Очищение том 3 - главы из книги
- Способы очищения
- Ворошение
- Я живу в этом волшебном месте по имени тело
- Самое общее представление о Кресении
- Душевная беседа
- Кривизна души
- Давление образов
- При чем тут речь?
- Речь и слово
- Песня имени
- Гудошничание
- Звучание значения
- Душевная беседа [ окончание ]
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
- Состав человека [ из книги: А.Андреев. Очерки русской этнопсихологии ]
- Состав человека [ из лекций по науке любви Екатиренбург 2003 ]
- Состав человека [ сборник по авторским материалам ]
- Образование западка. Одержимость. Порча.
- Теоретическое основы Кресения
- Кресение. Общий подход
- Кресение. Порча и одержимость
- Выжигание порчи [ глава из книги Очищение том 3 ]
- ЗАПАДОК и образование западка
- Выжигание западков [ глава из книги Очищение том 3 ]
- Тропление духа и зверя [ глава из книги Очищение том 3 ]
- Вход в западок [ глава из книги Очищение том 3 ]
- Ворошение, тропление, наброды ума
- Кресение. Самонаблюдение - ставим язы
- Кресение Писанка, как меня учили
- Кресение. Писанка [ подборка ]
- Кресение. Самокат [ подборка ]
- Самокат – Провалы.Варежка
[ главы из книги Очищение том 3 ] - Самокат
- Помехи и Скума
- Искренность
- Сдержанность и позволение
- Честность и лживость
- Раздел третий. Самостоятельная работа
- Глава 1. Ворошение
- Глава 2. Телесное очищение
- Глава 3. Исповедь без священника
- Глава 4. Писанка
- Глава 5. Присыпания
- Семь потов. Заключение самостоятельной работы
Способы очищения
|
Автор Шевцов А.А.
| 15.08.2006 г.
| Способы очищения и исцеления человеко-мира можно разделить на главные и второстепенные. К главным относятся уже так или иначе упоминавшиеся: жертвоприношение, очищение стихиями огня, воды, воздуха и земли, изгнание духов, проникших в тело, или умилостивление их, исцеление и покаяние, переходящее в исповедь.
Обо всех этих способах стоило бы рассказать подробно, но картина будет неполна, если не обрисовать то, как применялись различные способы очищения в прежних обществах. Я сделаю общий очерк на примере все той же Древней Греции. Очищение в жизни древнего грека, как и члена любого первобытного племени, было важнейшей задачей. Без него он терял связь со своим миром. Поэтому способы очищения были как личными, так и общими, то есть очищением общины или государства. В сущности, они настолько тесно переплетаются, что разделить многие обряды на личные или общественные почти невозможно. К примеру, подлое избиение гостей города сделало однажды нечистым целые Афины и всех афинян. И им пришлось очень долго отмываться от этого позора. Тем не менее, существовали очищения явно общие и явно личные. Нашему медицинскому взгляду на очищение эти способы покажутся странными и очень не гигиеничными. «В более важных случаях совершались очистительные жертвоприношения для которых преимущественно употреблялись молочные поросята; их кровью окропляли очищаемых лиц или предметы. В таких случаях, когда жертвоприношения совершались с целью защиты от волшебства Гекаты, для них употреблялись собаки, причем очищаемого трижды натирали кусками жертвенного мяса и затем бросали их в сторону, при этом, конечно, произносили соответственные случаю молитвенные воззвания. В Беотии при всенародных очищениях куски мяса принесенных в жертву собак клали на землю, и люди должны были проходить между ними. Подобный же обычай существовал в Македонии при очищении войска. Для жертвоприношений умилостивительных, имевших целью смягчение гнева богов, навлеченного преступлением или грехом, употреблялись преимущественно бараны. Шкура барана, принесенного Зевсу Милостивому в качестве умилостивительной жертвы, сохранялась и потом употреблялась при очищениях: ее клали на землю и очищаемый становился на нее левою ногою в то время, как над ним совершали акт очищения; при всенародных очистительных и умилостивительных празднествах эту шкуру также обносили вокруг места, где совершалось празднество, как бы для того, чтобы собрать на нее все нечистое. Все очистительные средства, на которые по верованию греков переходила нечистота с очищаемого лица или предмета, назывались катарсия или катармата; по окончании очищения они выбрасывались в море или реку, или зарывались в землю, или выносились на перекрестки или в глухие места, не посещаемые людьми, причем выносившие их при выбрасывании отворачивали лицо и затем возвращались домой, не оглядываясь» (Латышев, с. 75–6). Собрать всю нечистоту мира на какую-то вещь или существо, сделать его носителем этой скверны и изгнать — мысль часто встречающаяся в древних обществах. Возможно, всеобщая. Очень напоминает то, как современная хозяйка, собирает пролитое вещество тряпкой, а потом выбрасывает впитавшую нечистоту тряпку или же выпускает нечистое с нее в воду. Такой «тряпкой» для древних могло стать и живое существо — животное или человек. Древние евреи использовали для этого козла, вошедшего в поговорку как козел отпущения. Современные русские школьники играют в Сифу, Чуханку или Парашу — превращая грязную тряпку или предмет одежды в носитель нечистоты — сифу, и перекидывая ее друг другу. Тот, кого зацепляет Сифа, становится Сифаком, Чуханом, то есть носителем нечистоты, и ощущает это состояние весьма болезненно. Нечто подобное жило и у древних греков. «В качестве еще одного примера приведем Таргелии, которые праздновались в Афинах в предпоследний месяц года — шестого и седьмого Таргелиона. Все очистительные церемонии совершались в первый день важнейшего праздника, особенно примечательным был ритуал, в котором специально выбранных для этого людей — фармаков, символизировавших ритуальные осквернения прошедшего года, — сначала обводили вокруг города, а затем изгоняли» (Кулишова, с. 56). Это последнее понятие — фармак — для меня очень значимо. До сих пор у русских уголовников существует выражение форшмак. Означает оно именно то, что и в Древней Греции. И я его слышал собственными ушами не от блатных, а от старых мазыков, у которых вел этнографические сборы. Вот как определяют это понятие «Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона», то есть блатной фени. «Форшмак, Фаршмак — 2. Человек (вор, заключенный), над которым совершены позорящие действия. 4. Неопрятный, неряшливый человек. 5. Ненадежный человек. Офоршмачить — 1. Опозорить. 2. Насильственно произвести над жертвой позорящие действия». Возможна ли связь между греческим формаком и русским форшмаком? Думаю, возможна. Изрядная часть того, что мы знаем сейчас как блатную феню, рождалась в девятнадцатом веке во Владимирском централе, знаменитой пересыльной тюрьме, откуда преступники расходились по местам заключений и ссылок. Владимирский централ был местом, где легче всего было познакомиться с офенями — коробейниками. Уже в середине девятнадцатого века собиратели, например, Даль, показывают, что тайный язык офеней — феня, слился с тайным языком воров — мазуриков. Они лишь указывают источник происхождения тех или иных слов, но объединяют их в общий словарь. Это значит, что слова из языка офеней — тех же мазыков — не просто проникали в язык блатных, а составляли какое-то время его изрядную часть. При этом происхождение самих офеней, точнее, их наименования до сих пор неясно, но основным предположением является то, что это искажение слова Афиняне — Офинеи. В качестве доказательств приводят те слова офеньского языка, например, счет, которые действительно греческие. Таких слов не так уж мало, чтобы считать это случайностью. Лично я думаю, что греки действительно пришли на Суздальские земли в четырнадцатом-пятнадцатом веках. Вероятно, это было переселение тех, кто не хотел жить под турками. Возможно, они приехали в свите Софьи Палеолог, когда она вышла замуж за великого князя Ивана Васильевича, тем самым, сделав Русь духовной преемницей Византийской империи. С ней приехала большая свита. Кто-то остался при дворе, а кого-то испоселяли по землям. Для меня признаком такого испоселения греческих ремесленников является то, что в крошечных русских селах, почти деревнях, находящихся под Шуей — Холуе и Палехе вдруг расцветает иконопись. А впоследствии иконы составляют основу всей офеньской торговли. Офени, конечно, были русскими людьми. Но такими мы застаем их в девятнадцатом веке. А о корнях этого крошечного народца нам ничего неизвестно. Вполне возможно, что он есть пример угасания и смены культуры, оказавшейся в инородном окружении. Культура офеней была поглощена и размыта средой, которая была не в состоянии ее понять и сохранить. Нечто подобное происходит сейчас со всей русской культурой… Но вернусь к описанию способов очищения. Еще не все названо, что так же до сих пор живет в нас, хотя мы и не помним, откуда это к нам пришло. Вот, к примеру, действия, которые в древнегреческом доме совершали дочери-сестры. «Вместе они могли участвовать в жертвоприношениях, охраняющих родной дом, когда приносились жертвы сжигаемые, возливаемые и слезные. Именно они, как ближайшие родственницы, могли совершать необходимые обряды очищения для воинов, вернувшихся к родным святыням, к родному очагу» (Кифишина, с. 236). Слезное очищение… Душа очищается после слез. Мы все это знаем. Это много использовали христианские святые. Но почему и как? Я даже не рискну сейчас затронуть эту тему — ей надо посвящать особое исследование. Но вопрос пусть остается. А вот еще неожиданные для нас сейчас способы очищения. Неожиданные, но постоянно применяемые нами неосознанно. «Поэтому совершивший подобный нечестный поступок должен был быть изгнан из города и в одиночестве нести кару — гнев предков. <…> Срок изгнаний мог быть долгим, до самой смерти, или пока виновный не будет очищен жертвоприношением и временем. Время очищает все» (Кифишина, с. 239). И чуть ниже: «Другой момент узнавания Ореста относится к сцене с Ифигенией, когда он встретил ее во время своих очистительных странствий через моря. На этот раз узнавание связано с водой, важнейшим элементом ритуала очищения. Орест вспомнил, как Ифигении мать дала воду из дома для ритуального омовения перед свадьбой. Тогда Ифигения признала Ореста своим братом. А затем, поскольку на нем была скверна и его преследовали Эринии, Ифигения объявила о необходимости его очищения морем и исполнила этот ритуал, после чего Орест имел право обратиться к заступничеству Афины» (Т.ж.). Очищение морем, очищение пространством и очищение временем. Еще очищение музыкой, числом и вообще гармонией, которое применяли пифагорейцы. Как это легко и просто укладывается в тот образ очищения, который строится на основе видения человека слитым с миром — миро-человека. Наверное, из другого мировоззрения это и невозможно было бы понять. Но важно не это, не объяснение. Важно то, что, если отбросить странности в рассказах о древних обрядах, если извлечь из них суть, то оказывается, что мы до сих пор неосознанно, но вполне естественно исполняем сами действия, которые древние предписывали делать для очищения. Мы их исполняем даже не потому, что в нас хранится какая-то древняя память или утерянные почти совсем знания. Нет, мы плачем, уезжаем от мест боли, успокаиваем себя тем, что время лечит все, забываемся в музыке или созерцании прекрасного, просто потому, что эти действия действительно целят и очищают. Иными словами, они соответствуют нашей природе. Но какой?
Шевцов А.А.
| Что такое Ворошение?
|
|
|
|
Автор А. Андреев
| 15.08.2006 г.
| Ворошение — это один из способов очищения сознания. Крестьяне ворошили сено — они приподнимали верхние слои, чтобы открыть и подсушить более глубокие. Но ворошили не только сено, но и прелую листву и головешки в костре для появления огня.
Вот как рождались образ и соответствующее ему понятие, используемое в работе с сознанием. Ворошение сознания проводится для того, чтобы либо убрать пронзительность той боли, с которой ты решил разобраться, либо для того, чтобы найти путь, когда чувствуешь, что чего-то достиг и остановился в своем движении, но причину остановки не видишь. Ворошение проводится всегда с прицелом на дальнейшее Кресение. Эту работу можно проводить как самостоятельно, так и с водящим. Но в любом случае выбирается какая-то определенная тема, которую ты хочешь проработать. Для проведения ворошения кресника (или кресников) укладывают на пол на мягкую подстилку вроде одеяла в любое удобное положение. Глаза закрыты. Водящий начинает произносить одиночные слова, которые так или иначе связаны заявленной темой. Задача кресника — повторять эти слова, немного уточняя их для себя (чаще всего уточнение связано с полом того, о ком идет речь. Например: водящий говорит «он», а кресница меняет на «она», в соответствии со своим полом или тем, какой образ возник в этот миг перед глазами). При этом важно не сдерживаться, и, не задевая соседей, делать любые движения, которые будут рваться наружу, — плакать, смеяться, зевать и тому подобное. Водящий произносит каждое из этих слов по нескольку раз, пока не почувствует, что надо перейти к следующему. Он может произносить и какие-то новые слова, если почувствует в них необходимость, поскольку все слова хоть и связаны с болью, но лишь некоторые из них являются торшаками, то есть воротами, ведущими в пространство сознания, хранящее эту боль. Через какое-то время водящий от отдельных слов переходит к коротким предложениям. Затем начинает говорить развернутыми разговорными предложениями, которые живут в нашей культуре, а значит, отзовутся у всех. Выражения повторяются многократно, порядок слов в них меняется, чтобы каждый повторяющий мог подобрать свое точное звучание. После того, как появляется ощущение, что боль ушла из души и в словах больше не ощущается, начинается «вывод» кресников из состояния ворошения. Водящий выводит их, произнося слова ворошения, доведенные повторами до абсурда. Если сила переживания ушла, то слово начинает восприниматься просто как звук, и быстро теряет не только действенность, но даже и смысл. Условно говоря, слово “страшно” при бесконечных повторениях может срастись само с собой и превратиться в “но-страш” и тому подобное. Это вызывает смех. Как только это произошло, водящий задает вопрос, прямо обращаясь к креснику: — Так тебе страшно? И обычно получает ответ: — Нет! Или: Гораздо меньше! Но на этом работа не завершается, обязательным следующим шагом очищения является Кресение — убирание корней своих переживаний и боли. Но Ворошение завершено, и водящий прекращает его и дает задание: — В таком случае, работа завершена, спокойно полежите, пока ваше сознание приходит в спокойное состояние, а потом берите бумагу или садитесь в пары, и дочищайте то, что увидели в себе. Что и как дочищать — это отдельный разговор. То же самое, как выход из Ворошения, должно быть проделано и при самостоятельной работе. Сначала ты просто повторяешь и повторяешь, лежа с закрытыми глазами, какие-то слова, которыми решил себя проворошить. И чаще всего, вначале они не действуют. Затем ты либо говоришь то же самое слово как-то иначе, и узнаешь не его, а его звучание, либо меняешь слово на то, что отзывается в тебе, и слова наполняются значением. А в твоем теле начинается отклик. Оно отзывается на все слова напряжениями, движениями и различными ощущениями — от жара и холода до болей в разных частях тела. Тела даже может начать биться или драться, пока ты говоришь живущие в нем слова. Во время ворошения оно очень похоже на собачку, которая спит, а во сне тявкает и дергает ногами, будто с кем-то сражается. Поэтому, надо очень жестко задавать себе тему ворошения и ни в коем случае не убегать от нее слишком далеко. Просто жестко договариваться с собой, что сегодня буду ворошить только вот такое понятие. Нарушение этого правила приводит к тому, что поток растравленных переживаний может оказаться слишком большим, и вы не сумеете его дочистить, а значит, останетесь с болезненными ощущениями. Когда вы почувствовали, что прошли одно понятие как бы насквозь, и оно больше не отзывается в душе, говорите себе: достаточно, — и обязательно какое-то время просто лежите, будто вы большой сосуд, в котором взбаламутилась жидкость, и со дня поднялся осадок. И ждете, пока осадок не уляжется. Этот простой, бытовой образ самого себя, удивительно точен и, что самое ценное, работает. Дождались, что осадок осел, все будет хорошо, вы мягко сделаете Кресение, и будете весь день в рабочем состоянии. Начнете двигаться раньше, и очень вероятно, что потом будете себя долго спрашивать: и чего это у меня сегодня голова какая странная?
А. Андреев
|
Я живу в этом волшебном месте по имени тело
|
|
|
|
Поиск по сайту:
|