Метод SWOT представляет собой процедуру экспертной диагностики среды, позволяющей описать основные тенденции ее развития, сформулировать базовые гипотезы о перспективах деятельности организации и определить поле альтернативных направлений ее дальнейшего развития.
Таблица 2.1
Базовые факторы оценки внутренней и внешней среды организации
К факторам оценки внутренней среды организации традиционно остается | К факторам оценки внешней среды организации традиционно относятся |
1. Организационные - организационная структура; - гибкость системы управления; - формы контроля, их наличие или отсутствие; - наличие взаимодействия между подразделениями; - информационная взаимосвязь между подразделениями; - информационная взаимосвязь подразделений. 2. Производственные - производственная мощность; - качество оборудования; - использование мощностей; - качество товара или услуги; - ноу-хау; - себестоимость. 3. Маркетинговые - известность марки; - полнота ассортимента; - позиции по распределению; - сервис для клиентов; - квалификация персонала. | 1. Факторы спроса - потенциал рынка; - динамика или темпы роста/сокращения рынка; - структура спроса (скорость проникновения и приверженности); - доля организации. 2. Факторы конкуренции - количество значимых конкурентов; - сила марок конкурентов; - наличие прямых заменителей; - наличие косвенных заменителей; - степень ценового давления; - технологическое развитие. 3. Факторы сбыта - количество посредников. 4. Распределение ресурсов - доступность сырьевых источников. 5. Макрофакторы - законодательное регулирование; - рентабельность отрасли; - темпы инфляции; - инвестиционная привлекательность отрасли. |
|
Процедура SWOT-анализа сводится к следующему:
· сформулировать перечень возможностей, которые открывает перед организацией внешняя среда, т.е. перечислить факторы, касающиеся увеличения спроса, изменения его параметров, уменьшения уровня конкуренции и т.д.;
· сформулировать перечень угроз, которые таит в себе внешняя среда, т.е. перечислить факторы, касающиеся уменьшения спроса, кардинального изменения предпочтений потребителей, увеличения уровня конкуренции, усложнения законодательного регулирования и т.д.;
· сформулировать перечень сильных сторон организации, т.е. перечислить все навыки, компетенции, знания и основные факторы, приносившие успех организации в ее деятельности;
· сформулировать перечень слабостей организации, т.е. перечислить все факторы, которые мешают или могут помешать организации работать и развиваться;
· выделение наиболее значимых факторов из этих четырех перечней.
При составлении вышеуказанных перечней необходимо стремиться к тому, чтобы указать как можно большее число факторов;
· составление матрицы SWOT-анализа и оценка взаимного влияния факторов внешней и внутренней среды организации;
· заключение по четырем основным вопросам организации: развитие, гибкое реагирование, совершенствование и стратегическая угроза;
· цели развития. Финансовые цели определяют вклад, который должна дать конкретная услуга в финансовый результат.
Финансовая цель формулируется как величина валовой прибыли, или рентабельность. Маркетинговые цели связаны в основном рынком, его освоением и долей по продажам на этом рынке.
|
Рассмотрим проведение SWOT-анализа и построения матрицы решений для организации ООО «Каскад».
На основе проведенного анализа внешней и внутренней среды получили следующий список возможностей и угроз, а так же сильных и слабых сторон.
Таблица 2.2
Возможности/Угрозы и Силы/Слабости среды ООО «Каскад»
1 Возможности - продажа охранной системы; - монтаж собственными силами; - гарантийное обслуживание; - постгарантийное обслуживание (продление гарантии); - повышение требований клиента к качеству аналоговых систем; - возможность регулирования ценовой политики; - реализация различных инструментов продвижения продукта. | 2 Угрозы - система налогообложения; - высокая степень конкуренции со стороны крупных предприятий; - вход России в ВТО; - платежеспособность организации ограничена; - емкость рынка ограничена. |
3 Сильные стороны - уникальное географическое положение; - современное высокотехнологическое производство; - гибкие конкурентоспособные тарифы; - высокое качество услуг; - молодой квалифицированный персонал; - резерв квалифицированного персонала. | 4 Слабые стороны - существенная зависимость от рынка потребителей; - недостаточная рекламная политика предприятия; - малочисленность персонала по монтажу; - малое время работы на рынке. |
Из приведенного списка отбираются наиболее значимые параметры, а затем строится матрица. В таблице SWOT-анализа (таблица 2.3).
«+» ставится в том случае, если предприятие может использовать возможность внешней среды или нейтрализовать угрозу;
|
«-» ставится в том случае, когда имеющимися сильными сторонами предприятия невозможно нейтрализовать угрозу;
«0» ставится или графы остаются незаполненными в случае отсутствия связи между факторами.
Таблица 2.4
Основные факторы матрицы SWOT
Организация | Рынок | |
Возможности | Угрозы | |
Сильные стороны | Открываются возможности: - увеличение объема продаж; - создания более современных аналогов продукта. | Основные угрозы – существующая система налогообложения и ограниченный платежеспособный спрос. |
Слабые стороны | Из-за существенной зависимости от рынка потребителей, к сожалению, возможен ограниченный объем продаж. | Если не удастся изменить рекламную политику, то в условиях ограниченной емкости рынка будет сложно увеличить рыночную долю капитала. |
В связи с тем, что у предприятия имеется собственная научно-исследовательская лаборатория (НИЛ) и при соответствующей активизации экономической и маркетинговой служб целесообразно работать по следующим направлениям: