Естественные силы природы




Тема «Средства формирования физической культуры личности. Физическое упражнение как средство и метод физической культуры и спорта»

Понятие о средствах. Средства формирования ФК

Средство (от слова «средний», «срединный») – это то, что создано человеком для достижения определённых целей.

Для достижения цели ФВ применяют следующие группы средств:

 

средства ФВ
гигиенические факторы   физические упражнения   естественные силы природы
режим   питание   общественная и личная гигиена   содержание физ. упражнений   форма физических упражнений   солнечная радиация   водная среда   воздушная среда

1. Гигиенические факторы содействуют укреплению здоровья и повышению эффекта воздействия физических упражнений на организм человека, стимулируют развитие адаптивных свойств организма. К ним относят: личную и общественную гигиену (чистота тела, одежды, мест занятий, воздуха и т.п.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и отдыха.

Большое значение в создании необходимых гигиенических условий имеет состояние материально-технической базы, спортивного оборудования, инвентаря и одежды. Существенную роль в процессе систематических занятий физическими упражнениями играет также научно обоснованный режим жизнедеятельности.

Естественные силы природы

Естественные силы природы (солнечные лучи, воздух, вода) являют­ся важным средством укрепления здоровья и повышения работоспособно­сти человека. Одна из главных задач ФВ — формиро­вание у занимающихся основных знаний о влиянии на организм естественных сил природы, а также практических навыков их использова­ния в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и в повсед­невной жизни.

В процессе ФВ естественные силы природы при­меняются в двух направлениях:

1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс ФВ. Благоприятные условия внешней среды усиливают положительное вли­яние физических упражнений, позволяют применять значительную нагруз­ку, организовать рациональный отдых, вызывают у занимающихся поло­жительные эмоции, бодрость и жизнерадостность. Например, в высокогорных районах, т.е. в особых условиях внешней среды, есте­ственные силы природы оказывают особенно большое воздействие на организм. Во время тренировок спортсменов различных специализаций (л/а, лыжи, коньки) в этих услови­ях повышаются функциональные воз­можности их организма. При переходе к обычным, равнинным условиям спортсмены в течение определенного времени могут выполнять большую по объёму и интенсивности работу, что способствует улучшению спортив­ных результатов. Таким образом, высокогорные условия приобретают спе­цифическое «тренирующее» значение;

2) как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма, которые при оптимальном воздействии становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления.

Солнечная радиация. Установлено, что свет – это начало жизни. Первые научные исследования процесса использования солнечной энергии растениями (фотосинтез) были сделаны более века назад. Хлорофилл, зелёный пигмент в листьях, способен усваивать солнечную энергию, накапливая её, главным образом, в виде глюкозы, которая, в свою очередь, является основным источником энергии живого организма. Кроме того, протеин, жиры и витамины вырабатываются растениями также под воздействием солнечного света (витамины – органические соединения, находящиеся в пище и действующие как катализатор на обменные процессы). Например, витамин Д – называют витамином солнца. Но он не только находится в различной пище, а способен вырабатываться и в организме при воздействии солнечного света на кожу. Этот витамин обеспечивает в нужной пропорции кальцием и фосфором скелет человека, делает кости сильными, формирует их правильную форму. Его недостаток вызывает тяжёлое заболевание – рахит (размягчение и деформация костей).

В 1877 г. учёные Даунз и Блант обнаружили, что солнечный свет убивает микробы. В 1903 г. датский врач Нильс Фенсен получил Нобелевскую премию в области медицины за успешное лечение туберкулёза с помощью солнечного света. Научные исследования показали, что у обычного человека на поверхности кожи находится больше живых существ, чем живёт людей во всём мире. Большинство из них – безвредные бактерии, грибки и вирусы. Микробы скапливаются на одежде, стенах и мебели. Открытые окна позволяют проникнуть свежему воздуху и солнечному свету, который убьёт бактерии и вирусы.

Солнечный свет благотворно влияет на нервную систему; увеличивает количество эндорфинов, которые вырабатывает мозг, вызывая ощущение благополучия; расслабляет и вместе с тем повышает тонус мышц; активизирует иммунную систему человека; повышает способность красных кровяных телец транспортировать кислород, увеличивает в системе кровообращения количество лимфоцитов.

Но солнечный свет – главный фактор риска при раке кожи, если его получают в дозах, которые вызывают покраснение или её ожог. На основании опытов на животных накоплено много фактов, подтверждающих, что солнечный свет фактически защищает нас от рака в каких-либо других частях организма. При изучении различных групп населения в местностях, богатых солнечным светом, обнаруживается меньше случаев заболевания раком, чем в местностях с более низким числом солнечных дней в году.

Водная среда и воздушная среда.

Физические упражнения

Физическое упражнений — это основное и специфическое сред­ство физического совершенствования, особый вид двигательной деятель­ности, при помощи которого осуществляется направленное воздействие на занимающегося.

Слово физическое отражает характер совершаемой работы, внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.

Слово упражнение обозначает направленную повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие (средство ФВ), с другой — как процесс многократного повторения (метод ФВ).

Факторы, определяющие воздействие физических упражнений

Физические упражнения влияют не только на ОДА человека. При выполне­нии упражнений в организме совершается це­лый ряд физиологических, психических, биохимических и др. процес­сов, которые вызывают соответствующие изменения как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Систематическое применение физических уп­ражнений совершенствует деятельность всех органов и систем, способствует положительным перестройкам в работе организма. Кроме того, физичес­кие упражнения являются важнейшим средством предупреждения заболе­ваний и борьбы с ними.

Но физические упражнения, если они применяются без учёта законо­мерностей ФВ, могут дать отрицательный результат, принести вред. Поэтому педагог должен знать и учитывать, что организм чело­века — это единое целое и что любое движение вызывает деятельность многих его органов и систем и оказывает на него общее и специфическое воздействие.

Наиболее общим фактором, обусловливающим рациональное воздей­ствие физических упражнений, является педагогически правильное руко­водство занятием, целесообразность методики обучения и воспитания. Кроме того, большую роль играют следующие факторы:

- индивидуальные особенности занимающихся (возрастные, половые, со­стояние здоровья и физического развития, уровень умственной, нравствен­ной, физической и эмоциональной подготовленности, режим труда, учё­бы, отдыха, быта). Одно и то же физическое упражнение в зависимости от индивидуальных особенностей произво­дит различный эффект;

- особенности самих физических упражнений, т.е. их сложность, новиз­на, эмоциональность, направленность, техника, величина нагрузки и т.д. Упражнения, выполненные неохотно, небрежно, без усилия, не могут оказать такого же влияния на занимающихся, как упражнения, выпол­ненные сознательно и активно;

- особенности внешних условий (метеорологических, местности, качества оборудования, гигиенического состояния мест занятий и др.).

Многократное выполнение д. действий образует двигательную деятельность.

При этом Д. деятельность сопровождается целым рядом происходящих в орга­низме процессов и явлений (биохимических, физиологических, психических, интеллектуальных):

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 
 


СРОЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ


СЛЕДОВОЙ ЭФФЕКТ

 

АДАПТАЦИОННЫЙ ЭФФЕКТ

 

Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием.

Содержание физического упражнения – это входящих в него двигательных операций и совокупность процессов (психологических, биологических, биомеханичес­ких, биохимических и др.), происходящих в организме при выполнении данных действий и вызывающих изменения в организме занимающихся.

Результатом этих процессов является способность человека к двига­тельной деятельности, выражающихся, в частности, в физических и пси­хических качествах.

Содержание физических упражнений обусловливает их оздоро­вительное значение, образовательную роль, влияние на личность.

Оздоровительное значение - выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфофункциональ­ные перестройки организма, что отражается на улучшении пока­зателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект.

Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно-сосудистых за­болевания. С их помощью можно существен­но изменять формы телосложения; целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств, что может улучшить его физическое развитие и физи­ческую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании вынос­ливости не только воспитывается способность длительно выпол­нять какую-либо работу, но и одновременно совер­шенствуются С-С С и дыхательная системы.

Образовательное значение - через физические упражнения познают­ся законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей; происходит освоение целого ряда специальных знаний. Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми ДУиН. Это, в свою очередь, позволяет осваивать более сложные д. действия и познавать законы движений в спорте.

Влияние на личность. Во-первых, выполнение физических упражнений требует неординарного проявления целого ряда личностных качеств (волевые, психофизические и др.). Во-вторых, занятия проводятся, как правило, в коллективе, поэтому создаются ситуации необходимости согласования своих действий с общей стратегией движения (нравственность, общение). И, возможно сильное педагогическое влияние (создание учебных ситуаций).

Форма физического упражнения – это определённая упорядоченность и согласованность как процессов, происходящих в организме во время д. действия, так и элементов содержания данного д. действия.

В форме физического упражнения различают внешнюю и внутреннюю структуру.

К внутренней форме относятся взаимосвязь и согласованность тех про­цессов, которые обеспечивают основные функции при выполнении дви­жений. Например, связь процессов (биологических и других) при беге будет иной, нежели при борьбе.

Внешняя форма упражнений представлена видимой стороной движе­ния, двигательного действия, совокупностью его частей, его техникой.

Содержание и форма находятся в единстве, они влияют друг на друга, но содержание играет при этом ведущую роль. Так, на разных дистанциях при различном проявлении качества быстроты разными будут и компонен­ты техники бега (длина шага, темп и т.д.). На проявление физического качества влияет техника двигательного действия, поэтому, например, выносливость в разных видах спорта имеет специфический характер. С другой стороны, нецелесообразная техника ведет к нерациональному расходова­нию энергии и ухудшает проявление физических качеств.

Выполняя какое-либо физическое упражнение, человек решает определённую двигательную задачу. Во многих случаях одна и та же двигательная задача может быть решена несколькими способами, например, удар по футбольному мячу может быть выполнен внешней или внутренней частью стопы, носком или подъёмом. Различные способы решения двигательной задачи называют техникой физических упражнений.

Техника физических упражнений – это те способы выполнения д. действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно, с относительно большой эффективностью.

Д. действия состоят из отдельных д. операций (движений). Но не все двигательные операции в целостном действии являются одинаково важными. В связи с этим различают:

- основу техники – это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений. Например, в прыжках в высоту это ускоряющийся разбег, отталкивание, переход через планку, приземление;

- основное (ведущее) звено техники – это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи. Чаще оно выполняется в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышечных усилий;

- детали техники – это второстепенные особенности движения, не нарушающие его основного механизма. Они могут видоизменяться и быть различными у разных занимающихся, зависящими от их индивидуальных особенностей.

В дидактических и научных целях в целостном д. действии выделяют три фазы (части), следующие во времени друг за другом:

а) подготовительная фаза – предназначена для создания наиболее выгодных (благоприятных) условий выполнения главной задачи действия. Например, стартовое положение бегуна, замах в метании;

б) основная фаза – включает движения, с помощью которых решается главная двигательная задача. Например, стартовый разгон и бег по дистанции, выполнение поворота и финального усилия в метании. В некоторых д. действиях может быть несколько главных фаз – в тройном прыжке ими будут три отталкивания;

в) заключительная фаза – завершение д. действия или пассивно (бег по инерции после финиша), или активно (торможение коньком в фигурном катании).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: