АБРАМОВСКОЕ «ПИНЕЖЬЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ»




 

В 2019 году VII районный конкурс театральных коллективов «Пинежье театральное» был посвящён предстоящему 100-летию со дня рождения Фёдора Александровича Абрамова, на фестивале были представлены постановки по произведениям писателя-земляка. Расскажу о нескольких спектаклях.

«Герои Абрамова – простые люди» (Веркольский клуб по интересам "50+", режиссёр – Ольга Алина).

«Герои Абрамова – простые люди», – утверждают своей постановкой с таким названием участницы клуба по интересам "50+" при Веркольской библиотеке под руководством Ольги Алиной. Действительно, Фёдор Абрамов писал о самых что ни на есть простых людях, плоть от плоти земли русской, тех простых людях, на которых всё и держится в этом мире. Эти люди не ангелы во плоти, они и святые, и грешные, они живые и естественные. Именно в их уста писатель вложил своё заветное, их словами высказал боли и радости народные.

Спектакль подчёркнуто простой и безыскусный. На сцене стол, несколько стульев. Голос за сценой представляет героинь, характеризует их фрагментами из произведений Абрамова. Героини появляются на сцене, занимают своё место, выполняют какие-то характерные для них действия. И, казалось бы, ничего не происходит – перед зрителями просто проходит галерея персонажей всем известных абрамовских произведений.

Сначала на сцене появятся персонажи тетралогии «Братья и сёстры». Вот Анфиса Минина (Мария Каракина), ставшая председателем колхоза в тяжёлые военные годы, тем самым взвалившая на себя непосильную ношу, выходит она в своей неизменной белой косынке, садится за стол, покрытый красной скатертью, старательно считает на счётах, что-то аккуратно записывает в учётную книгу, обмакивая перьевую ручку в чернильницу.

А вот выходит Анна (Валентина Коньшина) – большеглазая, в ярком платье в крупный горох. Она идёт с пакетом в руках, из которого достаёт газету, что прислал ей её ухажер Иван Пряслин по прозвищу Ваня-Сила – захотел похвастаться тем, что про него пишут как о передовике. Разорвала Анна в сердцах газету, а потом бросается на пол, собирает и складывает разорванные куски и прижимает их к сердцу – оказывается, очень мил ей её будущий муж, который станет впоследствии отцом большого и дружного семейства Пряслиных – главных героев тетралогии.

А вот тоскует об умершем супруге сильная, большая, вроде бы, вовсе не склонная к сантиментам Марфа Репишная (Надежда Минина), бережно держит она в руках узелок со сладостями, которые сохранял для неё её благоверный: ох и помыкала она им всячески, когда он был жив, и вот сейчас пришло к ней горькое раскаяние и прозрение, и горит на её голове ярко-красный, как будто бы от стыда, платок.

Героиня повести «Деревянные кони» Василиса Милентьевна (Татьяна А. Абрамова) выходит на сцену с большой корзиной, полной грибов, она садится прямо на пол, начинает перебирать грибы, вздрагивая головой, – неутомимая труженица, душа и совесть своей деревни.

А вот появляется Пелагея Амосова (Надежда Абрамова), героиня повести, названной её именем, выходит она в нарядной красной кофте, подходит к сундуку с нарядами и отрезами, любовно перебирает крепдешины и ситцы, на которые она всю жизнь зарабатывала тяжёлым трудом пекарихи, потом накидывает на плечи красивую шаль с кистями. И вдруг как будто прорвало: на что ушла жизнь, на тряпки! – пригорюнилась Пелагея у раскрытого сундука.

К ней подсаживается её золовка Анисья (Валентина Минина) в платье с яркими цветами, да не просто подсаживается, а ведёт спор с родственницей, как будто что-то выговаривает ей – не особо-то они дружно жили.

А тут ещё пьяненькие, с песней на устах выбредают на сцену не больно добропорядочные, но очень колоритные персонажи той же повести – Маня Большая (Екатерина Стахеева) и Маня Маленькая (Любовь Абрамова), что-то смекают, кумекают, тыча пальцем во все стороны, гремя тяжёлыми кирзачами.

Наконец, пришел черёд выйти самой яркой, самой жизнелюбивой и любвеобильной абрамовской героине – Варваре Иняхиной из «Братьев и сестер» (Татьяна П. Абрамова). Счастливая, радостная выплывает она на середину сцены в белом платке и красивом, ладно на ней сидящем платье. Получила она письмо с фронта от мужа-офицера, глаза вспыхнули, улыбка осветила лицо. Варвара озорно приплясывает, поёт залихватские частушки.

И вот уже вышли в круг другие героини – поют, пляшут. Частушки зазвучали уже на вполне современные темы, например, о грабительской приватизации, о депутатах, которые страшно далеки от избравшего их народа. Те самые простые люди, абрамовские персонажи, обретя голос, смело, открыто заговорили о том, что их волнует, о чём они переживают.

Что делается в стране? Воруют, грабят! Экономика зашла в тупик! Захлестнула бумажная показуха! Руководство обнаглело, ведёт себя неподобающим образом! Повсюду царят равнодушие и пассивность, про совесть забыли! А самое страшное – безверие: никто ни во что не верит!

Пронзительная, грозная публицистика Фёдора Абрамова не утратила своей злободневности и поныне, она до сих пор отражает народные чаяния и тревоги. Абрамовские герои говорят со сцены во весь голос в самом что ни на есть абрамовском духе об актуальных проблемах современности – говорят остро, хлёстко, уверенно.

Театральная галерея ставших уже классическими персонажей обернулась откровенным разговором о важном, о сокровенном, о наболевшем. Земляки Абрамова, взяв на вооружение абрамовское слово и абрамовский дух, достойно донесли их до своих современников.

 

«И имя ей женщина» (Карпогорский театр «СВЕТиКО», режиссёр – Светлана Хрипунова).

Спектакль «И имя ей женщина» выдержан в чёрно-белой контрастной эстетике. Герои спектакля – Фёдор Абрамов и его жена Людмила Крутикова-Абрамова. Спектакль поставлен по её книге «В поисках истины». В центре внимания – отношения двух людей: супругов, соратников, ярких личностей. Отношения не простые, порой взрывоопасные.

Это монолог женщины, пережившей смерть любимого человека, нашедшей в себе силы жить за двоих, так, как он ей завещал: «Если катастрофа, живи за двоих и заверши мои писательские дела». И она жила за двоих, жила долго, много сделала для популяризации и изучения творчества своего выдающегося мужа.

Но спектакль больше про женщину, про женскую судьбу. Не случайно его название «И имя ей женщина». Она – во всём чёрном. Он – в белой рубашке. Они сидят на стульях спиной друг к другу. Освещает сцену проектор. Время от времени то она, то он оказываются в тени, виден лишь чёрный силуэт. Она – статична. Он – динамичен. Она – размеренная, отрешённая, даже сухая. Он – взрывной, темпераментный, вспыльчивый. Они как будто бы находятся в разных измерениях, не соприкасаются, не встречаются друг с другом.

Вспышки воспоминаний о юности, о любви, о взаимопонимании. Но и о драме, которая могла перерасти в трагедию. То, о чём не принято говорить, то, что легло тяжким грузом на сердце. В спектакле незримо присутствует ещё один персонаж – та самая В., которая могла стать разлучницей. Но отношения Абрамова с женой выше, крепче, чем просто отношения любящих мужчины и женщины. Это служение призванию, служение литературе.

Он воскликнет: Да здравствует единственное, ни с кем не делимое писательство! Она гордо провозгласит: «Дом» – это и мой дом, упомянув его лучший роман. Или вот такой диалог:

– Когда ты на меня кричишь, ты шутишь?

– Какие шутки? Я тебя убить готов в такие минуты!

И вот финал: звучат стихи «Замолкни, горе...» Она – гордая, несгибаемая. За сценой произносятся слова о её смерти. Артисты уходят в тень, а на экране во всю его ширину – фотографии счастливой и радостной четы Абрамовых. И комок застревает в горле... Пронзительно, глубоко, нелегко эмоционально. Однако светло, просветлённо на душе.

Актёры Елена Кулебакина и Евгений Самара убедительны, проникновенны, предельно искренни. Режиссура Светланы Хрипуновой деликатная, монохромная. И поэтому получилось по-настоящему, задевает за живое, волнует.

 

«День маленек-коротенек» (Народный фольклорный коллектив «Кеврольские женки», режиссёр – Любовь Смоленская).

«Кеврольские женки» – мастерицы душевно петь народные песни, органично воспроизводить народные обряды – разыграли композицию из фрагментов самых разных произведений Фёдора Абрамова, больших и малых.

Начинается спектакль сценой на сенокосе из романа «Братья и сёстры», а потом в неспешных разговорах сенокосников проявятся миниатюры из цикла «Трава-мурава»: «Офимьин хлебец», «Во крестьянстве выросла», «На страду с того света». Да ещё и Алька Амосова в красных штанах окажется тут же – фрагмент из повести, названной именем этой героини, тоже связан с сенокосом.

Логика композиции, конечно, страдает: смешались времена – военные, послевоенные, давешнее и нынешнее. Но всё-таки этот спектакль – это, прежде всего, яркие колоритные картинки из народной жизни, это возможность показать особенности крестьянской традиционной культуры. Появится, например, на сцене уже ставшая экзотикой коса-горбуша. Участницы спектакля будут рассуждать о том, как правильно держать грабли: зубьями кверху или книзу. Продемонстрируют они и как надо свистеть, чтоб прогнать тучу, а ещё и вовсе начнут азартно кататься по земле, чтоб не болела спина.

Этот спектакль замечательный повод, чтоб прозвучали на сцене вкусные народные словечки, такие, например, как озародиться, или такая народная примета: Первая капля на ленивого. Ну и, конечно, это хороший повод попеть, поплясать, поприбаутничать. Не случайно название спектакля взято из песни – действительно, «день маленек-коротенек», когда он проходит в трудах и заботах.

 

«Из жизни Михаила Пряслина» (Театральный коллектив учителей Сосновской средней школы, режиссёр – Наталья Дождикова).

Основательно отнеслись к своей добротной постановке сосновские учителя. Подробная декорация, в которой всё продумано до последней мелочи. Композиция чёткая, логичная, соответствующая названию – «Из жизни Михаила Пряслина». Органично музыкальное оформление – записи Северного русского народного хора.

Главный герой тетралогии «Братья и сёстры» Михаил Пряслин приходит в деревенский клуб, чтоб вновь и вновь найти в списке погибших земляков имя своего отца – Ивана Кирилловича, чтоб вспомнить, как уходил тот на войну и говорил ему: Сынок, ты понял меня?

Защитил Михаил святыню от пьяного, разгульного бывшего дружка своего Егорши. И вернулся памятью в тот далёкий уже День Победы, когда ему, ещё подростку, однако уже первому мужику на деревне, кланялись в пояс и председатель колхоза Анфиса, и другие пекашинские жёнки. Вспомнил Михаил, как плясал он тогда с Варварой, как зародилась и погибла их пронзительная и горькая любовь.

Искренне, проникновенно играют самодеятельные артисты. Михаил получился у Дмитрия Булыгина цельной личностью, совестливым и чувствительным, сильным и надёжным. Контрастно играет Александр Порохин Егоршу, подчеркивая эгоистичность, цинизм своего героя, однако не растратившего окончательно способность к покаянию.

Колоритны, органичны пекашинские жёнки и в душевности застольной беседы, и в злословии сплетен, и в эмоциональных порывах. Особенно убедительны Наталья Труфанова в образе Анны Пряслиной и Марина Седунова, изображающая Анфису Минину. Спектакль впечатляет, трогает, не оставляет равнодушным.

 

«Кто он?» (Карпогорское театральное объединение «Лучи солнца», режиссёр – Светлана Хрипунова).

Динамично, креативно, энергично, с молодым задором поведали юные артисты театрального объединения «Лучи солнца» о военной юности писателя Фёдора Абрамова, взяв на вооружение воспоминания его однокурсниц по филфаку ЛГУ, его записи, наброски, его незаконченную повесть «Кто он?», приоткрывающую неизвестные страницы биографии писателя.

Отличительные черты этой неординарной постановки: непрерывное движение, перестроение, хоровое декламирование ключевых фраз. В качестве атрибутов сценографии и реквизита активно используются кубы разных размеров, которые то становятся столами в студенческой аудитории, то постаментами для статуй, то выстраиваются в пирамиды, то изображают низкие своды подвального помещения.

Все исполнители в чёрном трико, они представляют собой хор, создают вереницу эпизодических персонажей. Главный герой (Дмитрий Черноусов) – в белой рубашке. В центре внимания его переживания, его размышления, его эмоции.

Вот студенческий поэтический вечер – неловко он себя чувствует среди столичной молодежи. Однако, его сильное оружие – Разум. А вот его первый бой, атака, ранение. Потом отпуск по ранению в родной деревне – перед ним во весь свой богатырский рост предстал народ.

Когда он оказался в контрразведке, в СМЕРШе, старался разобраться в безнадёжных делах, доказать невиновность обвиняемого. Он голодал, страдал, ему даже приходилось подбирать объедки, но он деликатничал – доедал не всё, было ему стыдно, горько. Боль и гордость, сочувствие и вдохновение, волнение и преодоление – всё нашло сценическое воплощение и отклик в зале.

Рефреном звучит в спектакле стихотворное посвящение Татьяны Бечиной:

Он так любил березы и космеи

И пинежский напевный говорок,

День ото дня сильнее и сильнее

Его тянуло на родной порог.

 

«Была такая жизнь» (Сурский фольклорный коллектив «Отрада», режиссёр – Наталья Хромцова).

Сурский фольклорный коллектив «Отрада» объединил в своём абрамовском спектакле сенокосные сцены из романа «Дом» и повести «Алька», соединил народные трудовые традиции, носителями которых являются вышедшие на страду пенсионеры, и современные проблемы, связанные с пьянством, бесхозяйственностью и равнодушием к труду. Железных надо, раз живые работать не хотят, – горько пошутит один из персонажей.

Такое противостояние прослеживается на протяжении всего спектакля. Начинается постановка с красивой фразы о Пинеге-труженице, вложенной в уста Лизаветы Пряслиной. А в финале та же Лизавета посетует на то, что не любят земляки её брата Михаила за истовость в работе, и воскликнет: Куда мы идём? Два горожанина, неравнодушных к сельской жизни, появятся и проявят себя: Пётр Пряслин и Алька Амосова. Так ведь по рождению они тоже деревенские.

Прозвучат народные песни, частушки, в частности, любимая песня Фёдора Абрамова «Шёл мальчишка бережком». А в финале рассядутся участники спектакля на фотосессию под народную мелодию, да вдруг сквозь неё будут пробиваться залихватские современные ритмы, и остановятся показательные стоп-кадры.

Такое вот чередование-противостояние: что победит? что важнее? что нужнее? Однако уходят со сцены артисты с народной песней на устах. Спектакль называется «Была такая жизнь». Значит, сейчас не такая? А какая? Лучше? Хуже? Полнее ли? Что с нами случилось всё-таки?

 

Андрей Петров,

член жюри фестиваля.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: