Наступило время послушать нашим родителям, как мы научились читать.




Урок обучения грамоте

«Прощание с Азбукой»

Класс

Занятие проведено с использованием ИКТ, технологии ролевой игры

Цели:

· подвести итог проделанной работы на уроках обучения грамоте;

· активизировать познавательную деятельность учащихся

Задачи:

· закрепить у учащихся знание алфавита (последовательность букв, их правильные названия), знания о произнесении букв;

· поддерживать интерес и воспитывать любовь к русскому языку и чтению

· умение выступать перед другими;

· умение обобщать, анализировать, конкретизировать и доказывать;

· участвовать в коллективной деятельности, продуктивно взаимодействовать с учителем и одноклассниками;

· проявлять творческую инициативу

Оборудование: шарики, плакаты «До свидания, Азбука!» «Азбука - ступенька к мудрости», «Кто много читает, тот много знает»; выставка детских работ, костюм Азбуки, фонограммы песен, таблички с изображением букв, презентация, раздаточный материал для заданий в группах, компьютер, проектор, кукольный театр.

Музыкальное сопровождение:

  • песня «Маленькая страна», «Азбука»
  • песня «Чему учат в школе»
  • песня «Наш учитель самый лучший», «Песенка мамонтёнка», «Праздник букваря».
  • музыка к танцу «Утята»

Дети заходят в класс под звуки мелодии «Маленькая страна»…Аплодисменты…

Учитель. Позади самое трудное время – первое полугодие. Мы учились считать, писать, учились жить по правилам нашего школьного дома, учились дружить. Мы учились быть учениками. Быстро время пролетело… Дорогие ребята! Уважаемые родители! Сегодня у нас необычный день. Мы закончили первую школьную книгу – «Азбуку», научились все читать. За это время все повзрослели, многое узнали и многому научились, испытали первые трудности и научились их преодолевать,. Пролетели дни, недели, месяцы напряженного труда. Первая ступенька на лесенке знаний – это общий труд, как для нас, так и для родителей. Поздравляю вас с первой серьезной победой! Аплодисменты…

Как и на любом празднике, мы будем сегодня веселиться: петь, танцевать, играть. Но сначала совершим непродолжительное путешествие в историю.

 

Ученица. Это сейчас мы учимся читать по азбуке, а раньше, много-много лет назад не было ни азбуки, ни других учебников. И вот более тысячи лет назад два брата Кирилл и Мефодий (слайд) создали первую славянскую азбуку - кириллицу (по имени старшего брата). Создали - придумали знаки для обозначения звуков. Они говорили: «Всем людям светит солнце, для всех идёт дождь, всех кормит земля. Все люди равны перед Господом, всем нужна грамота» (слайд).

Ученик. Шли столетия. И только в 1574 году Иван Федоров напечатал на станке первый русский букварь в городе Львове (слайд). В Москве первопечатнику Ивану Федорову поставлен памятник (слайд).

Ученик. Букварь существует более 400 лет. Сменяются поколения, изменяется сам букварь, но остаётся главное его назначение – учить детей читать! Сегодня мы говорим: «Спасибо Азбуке!» - хором.

И ещё - азбука и букварь - это одно и то же (слайд). Разные слова обозначают один предмет - это книга для обучения грамоте. Азбуку называют старшей сестрой букваря, т.к. само по себе это слово в русской речи появилось раньше - со времен Кирилла и Мефодия. А слово Букварь появилось позже. Но оба эти слова сложены из первых букв старославянской азбуки (слайд).

 

Азбука

Здравствуйте, ребята! Очень рада повидаться с вами вновь.

Я – Азбука! Учу читать!

Меня никак нельзя не знать.

Меня изучишь хорошо

И сможешь ты тогда

Любые книжки прочитать без всякого труда!

 

Учитель. Мы рады видеть тебя, дорогая Азбука! Садись, будь сегодня самой желанной гостьей на нашем празднике. А ребята споют для тебя песню.

Исполняется песня «Азбука»

Учитель. Жизнь наших детей немыслима без игрушек. Послушайте об этом стихотворение А.Барто «Я выросла» - инсценирование.

Мне теперь не до игрушек –

Я учусь по букварю, Соберу свои игрушки

И Серёже подарю.

Деревянную посуду

Я пока дарить не буду.

Заяц нужен мне самой –

Ничего, что он хромой.

А медведь измазан слишком…

Куклу жалко отдавать:

Он отдаст её мальчишкам

Или бросит под кровать.

Паровоз отдать Серёже?

Он плохой, без колеса…

И потом, мне нужно тоже

Поиграть хоть полчаса!

Мне теперь не до игрушек –

Я учусь по азбуке…

Но я, кажется Серёже

Ничего не подарю.

Дети исполняют песню «Чему учат в школе»

Ученик. Книгу первую мою

Берегу я и люблю

Хоть пока и по слогам,

Я её читаю сам.

И с конца, и с серединки

В ней красивые картинки.

Есть стихи, рассказы. Песни.

С книгой жить мне интересней!

Ученица. Если мамы дома нет,

То не стану я скучать,

Я зажгу настольный свет,

Чтобы книжку почитать.

Книга добрая, живая,

Чудеса она творит!

Обо всём на свете знает

И со мною говорит.

Спасибо, дорогая Азбука! Ты нас научила грамоте.

Ученик. Я с этой книгой в первый раз

Пришёл в свой первый светлый класс.

Я эту книгу полюбил,

Я в ней все буквы изучил.

И как мне радостно сказать:

«Умею я теперь читать!»

Азбука. За ребят я очень рада,

Вижу: учатся всему –

Счёту, грамоте. Письму.

Хоть малы ещё на вид -

Знают русский алфавит.

Сколько букв в нём?

 

Все: Тридцать три!

Ты на буквы посмотри!

 

Выходят ученики. В руках небольшие плакатики…

Дети читают коротенькие стихи о буквах:

Буква «А» сладка на вкус,

Словно сахарный арбуз.

Бегемотик обгоняет на площадке барсука.

Ловко прыгнув, он бросает

Мяч в кольцо издалека.

Буква «В» есть есть в слове «вол»,

Я легко её нашёл!

Что за грохот? Что за гром?

Букву «Г» принёс нам гном.

Зацепился он за гвоздь,

И упал наш бедный гость.

Буква «Д», как будто дом,

Я в деревне жил в таком.

Буква «Ё» есть в слове «ёж»,

Ты легко её найдёшь!

Узнаёшь знакомый звук?

Буква «Ж» жужжит, как жук.

«З» звенит, словно звонок,

Нас торопит на урок.

«И» – игрушки, «И» – игра.

Любит игры детвора!

Йогурт из малины

Самый наш любимый!

Буква «К», как куколка,

Славненькая буковка!

Букву «М» узнал я рано,

Ведь она есть в слове «мама».

Носом к носу на дороге

Повстречались носороги.

Видно, узкая дорога

Для большого носорога.

«О» - похожа на колечко,
Словно шерстка на овечке.

«П» - прекрасные подарки

Принесли в пакете ярком.

В букве «Р» живёт Россия –

Реки, рожь, ракетодром,

Руки матери родные

И родительский наш дом.

И рябиновость июля,

И росинки, и рассвет,

Буква «Р» – раненье пулей,

Что у сердца носит дед.

Разбудило утро рельсы,

Распахнулась даль и ширь,

Начиналась с этой буквы

Наша Родина и жизнь.

«С» – свистит, словно свисток:

Удирайте со всех ног!

Взял я тонкую тетрадь,

Букву «Т» писать.

Замычит Бурёнка: «Му-у!»

Узнаёте букву «У»?

Я в лесу нашёл фиалку –

Только рвать фиалку жалко!

Веселится буква «Х»:

Хи-хи-хи да ха-ха-ха!

Как-кап-кап – за каплей капля

Мелкий дождик моросит.

Буква «Ц», как будто цапля,

На одной ноге стоит.

Чашки, чайник, сладкий чай.

Что за буква? Отвечай!

Я шуршу, как будто шины,

Есть я в слове и «машина».

И собой я хороша!

Вы узнали букву «Ш»?

Буква «Щ» есть в слове «щит»,

От удара он трещит!

 

Знак я очень твёрдый,

Оттого и гордый.

Буквы в слове разделяю,

Только, жаль, меня теряют!

Буква «ы» есть в слове «бык»,

Травку бык щипать привык.

Я – мягкий знак.

Меня найдёшь

И в слове «льёт»,

И в слове «дождь».

Этот дом похож на наш –

У него один этаж.

Скачет Юля, как юла,

Хоть и ростиком мала.

Ты твердишь всё: «Я да я!

Всех умнее я, друзья!»

Не забудь, что буква «Я» -

Самая последняя!

 

Азбука. Молодцы, ребята! Ни одной буквы не забыли, все назвали правильно!

Я – королева Азбука, а все буквы, с которыми вы познакомились на уроках – мои подданные.

Кстати, кто-нибудь знает, откуда взялось моё имя – Азбука? Прислушайтесь, какое красивое имя! Что же оно означает? Давным-давно у наших предков алфавит открывала буква «А», но называлась она тогда иначе – «аз». Вторая буква, так похожа на современную «Б», называлась – «буки». «Аз» и «буки» - вот и получилась «азбука».

Садись, дорогая Азбука, будешь нашей гостьей.

Ученик. Мы знаем буквы, знаем слоги,

Умеем говорить, считать.

И постепенно, понемногу

Мы научились все читать!

 

Наступило время послушать нашим родителям, как мы научились читать.

Чтение открыток (каждый читает только для него приготовленный текст, напечатанный на открытке, текст незнакомый). Вот примеры нескольких текстов: «При солнышке - тепло, при матери – добро»

Ученик.

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну прочитай ещё страницу!

Не надо ждать, не надо звать,

А можно взять и прочитать!

Ученица.

Много книг чудесных

Книжек умных, интересных,

Увлекательных, весёлых

В городах, станицах, сёлах.

Ты идёшь в библиотеку

Чтоб побольше прочитать.

Настоящим человеком

Помогают книги стать.

Новых книг живые строки

Открывают путь широкий.

Жить без книг мы не могли бы,

Дорог нам их вечный свет.

Книгам добрым, интересным

Всем мы классом шлём привет!

Азбука

Давайте поиграем в «Путаницу» по 3 человека в команде. Вам надо из набора букв составить по 2 слова (задание на карточках для каждой команды: 1 к. - 2 названия животных жарких стран из букв О, Л, Ж, Р, Н, А, Ф, С, И (ЖИРАФ, СЛОН), 2 к. - 2 животных севера (О, Р, Н, Е, Ж, М, Ь, О, Л - МОРЖ, ОЛЕНЬ), 3 к. - 2 птицы (О, О, О, И, А, Р, К, Т, С, С - АИСТ, СОРОКА). Проверим, как выполнили задание наши команды. Какие слова вы составили из своих букв? Молодцы! А в каком из этих слов 1 слог? В каком слове все согласные твёрдые?

Физкультминутка «Танец маленьких утят» - танцуют все!

У нас в гостях заведующая школьной библиотекой, которая поздравляет обучающихся с праздником, дарит книги в подарок…

Для торжественного посвящения первоклассников школы в юные читатели прошу всех встать!

· Обещайте бережно относиться к каждому учебнику, к каждой книге!

· Обещайте подружиться с книгой!

· Обещайте стать активными читателями нашей библиотеки!

 

Ученик. Сколько звёзд в небесах,

Сколько цвету в лесах,

Сколько капель в Днепре!

Столько книг на земле!

Есть в ладошку одни,

Есть большие тома.

Проживают они

Вместе с нами в домах!

Группа детей исполняет песню «Наш учитель самый лучший!»

Учитель благодарит родителей за сотрудничество и активное взаимодействие с учителем.

Ученица. Читает стихотворение Р.Сефа. «Если ты ужасно гордый»

Группа ребят исполняют «Песенку мамонтёнка».

Ученик. Спасибо, мамочка, тебе

За все заботы обо мне.

За то, что в школу я хожу,

За книгу, что в руках держу!

 

Ответное слово родителей. Поздравляют детей, благодарят учителя.

 

Ученик. Мы азбуку прочли до корки,

Нам по чтению – пятёрка!

Позади нелёгкий труд

Слогового чтения.

Нам сегодня выдают

У-дос-то-ве-ре-ния!

В том, что мы азбуку прочли,

Полный курс наук прошли

И теперь без передышки

Мы прочтём любые книжки!

Учитель.

Мой дружок дорогой,

День сегодня такой…

Ты закончил азбуку

И иди в путь со мной,

Вместе мы прочитаем

Тысячи книг!

Так что в путь!

Не робей.

Не грусти, не жалей,

Что закончил азбуку.

Я желаю тебе унестись в эту даль

Научиться решать,

Научиться дружить

И в беде помогать,

И решительным быть.

Учитель с Азбукой вручают удостоверения, родители – книги. Ребят поздравляет директор школы.

Азбука. Я рада, дети, что вы умеете читать. Но научила я вас ещё не всему. Я привела к вам на праздник гостей.

Входят вожатые в костюмах новых учебников.

Русский язык. Здравствуйте, ребята! Я - русский язык, я научу вас грамотно писать.

Литературное чтение. Здравствуйте, ребята. Я очень рада, что пришла к вам. Но, дорогая азбука, здесь так много детей, я боюсь, не обидят ли они меня.

Азбука. Что ты, нет. Со мной первоклассники обращались очень бережно. Дети знают, как обращаться с книгами. Мы им напомним ещё раз об этом.

· Перед тем, как взять книгу, посмотри, чистые ли у тебя руки.

· Чтобы учебники дольше служили тебе, оберни их.

· Нельзя писать и рисовать на книге.

· Не загибай уголков и страниц, пользуйся закладками.

· Соблюдая эти правила, ты сохранишь учебники в образцовом состоянии для других.

 

Библиотекарь. Я думаю, дети, что вы запомните эти простые правила и будете бережно обращаться не только с учебниками, но и с другими книгами, которые вы будете читать.

Детям вручают учебники

Во второй части занятия с ответным словом выступают обучающиеся. Рассказывают о том, как по-разному складывались отношения между ними, как учились дружить, читать, писать… о том, что всё у них в жизни было впервые:

Ученица.

Меня дежурить выбрали,

Дежурю в первый раз.

Бумажки поднимала я,

Проветривала класс.

Я доску нашу вытерла,

Достала новый мел,

За тишиной следила я –

Шуметь никто не смел!

Я целый день работала,

Устала под конец.

«Ну что за молодец!

Какие парты чистые,
Как чисто на полу!»

Зато сама дежурная

В чернилах и в мелу!

Учитель. Доска нас научила красиво писать. Большинство моих ребят овладели навыком каллиграфического письма.

Ученик.

Доска темна,

Зато умна,

Немало знает слов она.

Весна.

Работа.

Хлеб.

Река.

Какая умная доска!

Крошится мел в моей руке,

Слова выводит на доске:

Мир, мама, солнце, облака – (пишет на доске)

Какая умница доска!

Аплодисменты, выставка прописей.

Учитель. Откроем двери в наш кукольный театр, посмотрим сказку Мироновой «Школа в лесу»

Разыгрываются сценки по произведениям:

В.Орлов. «Что написано в тетрадке?», «Кто кого обидел первый?»

В.Осеева. «Синие листья», «Случай».

 

Вот настал момент прощанья,

Праздник Азбуки прошел.

Говорим мы: «До свиданья!»

И до новых встреч, друзья!

Учитель

Что ж, ребята! Наш праздник подходит к концу. Теперь мы с вами стали настоящими и полноправными читателями. Теперь мы можем свободно читать новую книгу, которая с нетерпением ждёт вас в классе.

Праздник завершается исполнением песни «Праздник букваря».

Литература:

1. Я иду на урок в начальную школу. Сценарии школьных праздников. Книга 2. Москва, «Первое сентября», 2001

2. Занимательное азбуковедение: Книга для учителя / Сост. В.В. Волина. – М.:Просвещение.1991.

3. Ярославцев А.Н. Здравствуй, школа! Сборник сценариев. Краснодарский городской информационный научно-методический центр. – Краснодар. 1994.

  1. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. Ярославль, Академия развития. 2001

Минусовки песен:

https://avgustina.moy.su/load/20-1-0-205

https://po4emu4ki.ucoz.ru/load/azbuka/11-1-0-387

https://s-f-k.forum2x2.ru/t89p75-topic

https://psidou1274.ucoz.ru/index/zanimatelnyj_material/0-31

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: