Александр Николаевич Островский и его «Гроза»
Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве на Малой Ордынке.
Его отец, Николай Фёдорович, был сыном священника, окончил Костромскую семинарию, затем Московскую духовную академию, однако потом стал заниматься имущественными и коммерческими делами. Дослужился до чина коллежского асессора, а в 1839 году получил дворянство.
Мать, Любовь Ивановна Саввина, дочь пономаря(служитель православной Церкви, обязанный звонить в колокола, петь на клиросе и прислуживать при богослужении) и просвирни(женщина, занимающаяся выпечкой богослужебного хлеба), умерла, когда Александру не исполнилось еще девяти лет. В семье было четверо детей (еще четверо умерли во младенчестве).
Благодаря положению Николая Федоровича, семья жила в достатке, уделялось большое внимание учёбе детей, получавших домашнее образование.
Детство и часть юности Островского прошли в центре Замоскворечья.
В связи с этим вопрос: Почему Островского называют «Колумбом Замоскворечья»?
По выше названной причине он хорошо знал будни Замоскворечья, как там в целом проходила жизнь, мог это хорошо описать.
То также А. Н. Островский первым открыл читающей публике мир купечества. Купцы в Москве селились за Москвой-рекой, то есть в Замоскворечье, жили по законам «Домостроя» – свода правил, который был составлен ещё в XVI веке, окружали свои дома высокими заборами, скрывая от чужих глаз то самодурство и ту тиранию, которые царят в их семьях.
Не закончив обучение на юридическом факультете Московского университета, он в 1843 году поступил на службу в канцелярию московского Совестного суда, а позже служил в Коммерческом суде. Это были как раз те суды, в которые подавали свои иски купцы – в Совестном суде рассматривались дела семейные. Купечество было единственным сословием, где сын, мечтая поскорее получить свою долю в нажитом дедами и отцом, мог подать в суд на отца, а отец не прочь был судиться с сыном, вдруг вышедшим из повиновения.
Благодаря всему вышеперечисленному Островский написал массу пьес, главными персонажами которых стали купцы – с их косностью и невежеством, нечестностью и алчностью, самодурством и тиранией. Т.е в отличие от Лермонтова, романтизировавшего образ купца, показав его благородным защитником, Островский показал суровую реальность.
Слово «Замоскворечье» стало ассоциироваться с купеческим бытом и, как все это назвал критик Добролюбов, «темным царством»
В 1835 году Островский поступил в третий класс 1-й Московской губернской гимназии, по окончании которой в 1840 году стал студентом юридического факультета Московского университета, который окончить ему не удалось. Написал заявление об уходе.
По желанию отца служил в московских судах до 1850 года.
Литературную известность Островскому принесла комедия «Свои люди - сочтёмся!» (первоначальное название - «Несостоятельный должник»), опубликованная в 1850 году в журнале университетского профессора М. П. Погодина «Москвитянин».
Первой же публикацией стала небольшая пьеса «Картина семейной жизни» и очерк «Записки замоскворецкого жителя», напечатанные в одном из номеров «Московского Городского Листка» в 1847 году.
Первой пьесой Островского, которая смогла попасть на театральные подмостки, была «Не в свои сани не садись» (написана в 1852 г. и поставлена впервые в Москве на сцене Большого театра 14 января 1853 г).
С 1853 года более 30 лет новые пьесы Островского почти каждый сезон появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах.
С 1856 года Островский становится постоянным сотрудником журнала «Современник».
В 1859 году при содействии графа Г. А. Кушелёва-Безбородко было напечатано первое собрание сочинений Островского в двух томах. Благодаря этому изданию Островский удостоился блестящей оценки Н. А. Добролюбова, которая закрепила за ним славу изобразителя «тёмного царства».
В 1860 году в печати появилась «Гроза», которой Добролюбов посвятил статью «Луч света в тёмном царстве».
Островский писал драму «Гроза» под впечатлением от экспедиции по городам Поволжья. Неудивительно, что в тексте произведения отразились не только нравы, но и быт жителей провинции. Следует обратить внимание на время написания – 1859 год, за два года до отмены крепостного права. Тема крепостничества никак не отражена в произведении, однако, при рассмотрении виден острый конфликт, который назрел в обществе к середине XIX века. Речь идёт о противостоянии старого и нового, мира людей новой формации и «тёмного царства».
В 1863 году Островский был награждён Уваровской премией (за пьесу «Гроза») и избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук.
В доме Островского бывали И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, И. С. Тургенев, А. Ф. Писемский, Ф. М. Достоевский, И. Е. Турчанинов, П. М. Садовский, Л. П. Косицкая-Никулина, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский, М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова.
В 1874 году было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, бессменным председателем которого оставался до самой смерти. Работая в комиссии, учреждённой в 1881 году, он добился многих преобразований, значительно улучшивших положение артистов.
Несмотря на то, что его пьесы делали хорошие сборы и что в 1883 году император Александр III пожаловал ему ежегодную пенсию в 3 тыс. рублей, денежные проблемы не оставляли Островского до последних дней его жизни. Здоровье не отвечало тем планам, какие он ставил перед собой. Усиленная работа истощила организм.
2 (14) июня 1886 года, в Духов день, Островский скончался в своём костромском имении Щелыково.
Похоронили писателя рядом с отцом на церковном кладбище у Храма во имя Святителя Николая Чудотворца в селе Николо-Бережки Костромской губернии.
Литературные термины:
Драма — род литературы, отражающий жизнь в действиях, совершающихся в настоящем. Важную роль играют поступки, взаимоотношения людей, конфликты. К драме так или иначе относят любое литературное произведение, построенное в диалогической форме.
Драматические произведения предназначены для постановки на сцене, этим определяются специфические черты драмы:
1) отсутствие повествовательно-описательного изображения;
2) «вспомогательность» авторской речи (ремарки);
3) основной текст драматического произведения представлен в виде реплик героев (монолог и диалог);
4) драма как род литературы не имеет такого многообразия художественно-изобразительных средств
5) объём текста и времени действия ограничен сценическими рамками
Трагедия — жанр художественного произведения, предназначенный для постановки на сцене, в котором сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу.
Комедия – драматическое произведение, средствами сатиры и юмора высмеивающее пороки общества и человека. / вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей. Качественно борьба в К. отличается тем, что она:
1. не влечет за собой серьезных, гибельных последствий для борющихся сторон;
2. направлена на «низменные», т. е. обыденные, цели;
3. ведется смешными, забавными или нелепыми средствами.
Собственно драма — жанр драматургии, зародившийся в XVIII веке; пьеса с острым, но обычно разрешимым конфликтом.
Очень разнообразна по характеру конфликтов. Это может быть, как и в трагедии, столкновение героя с внешним миром, с другими героями, разлад внутри себя. Но в герое драмы нет внутренней безысходности, той неразрешимой борьбы, которая героя трагедии приводит к смерти.
Реплики – слова, которые произносят герои (Кулигин. Восторг! А ты: «нешто́!» Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита.)
Ремарки – авторские пояснения в тексте, касающиеся обстановки, действий и жестов героев пьесы. Бывают внешние и внутренние:
Внешние – описание действия, обстановки, появления и ухода действующих лиц. (Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид. На сцене две скамейки и несколько кустов. Кулигин сидит на скамье и смотрит за реку. Кудряш и Шапкин прогуливаются.)
Внутренние – описание действия, происходящего во время произнесения героем реплики, либо особенности произнесения (Кулигин (поет). «Среди долины ровныя, на гладкой высоте...» (Перестает петь.))
Монолог – речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям (монолог Кулигина / монолог Катерины) или к самому себе.
Диалог – обмен репликами, сообщениями, живой речью двух или более лиц.
Афиша – список действующих лиц, располагающийся перед основным текстом произведения. При необходимости дается краткая характеристика героя.
Д/з: изучить афишу и краткую характеристику персонажей.