САМООБОРОНА И САМОСОЗНАНИЕ




Стэн Роубел

Айкидо для самопознания.

Пер. с англ. Ю. Бондарева

 

Эта книга представляет уроки айкидо для развития интуиции и достижения духовного просветления. Благодаря автору появляется возможность через айкидо глубже понять свой мир и свою жизнь. Он направляет вас на путь внутренней гармонии, познания своей сути и говорит о знаменитом боевом искусстве как о зеркале, отражающем душу бойца, как об «инструменте» установления контактов между людьми. Он дает возможность через физические аспекты айкидо войти в мир чувств. Испытайте себя, проявите терпение, настойчивость, открытость, и вы поймете, как живете, творите, чувствуете, действуете и меняетесь.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Постижение внутреннего смысла сущего. Предисловие

1) Начала

2) Откровения

3) Ощущения

4) Осознание

5) Выбор и перемены

6) Мощь и сущность атаки

7) Восприятие и слияние

8) Управление и инициатива

9) Присутствие

10) Самооборона и самосознание

11) Движение в потоке

12) Сознание и центр

Краткий словарь

 

 

Эта книга посвящается моей семье - Маури, Джесси и Тэре, а также памяти Молли

ПОСТИЖЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО СМЫСЛА СУЩЕГО

Подчиняясь своей истинной натуре, человек устанавливает взаимосвязь между внешним и внутренним мирами... На протяжении всей жизни он находится в непрестанном поиске ответов на сотни вопросов и делает это не с целью доказать свое превосходство над другими, в стремлении удовлетворить природное любопытство, жажду знания и радость первооткрывателя. Правильные ответы являются таковыми лишь для него самого. Испытайте себя, проявите терпение, настойчивость, открытость, и вы поймете, как живете, творите, чувствуете, действуете и меняетесь.

Д-р Стэн Роубел

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Развитие различных прикладных дисциплин, которые в той или иной мере отвечают значению, заложенному в термин «искусство», рассматривается в многочисленных публикациях. На книжных полках можно увидеть произведения, посвященные искусству войны, кулинарному искусству, ремонту мотоциклов, садоводству, искусству рукопашного боя и т. д. Само слово «искусство» употребляют как для описания разного рода деятельности или процессов, так и для обозначения объектов, обладающих эстетическими характеристиками. Любое искусство предполагает профессиональные способности, которые используются для создания художественных ценностей. И все же искусство не исчерпывается техническими аспектами деятельности. Оно рассчитано на ответную эмоциональную реакцию окружающих и пробуждение личностных духовных переживаний. Оно влияет на принципы, процессы, интуицию, воображение, самовыражение и самореализацию. Искусство творит красоту, и его произведения прекрасны. Оно заставляет звучать самые тонкие струны человеческой натуры, учит постижению гармонии, наделяет нас необходимыми качествами, дарит чувство удовлетворенности достигнутым и помогает узнавать истину о самих себе.

В искусстве процесс познания подобен маршруту, который каждый человек прокладывает для себя. Для меня этот путь стал дорогой к моему истинному «я». Любое искусство — это средство самопознания, ибо с его помощью человек выражает и проявляет свои глубинные чувства. Экспрессивный аспект самореализации становится наиболее эффективным, когда возникает вне связи с личным жизненным опытом. Чистое, целостное самовыражение оживляет личную силу и расширяет возможности человека.

Искусству не чужды любые формы экспрессивности. Существует немало способов достижения этой цели, и айкидо может стать одним из них. Айкидо — это боевое искусство, основанное на гармоничном движении и минимальном мускульном напряжении. Оно меняет привычное представление о силе и учит принципиально новым способам разрешения конфликтных ситуаций. Предоставляя равные возможности для взаимодействия как с оппонентами, так и с партнерами, оно подобно зеркалу, отражающему нашу истинную суть. Айкидо — это «инструмент» для создания ситуаций, в которых внешние факторы помогают человеку заглянуть в глубину собственной души. А то, что мы там обнаружим, станет нашей наградой.

Коль скоро айкидо вынуждает меня отказаться от использования грубой физической силы, мне следует найти новые способы взаимодействия с позиции неприменения жестокости. В процессе обучения я начинаю пристальнее всматриваться в свой внутренний мир, чтобы понять причины собственных поступков и их мотивов. Я начинаю искать способы обретения новой силы и пытаюсь использовать опыт, приобретенный в стенах тренировочного зала, в повседневной жизни. В этом случае перед человеком встает задача осознания возможностей обучения. Для осуществления необходимых перемен нужны терпение, настойчивость и материальные средства.

Написание книги также является процессом, с помощью которого писатель познает мир. Прежде чем истина заявит о себе на листе бумаги, приходится тщательно анализировать факты и делать собственные умозаключения. Работая над этой книгой, я пытался найти глубинные значения принципов искусства айкидо. Иными словами, меня интересовал фундаментальный смысл, скрывавшийся за внешней формой исполнения технических приемов. В попытке сопоставить собственный опыт изучения айкидо с умственными построениями я многому научился. Надеюсь, я преуспел в своем поиске, так как понял, что изложение обретенного знания намного важнее стремления заслужить одобрение читателя.

Одновременно ко мне пришло понимание того, что сам процесс написания книги подобен художественному подвигу, который подразумевает постоянное постижение. Иными словами, я понял, что есть пресловутый «момент истины». Во время написания одних глав я руководствовался собственным мнением и знаниями; при составлении других результат был непредсказуем. Но в любом случае я постигал нечто новое. Затрагивая любую тему, приходилось с чего-то начинать, но затем процесс творчества уносил меня в неведомые дали. Порой этот процесс был мучительно медленным, а иногда — стремительным и увлекательным. В такие моменты процесс написания книги подчинялся интуиции или иному внутреннему источнику, природу которого я до сих пор не постиг.

Не исключено, что путь к мастерству начинается именно с таких моментов внутреннего озарения. Смелость и упорство вновь и вновь открывают нам новые горизонты. Время от времени мы забываем об этих качествах, но наступает момент, когда они позволяют человеку испытать себя в той или иной жизненной ситуации. Мастерство — это непрерывный процесс, позволяющий личности познавать все новые уровни своего истинного «я».

Во время тренировок в зале используется метод свободной, спонтанной схватки, известной как рандори. Во время такого спарринга лучше всего проявляются скрытые возможности самозащиты, самовыражения и способности «жить в потоке». Именно в рандори можно продемонстрировать искусство импровизации и интуиции. Фактически, к этой теме мы будем возвращаться в течение всего повествования.

 

 

НАЧАЛА

 

I

 

Айкидо — это путь гармонии. Для некоторых это боевое искусство, представляющее собой сплав физических возможностей и силы атаки. В то же время айкидо -- это рукопожатие, которым мы приветствуем каждого, встретившегося на жизненном пути. В определенном смысле его можно назвать инструментом установления контактов между людьми. Это — движение танцующих танго; это — переплетение рук борцов на спортивной арене; это — ритмичные ласки любовников.

Айкидо располагает определенными средствами, с помощью которых мы можем посмотреть на себя со стороны глазами других людей и во взаимодействии с окружающей средой. Эти средства способствуют нашему единению с человечеством и с вселенной, Взяв их на вооружение, мы познаем себя на всех уровнях: физическом, биомеханическом, интеллектуальном, эмоциональном и духовном. Они подобны двусторонним зеркалам, позволяющим одновременно видеть оппонента, наблюдать за собственным поведением и контролировать намерения оппонента.

Айкидо — это процесс. Предубежденность и стремление к заранее предопределенному результату принижают ценность поступка и самого искусства жить. Результат взаимодействия с противником может быть нейтральным, вдохновляющим или жестоким. Он может вызвать всплеск эмоциональной энергии либо принести умиротворение и покой. Период между началом и концом и есть жизнь с ее впечатлениями, опытом и уроками. Исток подразумевает возникновение потока, течение которого дарует нам жизненный опыт со всеми его возможностями.

В айкидо существует система проверок, включающая как официальные испытания, проводимые в процессе обучения, так и непосредственный жизненный опыт вне стен тренировочного зала. Во время тренировочных спонтанных схваток (рандори) многократно демонстрируется способность «сохранять свое лицо», равно как и эмоциональная, духовная и физическая зрелость участников. Иными словами, проверка качеств личности осуществляется ежесекундно и непрерывно, то есть в потоке.

Частью потока, или процесса, наблюдения, эмоционального переживания, обучения и практического опыта, является оценка личных достижений, которые постепенно приближаются к уровню истинной сущности человека. В этом смысле практика боевого искусства с целью самообороны гармонизирует физические, интеллектуальные, эмоциональные и духовные аспекты личности. В результате отношения с другими людьми и с окружающей средой также становятся более гармоничными. Таким образом, изучение боевого искусства является средством постижения нашей истинной природы.

Происходит непрерывное совершенствование личности и ее подсознательных мотивировок. Спиральные циклы постижения повторяются по мере эволюционного развития индивидуума, а сам процесс обучения с каждым новым циклом наполняется новым знанием и мудростью.

 

II

 

Каковы же причины, заставляющие человека продолжать свой поиск или начинать сначала? Почему одни люди значительную часть своей жизни последовательно что-то изучают (например, айкидо), а другие, раз попробовав, останавливаются на достигнутом? В свое время я понял, что лишь пять процентов переступивших порог тренировочного зала продолжают практиковать айкидо в течение длительного периода. Из этих пяти процентов найдутся такие, которые никогда не отступятся от намеченной цели, в то время как остальные будут время от времени прекращать занятия, чтобы впоследствии возобновить их. Каковы же причины, заставляющие последних бросать занятия, а затем, что более важно, вновь и вновь возвращаться в тренировочный зал?

Конечно, не следует отрицать наличия внешних факторов, влияющих на популярность айкидо. Так, желающих записаться в секции по изучению боевого искусства становится значительно больше после выхода очередного кинобоевика, в котором главный персонаж поражает зрителей своим мастерством и техникой. Мысленное отождествление себя с киногероем нередко подталкивает зрителей к тому, чтобы отправиться в ближайший додзё в расчете на то, что тренировки сделают их такими же неотразимыми и привлекательными. Сознательное или подсознательное стремление к драматическим эффектам подталкивает человека к изменению собственного образа.

Первые дни и даже годы тренировок обогащают человека новыми навыками по физической самообороне и по мере сдачи формальных экзаменов наполняют его чувством удовлетворения достигнутым. Однако значительный «отсев» происходит уже в первые дни занятий, так как физическая форма новичков оставляет желать лучшего; их тело и разум недостаточно скоординированы для того, чтобы они почувствовали дух соперничества. Еще одной причиной разочарования на ранних стадиях обучения могут быть завышенные ожидания скорого успеха.

Те же, кто упорными тренировками в течение четырех-пяти лет добился формального успеха и получил черный пояс, должны пересмотреть свой подход к делу и по-новому взглянуть на путь дальнейшего совершенствования. Базовые знания основных приемов боевого искусства еще не означают истинного мастерства. При этом удостоенные черного пояса и хакамы (юбка-штаны) преисполняются чувством собственной значимости, которое нередко бывает обманчиво, ибо внешняя форма не всегда соответствует внутреннему содержанию, а новая экипировка — боевым и духовным качествам.

Согласно древнему высказыванию, истинная тренировка начинается лишь после того, как человек заслужил черный пояс, а все, что предшествовало этому событию, следует рассматривать как начальную подготовку. Итак, мы готовы вновь приступить к занятиям, но как?

 

III

 

Изучение — это процесс обретения знания и усвоение этого знания на уровне практического применения. Результатом обучения является приобретение навыков. Так, в айкидо базовые техники предполагают методики все более углубленного изучения. Для выполнения этих приемов необходимо познать законы движения собственного тела и научиться применять эти законы с наибольшей эффективностью. Мы узнаем, что повышенная эффективность — следствие более глубокого осознания самих себя в этом мире и понимания силовых линии противника. Мы узнаем, что дыхание поддерживает наши движения, и знание этой истины становится еще одним уровнем мастерства. Мы начинаем постигать тонкости еле заметных мускульных усилий, структурной и нервной деятельности и учимся воплощать эти знания на практике. Мы осознаем всю мощь крупных мускулов нашего туловища и обретаем власть над более мелкими мышцами конечностей. Мы постигаем свой центр, ту область в нижней части живота, которая и есть исток и начало каждого движения.

В процессе осознания физических возможностей собственного тела следует различать несколько уровней. При этом нужно помнить о том, что мастерство не приходит в одночасье. Как только навыки одного уровня доводятся до автоматизма, можно сосредоточить внимание на другом аспекте искусства, на очередном этапе самосовершенствования. Однажды приобретенное знание вдохновляет и поддерживает нас в новых поисках и эволюционном развитии.

 

* * *

 

Любой прогресс подразумевает поступательное движение и сам по себе представляет сущность искусства. Каковы же составляющие ускорения этого процесса? Ответ прост — начальные навыки, целеустремленность, практика, хорошие учителя и открытость к восприятию нового. Но во всем следует знать меру. Скорее всего, читая эту книгу, вы лишь просмотрите некоторые разделы, уделяя основное внимание материалу, который интересует вас в первую очередь. В зависимости от навыков читатель усвоит те темы, которые ему наиболее близки. Все остальные значения, концепции и толкования будут им восприняты в зависимости от степени открытости и способности его ума к усвоению новой информации. Вполне возможно, вам придется вновь вернуться к уже прочитанному, чтобы вызвать в уме новые ассоциации и осознать смысл, скрытый между строк.

Как гласит старая поговорка, учитель приходит тогда, когда ученик готов к его приходу. В то же время в этом высказывании ничего не говорится о личности самого учителя. Можно предположить, что новый уровень постижения зависит от нового учителя. Однако не исключено, что новое восприятие в большей степени зависит от иного взгляда на предмет изучения. Также вполне вероятно, что новые горизонты спонтанно открываются тем, кто относится к жизни вдумчиво и внимательно.

 

* * *

 

Я всегда этим восхищался. Либо она видела то, что я не замечал, либо безотчетно верила в существующий порядок вещей. Она отнюдь не отличалась безрассудством, просто поступала так, будто каждый шаг был началом нового пути. То, что должно было случиться, не имело значения, пока не происходило. Происходящее не было заранее предусмотрено, и каждый новый шаг не был продуман. Каждое мгновение и каждое движение определялись тем, что происходило и существовало, и лишь этому она уделяла внимание. Она не могла пережить прошедшее заново, у нее и не было на это времени. Это просто не имело значения. Точно так же она не рассчитывала очередные двенадцать шагов, ибо ее интересовала лишь неопределенность настоящего момента, О будущем не стоило думать, так как его нельзя было прогнозировать подобно настоящему.

Это было восхитительно. Это было похоже на полнейшее безрассудство, но в то же время создавалось впечатление, что каждый шаг был отрепетирован заранее. Каждое движение было расчетливо и совершенно. Казалось, она проделывала это сотни раз и сейчас может повторить с завязанными глазами. Но я знал, что это было не так. Мы никогда раньше здесь не бывали.

У нее не было времени размышлять и что-либо планировать. Все происходило как по писаному и без каких-либо на то усилий. Это происходило в настоящий момент. Это было подобно тому, как если бы вы перепрыгивали с одного листа кувшинки на другой и, из страха утонуть, были не в силах остановиться. Она же, казалось, каждым движением оценивала текущий момент и мгновенно принимала спонтанное решение по поводу следующего действия.

Я не знаю, как ей это удавалось, и уж, конечно, не верю в ее безрассудство. На мой взгляд, это было стремление к беззаботному веселью и упование на волю судьбы. Если несчастье произойдет, то настанет время принять своевременные меры. Если же удар судьбы будет фатальным, то нечего и думать над этим.

Так рыжая охотничья собака Молли стала моим учителем во время нашей прогулки по окрестностям. Для меня это была обычная прогулка с домашней любимицей, но для нее стала увлекательным приключением, отважным спуском по склонам холмов и бесстрашным путешествием сквозь кусты и вниз по высохшим руслам ручьев.

 

* * *

 

Учителя могут заострить наше внимание на новом знании. Однако они отнюдь не являются воплощением этого знания, которое каждый получает самостоятельно.

Несложно написать, прочитать или поговорить о таких понятиях, как концентрация, восприимчивость, органичность, жизнь одним моментом или «жизнь в потоке». Но для привнесения такого знания в технику требуются личные усилия. Еще сложнее переосмыслить это знание за стенами додзё или вне контекста печатного слова и воплотить его во всех аспектах повседневной жизни.

Во время тренировок по айкидо мы начинаем с того, что ставим некую заранее обусловленную цель; иными словами, мы рассчитываем, что попытка исполнения того или иного приема увенчается успехом. Например, на начальном уровне мы изучаем особенности и последовательность проведения комбинации технических приемов. При этом наше внимание сосредоточено на конечной цели — победе над противником. В данном случае велика вероятность потерять контроль над самим процессом. Тем не менее в процессе исполнения комбинации приемов есть возможность сделать важные наблюдения и получить новые практические уроки. Постепенно мы начинаем воспринимать этот поток интуитивно и со временем сможем экстраполировать его восприятие на повседневную жизнь.

 

IV

 

Практические занятия любым искусством служат зеркальным отражением нашего отношения к окружающему миру и способом взаимодействия с этим миром. В этом смысле длительное изучение такого искусства, как айкидо, приобретает особое значение. Постигая его принципы вне безопасных стен тренировочного зала, мы постоянно наращиваем потенциал для духовного роста.

Как известно, тело играет роль своего рода механизма взаимодействия и общения. Оно многое говорит о нашей природе и контактах с другими людьми. Есть немало технических возможностей для того, чтобы определить, насколько особенности нашего эго приближаются к нашему истинному «я» или соответствуют ему. Развитие восприимчивости порождает навыки более гармоничного общения с окружающими. Мы начинаем чувствовать намерения и предвосхищать поступки противника или партнера, что позволяет вести более конструктивный диалог.

Для развития восприимчивости необходимо научиться ощущать себя частью настоящего момента. Живя в настоящем времени, человек уравновешен, открыт для новых концепций и перспектив, способен трезво и непредвзято выбирать варианты ответа на вечно меняющиеся вопросы, которые задает нам жизнь. Мы постигаем ценность межличностных контактов и многое узнаем о природе истинной силы. Получая сигналы от противника, мы развиваем способность гармонизировать силу и в конечном счете устанавливать контроль над энергией взаимодействия. В итоге мы подчиняем конфликтную ситуацию своей воле.

Если говорить о целях, то способность к более продуктивному самовыражению укрепляет человека в стремлении продолжать служение искусству. Однако все цели предполагают завершение, конец; в нашем случае истинной целью является поступательное движение вверх по спиральному пути эволюции духа. С практикой приходят сила и радость освобождения от пут условностей и привычных стереотипов. Именно тогда проявляется истинное «я» человека. Приобретенная с опытом способность проникновения в суть вещей поддерживает процесс познания и саморазвития, что, в свою очередь, ведет к спонтанному, интуитивному восприятию потока жизни.

 

V

 

Закон цикличности распространяется как на природу в целом, так и на человеческую жизнь. Процесс познания также цикличен. В начале обучения внимание сосредоточено на изучении технических приемов и демонстрации способности контролировать противника, причем даже в тех случаях, когда имеется весьма поверхностное понимание особенностей самой техники. Если партнер по тренировке благожелателен, то может возникнуть ложное чувство собственного превосходства. Если же по той или иной причине партнер оказывает жесткое сопротивление, мы начинаем задумываться о правильности применения технических приемов или начинаем сомневаться в собственных способностях. В любом случае наше внимание сосредоточено на внешнем контроле за партнером.

Техника исполнения приемов может быть большой и малой. В начале обучения, когда мы полны энтузиазма, движения могут быть внешне энергичными, размашистыми и достигать большой амплитуды. С приобретением первых навыков создается впечатление, что нам все по плечу, а весь мир лежит у наших ног. Каждое движение дышит задором и отвагой самоуверенной юности. От движения буквально захватывает дух, и нам кажется, что подобный душевный подъем способствует эффективному выполнению технических приемов.

На следующем этапе обучения становится очевидным, что для исполнения тех или иных приемов не требуется столь значительных энергетических затрат, а внешняя отвага вовсе не означает фактической эффективности. Энергетические затраты сводятся к минимуму, пространство для выполнения приема сужается, и наше внимание переключается от конечностей к энергетическому центру тела. Техника остается по сути той же, но исполнение приемов приобретает новые черты.

Затем мы начинаем осознавать, что внешнее исполнение — это лишь грубое средство достижения контроля над противником. Однако в рамках этой «грубой оболочки» имеется немало способов для личного самовыражения.

Цикличность подразумевает возможность выбора. Сами циклы редко повторяются, но дают возможность осознать, что гибкое и творческое отношение к любой комбинации обогащает нас неповторимым личным опытом. Циклы дают нам возможность раз от раза улучшать результаты и на основе предыдущего опыта формировать новое многомерное миропонимание.

 

* * *

 

Бывают периоды» когда лучше забыть то, что, как нам кажется, мы знаем. Мастерству, как и любому совершенству, нет предела. Ничто не мешает росту мастерства так, как узость взглядов и самодовольство, которые гасят пламя нашей души.

Подобно тому как писатель оттачивает свое перо, так и изучающий искусство мастер переживает свои взлеты и падения. Короткие остановки на пути помогают как глоток свежего воздуха и формируют новый взгляд на вещи. На каждом этапе пути появляются свежие идеи и накапливается новый опыт. Остановки на пути разрушают старые стереотипы и способствуют дальнейшему совершенствованию. Используйте их для повышения своего уровня так же, как оперный певец делает паузу для вдоха, перед тем как взять высокую ноту.

Расставаясь с устаревшими воззрениями и установками, мы делаем это без сожаления об утраченном. Позади остаются старые декорации, былые учителя и наше прежнее «я». То, что стало частью нашей натуры, не исчезает бесследно, но освобождает место для новых свершений. Прошлое есть не что иное, как благодатная почва для сегодняшнего роста.

«Сытость» становится причиной неоправданного самодовольства, застоя и непреходящего, но ограниченного чувства удовлетворенности. Следовательно, надо пересмотреть свое отношение к такой «сытости», подобно тому как время от времени мы освобождаем свой дом от всякого старья. Ценность приобретенного следует определять, сообразуясь с теми достоинствами, которые ведут к дальнейшему росту, но не привязывают к ложному чувству собственной безопасности и мастерства.

Вновь и вновь возвращаясь к истокам, мы освобождаемся от ложных чар и иллюзии собственного совершенства. В этом смысле человек должен выйти за рамки обманчивого эгоцентризма и косного мышления и найти новые пути самореализации.

 

* * *

 

Обучение — это процесс получения знаний извне с целью обретения навыков. Подобно другим аспектам личного роста, начиная с детства и на протяжении всей жизни это извне изобилует учителями и иными внешними факторами, влияющими на наш опыт, технику, образ мышления, определяющими шкалу наших ценностей, пристрастий и самовыражения. Извне непоколебимо в своем стремлении сократить количество переменных личности и настаивает на соответствии своим стереотипам. Человеку же действительно намного легче принимать единственную возможность и не терзаться свободой выбора.

Со временем я понял, что гораздо важнее научиться познавать, чем просто усваивать банальные истины. Изучая искусство айкидо, я могу воспользоваться методической литературой и видеозаписями, демонстрирующими исполнение основных приемов. Я могу посетить несколько занятий, отработать конкретные приемы и решить, что совершил существенный шаг, приближающий меня к уровню мастера. Я освою позиции ног, научусь использовать руки для победы над противником. Я буду следовать всем указаниям инструктора, и мне покажется, что я постиг суть техники айкидо. Но затем у меня появится возможность посещать занятия в другой школе, обучаться под руководством другого инструктора, который откроет совершенно новые горизонты исполнения известных мне приемов. И тогда мне придется задаться закономерными вопросами: кому верить, какой инструктор лучше и в каком направлении двигаться мне самому?

Искусство — это самовыражение, которое никак нельзя назвать вегетативным процессом. Путь обучения рассчитан на личное постижение, которое не может тиражироваться, но является прерогативой индивидуума.

Как постижение, так и определяющий искусство творческий процесс не могут быть осуществлены посредством механического заучивания известных фактов. Очевидно, что, если к двум яблокам добавить еще два, сумма яблок будет равна четырем. Но кто определит сумму двух яблок и двух апельсинов? Уверен, вы найдете множество правильных ответов; некоторые из них будут принципиально отличаться от таких же правильных ответов других людей. Так стоит ли мне подсказывать вам ответ, когда вы способны найти его самостоятельно?

Искусство постижения — это процесс внутреннего возмужания, который может осуществляться без внешних проявлений эмоций, творческой активности, мудрости, навыков, личных предпочтений и т. п. Всему перечисленному нельзя научиться на групповых занятиях в школе; их цель — усвоение базовых знаний многими учениками, каждый из которых обладает уникальными личными качествами.

Итак, как мы учимся постигать?

 

ОТКРОВЕНИЯ

 

I

 

Пусть наши ладони встретятся в рукопожатии. Вот моя рука. Мысленно прикоснитесь к ней, сожмите в своей ладони, сосредоточьте на ней свое внимание. Представьте, как открываются все чувственные каналы, но не создавайте мысленный образ нашего физического контакта. Что успела передать обо мне моя ладонь за эти короткие мгновения? И что ответила ваша ладонь моей? Если у вас возникают трудности общения со мной как с незнакомым человеком, найдите себе более подходящего партнера.

Создайте мысленную картину этого рукопожатия. Представьте, как одна ладонь движется навстречу другой. Почувствуйте тепло, прохладу, жесткость, вялость, агрессивность, робость, интерес, скуку, стремление к сотрудничеству или неприязнь. Ощутите другого человека. Каким образом вы раскрываетесь друг перед другом?

 

 

* * *

 

Своими движениями мы наводим мосты между собой и другими людьми. Во время тренировки с несколькими партнерами попробуйте почувствовать взаимодействие с несколькими судьбами. О каждом партнере можно узнать многое, если обратить внимание на их манеру исполнения технических приемов и на поведение в тренировочном зале в целом. Подобные откровения не нуждаются в устном диалоге, но являются результатом наблюдения за особенностями движений тела. В айкидо используются практически все виды взаимодействия, это процесс общения посредством движений.

 

* * *

 

Возможно, рука, которую вы стремитесь пожать, избегает вашего прикосновения. Как вы это почувствовали? Может быть, протянутая рука «закрыта» для вас; прикосновение к ее пальцам — единственный способ установить контакт. А может быть, ее пальцы скрючены и ладонь повернута вниз? Встретились ли ваши взгляды или рука протянулась вам навстречу непроизвольно?

 

* * *

 

В мои намерения не входит исследование характера рукопожатий и связанных с ними психологических портретов. Я лишь хочу заострить ваше внимание на том, как люди общаются посредством рукопожатия. Осознание такого взаимодействия поможет оценить собственные особенности и качества человека, которому вы пожимаете руку.

Тело и поддерживающая его духовная энергетика могут рассказать о многом. Порой вы пожимаете кому-нибудь руку и не ощущаете ответного рукопожатия своего визави. Очевидно, что от такого человека не следует ожидать отдачи; по движению руки вполне можно определить характер его отношений с другими людьми. Когда противник ведет себя жестко и непримиримо, не отражает ли это его стремление подчинить себе окружающих?

Возможно, вы тренировались с партнерами, которые внешне выполняли поставленную задачу, но при этом витали в облаках. Каковы их заботы в повседневной жизни?

Другие партнеры по тренировкам ведут себя столь пассивно и вяло, что лишают своего противника возможности полноценной отработки технических приемов. Всегда ли они так безвольны? Может быть, они и в жизни слепо плывут по течению? Или страдают недостатком самоуважения?

А что вы скажете о человеке, который начинает атаку, но не способен довести прием до логического завершения?

 

II

 

Представьте, что вы схватили партнера за запястье. Возьмитесь за запястье обеими руками. Сделайте это без напряжения и агрессивности. Прикоснувшись, сделайте вдох, мобилизуйте внутреннюю энергетику и прислушайтесь к «языку» руки партнера. Каковы первые слова, «изреченные» его телом и воспринятые вашим чувственным прикосновением? Если вы ничего «не слышите», расслабьтесь. Отведите взгляд в сторону, сделайте еще один вдох и погрузитесь в изучение информации, которую предлагает вам партнер. Ощутите настоящее в плавном движении и успокойте океан ваших эмоциональных штормов.

Что вы чувствуете — в себе и противнике, — соприкасаясь, сжимая и взаимодействуя руками? Являются ли ощущаемые силовые линии статичными, динамичными, прямыми, направленными назад, вверх или вниз? Есть ли в них мощь или они слабы? Можно ли сказать, что они мотивированны или самодовольны?

Ощутите источник их намерений. Выясните, стремятся ли они вас подчинить, пойти вам навстречу; возможно, они нейтральны по отношению к вам. Постарайтесь определить, что вам предлагается в первый момент энергообмена.

Будьте спокойны, открыты и внимательны. Почувствуйте намерение, направление и энергонасыщенность сил, с которыми вы взаимодействуете. Без видимых усилий «погасите» направленные против вас намерения либо за счет изменения их направленности, либо снизив энергетическое воздействие этих сил. Достигнутое при этом динамическое равновесие сделает, неэффективным любой направленный против вас технический прием. Для достижения этой цели используйте свою способность «слушать» противника, будьте «открыты», уравновешенны и эмоционально стабильны. Поддерживайте внутренний диалог со своим партнером в каждый момент вашего взаимодействия, В покое зарождается движение. В безвыходном положении обретается контроль над ситуацией. Атака предотвращается, сила сводится на нет, гармония торжествует. Испытайте мощь неприменения технических приемов!

 

* * *

 

Применяя разнообразные технические приемы по отношению к разным людям, мы сталкиваемся с разными видами ответной реакции. Одна и та же форма бывает окрашена разными функциональными оттенками. Разнообразие атакующих приемов подразумевает тонкую корректировку техники обороны, за исключением тех случаев, когда ваше преимущество является подавляющим. Однако путь гармонии зависит не столько от физической мощи, сколько от способности уравновесить взаимодействующие силы и тем самым обеспечить желанный результат. На практике это означает, что обороняющийся должен чутко реагировать на все движения атакующего («прислушиваться» к ним) и вносить своевременные изменения в исполнение технических приемов. Некоторые из этих нюансов доступны взгляду стороннего наблюдателя, но есть и такие аспекты, которые понятны исключительно для восприятия партнера по схватке. Но иногда даже партнер может высказать недоумение по поводу того, как вам удалось выйти сухим из воды в, казалось бы, безвыходной ситуации. Было бы прекрасно, если бы нам удавалось применять эту способность «слушать» вне стен тренировочного зала и гибко реагировать на изменение ситуации в повседневном взаимодействии с другими людьми и окружающей средой!

* * *

 

Можно учиться, наблюдая «диалог» между партнерами во время спарринга. Сильный захват с удержанием воспринимается как атака. Возможно, он не является намеренным в сознании нагэ (обороняющегося). Но считает ли так же укэ (атакующий)? Кажется, что легче просто принять решение, с помощью которого подходящий ответ найдется сам по себе. Укэ нападает, используя соответствующую технику, с помощью которой он рассчитывает преодолеть сопротивление нагэ. Возникает безвыходная ситуация, которая не устраивает соперников, не имеющих возможности освободиться от захвата и продолжить тренировочную схватку. В этом случае каждый из партнеров рассматривает силу противника как вызов. Ложное понимание целей тренировки в совокупности с изначальной агрессивностью препятствует развитию взаимодействия. Нередко эго внушает нам искаженное чувство отсутствия выбора. Кто из этих двух оппонентов найдет выход из тупика и расчистит путь для творческой активности и процесса постижения? Кто осознает истинный смысл тренировочной схватки? Кто из двоих найдет в себе силы признать, что уступка не означает поражения, но дает возможность продолжения «диалога»? У кого хватит мудрости понять, что истинные цели намного важнее безрассудной демонстрации физической силы? И если они по-новому о



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: