ловкость | Следует заполнять жизнь детей полезными и нужными движениями: играми, состязаниями, конкурсам |
Потеря интереса, рассеянное внимание | Сильная утомляемость от однообразия | Частая смена видов деятельности |
Обидчивость, вспыльчивость | Неумение сосредоточиться на одном объекте | Частая смена деятельности |
Слезы и страхи в темноте | Боязнь темноты | Не оставлять одного в темноте |
Рассеянность, быстрое переключение внимания | Легко отвлекаются на любой внешний раздражитель | Любое мероприятие не должно быть продолжительным по времени |
Желание играть с малышами | Чувство взрослости по отношению к младшим | Поддержка, поощрение и направление действий по опеке малышей |
Копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых | Слепое подражание взрослым | Следить за собой, стремиться не подавать «дурной» пример |
Постоянные опоздания | Отсутствие чувства времени | Не давать поручения, связанные с учетом времени |
Впечатлительность | Эмоциональная неуравновешенность | Учитывая это не рассказывать страшных историй, не смотреть страшных фильмов |
|
Средний возраст (10-12 лет)
Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости | Половое созревание | Уметь понять причины. Соизмерить возможности и требования |
Курение, игра в карты, проба спиртного, употребление взрослого лексикона; украшения; неумелое пользование косметикой | Внешнее проявление взрослости | Вести разъяснительную работу с привлечением всех специалистов. Учить, как надо пользоваться косметикой, как и в какое время носить украшения. |
Ночные бдения | Приучать к выполнению режима дня. | |
Замкнутость, одиночество | Увеличенное внимание к своим недостаткам | Стремиться переключить внимание |
Стремление к самостоятельности | Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры | Сотрудничать, беседовать, убеждать. |
Замкнутость, неуверенность в себе, в своих силах после подавления инициативы | Инертность | Привлекать к игре, чаще хвалить. |
Появление тайн: укромные территории уголки | Неуемная фантазия | Знать такие секреты, совместно сохранять их и совместно разумно использовать. |
Озорство, шалости | Проводить интересные игры с элементами романтики. |
Подростковый возраст (13-15 лет)
3 | ||
Кумиромания; Конфликтность как вызов обществу; Определяющее мнение сверстников, упрямство | Самоутверждение | Умение понять, сотрудничество |
Замкнутость; агрессивность; отсутствие навыков общения, легкая ранимость. Чередование плохого и хорошего настроения, уход в «себя», пассивность | Развитие интереса к противоположному полу; появление новых ощущений, чувств, переживаний | Объяснять, что это за чувства |
Неподчинение, действие «наперекор», критиканство. Действия опережают мысли | Стремление к независимости, агрессивность | Стараться понять, помочь пережить данную ситуацию |
Замкнутость, одиночество, сильная ранимость, вспыльчивость, раздражительность, интерес к себе | Специфические особенности (прыщи, полнота, жирные волосы…) | В индивидуальной беседе разъяснить, как сделать, чтобы эти недостатки были меньше заметны. В коллективной беседе находить лучшие качества у таких детей и выделять их |
Чрезмерная самостоятельность | «Освобождение» от родительской опеки | Учитывать это и чаще давать поручения, и контролировать их выполнение |
Несбывающиеся мечты | Мечтательность | Мечтать вместе |