Синтаксические ошибки - нарушение конструирования предложений, правил сочетания слов.




Направление: Лингвистические науки

 

Проект на тему:

«Изучение лингвистических ошибок в повседневной жизни»

 

 

Автор работы:

Павлова Диана Евгеньевна

Ученица 8 класса ГОУ «ЗабКЛИ»

 

 

Чита, 2014

 

Оглавление:

Оглавление: 2

Введение. 3

Цель проекта: 3

Задачи: 3

Актуальность: 3

Объект исследования: 4

Описание деятельности в ходе проекта. 4

Исследовательская часть. 5

Выводы.. 9

Литература. 10

 

 

 

 

 

 

Введение

В наше время актуальным стал вопрос о бережном отношении к русскому языку. Безграмотная речь окружает нас не только в повседневном общении, но и в СМИ. Именно данная проблема и определяет актуальность исследования.

Цель проекта:

собрать информацию о лингвистических ошибках.

Задачи:

1. Узнать какие существуют виды лингвистических ошибок.

2. Как бороться с лингвистическими ошибками.

3. Где встречаются лингвистические ошибки

4. Почему нужно бороться с лингвистическими ошибками

 

Актуальность:

В настоящее время во многих СМИ совершаются лингвистические ошибки. И люди должны стараться совершать меньше таких ошибок.

 

Объект исследования:

СМИ: телепередачи, реклама, интернет.

 

Описание деятельности в ходе проекта.

Лингвистика (lingua, что означает «язык»)– это наука, изучающая язык, рассматривающая образование слов, построение предложений и словосочетаний. Следовательно, лингвистические ошибки – это ошибки в устной и письменной речи человека. Значит лингвистические ошибки соответствуют разделам лингвистики.

В лингвистике выделяют следующие разделы:

 

1) фонетика – раздел лингвистики, который изучает звуки речи;

2) лексикология – раздел лингвистики, который изучает словарный состав языка;

3) фразеология – раздел лингвистики, который изучает устойчивые сочетания слов (фразеологизмы);

4) морфология – раздел лингвистики, который изучает слово как часть речи;

5) орфография – раздел лингвистики, который изучает правила написания слов;

6) синтаксис – раздел лингвистики, который изучает строение словосочетаний и предложений;

7) пунктуация – раздел лингвистики, который изучает правила постановки знаков препинания в предложении.

Фонетические ошибки - это неправильное произношение звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения.

Лексические ошибки - это употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования.

Типы:

1. Употребление слова в несвойственном ему значении. В рамках этого типа выделяют три подтипа:

· Смешение слов, близких по значению

· Смешение слов, близких по звучанию

· Смешение слов, близких по значению и звучанию.

Словосочинительство. Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.

Нарушение правил смыслового согласования слов. Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений. Например, нельзя сказать: «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно. Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии. Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень.

Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении.

· Изменение лексического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;

· Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»);

· Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);

· Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;

· Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);

· Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;

· Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».

Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова.

Орфографические ошибки - незнание правил написания, переноса, сокращения слов.

Синтаксические ошибки - нарушение конструирования предложений, правил сочетания слов.

· Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;

· Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;

· Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);

· Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это внимание»;

· Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: