Информационный программный автоматизированный стандарт




Одним из важнейших компонентов ИЛП и CALS является обеспечение персонала эксплуатационной и ремонтной документацией, выполненной в электронном виде. Характерным свойством такой документации является ее интерактивность, т.е. возможность для обслуживающего и ремонтного персонала получать необходимые сведения о процессах и процедурах в форме прямого диалога с компьютером. Для реализации такой возможности, а также для презентаций проектов и для обучения персонала, занимающегося обслуживанием и эксплуатацией изделий, создаются технические руководства IETM — Interactive Electronic Technical Manual (или IETP — Interactive Electronic Technical Publication) и учебные пособия (ICW — Interactive Courseware). В них содержатся описания изделий, технологии эксплуатации, поясняются приемы обслуживания, методы диагностики и ремонта. В частности, в технических руководствах должны быть сведения о планировании регламентных работ, типовых отказах, способах обнаружения неисправностей и замены неисправных компонентов, испытательном оборудовании, способах заказа материалов и запасных частей и т.п.

Эксплуатационные документы должны создаваться в соответствии с концепциями, развиваемыми в CALS, обеспечивая повышенные удобства и эффективность освоения и эксплуатации сложной техники. Концепция создания и сопровождения электронной эксплуатационной документации получила название технологии IETM или ИЭТР (интерактивных электронных технических руководств).

В технологиях CALS к эксплуатационной документации IETM предъявляются повышенные требования. Это прежде всего представление документов в электронном виде, открытость пособий и руководств, т.е. их приспособленность к внесению изменений и конвертированию форматов, должная степень интерактивности и управления данными, адаптация учебного материала к конкретным запросам пользователей, малые затраты на создание документов для новых версий изделий.

Конкретизация задач ИЭТР представлена следующим списком:

· обеспечение пользователя справочным материалом об устройстве и принципах работы изделия;

· обучение пользователя правилам эксплуатации, обслуживания и ремонта изделия;

· обеспечение пользователя справочными материалами, необходимыми для эксплуатации изделия, выполнения регламентных работ и ремонта изделия;

· обеспечение пользователя информацией о технологии выполнения операций с изделием, потребности в необходимых инструментах и материалах, о количестве и квалификации персонала;

· диагностика состояния оборудования и поиска неисправностей;

· подготовка и реализация автоматизированного заказа материалов и запасных частей;

· планирование и учет проведения регламентных работ;

· обмен данными между потребителем и поставщиком.

Типичный состав ИЭТР:

· описание устройства и функционирования изделия и его частей;

· правила эксплуатации изделия, включая ограничения, подготовку, собственно использование;

· диагностика оборудования и поиск неисправностей, ТОиР;

· регламент технического обслуживания, планирование и учет регламентных работ;

· каталоги запасных частей, ведомости ЗИПа;

· обмен информацией с заводом-поставщиком, автоматизированный заказ материалов и запасных частей;

· упаковка, транспортирование, консервация, хранение;

· утилизация.

Очевидна необходимость поддержки обмена данными между заказчиком и поставщиком.

Для создания и применения ИЭТР используются специализированные программные продукты, примером которых может служить комплекс Technical Guide Builder (TGB), разработанный НИЦ CALS-технологий "Прикладная логистика". Другой пример — пакет Seamatica компании "Си Проект", в котором для просмотра ИЭТР и интерактивных схем используется Web-браузер и не требуется установки специального ПО.

ИЭТР включает в себя базу данных (БД) и электронную систему отображения (ЭСО).

Задачи ИЭТР решаются благодаря специфическим формам и методам организации БД и способам доступа к ней. По существу ИЭТР является своеобразной базой знаний об изделии и в этом качестве представляет собой интеллектуальное средство поддержки эксплуатации изделия на постпроизводственных стадиях жизненного цикла изделия. База данных ИЭТР имеет структуру, позволяющую пользователю быстро получить доступ к нужной информации. Она может содержать текстовую и графическую информацию, а также данные в мультимедийной форме (аудио- и видеоданные).

ЭСО предназначена для визуализации данных и обеспечения интерактивного взаимодействия с пользователем. Способ взаимодействия с пользователем и техника представления информации унифицированы для всех ИЭТР.

В технологиях ИЭТР используется ряд стандартов. Кроме стандарта ISO 8879 (SGML), здесь находят применение стандарт ISO 10744 (HyTime — Hypermedia / Time-based Document Structuring Language), спецификации MIL-87268...87270 и др. Так, документ MIL-M-87268 (Interactive Electronic Technical Manual Content) определяет общие требования к содержанию, стилю, формату и средствам диалогового общения пользователя с интерактивными электронными техническими руководствами. В спецификации MIL-D-87269 содержатся требования к базам данных для интерактивных электронных технических руководств и справочников, описаны методы представления структуры и состава промышленного изделия и его компонент на языке SGML, даны шаблоны документов на составные части технической документации, перечислены типовые элементы документов. Подробно описана схема внутреннего построения баз данных на основе конструкций и элементов языка SGML. В авиационной промышленности для создания ИЭТР руководствуются спецификацией AECMA S1000D.

В России интерактивные электронные технические руководства выполняются в соответствии с нормативно-техническими документами, принятыми Госстандартом в 2001 г. и определяющими общие требования к логической структуре, содержанию, стилю и оформлению иерархически структурированных ИЭТР:

· Р 50.1.029—2001. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Интерактивные электронные технические руководства. Общие требования к содержанию, стилю и оформлению. Рекомендации по стандартизации. Госстандарт России. Москва, 2001г.

· Р50.1.030-2001. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Интерактивные электронные технические руководства. Требования к логической структуре базы данных. Рекомендации по стандартизации. Госстандарт России. Москва, 2001г.

Согласно этим документам ИЭТР представляет собой структурированный программно-аппаратный комплекс, содержащий взаимосвязанные технические данные, требующиеся при эксплуатации, обслуживании и ремонте изделия. ИЭТР предоставляет в интерактивном режиме справочную и описательную информацию об эксплуатационных и ремонтных процедурах, относящихся к конкретному изделию, непосредственно во время проведения этих процедур.

В ИЭТР используют классификацию документов. По одной из существующих систем классификации выделяют следующие классы ИЭТР:

· Класс 1 — Бумажно-ориентированные электронные документы. Отсканированные страницы бумажных руководств. Электронный документ — копия бумажного руководства. Преимущества: большие объемы бумажной документации заменяет компактный электронный носитель. Недостатки: не добавляет никаких новых функций по сравнению с бумажными руководствами.

· Класс 2 — Неструктурированные документы. Текстовые электронные документы. Преимущества: возможность использования аудио- и видеофрагментов, графических изображений и возможность осуществлять поиск по тексту документа. Недостатки: ограниченные возможности обработки информации.

· Класс 3 — Структурированные документы. Начиная с класса 3, руководства представляют собой документы, имеющие три компонента: структура, оформление и содержание. Кроме того, начиная с класса 3, ИЭТР имеют стандартизированный интерфейс пользователя. Преимущества: существует возможность стандартизировать структуру, оформление и пользовательский интерфейс руководств (например, в соответствии с отраслевыми стандартами на эксплуатационную документацию), стандартизированный интерфейс пользователя позволяет облегчить работу с ИЭТР. Недостатки: при создании руководств к сложным промышленным изделиям появляются проблемы управления большим объемом информации.

· Класс 4 — Интерактивные базы данных. Преимущества: можно создавать технические руководства большого объема. Недостатки: отсутствие системы диагностики изделия.

· Класс 5 — Интегрированные базы данных. Дают возможность прямого взаимодействия с электронными модулями диагностики изделий, что существенно облегчает обслуживание и ремонт изделия. Преимущества: возможность проведения диагностики изделия. Недостатки: очень высокая стоимость создания. Вариант использования конкретного класса ИЭТР, в общем случае, зависит от сложности изделия, от финансовых и технических возможностей пользователя.

По другой системе классификации выделяют следующие классы ИЭТР:

· Индексированные цифровые изображения документов.

· Линейно-структурированные электронные технические публикации (IETP-L).

· Иерархически-структурированные электронные технические публикации (IETP-D).

· Интегрированные электронные технические публикации (IETP-I).

Примеры ИЭТР

TG Builder — это система автоматизированной подготовки сопроводительной документации на сложные изделия в электронном виде. Функциональность TG Builder обеспечивает возможности работы коллектива авторов, планирования работ и обмена данными между разработчиками, а использование СУБД Oracle для хранения исходной информации и подготовленной документации обеспечивает возможность подготовки руководств большого размера. Это тесная интеграция с PDM, CAD системами и различными офисными приложениями, используемыми на предприятии. Комплекс Technical Guide Builder основан на трехуровневой архитектуре.

Основные функции системы:

· Подготовка документации в соответствии с международными стандартами S1000D и DEF STAN 00-60.

· Автоматизированное формирование логических связей между частями и разделами документации.

· Автоматизированное кодирование разделов документации и изделий в электронных каталогах в соответствии с выбранным стандартом.

· Автоматизированный ввод исходных данных из PDM, CAD и офисных приложений.

· Централизованное управление базой данных проектов документации на изделия.

· Поддержка коллективной разработки документации, планирование работ, разделение прав пользователей, контроль доступа к данным.

· Поддержка работы с текстовой, графической, мультимедийной информацией.

· Возможность публикации документации в виде ИЭТР на CD и бумажных носителях.

· Управление внесением изменений и сопровождение документации после ее поставки.

Для создания ИЭТР компания "Си Проект" разработала и предлагает линейку продуктов Seamatica, которые основаны на открытых стандартах. Для просмотра ИЭТР и интерактивных схем, созданных продуктами Seamatica, используется Web-браузер, и не требуется установки специального ПО.

Seamatica — инструментальная среда компании "Си Проект" для разработки ИЭТР. Реализованы следующие программные продукты:

· Seamatica-ED (редактор ИЭТР); базовый инструмент для создания и редактирования ИЭТР;

· Seamatica-SE (редактор интерактивных схем); инструмент для разработки наглядных интерактивных графических схем в электронном виде.

Редактор ИЭТР Seamatica-ED соответствуют требованиям международных стандартов S1000D (AECMA).

WEB-ориентированные электронные технические публикации (IETP-X).

 

Стандарт ISO/IEC 15288

 

Жизненный цикл систем описывается в стандарте ISO/IEC 15288, жизненный цикл ПО — в ISO/IEC 12207, обследование процессов — в ISO/IEC 15504.

Название стандарта ISO/IEC 15288 — "Системная инженерия — Процессы жизненного цикла систем" (Standard for Systems Engineering — System Life Cycle Processes). Стандарт описывает общую структуру процессов, составляющих жизненной цикл любого рода систем, созданных человеком. Основное внимание уделено вопросам непрерывной оценки качества систем, контроля качества циркулирующей информации, управления рисками, анализа рисков и оптимизации процессов на всех стадиях разработки и эксплуатации систем.

Каждый процесс описывается набором его результатов (outcomes), которые достигаются при помощи различных видов деятельности. Всего выделено 26 процессов, объединяемых в 5 групп.

1.Процессы выработки соглашений

· Приобретение системы;

· Поставка системы

2.Процессы организационного уровня

· Управление окружением;

· Управление инвестициями;

· Управление процессами;

· Управление ресурсами;

· Управление качеством.

3.Бизнес процессы

· Планирование;

· Оценивание;

· Мониторинг;

· Управление рисками;

· Управление конфигурацией;

· Управление информацией;

· Выработка решений.

4. Процессы уровня проектов

· Определение требований;

· Анализ требований;

· Проектирование архитектуры;

· Реализация;

· Интеграция;

· Верификация;

· Валидация;

· Передача в использование;

· Эксплуатация;

· Поддержка;

· Изъятие из эксплуатации.

5.Специальные процессы

· Адаптация описываемых стандартом процессов под нужды конкретного проекта.

В стандарте определено 123 различных результата и 208 видов деятельности, нацеленных на достижение результатов. Например, к процессу "Определение требований" относятся следующие результаты:

· Должны быть поставлены технические задачи, которые предстоит решить.

· Должны быть сформулированы системные требования. Деятельности в рамках этого процесса следующие.

· Определение границ функциональности системы.

· Определение функций, которые необходимо поддерживать,

· Определение критериев оценки качества при использовании системы.

· Анализ и выделение требований по безопасности.

· Анализ требований защищенности.

· Выделение критических для данной системы аспектов качества и требований к ним.

· Анализ целостности системных требований.

· Демонстрация прослеживаемости требований,

· Фиксация и поддержка набора системных требований.

Процесс "Управление рисками" подразумевает определение событий, которые отрицательно влияют на систему, проект или организацию, оценку рисков и их обработку, выявление факторов, которые могут воспрепятствовать успешной реализации проекта в целом или отдельной его части. В результате анализа рисков заказчик начинает иначе смотреть на проект, переоценивать свои возможности, и, соответственно, по-другому планировать работы. Наконец, может в корне измениться и сама бизнес-модель, которая закладывается в основу создаваемой системы. Оценка рисков производится в терминах и показателях качества, затрат, сроков или технических характеристик. Решение проблем управления рисками базируется на моделировании.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: