Задание 2. Выполнить задание, соблюдая правила речевого этикета в данных речевых ситуациях.




Практическое занятие №17

Тема. Речевое мастерство. Уместность речи. Речевой этикет.
Цель. Освоение основных понятий русского языка, связанных с темой и заданием. Закрепление практических навыков организовывать речь и делать ее эффективной, соблюдая основные требования коммуникативных качеств речи.

Оборудование. Конспекты уроков, карточки с индивидуальными заданиями, словари.

Цель. Углубить знания о нормах речевого поведения, развивать и совершенствовать умения соблюдать правила речевого этикета в определенных речевых ситуациях, прививать культуру речи, воспитывать сознательное и бережное отношение к родному языку, стремление быть грамотным и воспитанным.

Оборудование. Конспекты уроков, карточки с индивидуальными

заданиями, словари.

Ход занятия.

Практическое задание.

Вывод. Стоит ли соблюдать нормы речевого этикета? (ответить на вопрос, пользуясь материалами заданий.)

Задание 1.

Прочитайте пословицы и поговорки — советы говорящему. На какие особенности звучащей речи указывают пословицы, пословицы, поговорки, фразеологизмы. Сформулируйте в виде тезисов основные правила русского этикета.

1. Доброе молчание лучше пустого бормотания.

2. Дурное слово, что смола: пристанет — не отлепишь.

3. Каков разум — таковы и речи.

4. Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает.

5. Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь.

6. Когда ты говоришь, слова твои должны быть лучше молчания.

7. Слепота мысли хуже слепоты глаз.

8. Умный не говорит, невежда не даёт говорить.

9. Хорошее слово хорошо один раз.

10. Язык — стяг: дружину водит.

11. Лошадь узнают в езде, человека в общении.

12. Язык и поит и кормит, и спину порет.

13. Мельница мелет – мука будет, язык мелет – беда будет.

14.Острый язык – дарование, длинный язык – наказание.

15. Горлом изба не рубится.

16. У него слово слову костыль подает.

17. Простые истины не круты, да круты к ним дороги.

18. Коротко, да ясно, оттого и прекрасно.

19. Умные речи и в потемках слышно.

20. От одного слова да навек ссора.

21. Свари слово во рту, прежде чем его выпустить.

22. Слово – солома: загорится – не потушишь.

23.У земли – ясно солнце, у человека – слово.

24. Живое слово дороже писаного.

25. В голове нет, так и в аптеке не купишь.

26. Для ученья нет старости.

27. Ученый идет, а неученый спотыкается.

28. Учись смолоду – не умрешь под старость с голоду.

29.Без языка и колокол нем.

30. Языку больше давай каши, нежели воли.

 

Задание 2. Выполнить задание, соблюдая правила речевого этикета в данных речевых ситуациях.

1.

1.Обратитесь к своему товарищу с просьбой (предложением, пожеланием, советом):

вымыть доску (стереть с доски);

2.Разыграйте и запишите ситуацию знакомства между вами и:

руководителем предприятия, на которое вы устраиваетесь на работу

2.

1.Обратитесь к своему товарищу с просьбой (предложением, пожеланием, советом):

принести заинтересовавшую вас книгу из его библиотеки;

2.Подготовьте текст новогоднего поздравления. Какие формулы речевого этикета вы употребите, поздравляя:

любимого преподавателя

3.

Обратитесь к своему товарищу с просьбой (предложением, пожеланием, советом):

поднять вашу тетрадь;

2. Из приведенных ниже вариантов слов и словесных формул выберите стилистически уместные в данной ситуации.

В общественном транспорте: а) Вы сходите? а) Вы выходите? в) Вы вылазите? г) Вы слазите?

4.

1. Предприняв попытку позвонить, Вы обнаруживаете, что ошиблись номером, «не туда попали». Какими будут Ваши действия в этой ситуации? Запишите этот диалог.

2.Запишите формулы благодарности:

врачу за внимательное отношение в вам

5.

1. Вежливо откажите в просьбе;

выполнить поручение, которое вам неприятно

2.Сделайте комплимент:

однокурснику

6.

1.Выразите сочувствие в следующих ситуациях:

ваш сокурсник не сдал сессию

2.Обратитесь с просьбой:

к другу – познакомить с понравившейся девушкой, парнем

7.

1.Обратитесь к товарищу по группе с вопросом о том:

передать ручку товарищу;

2.Составьте формулы извинений:

за несвоевременный возврат книги (перед библиотекарем, сокурсником)

8.

1. Вежливо откажите в просьбе;

ответить на вопрос, в котором вы не компетентны

2.Из приведенных ниже вариантов слов и словесных формул выберите стилистически уместные в данной ситуации.

В очереди: а) Кто крайний? б) Кто последний? в) За кем я?

9.

1.Составьте формулы извинений:

за поздний звонок (перед родителями друга, перед знакомой)

2.Запишите формулы благодарности:

артисту за доставленное удовольствие от просмотренного спектакля;

10.

1.Обратитесь к товарищу по группе с вопросом о том,

на какое время назначена консультация по русскому языку и

культуре речи;

2. Выразите сочувствие в следующей ситуация: ваша мама разбила любимую вазу

11.

1.Выразите сочувствие в следующей ситуации: в больнице заболевшему родственнику

2.Обратитесь с просьбой к продавцу - показать вам пару обув

12.

1.Сделайте комплимент маме

2.Подготовьте текст новогоднего поздравления. Какие формулы речевого этикета вы употребите, поздравляя:

Сокурсника

13.

1.Подготовьте текст новогоднего поздравления. Какие формулы речевого этикета вы употребите, поздравляя:

директора

2.Разыграйте и запишите ситуацию знакомства между вами и:

вашим деловым партнером

14.

1.Составьте диалог, в котором данные реплики будут первыми:

Здравствуй дедушка! Как давно я вас не видел!

2.Обратитесь к товарищу по группе с вопросом о том, где можно взять недостающие материалы к экзамену;

15.

1.Обратитесь к товарищу по группе с вопросом о том, как лучше подготовиться к зачетному занятию;

2.Сделайте комплимент бабушке

16.

1. Разыграйте и запишите ситуацию знакомства между вами и:

спутниками в купе поезда

2. Составьте диалог, в котором данные реплики будут первыми:

Привет Коля! Извини, я спешу на занятия. Встретимся вечером.

17.

1.Обратитесь к товарищу по группе с вопросом о том, кто может объяснить какой-либо трудный вопрос.

2.Из приведенных ниже вариантов слов и словесных формул выберите стилистически уместные в данной ситуации.

В общественном месте, на улице: а) Сколько времени? б) Который час?

в) Сколько время? г) Сколько часов? д) У Вас есть время? е) Сколько сейчас?

18.

1.Составьте формулы извинений:

за случайное опоздание (на занятие – перед преподавателем; на день рождения к другу)

2.Разыграйте и запишите ситуацию знакомства между вами и:

сверстником в малознакомой компании

19.

1.Запишите формулы благодарности родителям за подарок ко дню рождения

2.Вежливо откажите в просьбе одолжить журнал, который нужен вам самому

20.

1.Составьте формулы извинений:

за неловкое движение в транспорте (перед пожилым человеком, ребенком)

2.Сделайте комплимент девушке (парню), с которым только что познакомились

21.

1.Запишите формулы благодарности другу за поддержку во время сессии

2.Выразите сочувствие в следующей ситуации- ваш друг потерял кошелек

22.

1. Вежливо откажите в просьбе пойти в гости в компанию, которая вам не нравится

2.Сделайте комплимент преподавателю

23.

1. Выразите сочувствие в следующей ситуации -спортивная команда, в которой состоит ваш друг, проиграла

2. Обратитесь с просьбой к родителям - помочь принять большую компанию гостей

24.

1. Вежливо откажите в просьбе пойти в театр с человеком, который вам не нравится

2. Сделайте комплимент однокурснице

25.

1. Сделайте комплимент зав. Отделением

2.Подготовьте текст новогоднего поздравления. Какие формулы речевого этикета вы употребите, поздравляя любимую девушку (друга)

26.

1.Подготовьте текст новогоднего поздравления. Какие формулы речевого этикета вы употребите, поздравляя бабушку

2.Разыграйте и запишите ситуацию знакомства между вами и новым соседями по дому

27.

1.Составьте диалог, в котором данные реплики будут первыми:

Здравствуйте, Наталья Сергеевна! Можно я Вам помогу?

2.Составьте формулы извинений за неловкое движение в транспорте (перед сверстником, женщиной)

28.

1.Составьте формулы извинений за случайное опоздание на свидание – перед знакомой

2.Разыграйте ситуацию общения:

В первые студенческие каникулы вы пришли в свою школу и встретили:

-директора школы

29.

1.Разыграйте ситуацию общения:

В первые студенческие каникулы вы пришли в свою школу и встретили:

-директора школы

Что вы скажите в этой ситуации, какие формулы речевого этикета вы будете использовать?

2.Опишите ситуации, в которых могут быть употреблены данные формулы речевого этикета:

Добрый день! – Приветствую вас! – Привет! – Наше вам с кисточкой! – Здравствуйте! – Здрасьте!

30.

1.Разыграйте ситуацию общения:

В первые студенческие каникулы вы пришли в свою школу и встретили:

-- первую учительницу, уже не молодую

Что вы скажите в этой ситуации, какие формулы речевого этикета вы будете использовать?

2. Опишите ситуации, в которых могут быть употреблены данные формулы речевого этикета:

До свидания! – До встречи! – Будь здоров! – Пока! – Будь! – Позвольте откланяться! – Покеда! – До свиданьица!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: