Администрация малого бизнеса США (АМБ) – независимое федеральное ведомство в составе правительства, подотчетное президенту. Должность руководителя АМБ назначается по представлению президента с обязательным утверждением конгрессом США. Бюджет и направления финансирования АМБ также утверждаются Конгрессом. Таким образом, АМБ имеет высокий статус в структуре государственного управления и общественной жизни США
Существуют четыре программных функций АМБ
· Обеспечение доступа к капиталу (финансирование предприятий) АМБ предоставляет МП множество вариантов финансирования, от микрокредитов на удовлетворение самых мелких потребностей до значительных заемных средств и инвестиций в долю акционерного участия;
· Развитие предпринимательства через информационные услуги, техническую помощь и обучение. АМБ предоставляет индивидуальные консультации МП, как при личной встрече со специалистами, так и через интернет, а также недорогие программы обучения для начинающих предпринимателей и предприятий, более чем в 1800 географических точках в США;
· Содействие МП в заключении контрактов с правительством (федеральные закупки товаров, работ и услуг). Правительство США является самым крупным в мире покупателем товаров и услуг. Ежегодно федеральное правительство осуществляет закупки на сумму около 200 млрд. долл. В соответствии с Законом о МП, АМБ совместно с другими федеральными министерствами и ведомствами помогает МП получить прибыль в размере около 23% от федерального бюджета, выделяемого на закупки товаров, работ и услуг по контрактам с правительственными генподрядчиками. АМБ также сообщает МП о возможностях участия в правительственных контрактах в качестве субподрядчиков, проводит с ними разъяснительную работу и соответствующие программы обучения;
|
· Защита интересов МП. Созданный в 1978г. в структуре АМБ Отдел защиты интересов МП рассматривает утвержденные Конгрессом законы и представляет интересы МП в слушаниях. Кроме того, Отдел оценивает, как отразятся на деятельности МП те или иные законодательные акты. Также в Отделе проводят научные исследования по широкому кругу вопросов, связанных с МП и конъюнктурой мелкого предпринимательства. Главного юрисконсульта этого отдела назначает Президент США.
При определении предприятия, подпадающего под категорию МП, АМБ руководствуется следующими критериями:
· Сфера «Оптовая торговля»: не более 100 сотрудников;
· «Розничная торговля или сфера обслуживания»: средний объем продаж в течение трех лет, не должен превышать 4-30 млн. долл. в год;
· «Промышленное производство»: не более 500 сотрудников (в некоторых случаях до 1500),
· «Строительство»: средний объем продаж в течение трех лет, не должен превышать от 12 до 28,5 млн. долл. в год.
Во всех штатах страны АМБ имеет региональные представительства, которые взаимодействуют с Центрами развития предпринимательства (ЦРП). ЦРП создаются АМБ совместно с университетами (иногда с администрацией штата).
АМБ обеспечивает 50%-е финансирование ЦРП, т.е. из средств федерального бюджета. Остальные 50% покрываются принимающей стороной из какого-либо одного из следующих источников: собственные средства университета, бюджет штата, частные спонсоры или меценаты. Принимающая сторона может обеспечить финансирование и материальными средствами (помещения, оборудование, техника и т.д.).
|
Как правило, ЦРП создается на базе одного из университетов штата, реже - при органах власти штатов. ЦРП создаются практически во всех городах и округах штата Определение университетов в качестве партнеров имеет преимущества связанные с тем, что они независимы от властей штатов, т.е. смена губернаторов не влияет на деятельность ЦРП.
Основным критерием отбора подходящих университетов является степень охвата его деятельности в штате, т.е. наличие партнерской сети: колледжи, филиалы, представительства и т.д. Кроме того, университет должен доказать свою компетентность, т.е. располагать квалифицированным персоналом, материально-технической базой, методиками обучения, исследований и др.
Университеты проходят аккредитацию в АМБ, после чего участвуют в программе АМБ по поддержке малого бизнеса через сеть ЦРП. При университетах имеется должностное лицо (обычно проректор), который ведет данное направление деятельности университета, и ему подотчетна вся сеть ЦРП штата. Такой сотрудник университета отвечает за организацию, менеджмент, подбор кадров, планирование работы и распределение финансовых средств ЦРП.
Срок действия аккредитации университета 4 года. Университет-партнер АМБ может привлечь и другой университет для работы по созданию сети ЦРП.
ЦРП в своей деятельности подотчетен отобранному университету, который, в свою очередь, подотчетен АМБ. Отчеты о проделанной работе, расходах и результатах деятельности сводятся университетом и предоставляются в АМБ. Там, с помощью специального программного обеспечения, сводятся отчеты региональных сетей ЦРП, определяется их рейтинг, а также итоги работы каждого центра.
|
АМБ отчитывается о проделанной работе Конгрессу США. В случае выявления нарушений со стороны сети ЦРП проводится более детальная ревизия с привлечением независимых экспертов. Если подтверждается факт финансовых нарушений, вопрос рассматривается согласно соответствующему законодательству.
Таким образом, ЦРП представляет собой сеть общественных организаций, в состав которой входят АМБ, университеты, а также (в некоторых случаях) торгово-промышленные палаты, власти штатов и местная администрация, НПО и частный бизнес. В США действуют более 1000 ЦРП.
В целом, деятельность сети ЦРП направлена на поддержку малого бизнеса и предполагает обучение, консалтинг, техническую помощь, содействие в поиске источников финансирования, подготовке документов для участия в госзакупках, а также определение и урегулирование общих проблем малого бизнеса в регионе.
ЦРП не получают прямые доходы и прибыль, и их деятельность нацелена на достижение косвенных результатов в виде получения налогов от малого бизнеса и создания новых рабочих мест.
Незначительные доходы ЦРП получают от тренингов и семинаров для предпринимателей. Полученные средства идут на оплату услуг преподавателей и аренду помещений. Привлекаемые преподаватели и консультанты ЦРП должны обязательно иметь опыт собственного предпринимательства.
Основной акцент ЦРП делают на обучение населения навыкам предпринимательства и ведения бизнеса, поиск источников финансирования и предоставление консультаций по расширению действующего бизнеса. Услуги, предоставляемые ЦРП, можно подразделить на 7 основных направлении:
1. Обучение и консультации населения в сфере ведения бизнеса. ЦРП набирают группы людей, желающих начать свое дело или бизнес, предоставляют им стандартные бизнес-планы, обучают необходимым процедурам для открытия бизнеса, обучают делать расчеты и проводить технико-экономическое обоснование бизнес-проекта;
2. Содействие в получении данных по маркетинговым исследованиям, экономическим прогнозам, тенденциям рынка, рынкам сбыта и поставщикам;
3. Содействие в подготовке документов для участия в конкурсах по государственным закупкам, подготовке сертификатов и прохождении аккредитации в списке участников реализации государственных заказов;
4. Содействие в доступе к участию в программах правительства по поддержке малого бизнеса;
5. Содействие в поиске источников финансирования;
6. Содействие в подготовке документов и оформлении заявок на получение финансовой помощи и финансирования, предоставляемых финансовыми и кредитными организациями;
7. Сопровождение бизнеса: постоянные консультации, семинары, тренинги по интересующим темам. Здесь необходимо отметить, что ЦРП не предоставляют бухгалтерские и юридические услуги.
Если говорить об отдаче от деятельности ЦРП, то в АМБ убеждены в их высокой эффективности. Согласно статистическим наблюдениям, осуществляемым АМБ, 1 доллар инвестиций в ЦРП приносит прибыль в виде поступлений в бюджет от деятельности МП в размере от 2-х до 19-ти долларов, в зависимости от штата.