Тема 3. Основные положения методологии научного исследования
1. Понятие и уровни методологии научного исследования (философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический).
2. Объект и предмет изучения методологии научных исследований. Методология как система принципов и способов организации исследования. Структура методологического аппарата.
3. Значение методологии в исследовании. Функции методологии.
4. Соотношение понятий «методология», «метод», «методика».
вопрос. Понятие и уровни методологии научного исследования (философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический).
Термин методология греческого происхождения и означает «учение о методе» или «теория метода». В современной науке методология понимается в узком и широком смысле слова.
В широком смысле слова методология — это совокупность наиболее общих, прежде всего мировоззренческих, принципов в их применении к решению сложных теоретических и практических задач, это мировоззренческая позиция исследователя.
Вместе с тем это и учение о методах познания, обосновывающее исходные принципы и способы их конкретного применения в познавательной и практической деятельности.
Методология в узком смысле слова — это учение о методах научного исследования.
Таким образом, в современной научной литературе под методологией чаще всего понимают учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности,
Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования:
- объекта,
- предмета,
- задач исследования,
- совокупности исследовательских методов,
- средств и способов, необходимых для их решения,
- формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения научной задачи.
В структуре методологического знанияЭ. Г. Юдин выделяет четыре уровня методологии научного исследования:
- философский,
- общенаучный,
- конкретно-научный
- технологический.
Содержание первого, высшего философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания.
Второй уровень — общенаучная методология — представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин.
Третий уровень — конкретно-научная методология, т. е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине.
Методология конкретной науки включает как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, например проблемы системного подхода или моделирование в педагогических исследованиях.
Четвертый уровень — технологическая методология — составляет методика и техника исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания.
На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.
2 вопрос. Объект и предмет изучения методологии научных исследований. Методология как система принципов и способов организации исследования. Структура методологического аппарата.
Объектнаучного исследования - это совокупность связей, отношений и качеств исследуемого явления или общая сфера поиска, который находится в поле зрения исследователя.
Предмет исследования более конкретный и включает в себя аспект (ракурс) избранной проблематики, которая подлежит непосредственному изучению в данной работе, устанавливая границы научного поиска в объекте.
Между объектом и предметом в научном исследовании существует взаимозависимость, как между целым и его составными, где целое осознается как объект, а его часть - как предмет. Поскольку один и тот же объект может исследоваться в нескольких аспектах, то их выделение и составляет предмет исследования.
Основные принципы методологии познания:
- принцип единства теории и практики, которые являются взаимообусловленными. Практика — критерий истинности того или иного теоретического положения. Теория, не опирающаяся на практику, оказывается умозрительной, бесплодной. Теория призвана осветить путь практике. Практика, не направляемая научной теорией, страдает стихийностью, отсутствием должной целеустремленности, малоэффективностью.
- принцип объективности, что требует учета всех факторов, которые характеризуют то или другое явление. Искусство исследователя заключается в том, чтобы найти пути и средства проникновения в суть феномена, не внеся при этом ничего внешнего, субъективного. К примеру, в истории науки долгое время бытовало мнение, что объективная реальность, в том числе и внутренний мир человека, непознаваема и что в лучшем случае эту реальность можно познать, уловить только с помощью самонаблюдения, самосозерцания (такой метод называется интроспекцией). Естественно, что данный метод не соответствовал принципу объективности рассмотрения исследуемых явлений.
- принцип конкретности, который указывает на существенные стороны и закономерности объективных процессов и конкретные подходы к их оценке. Опыт убеждает, что нельзя глубоко исследовать ту или иную проблему подготовки будущих специалистов, идя только проторенными путями, следуя выработанным шаблонам и не пытаясь творчески преобразовать их.
- принцип развития, который состоит в формировании научного знания с отображением различий, количественных и качественных изменений объекта познания;
- принцип закономерности, который нуждается в обусловленности явлений с учетом отношений и связей между ними.
Методологический аппарат включает в себя:
- принципы организации и проведения научного исследования;
- методы научного исследования и способы определения его стратегии;
- научный аппарат: понятийно-категориальную основу научного исследования (актуальность, научную новизну, эвристическую ценность, теоретическую и практическую значимость, проблематику, объект, предмет, гипотезу, цель и задачу).
Все составляющие научного поиска в совокупности служат основой методологического аппарата, поэтому под научным исследованием понимают целенаправленное познание, результаты которого представлены в виде системы понятий, законов, теорий.
Методологию можно рассматривать в двух срезах: как теоретическую, и она формируется разделом философского знания гносеология, так и практическую, — ориентированную на решение практических проблем и целенаправленное преобразование мира. Теоретическая стремится к модели идеального знания (в заданных описанием условиях, например, скорость света в вакууме), практическая же — это программа (алгоритм), набор приёмов и способов того, как достичь желаемой практической цели и не погрешить против истины, или того, что мы считаем истинным знанием. Качество (успешность, эффективность) метода проверяется практикой, решением научно-практических задач — то есть поиском принципов достижения цели, реализуемых в комплексе реальных дел и обстоятельств.
В методологии можно выделить следующую структуру:
· основания методологии: философия, логика, системология, психология, информатика, системный анализ, науковедение, этика, эстетика;
· характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы деятельности;
· логическая структура деятельности: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности, решение задач;
· временная структура деятельности: фазы, стадии, этапы.
· технология выполнения работ и решения задач: средства, методы, способы, приемы.
Методология также делится на содержательную и формальную. Содержательная методология включает изучение законов, теорий, структуры научного знания, критериев научности и системы используемых методов исследования. Формальная методология связана с анализом методов исследования с точки зрения логической структуры и формализованных подходов к построению теоретического знания, его истинности и аргументированности.