О НЕКОТОРЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В РАЗВИТИИ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: В статье анализируется значение информации в изменении современной системы образования. Рассматриваются возможности внешней среды организации. Система образования становится все более открытой для сетевого взаимодействия, широкого использования онлайн-ресурсов, повышения качества и обновления содержания образовательных программ, привлечения к образовательному процессу высококвалифицированных педагогов из крупных вузов страны. Приводится перечень нормативно-правовых актов, обеспечивающих возможность внедрения в вузах Российской Федерации онлайн-обучения. В статье анализируется внутренняя структура образовательной организации, роль информации в построении рационального взаимодействия всех подразделений, координации отдельных направлений работы. Автор приводит примеры развития онлайн-обучения в Свердловской области и рассматривает некоторые перспективные образовательные проекты.
Ключевые слова: информация, информатизация образования, онлайн-обучение, сетевое взаимодействие, инновационные проекты.
Проблемы управления всегда были предметом многочисленных философских, социологических, психологических и педагогических исследований. Под управлением в целом понимается процесс, направленный на организацию и регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, способствующий достижению максимального эффекта при затрате минимальных ресурсов. Управление играет значительную роль в обществе и проникает во все сферы жизнедеятельности человека [1].
|
В настоящее время процесс управления любой организацией или деятельностью невозможен без использования постоянно меняющейся актуальной информации. Под информацией понимают сведения, воспринимаемые человеком и обществом, которые отражают факторы духовного и материального мира в процессе коммуникаций. Информация является важнейшим фактором внешней и внутренней среды организации, оказывает первостепенное влияние на деятельность организации, функционирующей в системе современного социума.
С точки зрения внешней среды организации образование становится более открытым, внедряются технологии онлайн-образования, расширяются возможности привлечения профессорско-преподавательского состава ведущих вузов России, обеспечивается качество и обновление содержания образовательных программ, обеспечиваются индивидуальные траектории развития студентов.
В настоящее время создана и продолжает создаваться нормативно-правовая база для внедрения различных видов онлайн-образования, в том числе Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации", Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 апреля 2017 г. № 301 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры”,Приказ Минобрнауки России № 2 от 9 января 2014 г. «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», Приказ Минобрнауки России № 816 от 23 августа 2017 г. «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», а также различные методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ.
|
В настоящее время многие вузы Российской Федерации успешно внедряют в образовательный процесс сетевое взаимодействие, используют в образовательном процессе онлайн-курсы в качестве дисциплин основной образовательной программы, включают их в учебные планы и зачитывают результаты их прохождения. В Российской Федерации ряд университетов успешно разрабатывают онлайн-курсы, становятся инновационными площадками для развития онлайн-обучения. Например, Научно-исследовательский университет Высшая Школа Экономики является одним из лидеров среди российских университетов по созданию онлайн-курсов, входит в топ-10 университетов мира по количеству онлайн-курсов на платформе Coursera.
Расширяются возможности использования онлайн-курсов для повышения квалификации преподавателей, освоения актуальных дополнительных образовательных программ, освоения методики использования в образовательном процессе онлайн-курсов в вузах страны.
Таким образом, уже сегодня образовательные организации получили возможность использовать различные онлайн-ресурсы и выбирать разнообразные модели использования этих ресурсов в зависимости от подготовленности всех участников образовательного процесса к работе в системе онлайн-образования, постепенно переходя от модели веб-поддержки дисциплины к смешанному, а затем и к полному онлайн-обучению, постепенно увеличивая количество таких онлайн-курсов и внедряя их для обеспечения качества образования вне зависимости от обеспечения кадровыми ресурсами образовательной организации.
|
С точки зрения внутренней среды организации, обмен информацией необходим для координации задач и действий всех ее структурных подразделений. В управлении образовательной организацией важна полная, достоверная, актуальная информация, в том числе информация, связанная с процессом управления всеми структурными подразделениями организации. Правильное использование информации позволяет наиболее эффективно управлять всеми подсистемами. Управленческая информация может быть распределена по различным признакам: по времени — ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная; по функциям управления — аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная; по источникам поступления: ведомственная, вневедомственная; по целевому назначению: директивная, ознакомительная, рекомендательная [2].
Правильное построение коммуникационных взаимодействий играет существенную роль, поскольку информация передается по самым разнообразным каналам, как по вертикали (от руководителей к подчиненным), так и по горизонтали (между структурными подразделениями). К примеру, представители разных отделов в образовательной организации постоянно обмениваются информацией в таких вопросах, как разработка и актуализация учебных планов, графиков, программ учебных дисциплин и т.д. Следует отметить, что в последние годы большой объем информации доступен через открытые сайты образовательных организаций, а также путем ее размещения на специальных открытых только для внутреннего пользования ресурсах, где подразделения, ответственные за отдельные направления работы, размещают необходимую информацию. Например, в ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» кроме сайта, где в открытом доступе представлены полные сведения об образовательной организации, функционируют открытые для внутреннего пользования Портал электронных образовательных ресурсов и Единая информационная система, где расположена информация, необходимая для эффективной работы образовательной организации.
При передаче информации по вертикали на первый план выходят отношения между руководителем и подчиненными, которые включают, в числе прочих, обмен информацией для разъяснения задач, приоритетов развития и ожидаемых результатов, с обеспечением вовлечения сотрудников в процесс принятия решений, с обсуждением проблем эффективности работы, с получением данных об идеях и предложениях. Чем более полной, конкретной и непротиворечивой будет информация, которую получают подчиненные от своего непосредственного линейного руководителя, тем более четкого и своевременного выполнения задач можно ожидать.
Особое значение имеет передача информации по вертикали, в том числе организация работы групп экспертов для принятия управленческих решений. Любые коллективные методы принятия решений (методы Дельфи, комиссий, мозгового штурма, сценариев, суда и др.) требует качественной информационной подготовки, навыков работы с профессиональной информацией.
В образовательной организации, как в любой другой, правильность действий на каждом этапе зависит от достоверности информации, ее адекватности и полноты. Специалисты предлагают разделять информацию, которая проходит по каналам общения в системе образования, на три категории:
1. Функциональная информация передаётся определённой группе лиц для более качественного выполнения функций.
2. Координационная информация циркулирует между функциональными подразделениями учреждения для упрощения системы документооборота, своевременного обмена информацией.
3. Оценочная информация позволяет проанализировать уровень достижения целей организации, в том числе промежуточных, что дает возможность своевременной корректировки деятельности организации в целом [3].
В управлении системой образования отдельно взятого региона, а именно Свердловской области, информация является основой управленческого процесса. Следует отметить, что крупные перспективные проекты, которые реализует управление образования в г. Екатеринбурге, во-первых, разработаны группами экспертов на основе современной информации, и, во-вторых, направлены на развитие информатизации образования в регионе.
В качестве примера можно рассмотреть реализацию следующих проектов:
1. Информатизация образования. Проект имеют целью развитие современных информационных технологий в образовании, создание принципиально новой концепции единой образовательной среды на базе интерактивного учебника. Эффективность обучения обеспечивается за счет увеличения информационной емкости учебного материала, подключения разных коллекций мультимедийных ресурсов, высокой степени интерактивности образовательного процесса.
2. Инновационные проекты направлены на поддержку дистанционных образовательных технологий, организации работы с детьми с ОВЗ, с мигрантами, развития предпрофильной и профильной подготовки.
3. Городская школа «Стандарт 5 звезд». Стратегический проект направлен на повышение качества образования, выявление и поддержку талантливых детей, на достижение жизненного успеха молодого поколения.
4. Муниципальные программы, в том числе программы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений», «Развитие системы общего образования в муниципальном образовании «Город Екатеринбург».
Таким образом, в Свердловской области ведется системная работа по осуществлению единой информационной политики, определении системы стратегий, проектов, программ, контроля за ходом инновационной деятельности, развитию информатизации образования, что обеспечивает, в совокупности с другими условиями подготовку конкурентоспособных специалистов.