Вопрос. Понятие и уровни методологии научного исследования (философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический).




Тема 3. Основные положения методологии научного исследования

1. Понятие и уровни методологии научного исследования (философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический).

2. Объект и предмет изучения методологии научных исследований. Методология как система принципов и способов организации исследования. Структура методологического аппарата.

3. Значение методологии в исследовании. Функции методологии.

4. Соотно­шение понятий «методология», «метод», «методика».

вопрос. Понятие и уровни методологии научного исследования (философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический).

Термин методология греческого происхождения и означает «уче­ние о методе» или «теория метода». В современной науке методоло­гия понимается в узком и широком смысле слова.

В широком смысле слова методология это совокупность наиболее общих, прежде все­го мировоззренческих, принципов в их применении к решению сложных теоретических и практических задач, это мировоззренческая позиция исследователя.

Вместе с тем это и учение о методах познания, обосновывающее исходные принципы и способы их кон­кретного применения в познавательной и практической деятельно­сти.

Методология в узком смысле слова это учение о методах науч­ного исследования.

Таким образом, в современной научной литературе под методоло­гией чаще всего понимают учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности,

Методология нау­ки дает характеристику компонентов научного исследования:

- объекта,

- предмета,

- задач исследования,

- совокупности исследователь­ских методов,

- средств и способов, необходимых для их решения,

- формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения научной задачи.

В структуре методологического знанияЭ. Г. Юдин выделяет че­тыре уровня методологии научного исследования:

- философский,

- общенаучный,

- конкретно-научный

- тех­нологический.

 

 

Содержание первого, высшего философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй нау­ки в целом. Методологические функции выполняет вся система фи­лософского знания.

Второй уровеньобщенаучная методология — представляет со­бой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большин­ству научных дисциплин.

Третий уровеньконкретно-научная методология, т. е. совокуп­ность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине.

Методология конкретной науки включает как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, например проблемы системного под­хода или моделирование в педагогических исследованиях.

Четвертый уровеньтехнологическая методология — составля­ет методика и техника исследования, т. е. набор процедур, обеспечи­вающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания.

На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

 

 

2 вопрос. Объект и предмет изучения методологии научных исследований. Методология как система принципов и способов организации исследования. Структура методологического аппарата.

Объектнаучного исследования - это совокупность связей, отношений и качеств исследуемого явления или общая сфера поиска, который находится в поле зрения исследователя.

Предмет исследования более конкретный и включает в себя аспект (ракурс) избранной проблематики, которая подлежит непосредственному изучению в данной работе, устанавливая границы научного поиска в объекте.

Между объектом и предметом в научном исследовании существует взаимозависимость, как между целым и его составными, где целое осознается как объект, а его часть - как предмет. Поскольку один и тот же объект может исследоваться в нескольких аспектах, то их выделение и составляет предмет исследования.

Основные принципы методологии познания:

- принцип единства теории и практики, которые являются взаимообусловленными. Практика — критерий истинности того или иного теоретического положения. Теория, не опирающаяся на практику, оказывается умо­зрительной, бесплодной. Теория призвана осветить путь практике. Практика, не направляемая научной теорией, страдает стихийно­стью, отсутствием должной целеустремленности, малоэффективностью.

- принцип объективности, что требует учета всех факторов, которые характеризуют то или другое явление. Искусство исследователя заключается в том, чтобы найти пути и средства проникновения в суть феномена, не внеся при этом ничего внешнего, субъективного. К примеру, в ис­тории науки долгое время бытовало мнение, что объективная реаль­ность, в том числе и внутренний мир человека, непознаваема и что в лучшем случае эту реальность можно познать, уловить только с по­мощью самонаблюдения, самосозерцания (такой метод называется интроспекцией). Естественно, что данный метод не соответствовал принципу объективности рассмотрения исследуемых явлений.

- принцип конкретности, который указывает на существенные стороны и закономерности объективных процессов и конкретные подходы к их оценке. Опыт убеждает, что нельзя глубоко исследовать ту или иную проблему подготовки будущих специалистов, идя только проторенными путями, следуя выработан­ным шаблонам и не пытаясь творчески преобразовать их.

- принцип развития, который состоит в формировании научного знания с отображением различий, количественных и качественных изменений объекта познания;

- принцип закономерности, который нуждается в обусловленности явлений с учетом отношений и связей между ними.

Методологический аппарат включает в себя:

- принципы организации и проведения научного исследования;

- методы научного исследования и способы определения его стратегии;

- научный аппарат: понятийно-категориальную основу научного исследования (актуальность, научную новизну, эвристическую ценность, теоретическую и практическую значимость, проблематику, объект, предмет, гипотезу, цель и задачу).

Все составляющие научного поиска в совокупности служат основой методологического аппарата, поэтому под научным исследованием понимают целенаправленное познание, результаты которого представлены в виде системы понятий, законов, теорий.

Методологию можно рассматривать в двух срезах: как теоретическую, и она формируется разделом философского знания гносеология, так и практическую, — ориентированную на решение практических проблем и целенаправленное преобразование мира. Теоретическая стремится к модели идеального знания (в заданных описанием условиях, например, скорость света в вакууме), практическая же — это программа (алгоритм), набор приёмов и способов того, как достичь желаемой практической цели и не погрешить против истины, или того, что мы считаем истинным знанием. Качество (успешность, эффективность) метода проверяется практикой, решением научно-практических задач — то есть поиском принципов достижения цели, реализуемых в комплексе реальных дел и обстоятельств.

В методологии можно выделить следующую структуру:

· основания методологии: философия, логика, системология, психология, информатика, системный анализ, науковедение, этика, эстетика;

· характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы деятельности;

· логическая структура деятельности: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности, решение задач;

· временная структура деятельности: фазы, стадии, этапы.

· технология выполнения работ и решения задач: средства, методы, способы, приемы.

Методология также делится на содержательную и формальную. Содержательная методология включает изучение законов, теорий, структуры научного знания, критериев научности и системы используемых методов исследования. Формальная методология связана с анализом методов исследования с точки зрения логической структуры и формализованных подходов к построению теоретического знания, его истинности и аргументированности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: