Для организации аттестации обучающихся рекомендуется применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе).
Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медико-педагогический консилиум. Он объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка. К процессу аттестации обучающегося желательно привлекать членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций
Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. Результаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
Критерии личностных результатов (сформулированные в Стандарте – вариант 2):
- Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».
- Социально – эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности. Игровая деятельность.
- Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразие природной и социальной частей формирование уважительного отношения к окружающим.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком).
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни, двигательная активность,
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
На основе требований, сформулированных в Стандарте, Организация разрабатывает программу оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, которая утверждается локальными актами организации.
Программа оценки включает:
1) полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции учащихся. Перечень этих результатов может быть самостоятельно расширен общеобразовательной организацией;
2) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата;
3) систему бальной оценки результатов;
4) документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося (например, «Дневник индивидуального сопровождения обучающегося»):
5) материалы для проведения процедуры оценки личностных результатов;
6) локальные акты Организации, регламентирующие все вопросы проведения оценки результатов.
Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах: 0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ―значительная динамика.
Интегративный критерий:
Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я». Овладение основными культурно – гигиеническими навыками.
таблица 1
№ п/п | Критерии | Параметры | Индикаторы | 0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ―значительная динамика. |
Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я». | Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других. | Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале. | ||
Представление о собственном теле. | ||||
Отнесение себя к определенному полу. | ||||
Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания. | ||||
Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства. | ||||
Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье. | Представления о членах семьи | |||
Представления о родственных отношениях в семье и своей социальной роли | ||||
Представления об обязанностях членов семьи. | ||||
Представления о бытовой и досуговой деятельности семьи | ||||
Овладение основными культурно – гигиеническими навыками. Самообслуживание. | Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей. | Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить. | ||
Умение ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры | ||||
Умение одеваться и раздеваться | ||||
Умение сообщать о своих потребностях и желаниях | ||||
Потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая. | ||||
Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. | Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому. | |||
Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета | ||||
Умение следить за своим внешним видом. |
Примерная таблица составляется по всем интегративным показателям на всех обучающихся, оценка проводится по представленным индикаторам.
Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Информация для оценки результативности (заполнение таблицы 1) собирается из трех основных источников.
По многим параметрам таблица заполняется со слов родителей, педагогов и других людей, которые постоянно контактируют с ребенком.
Второй источник информации для заполнения таблицы — это непосредственное
наблюдение за поведением ребенка в различных ситуациях. При этом важно не просто определить наличие у него тех или иных умений и навыков, но и понять, как именно ребенок использует их в различных ситуациях.
Третий источник для информации — предъявление специалистом заданий ребенку для определения уровня развития тех или иных навыков. При сборе информации в отношении навыков ребенка очень важно наблюдать за ним в различных обстоятельствах и за различными занятиями, в том числе, при взаимодействии со сверстниками и несколькими инструкторами.
Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР адаптированной основной общеобразовательной программы образования осуществляется образовательной организацией.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения обучающихся важно учитывать затруднения в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям.