Эстетические и теоретические каноны романтизма




Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм в литературе 19 века

Классицизм

Литературное направление XVII – начала XIX веков

Термин «классицизм» в переводе с латинского означает «образцовый» и связан с принципами подражания образам.

Классицизм возник в XVII веке во Франции как выдающееся по своему общественному и художественному значению направление. В своей сущности он был связан с абсолютной монархией, утверждением дворянской государственности.

Для этого направления характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. Классицизму, как определенному художественному направлению, свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих к определенной «норме», образцах. Отсюда и культ античности в классицизме: классическая древность выступает в нем как образец современного и гармонического искусства.

Автор должен был соблюсти три классических единства:

Ø Единство действия — пьеса должна иметь один главный сюжет, второстепенные сюжеты сводятся к минимуму.

Ø Единство места — действие не переносится в пространстве, площадка, ограниченная сценой, соответствует в пространстве пьесы одному и тому же месту.

Ø Единство времени — действие пьесы должно занимать (в реальности, предполагаемой произведением) не более 24 часов.

Такова интерпретация европейского (прежде всего французского) классицизма, впервые чётко выдвинутая аббатом д’Обиньяком в 1657 году.

Впервые же эти единства сформулировал Аристотель в своей «Поэтике» (4 в. до н. э.).

Классицизм подразумевает строгую иерархию жанров. Все жанры делились на высшие и низшие.

Высшие жанры:

• эпопея;

• эпическая поэма;

• трагедия;

• ода.

Произведения высших жанров должны были отражать государственные или исторические события, главными героями могли быть монархи, полководцы, аристократы, а также боги и герои античной эпохи.

Низшие жанры:

• комедия;

• сатира;

• басня.

В этих произведениях показывалась повседневная жизнь обычных людей.

Законы классицизма не допускали смешения жанров, стилей и языка повествования. Если это была ода, то она должна была быть написана книжным языком по случаю торжественного или знаменательного события. В комедии допускалась разговорная и даже просторечная лексика.

В России классицизм появился во второй четверти 18 века. Основным высоким жанром была ода, в которой поэты прославляли деяния Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II, победы русских войск или обращались к славному будущему России, которое неизменно связывали с благами царствующих монархов. Основным низким жанром была басня. В русских баснях высмеивались пороки общества, но басни же носили поучительный характер.

Наиболее яркими представителями классицизма в России были В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. В. Ломоносов, И. А. Крылов, Д. И. Фонвизин.

Для своего времени классицизм имел положительное значение. Писатели провозглашали важность исполнения человеком своих гражданских обязанностей, стремились воспитать человека-гражданина; разработали вопрос о жанрах, их композиции, упорядочили язык. Классицизм нанес сокрушительный удар по средневековой литературе, полной веры в чудесное, в привидения, подчинявшей сознание человека учению церкви.

Сентиментализм

Литературное направление второй половины XVIII – начала XIX века

От французского слова «Sentiment» - чувство, чувствительность.

Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма.

Особое внимание – к душевному миру человека. Главным объявляется чувство, переживание простого человека, а не великие идеи.

Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой — демократ; богатый духовный мир простолюдина — одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

Представители: Джеймс Томсон, Эдуард Юнг, Томас Грей, Лоренс Стерн (Англия), Жан Жак Руссо (Франция), Николай Карамзин (Россия).

Во французской литературе сентиментализм представлен романами аббата Прево, П. К. де Шамблен де Мариво, Ж.-Ж. Руссо, А. Б. де Сен-Пьер.

В немецкой литературе – произведениями Ф. Г. Клопштока, Ф. М. Клингера, И. В. Гете, И. Ф. Шиллера, С. Ларош.

Основные жанры сентиментализма:

• повесть

• элегия

• роман

• письма

• путешествия

• мемуары

В Россию сентиментализм проник в 1780-х — начале 1790-х благодаря переводам романов среди которых «Вертер» И. В. Гёте.

Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин «Письмами русского путешественника»

Его повесть «Бедная Лиза» (1792) — шедевр русской сентиментальной прозы; от гётевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности, меланхолии и темы самоубийства.

Сочинения Н. М. Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале XIX в. появились «Бедная Лиза» А. Е. Измайлова (1801) и «Путешествие в полуденную Россию» (1802), «Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением» Ивана Свечинского (1802), многочисленные повести Г. П. Каменева («История бедной Марьи», «Несчастная Маргарита», «Прекрасная Татьяна») и прочие.

Романтизм

Литературное направление конца XVIII – второй половины XIX в.

Противовес господствовавшему ранее классицизму с его прагматизмом и следованием установленным законам. Романтизм, в противоположность классицизму, пропагандировал отступление от правил. Предпосылки романтизма кроются в Великой Французской революции 1789-1794 гг., свергнувшей власть буржуазии, а вместе с ней – буржуазные законы и идеалы.

Романтизм, как и сентиментализм, большое внимание уделял личности человека, его чувствам и переживаниям. Главный конфликт романтизма заключался в противостоянии личности и общества. На фоне научно-технического прогресса, усложняющегося социального и политического устройства шло духовное опустошение личности. Романтики стремились привлечь внимание читателей к этому обстоятельству, вызвать в обществе протест против бездуховности и эгоизма.

Романтики разочаровались в окружающем мире, и это разочарование четко прослеживается в их произведениях.

Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону. Наибольшее развитие получил в Англии, Германии, Франции (Дж. Байрон, В. Скотт, В. Гюго, П. Мериме).

В немецкой литературе романтизм наиболее ярко выразился в произведениях Новалиса, В. Тика, Ф. Гёльдерлина, Г. Клейста, Э. Т. А. Гофмана. Английский романтизм представлен творчеством У. Вордсворта, С. Т. Колриджа, Р. Саути, В. Скотта, Дж. Китса, Дж. Г. Байрона, П. Б. Шелли.

Во Франции романтизм появился только к началу 1820-х гг. Основными представителями были Ф. Р. Шатобриан, Ж. Сталь, Э. П. Сенанкура, П. Мериме, В. Гюго, Ж. Санд, А. Виньи, А. Дюма (отец).

Романтизм в России принято делить на два периода – до и после восстания декабристов в 1825 г.

Представители первого периода (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин периода южной ссылки), верили в победу духовной свободы над обыденной жизнью, но после разгрома декабристов, расстрелов и ссылок романтический герой превращается в отверженного и непонятого обществом человека, а конфликт личности и общества становится неразрешимым.

Яркими представителями второго периода были М. Ю. Лермонтов, Е. А. Баратынский, Д. В. Веневитинов, А. С. Хомяков, Ф. И. Тютчев.

Основные жанры романтизма:

• Элегия

• Идиллия

• Баллада

• Новелла

• Роман

• Фантастическая повесть

Эстетические и теоретические каноны романтизма

Идея двоемирия – это борьба между объективной реальностью и субъективным мироощущением. В реализме эта концепция отсутствует. Идея двоемирия имеет две модификации:

• уход в мир фантазии;

• концепция путешествия, дороги.

Концепция героя:

• романтический герой всегда исключительная личность;

• герой всегда в конфликте с окружающей действительностью;

• неудовлетворенность героя, которая проявляется в лирической тональности;

• эстетическая целеустремленность к недостижимому идеалу.

Речевой стиль романтического произведения:

• предельная экспрессия;

• принцип контраста на уровне композиции;

• изобилие символов.

Реализм

Литературное направление XIX в.

Реализм – литературное направление, которое объективно отражает окружающую действительность доступными ему художественными средствами. Основным приемом реализма является типизация фактов действительности, образов и характеров. Писатели-реалисты ставят своих героев в определенные условия и показывают, каким образом эти условия повлияли на личность.

В то время как писателей-романтиков волновало несоответствие окружающего мира их внутреннему мироощущению, то писателя-реалиста интересует, как окружающий мир влияет на личность. Поступки героев реалистических произведений обусловлены жизненными обстоятельствами.

Основы реализма заложил еще Аристотель в 4 в. до н. э. Вместо понятия «реализм» он использовал близкое ему по смыслу понятие «подражание». Затем реализм возродился в эпоху Возрождения и эпоху Просвещения. В 40-х гг. 19 в. в Европе, России и Америке реализм пришел на смену романтизму.

В зависимости от содержательных мотивов, воссозданных в произведении, различают:

• критический (социальный) реализм;

• реализм характеров;

• психологический реализм;

• гротескный реализм.

Критический реализм основное внимание уделял реальным обстоятельствам, которые оказывают влияние на человека.

Характерный реализм, напротив, показывал сильную личность, которая может бороться с обстоятельствами.

Психологический реализм большее внимание уделял внутреннему миру, психологии героев.

В гротескном реализме допускаются отступления от реальности, в некоторых произведениях отступления граничат с фантастикой, при этом чем больше гротеск, тем сильнее автор критикует действительность.

· Поздний А. С. Пушкин — основоположник реализма в русской литературе (историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман в стихах «Евгений Онегин»)

· М. Ю. Лермонтов («Герой нашего времени»)

· Н. В. Гоголь («Мертвые души», «Ревизор»)

· И. А. Гончаров («Обломов»)

· А. И. Герцен («Кто виноват?»)

· Н. Г. Чернышевский («Что делать?»)

· Ф. М. Достоевский («Бедные люди», «Белые ночи», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Бесы»)

· Л. Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение»).

· И. С. Тургенев («Рудин», «Дворянское гнездо», «Ася», «Вешние воды», «Отцы и дети», «Новь», «Накануне», «Му-му»)

· А. П. Чехов («Вишнёвый сад», «Три сестры», «Студент», «Хамелеон», «Чайка», «Человек в футляре»)

· В. Г. Короленко («В дурном обществе», «Дети подземелья», «Парадокс», «Река играет»)

· А. И. Куприн («Юнкера», «Олеся», «Штабс-капитан Рыбников», «Гамбринус», «Суламифь»)

· А. Т. Твардовский («Василий Теркин»)

· В. М. Шукшин («Срезал», «Чудик», «Дядя Ермолай»)

· Б. Л. Пастернак («Доктор Живаго»)

· М. А. Шолохов («Тихий Дон», «Судьба человека»)

· М. А. Булгаков ("Мастер и Маргарита", "Собачье сердце")



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: